Инквизиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 21:37, реферат

Краткое описание

В XII в. католическая церковь столкнулась с ростом оппозиционных религиозных движений в Западной Европе, прежде всего с альбигойством (катары). Для борьбы с ними папство возложило на епископов обязанность выявлять и судить «еретиков», а затем передавать их для наказания светским властям («епископская инквизиция»); этот порядок была зафиксирован в декретах Второго (1139) и Третьего (1212) Латеранских соборов, буллах Луция III (1184) и Иннокентия III (1199). Впервые эти постановления были применены во время Альбигойских войн (1209–1229). В 1220 их признал германский император Фридрих II, в 1226 – французский король Людовик VIII. С 1226–1227 высшей мерой наказания за «преступления против веры» в Германии и Италии стало сожжение на костре.

Вложенные файлы: 1 файл

Инквизиционная система.docx

— 12.24 Кб (Скачать файл)

ИНКВИЗИЦИЯ  (от лат. inquisitio – расследование), судебный институт католической церкви, предназначенный для выявления и искоренения «ересей».

Возникновение инквизиции.

В XII в. католическая церковь столкнулась с ростом оппозиционных религиозных движений в Западной Европе, прежде всего  с альбигойством (катары). Для борьбы с ними папство возложило на епископов обязанность выявлять и судить «еретиков», а затем передавать их для наказания светским властям («епископская инквизиция»); этот порядок была зафиксирован в декретах Второго (1139) и Третьего (1212) Латеранских соборов, буллах Луция III (1184) и Иннокентия III (1199). Впервые эти постановления были применены во время Альбигойских войн (1209–1229). В 1220 их признал германский император Фридрих II, в 1226 – французский король Людовик VIII. С 1226–1227 высшей мерой наказания за «преступления против веры» в Германии и Италии стало сожжение на костре.

Однако «епископская инквизиция» оказалась мало эффективной: епископы находились в зависимости  от светской власти, а подчиненная  им территория была невелика, что позволяло  «еретику» легко укрыться в соседнем диоцезе. Поэтому в 1231 Григорий IX, отнеся дела о ереси к сфере канонического  права, создал для их расследования  постоянный орган церковной юстиции  – инквизицию. Первоначально направленная против катаров и вальденсов, она  вскоре обратилась против других «еретических»  сект – бегинов, фратичелли, спиритуалов, а затем и против «колдунов», «ведьм»  и богохульников.

В 1231 инквизиция была введена в Арагоне, в 1233 –  во Франции, в 1235 – в Центральной, в 1237 – в Северной и Южной Италии.

Инквизиционная  система.

Инквизиторы рекрутировались  из членов монашеских орденов, прежде всего доминиканцев, и подчинялись непосредственно папе. В начале 14 в. Климент V установил для них возрастной ценз в сорок лет. Первоначально каждый трибунал возглавлялся двумя судьями с равными правами, а с начала 14 в. – только одним судьей. С 14 в. при них состояли юристы-консультанты (квалификаторы), определявшие «еретичность» высказываний обвиняемых. Кроме них, в число служащих трибунала входили нотариус, заверявший показания, понятые, присутствовавшие при допросах, прокурор, врач, следивший за состоянием здоровья обвиняемого во время пытки, и палач. Инквизиторы получали годовое жалование или часть конфискованного у «еретиков» имущества (в Италии одну треть). В своей деятельности они руководствовались как папскими постановлениями, так и специальными пособиями: в ранний период наибольшей популярностью пользовалась Практика инквизиции Бернара Ги (1324), в позднее средневековье – Молот ведьм Я.Шпренгера и Г.Инститориса (1487).

Существовало  два типа инквизиционной процедуры  – общее и индивидуальное расследование: в первом случае опрашивалось все  население данной местности, во втором – через кюре делался вызов  определенному человеку. Если вызванный  не являлся, его подвергали отлучению. Явившийся давал клятву чистосердечно  рассказать все, что ему известно о «ереси». Сам ход разбирательства  хранился в глубокой тайне. Широко использовались пытки, разрешенные к применению Иннокентием IV (1252). Их жестокость вызывала порой осуждение даже у светских властей, например, у Филиппа IV Красивого (1297). Обвиняемому не сообщались имена  свидетелей; ими могли стать даже отлученные от церкви, воры, убийцы и  клятвопреступники, показания которых  никогда не принимались в светских судах. Он был лишен возможности  иметь адвоката. Единственным шансом для приговоренного была апелляция  к Св. Престолу, хотя формально и  запрещенная буллой 1231. Человек, некогда  осужденный инквизицией, в любой  момент мог быть вновь привлечен  к судебной ответственности. Даже смерть не прекращала процедуру расследования: в случае признания виновным уже  умершего его прах извлекали из могилы и сжигали.

Система наказаний  была установлена буллой 1213, декретами  Третьего Латеранского собора и буллой 1231. Осужденные инквизицией передавались гражданским властям и подвергались светским наказаниям. «Еретику», «раскаявшемуся»  уже в ходе процесса, полагалось пожизненное заключение, которое  инквизиционный трибунал имел право  сокращать; такой вид наказания  являлся новшеством для пенитенциарной системы средневекового Запада. Узники содержались в тесных камерах  с отверстием в потолке, питались лишь хлебом и водой, иногда заковывались в кандалы и цепи. В позднее  средневековье тюремное заключение порой заменялось каторжными работами на галерах или в работных домах. Упорствующий «еретик» или вновь  «впавший в ересь» приговаривался к  сожжению на костре. Осуждение нередко  влекло за собой конфискацию имущества  в пользу светских властей, которые  возмещали расходы инквизиционного  трибунала; отсюда особый интерес инквизиции к состоятельным людям.

Для тех же, кто  являлся с повинной в инквизиционный трибунал в течение «срока милосердия» (15–30 дней, считая от момента прибытия судей в ту или иную местность), отводившегося для сбора информации (доносы, самооговоры и пр.) о преступлениях  против веры, применялись церковные  наказания. К ним относились интердикт (запрет на отправление богослужения в данной местности), отлучение от церкви и разные виды епитимьи –  строгий пост, длительные молитвы, бичевание  во время мессы и религиозных  процессий, паломничество, пожертвования  на богоугодные дела; успевший покаяться  ходил в особой «покаянной» рубахе (санбенито).

    • Инквизиция  с 13 в. до нашего времени.

    13 век оказался  периодом апогея инквизиции. Эпицентром  ее активности во Франции стал  Лангедок, где с необычайной жестокостью  преследовались катары и вальденсы;  в 1244 после взятия последнего  оплота альбигойцев Монсегюра  было отправлено на костер 200 чел.  В Центральной и Северной Франции  в 1230-х с особым размахом  действовал Робер Лебугр; в 1235 в Мон-Сен-Эме он устроил сожжение 183 чел. (в 1239 осужден папой на  пожизненное заключение). В 1245 Ватикан  даровал инквизиторам право «взаимного  прощения прегрешений» и освободил  их от обязанности повиноваться  руководству своих орденов. 

    Инквизиция нередко  наталкивалась на сопротивление  местного населения: в 1233 был убит первый инквизитор Германии Конрад Марбургского (это привело к почти полному  прекращению деятельности трибуналов в германских землях), в 1242 – члены  трибунала в Тулузе, в 1252 – инквизитор Северной Италии Пьер Веронский; в 1240 против инквизиторов восстали жители Каркассона и Нарбонна.

    В середине 13 в., опасаясь растущего могущества инквизиции, ставшей вотчиной доминиканцев, папство  попыталось поставить ее деятельность под более строгий контроль. В 1248 Иннокентий IV подчинил инквизиторов епископу Ажанскому, а в 1254 передал  трибуналы в Средней Италии и  Савойе в руки францисканцев, оставив  за доминиканцами только Лигурию  и Ломбардию. Но при Александре IV (1254–1261) доминиканцы взяли реванш; во второй половине 13 в. они фактически перестали считаться с папскими легатами и превратили инквизицию в  самостоятельную организацию. Пост генерала-инквизитора, через которого папы осуществляли надзор за ее деятельностью, по многу лет оставался вакантным.

    Многочисленные  жалобы на произвол трибуналов заставили  Климента V реформировать инквизицию. По его инициативе Вьеннский собор 1312 обязал инквизиторов согласовывать  судебную процедуру (особенно применение пыток) и приговоры с местными епископами. В 1321 Иоанн XXII еще более  ограничил их полномочия. Инквизиция постепенно приходила в упадок: судьи  периодически отзывались, их приговоры  часто кассировались. В 1458 жители Лиона  даже арестовали председателя трибунала. В ряде стран (Венеция, Франция, Польша) инквизиция оказалась под контролем  государства. Филипп IV Красивый в 1307–1314 использовал ее как инструмент для  разгрома богатого и влиятельного ордена тамплиеров; с ее помощью германский император Сигизмунд расправился в 1415 с Яном Гусом, а англичане в 1431 с Жанной д'Арк. Функции инквизиции передавались в руки светских судов, как ординарных, так и экстраординарных: во Франции, например, во второй половине 16 в. дела о «ереси» рассматривались и парламентами (судами), и специально созданными для этого «огненными палатами» (chambres ardentes).

    В конце XV в. инквизиция пережила свое второе рождение. В 1478 при  Фердинанде Арагонском и Изабелле Кастильской  она была учреждена в Испании  и в течение трех с половиной  столетий являлась орудием королевского абсолютизма. Испанская инквизиция, созданная Т.Торквемадой, прославилась особой жестокостью; главным ее объектом стали недавно обращенные в христианство иудеи (мараны) и мусульмане (мориски), многие из которых тайно продолжали исповедовать прежнюю религию. По официальным данным, в 1481–1808 в Испании на аутодафе (публичная казнь «еретиков») погибло почти 32 тыс. человек; 291,5 тыс. подверглись другим наказаниям (пожизненное заключение, каторга, конфискация имущества, позорный столб). Введение инквизиции в Испанских Нидерландах стало одной из причин Нидерландской революции 1566–1609. С 1519 этот институт действовал в испанских колониях Центральной и Южной Америки.

    В конце 15 в. инквизиция приобрела особое значение и в  Германии; здесь, помимо «ересей», она  активно боролась с «ведовством» («охота на ведьм»). Однако в 1520-х в  немецких княжествах, где победила Реформация, с этим институтом было покончено навсегда. В 1536 инквизиция была учреждена в Португалии, где  развернулось преследование «новых христиан» (иудеев, принявших католицизм). В 1561 португальская корона ввела  ее в своих индийских владениях; там она занялась искоренением местного «лжеучения», соединявшего черты христианства и индуизма.

    Успехи Реформации побудили папство трансформировать инквизиционную систему в сторону  большей централизации. В 1542 Павел III учредил постоянную Священную конгрегацию  римской и вселенской инквизиции (Священная канцелярия) для надзора  за деятельностью трибуналов на местах, хотя реально ее юрисдикция распространялась только на Италию (кроме Венеции). Канцелярия возглавлялась самим папой и  состояла сначала из пяти, а затем  из десяти кардиналов-инквизиторов; при  ней функционировал консультативный  совет из специалистов по каноническому  праву. Она также осуществляла папскую  цензуру, с 1559 издавая Индекс запрещенных книг. Самыми знаменитыми жертвами папской инквизиции были Джордано Бруно и Галилео Галилей.

    Начиная с века Просвещения инквизиция стала терять свои позиции. В Португалии ее права  были значительно урезаны: С. де Помбал, первый министр короля Жозе I (1750–1777), в 1771 лишил ее права цензуры и ликвидировал аутодафе, в 1774 запретил применение пыток. В 1808 Наполеон I полностью упразднил инквизицию в захваченных им Италии, Испании и Португалии. В 1813 Кадисские кортесы (парламент) отменили ее и в испанских колониях. Однако после падения Наполеоновской империи в 1814 она была восстановлена как в Южной Европе, так и в Латинской Америке. В 1816 папа Пий VII запретил применение пыток. После революции 1820 институт инквизиции окончательно прекратил свое существование в Португалии; в 1821 он него отказались и латиноамериканские страны, освободившиеся от испанского владычества. Последним казненным по приговору инквизиционного суда стал испанский учитель К. Риполь (Валенсия; 1826). В 1834 инквизиция была ликвидирована в Испании. В 1835 папа Григорий XVI официально отменил все местные инквизиционные трибуналы, но сохранил Священную канцелярию, чья деятельность с этого времени ограничилась отлучениями от церкви и изданием Индекса.

    Ко времени  Второго Ватиканского собора 1962–1965 Священная канцелярия оставалась лишь одиозным пережитком прошлого. В 1966 папа Павел VI фактически упразднил ее, преобразовав в Конгрегацию вероучения с чисто  цензурными функциями; Индекс был отменен.

    Знаменательным  актом стала переоценка Иоанном  Павлом II (1978–2005) исторической роли инквизиции. По его инициативе в 1992 был  реабилитирован Галилей, в 1993 – Коперник, в 1998 открыты архивы Священной канцелярии. В марте 2000 от имени церкви Иоанн Павел II принес покаяние за «грехи нетерпимости» и преступления инквизиции.


Информация о работе Инквизиция