Искусство Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:15, доклад

Краткое описание

Ведущую роль в Риме играла архитектура со свойственными ей инженерно-конструктивными поисками, основанными на ясных практических и рациональных строительных началах. Важное место занимали скульптурный портрет (бюст, статуя), полный пристального внимания к конкретной человеческой личности, и рельеф,

Вложенные файлы: 1 файл

искусство рима.docx

— 19.70 Кб (Скачать файл)

Если для древних греков главное значение имели нравственные воспитательные задачи искусства, то для  римлян на первый план выступали его  утилитарные функции. Для римлянина  в гораздо большей степени, чем  для грека, искусство являлось одним  из средств разумной организации  жизни.

Ведущую роль в Риме играла архитектура со свойственными ей инженерно-конструктивными поисками, основанными на ясных практических и рациональных строительных началах. Важное место занимали скульптурный портрет (бюст, статуя), полный пристального внимания к конкретной человеческой личности, и рельеф, посвященный  реальным историческим событиям, имеющим  значение для римского государства. Античная мифология, составлявшая почву  древнегреческого искусства, не сыграла  такой же плодотворной роли в искусстве  Рима. И хотя художественные формы  и образы, созданные греками, широко использовались в искусстве Рима, в римской интерпретации они  нередко утрачивали свою художественно-поэтическую  сущность.

В архитектуре Рима идеологические функции сочетались с задачами организации  общественного быта; в строительной практике была разработана гибкая система  конструктивных, планировочных и  композиционных приёмов, применявшихся  для различных по назначению типов  построек. Распространяя своё художественное влияние в провинциях империи  и зависимых странах, римляне  в то же время легко усваивали  и претворяли опыт других народов (стран  эллинизированного Востока, "варварских" племён и др.). Нередко древнеримское искусство давало новые импульсы местному творчеству, порождая синкретические художественные явления.

Искусство Царского периода

В древний период искусство  на территории Рима развивалось в  рамках среднеиталийских археологических культур эпохи бронзы (культура Виллановы, 900—500 до н.э.: колодцеобразные могилы, керамические сосуды в виде усеченных конусов с геометрическим узором).

В пору формирования собственно древнеримской художественной культуры (VIII — IV вв. до н.э.) римское зодчество  заимствовало у этрусков зачатки  регулируемой осевой планировки ансамблей, высокую строительную технику (квадровую каменную кладку, ложные своды, терракотовую облицовку сырцового кирпича и др.) и исходные типы оборонных, гидротехнических, культовых и жилых сооружений. Свойственные этрускам особенности храмовых построек  впоследствии стали характерными чертами римской культовой архитектуры (храм Юпитера Капитолийского в Риме, освящён в 509 до н.э.). С искусством этрусков тесно связаны и наиболее ранние произведения древнеримской живописи и декоративно-прикладного искусства.

Искусство периода Республики

По мере формирования композиции римского форума (в Помпеях II в. до н.э., и Риме, II — I вв. до н.э.) складывались важнейшие особенности планировки древнеримских архитектурных комплексов: тяготение к симметричности, осевое построение, акцентировка фасада главного здания и устройство подъёма к  нему от торжественного входа. С развитием  городов и уплотнением застройки  композиция жилища развивалась в  глубину, сохраняя осевую симметрию.

Тенденции к слиянию архитектурной  композиции с природой нашли выражение  в загородных виллах, живописно расположенных  на склонах холмов. Великолепие аристократических  жилищ с многочисленными помещениями, водоёмами, декоративной скульптурой и росписью ("террасные" дома в Геркулануме) контрастировало с рядовой застройкой городских кварталов многоэтажными домами-инсулами. Со II в, до н.э. применение бетона упростило кладку несущих конструкций и создало возможность для возведения обширных крытых помещений. На протяжении II — 1-й половины I вв. до н.э. складывались и совершенствовались важнейшие типы римских построек: базилики, термы, различные зрелищные сооружения (в том числе обширные амфитеатры, где, в отличие от древнегреческих театров, места для зрителей располагались на вспомогательных конструкциях с галереями и лестницами), акведуки, мосты, склады и др.

В изобразительном искусстве  эпохи поздней республики широко распространились портретные статуи (в  том числе созданный римлянами  тип статуи "тогатус", изображавший оратора в тоге) и бюсты, отличавшиеся чётко выявленной пластической структурой, суровой простотой и отточенной правдивостью образов (голова бронзовой статуи мужчины — так называемый Брут, 3 в. до н.э.).

Важное место занимала и монументально-декоративная живопись, доведённая римлянами до высокого совершенства. Развивалось также искусство  мозаики из цветного камня и глиптики (геммы из твёрдых пород полудрагоценных  камней).

Искусство периода Империи

Наивысшие достижения древнеримского зодчества относятся к эпохе  расцвета Римской империи (20-е гг. I в. до н.э.—II в. н.э.). Постройки этого  времени отличаются монументальной пластичностью архитектурных масс, доминирующей ролью арки и производных  от неё форм (свода, купола), обширными, динамически соподчинёнными внутренними пространствами, облицовкой бетонных стен камнем и кирпичом с вкраплениями мрамора, широким применением декоративной живописи и скульптуры.

Специфической особенностью зрелой древнеримской архитектуры  становится так называемая ордерная аркада (система поярусных ордеров, наложенная на прорезанную арками стену), придававшая сооружениям величавую масштабность и ясно зримую рационально ритмическую упорядоченность. Наиболее классическое воплощение эта система получила в крупнейшем древнеримском амфитеатре — Колизее в Риме.

В эпоху империи архитектура  становится средством прославления личности императора и пропаганды могущества римского государства, что заметно  уже в постройках времени Августа  в Риме (форум Августа, конец I в. до н.э.—начало I в. н.э.). Главными видами мемориальных сооружений становятся арка триумфальная и триумфальная колонна; надгробия превращаются в крупные, а подчас и грандиозные сооружения.

В официальной скульптуре ранней Империи нарастали идеализирующие тенденции, индивидуальные особенности  портретируемых сглаживались. Вместе с тем в произведение вводились светотеневые контрасты, элементы движения, утончённой пластической разработки форм (например, виртуозная передача причёсок в женских портретах эпохи Флавиев, 60—90-е гг. н.э.). Если время Траяна в портретной скульптуре ознаменовалось возвратом к суровому героическому стилю эпохи республики, то в период правления Адриана, когда достигло апогея воздействие греческих традиций, и в эпоху Антонинов усилились поиски эмоциональной утончённости и психологической глубины образов. Но сохранялось и традиционное римское направление в искусстве портрета, лучшим образцам которого наряду с беспристрастной точностью воссоздания облика изображённого свойственна и яркая, проницательная характеристика главных качеств его натуры.

Среди художественных изделий III — IV вв. н.э. выделяются портретная миниатюра  на золотой фольге, помещённая между  двумя слоями стекла, мраморные саркофаги  с горельефными многофигурными сюжетными  изображениями, в которых с III в. получила распространение христианская тематика. С христианским культом связаны  и росписи катакомб, стиль которых  эволюционировал ко всё большей плоскостности, условности и графичности. Зарождавшиеся в позднеримском искусстве художественные формы, исполненные напряженностью духовной экспрессии, предвосхищали европейскую культуру эпохи раннего средневековья.


Информация о работе Искусство Рима