Интеллектуальный труд как факотор развития современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 22:31, реферат

Краткое описание

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и передачей информации, требующие активации процессов мышления, внимания, памяти. Умственный труд выполняет функции по переработке и анализу большого объема разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизации памяти и внимания. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……2
1.Понятие интеллектуального труда…………………………………………….4
2.Значение интеллектуального труда интеллектуального капитала в развитии современного общества….………………………………………………….…...8
Заключение………………………………………………………………...…….11
Список литературы………………..…………………………………………….12

Вложенные файлы: 1 файл

Интеллектуальный труд как фактор развития современного общества..doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...……2

1.Понятие интеллектуального труда…………………………………………….4

2.Значение интеллектуального труда интеллектуального капитала в развитии современного общества….………………………………………………….…...8

Заключение………………………………………………………………...…….11

Список литературы………………..…………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Главной тенденцией развития общественного труда на современном этапе является его интеллектуализация, проявляющаяся в повышении удельного веса занятых умственных трудом, повышение значения интеллектуального труда в обществе. Во всех сферах современного производства интеллектуальный труд играет решающую роль. Выполнение функций интеллектуального труда требует от работника соответствующих способностей, определенного уровня интеллекта, высокого уровня профессиональных и общеобразовательных знаний. В соответствии с этим возрастает значение общего и специального образования в формировании соответствующих специалистов интеллектуального труда. В рыночном хозяйстве продукты интеллектуального труда становятся товарами, в силу этого возникает необходимость защиты прав их собственников от посягательств третьих лиц.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и передачей информации, требующие активации процессов мышления, внимания, памяти. Умственный труд выполняет функции по переработке и анализу большого объема разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизации памяти и внимания. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие интеллектуального  труда

 

Интеллектуальным трудом называется труд, при осуществлении которого рабочим органом, создающим продукт, является мозг, преобладают затраты умственной энергии. Продуктом интеллектуального труда - является изложенная на бумаге мысль (идея), для передачи другим или воплощенная в чем-то (на полотне, в мраморе, ноу-хау и т. д.).

В физическом труде в отличие от интеллектуального работающим органом являются мышцы, преобладает затрата физической (мышечной) энергии, продуктом труда является материальный объект - вещь, энергия и т. д. Вместе с тем во всяком физическом труде присутствует умственная деятельность (человек выполняет физическую работу осмысленно), а интеллектуальный труд предполагает затрату физической энергии - умственно работающий человек устает и физически, многие виды интеллектуального труда требуют большой физической нагрузки (труд скульптора, художника, гравера и т. д.). Главный критерий разделения -рабочий орган, производящий продукт, - мозг или мышцы. Интеллектуальный труд в значительной степени носит творческий характер.

Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему, органы зрения, а мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки.

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Влияние интеллектуального труда на организм человека слагается из непосредственного воздействия в конце рабочего дня эмоционального напряжения.

Выделяются  два направления: острое каждодневное  влияние  и на накапливающегося годами — хроническое влияние.

Острое влияние выражается в следующем:

- связанное с малой  двигательной активностью уменьшение  импульсации от мышц в ЦНС  снижает ее тонус и ведет к развитию тормозных процессов в коре головного мозга;

-значительно снижается  тонус мышц всего тела;

- ослабляется функция  внутренних органов, становятся  вялыми обменные процессы.

Эти неблагоприятные явления вызваны, главным образом, снижением двигательной активности и могут быть устранены после окончания работы.

Систематически не устраняемое длительное влияние профессионального умственного труда на организм может вызвать в нем следующие изменения:

- ослабление и вялость  миокарда, остеохондроз, артроз, склеротические изменения в сосудах, гипотонию у молодых и гипертонию у взрослых, развитие быстрой утомляемости;

-понижение функции дыхания, застой крови в нижних отделах  легких, в полости живота и  нижних конечностей, атонию (вялость  движения) кишечника, которая способствует накапливанию в организме продуктов гниения, появлению головных болей;

- уменьшение выделения  железами внутренней секреции  жизненно важных гормонов, что  ослабляет защитные реакции и  неспецифическую устойчивость организма  — появляется склонность к простудным и инфекционным заболеваниям;

-снижение активности окислительных  процессов, способствующая ухудшению  питания клеток и тканей, что  приводит к малокровию, ожирению;

- недостаточность сенсорной  информации, поступающей в головной  мозг от мало работающих мышц, ведет к ослаблению возбудительного процесса и развитию торможения в определенных зонах коры, возникновению условий повышающих утомляемость, понижающих работоспособность, а падение мышечного тонуса ухудшает осанку.

Дозирование умственной работы не всегда возможно. Мыслительная деятельность не может быть произвольно прекращена, она продолжается и в после рабочее время, даже во сне.

Более того, в большинстве видов умственной деятельности  и упорной сосредоточенности на решении какой-либо задачи. Поэтому резервы для отдыха и восстановления следует находить не в снижении мозговых усилий, а в оптимальных физических нагрузках, активном отдыхе.

Большое значение для продуктивной умственной работы имеет возрастной фактор. Исследованиями установлено, что в 18-20 лет у человека наблюдается высокая интенсивность интеллектуальных и логических процессов. Приняв этот уровень за 100% ученые США, оценили умственную работоспособность 30-летнего в 96%, 40-летнего — 87%, 50-летнего — 80%, 60-летнего-75%.

Среди инженерно-технических работников в возрасте 20-29 лет наблюдается наиболее высокие показатели таких психических процессов, как интенсивность и устойчивость внимания, кратковременной памяти, анализа и синтеза в мыслительных операциях.

А с другой стороны если посмотреть на то, что умственный труд без физических нагрузок, без правильного образа жизни, без активного отдыха провоцирует много сопутствующих заболеваний в этом возрасте, как остеохондрозы, заболевания внутренних органов и самое главное различные отклонения в функциях зрения.

После 50 лет начинается сильно выраженное ослабление организма, которое компенсируется за счет приобретенного социального и профессионального опыта. В профессиях, не связанных с выраженными неблагоприятными факторами среды, профессиональная работоспособность остается высокой до 60 лет и старше. Но это при непременном условии, что человек правильно организует свой жизненный режим, режим труда и отдыха.

Интеллектуальный труд определяется как качественно новый вид трудовой деятельности, появившийся в результате интеллектуализации  производственной деятельности; имеющий в качестве своей генетической основы умственный труд (духовное производство), однако по своему характеру и содержанию преодолевающий традиционное противопоставление физического и умственного труда (материального и духовного производства), являющийся информационно емким и производительным. В узком смысле интеллектуальный труд представляет собой совокупность творческих видов умственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

2.Значение интеллектуального  труда и интеллектуального капитала в развитии современного общества

Развитие науки, научно-технический прогресс привели к тому, что интеллектуальный труд приобрел массовые масштабы. Материальное производство настолько усложнилось, что даже так называемый физический труд требует исключительно высокой квалификации и все большего вкрапления в него непосредственно элементов труда умственного.

Рост производства в настоящее время носит экспоненциальный характер. Прирост знаний пропорционален объему ранее накопленных знаний.

Экспоненциальный рост производства, возрастающая отдача от вложений при условии высокой наукоемкости продукции подтверждается на практике деятельностью высокотехнологичных компаний Microsoft, Google, Nokia и т.д.

Наука и техника позволяют использовать богатства и силы природы в интересах человека. Литература, искусство, дизайн играют большую роль в формировании его духовного мира и эстетического уровня.

В условиях рынка своевременное и широкое использование результатов умственного труда способствует повышению эффективности предпринимательской деятельности, качества и конкурентоспособности товаров, работ и услуг. Исключительные права, прежде всего, на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и другие виды обозначений товаров являются важной составной частью нематериальных активов предприятий. Наряду с другими ценностями эти права могут инвестироваться в предпринимательскую и другие виды деятельности. Имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности могут также служить вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества.

Интеллектуализация труда - это процесс постоянного обогащения знаниями, приводящий к увеличению доли интеллектуального труда в деятельности человека (общества). Интеллектуальная деятельность, как одна из разновидностей труда, направлена на изменение информации, присущей объектам окружающего мира.

Сегодня эволюция передовых стран происходит на основе качественно новых принципов, суть которых такова: в постиндустриальном обществе финансовый капитал вытеснен (в качестве стратегического ресурса) человеческим. Другими словами, знания определяют темпы развития общества. По мнению аналитиков Всемирного банка, производственная составляющая валового внутреннего продукта развитых стран – лишь 18-20%, остальные 80% напрямую зависят от качества человеческих ресурсов (рабочей силы).

Интеллектуальный капитал становится необходимой предпосылкой эффективного функционирования и обновления производства. Исследователи придают большое значение качеству управления интеллектуальными ресурсами, включая последние в перечень оцениваемых параметров (наряду с материальными активами предприятия и его положением на рынке). Кстати, американские менеджеры при выборе долгосрочных партнеров исходят из того, что интеллектуальный капитал фирмы должен составлять не менее 40% в общей структуре капитала. Только тогда предприятие считается перспективным.

В 1998 г. доля стоимости интеллектуального капитала в передовых американских компаниях, занятых в сфере высоких технологий, составляла 69%. На начало 2001 г. она превысила 80%. Это свидетельствует о том, что экономика США благодаря информатизации и быстрому распространению передовых технологий действительно перешла в новое измерение, в котором главная роль отводится интеллекту человека.

Интеллектуальный капитал накапливается в течение всей жизни человека. Его приобретение зависит от социально-экономических условий, профессионального статуса индивидуума, темпов морального обесценения знаний, опыта, умений. Кроме того:

– интеллектуальный капитал не теряет со временем своей ценности, а даже способен ее наращивать, в то время как знания, оборудование и технологии начинают обесцениваться с момента их приобретения, поскольку это всегда «вчерашний день»;

– при сложной экономической ситуации рост интеллектуального капитала является главной составляющей потребительной стоимости услуги;

– основным мотивом деятельности компетентных (обладающих высоким интеллектом) работников является удовлетворенность результатами труда, а не материальное вознаграждение, поэтому они более конкурентоспособны;

– в основе текучести кадров лежит высокая нагрузка на исполнителя, и интеллектуальный капитал позволяет работнику легко переносить ее благодаря сформированному идейному внутреннему настрою (энтузиазму).

Вместе с тем современная экономика России испытывает все меньше потребности в неквалифицированном труде, что создает трудности для населения с низким образовательным уровнем. В настоящее время мы видим тенденцию изменения трудовой структуры: уменьшается доля физического и растет доля умственного высококвалифицированного и творческого труда. Возрастает число людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте. На фоне усиления роли и значения человеческого фактора происходит выделение человеческих активов. Учитывая их значимость в развитии современного общества, мы видим влияние человеческих ресурсов на формирование интеллектуального туда, как фактора развития общества.

 

Заключение

Современное общество через образование постоянно пытается выдвинуть личность и реализовать через нее все новые и новые требования, связанные с тенденциями и противоречиями XXI в. В большей мере эти требования связаны с повышением производительности умственного, а не физического труда. Традиционный рыночный тип хозяйствования, основу которого составляет индустриальный способ производства, трансформируется под влиянием достижений научно-технической и информационно-коммуникационной революции. Особое значение в условиях становления информационного общества приобретают информационные технологии как сфера приложения интеллектуального труда, которые являются предметом регулирования со стороны права интеллектуальной собственности, а в первую очередь авторского права

Информация о работе Интеллектуальный труд как факотор развития современного общества