Искусство греческой классики: архитектура, живопись, скульптура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 13:48, реферат

Краткое описание

Центром греческой культуры стал Афины. В них были собраны лучшие достижения общественной мысли и художественной деятельности. Поэтому иногда классический период называют ещё аттическим, так как Афинское государство стало своеобразным законодателем моды во всех сферах культуры. В Афинах V в. до н.э. сложились благоприятные условия для свободного творчества и закономерно, что туда стремились ученые и художники из других греческих полисов и городов.

Содержание

Введение
1. Скульптура.
2. Живопись.
3. Архитектура.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольн.doc

— 55.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление.

Введение

1. Скульптура.

2. Живопись.

3. Архитектура.

Заключение.

Список  использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Каждой период в истории мировой культуры по-своему ценен и неповторим, и тем не менее в истории особая роль принадлежит древнегреческой культуре. К античной Греции восходят современные литературные жанры и философские системы, каноны архитектуры и скульптуры.

Центром греческой  культуры стал Афины. В них были собраны  лучшие достижения общественной мысли  и художественной деятельности. Поэтому иногда классический период называют ещё аттическим, так как Афинское государство стало своеобразным законодателем моды во всех сферах культуры. В Афинах V в. до н.э. сложились благоприятные условия для свободного творчества и закономерно, что туда стремились ученые и художники из других греческих полисов и городов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Скульптура.

Поиск новых идей в изобразительном  искусстве обнаружился прежде всего  в постепенном освобождении от орнаментальности. Это наиболее отчетливо проявилось в декоративной скульптуре. Скульпторы ранней классики направили свои устремления на создание реального образа, на точную передачу деталей. В их творчестве теперь уже не чувствуется прежней скованности в изображении человека. Характерная черта скульптурных композиций – красноречивый язык жестов и поз. Классические скульптуры внутренне эмоциональны и страстны, на внешне сохраняют возвышенное спокойствие.

Греческую скульптуру классического  периода представляют целая плеяда гениальных мастеров. Новые мотивы в искусстве скульптуры появились в творчестве Мирона (середина V в. до н.э.), который первым сумел передать живость движения, внутреннее напряжение фигуры. Мирон любил изображать энергичное действие. При этом он показывал только заявку событий. Каждый грек, созерцавший скульптуры Мирона, прекрасно представлял себе, как будут разворачиваться события, и видел в них воплощение античного идеала, состоявшего в превосходстве благородного над низменным. Такова знаменитая скульптура Мирона – Дискобол.

Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов людей отличало творчество Поликлета (вторая половина V в. до н.э.), который первым из античных скульпторов достиг идеала «телесности». Все его произведения основаны на точном геометрическом расчете, принципы которого изложены в его знаменитом теоретическом труде «Канон». В точно разработанном художественном каноне и рассчитанных пропорциях крылась причина внешней бесстрастности статуй Поликлета, даже если он изображал человека в движении, в состоянии эмоционального возбуждения. Его прославленный Дорифор стал собирательным образом красивого юноши, прекрасного атлета, мужественного воина и в то же время апофеозом геометрического стиля периода ранней классики.

Своей наибольшей полноты и классического совершенства греческая классика достигла в творчестве Фидия. Его статуя Зевса высотой 14м, украшавшая храм Зевса в Олимпии, считалась одним из семи чудес света. Он же был создателем статуи Афины Парфенос высотой 12м, которая находилась в центре Афинского Акрополя. Из произведений Фидия, к сожалению, ничего не сохранилось, но, по оценкам его современников, его статуи были пределом совершенства в стиле высокой классики, создатель лучше было уже невозможно. Воздействие его статуй на зрителя была огромным. Так, мягкий, глубоко человечный взгляд всесильно Зевса заставлял всякого, кто пришел в его храм в Олимпии, позабыть на время о гнетущих душу заботах, вселял надежду на будущее.

Фидий также принимал участие  в проектировании Афинского Акрополя, был руководителем строительных работ в годы правления Перикла и вместе с несколькими художниками создавал фигуры и барельефы Парфенона. Достигая гармонии, Фидий преодолевал скованность некоторых фигур ритмом композиции. Пластика, сюжет и философские содержание составляли во фризах Парфенона единое неразрывное целое. Идеальное содержание его скульптурных складок одежд. С помощью этих элементов он умел создавать иллюзию движения независимо от положения тела. Эти поиски и способы достижения гармони можно считать зарождением в искусстве приемов ритмизации и маньеризма (достижение эффекта за счет надуманных искажений).

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Живопись.

 V в. до н. э. был временем большого перелома в греческой живописи. В начале этого столетия в живописи и в рисунках на вазах ещё господствовали как бы связанные, плоскостные изображения. Это наследие архаического искусства было преодолено великим живописцем Полигнотом с острова Фасоса, расцвет деятельности которого приходится на вторую четверть V в. до н. э. Полигнот писал картины преимущественно мифологического содержания. Таково, например, изображение падения Трои, находившееся в Дельфах. Картины Полигнота представляли большие мТаково, например, изображение падения Трои, находившееся в Дельфах. Картины Полигнота представляли большие многофигурные композиции. Он стремился передать основные черты душевного склада изображаемых героев. Элементы пейзажа занимали второстепенное место. Фигурные имели объемный характер, они располагались в несколько рядов, один над другим, так что в верхних рядах иногда изображались фигуры, частично срытые неровностью почвы. Таким образом создавались иллюзии глубины пространства. Картины Полигнота, видимо, не были живописными произведениями в современном смысле этого слова, а скорее представлял собой монументальные раскрашенные рисунки, где фигуры моделировались посредством линий, а отдельные части фигур окрашивались в один тон. В палитре Полигнота преобладала теплые тона; по свидетельству древних авторов, он писал белой, желтой, красной и черной красками.

В аттической вазописи V в. до н. э. преобладают так называемые краснофигурные росписи; фон этих рисунках сплошь покрывался блестящим черным лаком, а фигурные не закрашивались  – оставлялись цвета красноватой  глины. Некоторые вазопицы времени  деятельности Полигнота испытали воздействие этого мастера, и их росписи позволяют в известной мере судить о стиле произведений фасосского художника.

К концу V в. до н. э. относится  деятельность Аполлодора афинского, который  стал передавать эффекты светотени, тем самым положив начало живописи в современном смысле этого слова.

 3. Архитектура.              

Пятый век до н.э. ознаменовался великолепными  архитектурными постройками. В это  время создаются наиболее совершенные  религиозные и светские памятники  культуры. Разрушенный персами в 480 году до н.э. заново отстраиваемые и новые города отличались от старых, стихийно выросших, хаотически расположенных, городов правильной планировкой жилых кварталов, разделенных прямыми, пересекающимся под углами улицами. Такая планировка была восстановлена.

Улицы были неширокие (4-7 метров). Мостовые обычно отсутствовали. В некоторых городах сооружались водопроводы (Олинф) или канализации (Акрагант). Кварталы имели в плане форму более или менее вытянутых прямоугольников.

В V в. До н.э. ведущие  место среди общественных зданий по – прежнему занимает храм. В первой половине столетия были созданы наиболее значительные произведения дорийского зодчества: торжественно – величавые монументальные храмы в городе Посейдон (римское название – Пестум) в Южной Италии и Зевса в Олимпии. Эти храмы явились каноническим типом дорийского периптера с шестью колоннами на торцовой стороне, 13 – 14 на продольных и с трехчастным внутренним помещением, состоящим из сеней – пронаоса, основного зала – наоса, где находилась культовая статуя, и заднего помещения – описфодома, служившего хранилищем храмовой утвари.

Во второй половине V в. до н. э. был построен ансамбль Афинского Акрополя – одно из самых больших творений мировой истории зодчества. Дорога на Акрополь вела с западной, наиболее отлогой стороны холма. Входом служили Пропилей – парадные ворота, сооруженные архитектором Мнесиклом в 437 - 432 гг. до н. э. В этом здании из мрамора были применены два ордера. Наружные колоннады были возведены в величественном дорийском ордере, а внутри здания стояли более легкие и изысканные ионийские колонны. Здание Пропилей было асимметричным: северное крыло его было больше южного и последнее уравновешивалось небольшим храмом Ники Аптерос (Бескрылой Победы), стоявшим на выступе стен Акрополя. Храм Ники был сооружен по проекту архитектора Калликрата, утвержденному афинским народным собранием в 499 г. до н. э. Это здание, возведенное в ионийском ордере, имеет по четыре колонны на торцовых сторонах. Греческий путешественник II в. н. э. Павсаний сообщает, что находившаяся в этом храме культовая статуя Ники изображала богиню победы не крылатой, как обычно, а бескрылой – чтобы она не могла улететь с Акрополя. Это пример сохранения примитивных магических приемов в культе у афинян, даже в период расцвета их государства.

Главным храмом Акрополя был Парфенон, посвященной  Афине Деве (Парфенос) (закончен в 438 г. до н. э.). Храм был построен зодчим Иктином и Калликратом. Это был грандиозный периптер дорийского оржера, богато украшенный снаружи многочисленными скульптурами. Во фронтах Парфенона стояли статуарные группы, изображавшие: на восточном – рождение богини мудрости Афины из головы верховного бога Зевса, а на западном  - спор Афины с Посейдоном за владычество над Атлантикой, кончившийся победой богини. Этот миф во времена сооружения Парфенона приобретал острое политическое значение, так как Афина считалась покровительницей рабовладельческой демократии, а создавший коня бог Посейдон был патроном всадников – аристократов.

За наружной колоннадой храма, на верхней части  стен внутреннего помещения находился  рельефный фриз, изображающий торжественную процессию на афинском празднике Великих Панафиней, значительную которой составлял аттические всадники. В этом празднестве, помимо афинян, были обязаны принимать участие и союзники, доставлявшие жертвенных животных, а также метки, прислужившие гражданам. Внутри храма находилась грандиозная статуя Афины – Парфенос, исполненная Фидием из золота и слоновой кости. Эта статуя не сохранилась. О ней мы можем судить по многочисленным копиям и описаниям.

Напротив Парфенона  стояла значительно уступавший ему по размерам, сложный по плану, храм ионийского ордера – Эрехфейон, построенный в конце V в. до н. э. В этом храме сочетались гладкие поверхности стен с более или менее глубоким колонными портиками, а в одном из портиков колонны были заменены фигурами девушек, поддерживающими антаблемент («портик кариатид»). В отличие от Парфенона, который предназначался для культа Афины – покровительницы аттического морского «союза», Эрехфеон был центром местных афинских культов, главным образом Посейдона – Эрехфея и Афины Полиады.

В архитектурным  ансамбле Афинского Акрополя V в. до н. э. проявилось стремление создать  всеэллинский стиль путем сочетания  элементов, присущих дорийскому и ионийскому зодчеству, что сказалось не только в применении этих ордеров, но и в сочетании стилистических особенностей, свойственных направлению этих главных ветвей эллинского зодчества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Культура периода  классицизма является непосредственным выражением конкретно – исторического  процесса развития всей культуры Древней Греции. Завершение этого периода было обусловлено целым рядом социально – экономических причин, породивших кризис греческой культуре. Перманентные войны и сложные конфликты как между отдельными греческими полисами, так и внутри их привел к распаду полисных уз и политической нестабильности. Кризисное состояние общества усугубилось поражением Афин в Пелепонесской войне со Спартой в 404 в. до н. э., а затем долгим противостоянием и окончательным подчинением Македонии. Общество, классическим образцом которого были Афины, уходило в прошлое.

Эти события  и процессы радикально изменили окружавший греков мир. Если прежде он ограничивался  преимущественно родным городом, полисом, то теперь, в ходе завоевательных подов  Александра Македонского, границы его  необычайно расширились и охватили всю ойкумену (обитаемый мир). Появляется незнакомое ранее «чувство мировых просторов». И этот необъятный мир был лишен гармонии и управлялся не понятными и знакомыми олимпийскими богами, а капризной и своенравной богиней судьбы. Мир был новый, и его необходимо было познать, понять и выразить в художественных формах. На пороге стояла новая культурная эпоха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

1. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов – 7-е изд.- М.: Академический Проект 2007 г.;

2. Багдасарьян Н.Г. Культурология:  Учебник для вузов – М.: Высшее  образование, 2007 г.;

3. Грушевицкая Т.Г., Садонин  А.П. Культурология: Учебник для  студентов вузов – 3-е изд.  переработ. и доп. – М:ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г.;

4. Радугин А.А. Культурология: Учебное пособие – М.: Центр, 2000 г.

 

 

 


Информация о работе Искусство греческой классики: архитектура, живопись, скульптура