Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:48, реферат
Риторика — одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до Р.Х. в Греции. Главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384-322 до н. э.) определил эту науку как “способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета”.
1. Введение
2. Основная часть:
а)Ораторская речь
б)Структура ораторской речи
в)Тезисная форма
3. Вывод
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
______________________________
ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
«МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
в г. Смоленске
РЕФЕРАТ
на тему:
Искусство ораторской речи
Выполнил:Ильющенков М.А
Проверил:Нагорная А.Г
Смоленск 2013
Содержание:
1. Введение
2. Основная часть:
а)Ораторская речь
б)Структура ораторской речи
в)Тезисная форма
3. Вывод
Введение:
Риторика — одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до Р.Х. в Греции. Главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384-322 до н. э.) определил эту науку как “способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета”.
Наука подразделялась в античности на три области:
физику — знание о природе;
этику — знание об общественных установлениях;
логику — знание о слове как инструменте мышления и деятельности.
Самым великим оратором Древней Греции по праву считается афинянин Демосфен, родившийся и умерший год в год с Аристотелем. Первые годы своих занятий по ораторскому искусству Демосфен провел, тренируясь либо в полном одиночестве, либо под надзором одного лишь учителя. Поэтому, чувствуя, себя уязвимым перед более опытными в публичном красноречии оппонентами, Демосфен выработал у себя такую манеру выступления, при которой практически не оставалось места для импровизации, а выкрики и замечания противников игнорировались или парировались заранее подготовленным текстом.
В своих речах Демосфен, в отличие от Аристотеля, делал акцент на воздействие выступления на психику людей, их волю и эмоции. Чему способствовали отлично поставленный голос Демосфена и тщательно проработанный им текст речи с опорными и кодовыми фразами. Что давало в сочетании с отработанной мимикой и жестикуляцией, эффект трансформирования психики масс в нужном оратору направлении так, что люди сами не замечали момента, когда под воздействием речи Демосфена переходили на его сторону, даже будучи изначально настроенными против идей выступающего... На вопрос: что составляет самое существенное достоинство оратора, - Демосфен неизменно отвечал: "Во-первых, произношение, во-вторых, произношение и, в-третьих, опять-таки произношение".
Следующий шаг в развитии искусства красноречия сделали специалисты Древнего Рима. Они обобщили опыт мастеров Эллады, дополнив их результатами собственных изысканий. Дискуссии не получили в Римской империи столь широкого распространения, как это было в греческих полисах. Для римлян было главным публичное выступление в режиме монолога. В римской школе слились воедино риторика и ораторское искусство. От греческой риторики к римлянам пришли юмор, логика и приемы полемики. А от ораторского искусства - изящество компоновки текста речи, подгонка и шлифовка фраз, отточенная интонация, оригинальность речевых оборотов, позы, жесты и многое другое.
B ХVІІ-ХІХ веках риторику
стали понимать как науку об
аргументации в основном
Первая русская риторика, так называемая риторика архиепископа Макария, появилась, очевидно, в Москве первой четверти XVII века. Следующим важным этапом развития русской риторики стали грамматические и риторические сочинения М. В. Ломоносова (1711-1765). В 1739 году выходят “Письмо о правилах российского стихотворства,” в 1748 году — “Краткое руководство к красноречию,” в 1757 году — “Российская грамматика,” около 1758 года напи-сано “Предисловие о пользе книг церковных.” Главная особенность филологических работ М. В. Ломоносова в том, что он сознательно и целенаправленно создавал норму русского литературного языка, ориентируя ее на речь науки деловой прозы, исторических сочинений, академической и политической оратории, проповеди. Его филологические труды оказали значительное влияние на русскую словесность. В начале XIX в. российская риторика переживает свой подъём, особе место играет в этом: учебники словесности Н.Ф. Кошанского, А. Ф. Мерзлякова, А. И. Галича, И. И. Давыдова и других авторов сформировавшие поколения образованных русских людей, которым мы обязаны расцветом национальной культуры в XIX веке. В XX веке с помощью техники ораторам становятся доступны самые тонкие эмоциональные и интонационные акценты, а также воздействие на огромное количество слушателей, одномоментно, что привело к высочайшему взлету ораторского искусства. Сейчас же, в начале XXI в., когда информационные технологии сделали просто огромный скачок вперёд, ораторское искусство снова на подъёме, так как не только увеличилась аудитория слушателей, но и технические средства делают возможными показать самые мельчайшие детали или создать, что-то совершенно новое.
Основная часть.
Ораторское искусство
После небольшого экскурса в историю мы вплотную подходим к теме нашего реферата, то есть к тому, что же собой представляет ораторская речь и её структура. Конечно прежде всего, следует отметить, что ораторская речь – речь подготовленная. Скорее искусство, чем наука. Речь не способна производить сильное впечатление, не затрагивая чувства человека. Такая речь будет действовать только на способность логического восприятия и оценки явлений.
Чем выше умение использования обеих форм человеческого мышления: логической и образной, тем выше мастерство публичной речи. Оратор должен быть убежден в той идее, с которой он выступает перед аудиторией, должен быть хорошим актером. Готовясь к выступлению первое, что он должен сделать – определить свою основную задачу и средства, которые помогут ее осуществить. После разработки задач надо создать образ, в котором оратор предстанет перед аудиторией: манеры говорить, жесты, мимику, характер. Выступление должно начинаться задолго до выхода на трибуну и завершаться намного позже ухода с нее. К выступлению перед любой аудиторией оратор должен подготовиться. Процесс подготовки можно разделить на два этапа .
1 этап можно назвать временем замысла, его вынашивания, продумывания идеи и темы, а так же конкретного содержания предстоящего выступления, его конспектирования.
2 этап - это уже реальное
воплощение замысла и темы
ораторской речи - ее публичное
исполнение. Как на первом, так
и на втором этапах оратор
полностью самостоятелен, и его
труд составляет совокупность
обоих этапов. Материал для выступления
необходимо подбирать, исходя из
общего образовательного
Когда публичная речь прочитана должным образом, она волнует и возбуждает не только мысли, но и чувства человека. Оратор не должен говорить монотонно. Фразы желательно произносить с разной интонацией. Между ними необходимо делать небольшие паузы. Более длительная пауза делается, например, при смысловом переходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущей или последующей фразы. Необходимо оратору как можно больше силы и энергии вливать буквально в каждое слово своей речи.
Одним из важнейших условий ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда будет бледна и скучна, а главное — не способна воздействовать на чувства и через них на разум. Также и речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она просто быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, тогда эта речь запомнится надолго. Всегда краски и образы привносят живую струю в речь. Тогда на слушателей производится более сильное впечатление.
Структура ораторской речи
Классическая структура речи состоит из: вступления, доказательства и заключения. У каждой из этих частей - свои функции. У вступления - привлечь внимание публики, дать аудитории почувствовать всю серьезность, важность и сенсационность дальнейшего изложения. У доказательства - обосновать идеи, сжато высказанные во вступлении, подогнать под них факты, статистические данные, логические построения и хорошо проработанные (эмоционально насыщенные) фразы. У заключения – закрепить в сознание слушателей основные (уже высказанные) идеи оратора, подвести итог выступлению, оставить в сознании аудитории нужное впечатление.
Теперь поговорим конкретно о частях нашей публичной речи, что они из себя представляют.
Виды выступления:
1. Позитивное. Самое распространенное. В нем сразу же дается главная концепция в доходчивом, но весьма декларативном можно сказать плакатном виде.
2. Негативное. Опровергает какую-либо мысль, идею или концепцию безальтернативно
3. Аналитическое. Не навязывает
слушателям, какую-то конкретную
позицию, а предлагает вместе
исследовать факты или
4. Парадоксальное. Озадачивает
аудиторию. Сбивает со стандартного,
стерео-типного пути мышления
и готовит к восприятию чего-
5. Эмоциональное. Самое аморфное,
зачастую включающее в себя
остальные части выступления
или вообще обходящееся без
них. По форме похоже на пози-тивное
(та же декларативность), но в
содержании отсутствует
Виды доказательства:
1. Логическое. Опирается на рациональное мышление, подводит аудиторию к правильность идеи
2. Информационное. Приводится справочный материал, статистические данные, факты.
3. Эмоциональное. требует
от оратора большой самоотдачи
и актерского мастерства. Иногда
правильность идеи удобно
4. Отсылочное. Опытный оратор
при публичном выступлении, как
правило, опирается на заранее
заготовленные тезисы, в качестве
подтверждения ценности и
Заключение:
Завершить свою речь оратор может как угодно и чем угодно, но важно помнить, что хорошее заключение может спасти положение даже при некоторых недостатках аргументации а, плохим заключением можно непоправимо испортить все впечатление от речи.
По классической схеме ораторского искусства:
1. Оратор подводит итог выступлению, объясняя, ради чего оно затеяно.
2. Кратко повторяет основные мысли своей речи.
3. Призывает публику к
конкретным действиям по
4. Еще раз на наивысшем
эмоциональном накале кратко (возможно
использовать шутку цитату
Структура речи и ее цель должны быть ясны не только оратору, но и слушателям. Но в принципе возможно даже, спеть с оркестром, сказав перед этим пару слов и подведя этим итог, по крайней мере, эту речь не так, то просто будет забыть.
Тезисная форма
Тезисная форма – скелет выступления, его краткий сюжет, в котором фиксируются основные мысли оратора, подлежащие в дальнейшем более полному раскрытию уже во время произнесения речи. Тезис - совокупность коротких предложений, отражающих основные смысловые моменты той или иной идеи оратора. Тезисы образуют тезисную форму в соответствии со структурой речи.
Вывод:
Слово – мощное орудие, с которым следует обращаться очень бережно, так как оно может не только вдохновлять на великие дела и поступки, но и привести к гибели целые народы, что к сожалению нам хорошо известно на примере фашистской Германии.
Невозможно построить процветающее и достойное общество, опираясь только на материальные блага.
Культуры речи, даёт возможность обществу гармонично развиваться.
Культура речи позволяет сохранить свою самобытность, но вместе с тем способствует рождению диалога между различными культурами.