Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:24, реферат
Цель работы: изучение Ислама, как мировой религии во всей его специфике.
Задачи:
- охарактеризовать Ислам как монотеистическую мировую религию;
- рассмотреть историю возникновения и сущность Ислама;
- рассмотреть и изучить основные идеи Ислама;
- рассмотреть основные направления, течения, секты Ислама.
Введение………………………………………………………………..….3
1. Ислам: направления, течения, секты……………………………….4
1.1 Основатель Ислама………………………………………………….4
1.2 Направления, течения, секты……………………………………….5
2. Ислам как образ жизни………………………………………….…..7
2.1 Источники вероучения…………………………………………...….7
2.2 Символ веры Ислама………………………………………………...8
2.3 Шариат……………………………………………………………...11
2.4 Основные ценности Ислама………………………………...……..12
2.5 Этикет принятия пищи, запреты, предписания и обряды………13
Заключение…………………………………………………………….…17
Список литературы…………………………………………………..…..18
Милостыня. Каждый имущий обязан раз в году делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Кроме обязательной милостыни, воспринимавшейся в качестве очистительного ритуала имущих и исчислявшейся обычно в несколько процентов их годового дохода, существует и дополнительная милостыня, выражавшаяся в виде воздаяния отдельным лицам, подаяния нищим, дарения на благоустроенные нужды – строительство мечетей, школ, больниц [4, c.67].
Хадж – пятый и последний из обязательных столпов веры, причем наименее обязательный из всех. Считается, что каждый здоровый мусульманин раз в жизни может посетить святые места в Мекке и поклониться Каабе [4, c.68].
Территория Мекки считается священной. Прежде чем вступить на нее, паломник должен привести себя в состояние «освещения» (ихрам). Он совершает омовение всего тела - облачается в особую одежду. Она состоит из двух кусков ткани; один служит поясной одеждой и оборачивается вокруг бедер - получается нечто вроде юбки до колен или чуть ниже. Другой кусок закрывает грудь и левое плечо, концы завязываются под мышкой на правом боку - это нечто вроде шали. Оба куска не должны иметь швов - «не знать, что такое игла». Такая одежда существовала у арабов до ислама, она похожа также на одеяния древних евреев. Голова остается непокрытой. Обувью могут быть только сандалии.
Вместе с мужчинами в хадж могут отправляться их родственницы. Родство должно быть удостоверено документами. Одежда паломниц полностью закрывает фигуру, покрывает голову, чтобы не было видно волос. Открытыми остаются только кисти рук и лицо.
Самый большой мусульманский праздник - праздник жертвоприношения. Он отмечается в последний день хаджа. Основное содержание этого праздника – жертвенное закалывание животного: каждый состоятельный мусульманин режет сам или просит зарезать овцу или быка и раздает мясо беднякам. Праздник длится четыре дня; эти дни во всех мусульманских странах нерабочие. Всюду готовят мясные блюда, устраивают многолюдные и обильные трапезы. Бедные люди едят досыта, а богатые раздачей дарового мяса искупают свои грехи и успокаивают совесть.
2.3 Шариат
Шариат означает «путь», «следование». По утвердившемуся в исламской литературе мнению, шариат определяется как совокупность обращенных к людям предписаний.
Шариат – это свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащей нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Мусульманское право едино: оно не подразделяется на гражданское, уголовное, религиозное. Тесно связанное с религией и определяемое в своих основных принципах авторитетами калама, это право, прежде всего, религиозное, учитывающие и нормы обычного права, адата [6, c.51].
Шариат опирается на Коран и Сунну, своего рода своды и кодексы исламского законодательства.
Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регламентируют почти все детали его быта и вместе с обычным правом (адатом) создают столь густую сеть обязательных предписаний, что это уже само по себе гарантирует конформность поведения правоверных. Разумеется, не все и не всегда соблюдают нормы шариата. В мусульманском мире, как и повсюду, случаются нарушения и преступления. Однако строгость уголовного законодательства и особенно наказаний шариата не только впечатляет, но оказывает заметное дисциплинирующее воздействие [6, c.52].
Шариат регулирует гражданские взаимоотношения, порядок решения имущественных споров, взысканий и наказаний в случае нарушения религиозных предписаний, нормы поведения, отправления культа, ритуала и т. п. Согласно шариату, действия людей подразделяются на шесть основных
категорий:
. обязательные (за невыполнение которых следует наказание);
. рекомендуемые (т. е.
. дозволенные;
. предосудительные, (т. е. осуждаемые, но не наказуемые);
. запрещенные;
. наказуемые.
2.4 Основные ценности Ислама
Первая, наиважнейшая ценность в исламе - религия.
Религия, как известно, есть одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.
Второй ценностью ислама является
жизнь. В исламе жизнь воспринимается
как Божий дар, как самая ценная
из всего того, чем наделил Бог
всякое живое существо. Дарование
жизни и отнятие ее - исключительная
привилегия Бога Мусульманин никогда
не должен забывать о том, что жизнь
– Божий дар, и для мусульманина
считается священной
В исламе самоубийство так же запрещено, как и незаконное лишение жизни другого человека. Прощению за самоубийство подлежат лишь лица, прибегшие к этому в результате каких-либо умственных заболеваний.
Шариат предусматривает три категории людей, чьи действия остаются безнаказанными: спящий человек, человек страдающий умопомешательством, дитя не достигшее зрелости.
Чрезвычайно сурово в исламе карается преднамеренное убийство. Шариат запрещает самолично вершить суд. Лишение человека жизни по недозволенным обстоятельствам шариатом отнесено к грехам первого порядка, т.е к смертным грехам. Лицо, лишившее человека жизни не в оплату за другую жизнь, будет пребывать в аду вечно [3, c.87].
Третьей ценностью ислама является собственность. Труд в исламе имеет очень важное значение. Именно результатом честного, добросовестного труда является собственность. Порицается пребывание в безделье; человек не должен быть обузой для остальных. Бесчестным поведением считается паразитирование в обществе. В исламе категорически запрещено попрошайничество. Согласно преданиям, которые подлежат неукоснительному исполнению, просить подаяние разрешено только лишь трем категориям людей: тому, кто находиться в безвыходной ситуации, кто много задолжал и кто взял на себя долг и не может выплатить его. Трудоспособные лица должны сами зарабатывать себе на жизнь, а не существовать на чужие подаяния, что считается крайне постыдным явлением. В исламе не проводиться разница между видами работ. Любая общественно полезная работа уважаема. Главным критерием является законный характер труда. Каждый мусульманин должен зарабатывать себе на жизнь и создавать свою собственность только законным достойным способом. Незаконным и недостойным способом существования считается зарабатывание с причинением ущерба другим людям. Такой способ считается нечистым - харам, наоборот, честно и справедливо заработанное считается чистым – халал [7, c.90].
2.5 Этикет принятия пищи, запреты, предписания и обряды
В исламе существует свой кодекс приличий. Особенно детально разработан он в отношении еды. Брать еду и питье полагается только правой рукой. Левая считается «нечистой» - ею сморкаются. Только правой рукой следует передавать блюда и другие приборы сотрапезникам. При еде пищу рекомендуется брать тремя (или больше) пальцами, но никак не двумя. Резать хлеб ножом запрещается нужно его ломать руками [3, c.76].
Широко известно, что в исламе существует как бы «сухой закон»: мусульманам запрещено употреблять спиртные напитки, и в этом есть своя логика: пьяный не может совершать намаз, ибо молитву нельзя начинать нечистым, к числу которых всегда относились и пьяные. Для мусульманина считается тяжким грехом не только употребление вина, но даже присутствие при пьяном застолье. Один из хадисов гласит: «Вино - источник грехов. Тот, кто выпил вина, теряет разум. Он не знает бога, не признает ни чьих прав, никого не уважает, даже своих родных и близких…» Существуют и пищевые запреты. Мусульмане не должны есть свинину, употреблять в пищу кровь и падаль. Запрещены также азартные игры: азарт сжигает человека и отвлекает его от обязанностей [6, c.49].
К числу предписаний шариата относятся нормы, касающиеся прав и положения женщины. Об этих правах, точнее, о бесправии женщин в исламских странах известно немало. Официальная процессуальная норма шариата приравнивает двух женщин к одному мужчине (в частности, при свидетельствовании).
Правоверные, по Корану, имеют право брать две, три, даже четыре жены (если имеют средства содержать их), не считая рабынь-наложниц, количество которых практически не ограничено. Кроме того, муж всегда имеет право на развод и тем самым - на замену жен. Жена права на развод не имеет, она обязана соглашаться с любым решением мужа, в том числе и в случае развода. Жена и рабыня должны соблюдать верность своему господину, прелюбодеяние жестоко карается. Вместе с тем в Коране и нормах шариата зафиксированы и определенные права женщины - как гражданские, так и имущественные. Так, женщину, в том числе и рабыню, нельзя лишить ее ребенка. Практически это означает, что до семи лет ребенок при любых условиях остается с матерью, в дальнейшем он может быть взят отцом, но не безоговорочно, не при любых обстоятельствах. За женщиной признаются определенные права при разделе имущества, наследовании, разводе. Одежда мусульманки должна обладать определенными качествами и отвечать ряду условий, что является абсолютно необходимым:
1)Женская одежда должна скрывать все тело женщины за исключением лица и ладоней. Закрывать лицо необходимо только в одном случае - если на нем присутствует краска или макияж. Во всех остальных ситуациях закрывать лицо необязательно.
2) Женское одеяние не должно быть прозрачным и материал для него следует подбирать плотный, через который нельзя рассмотреть цвет кожи или нижнюю одежду.
3) Одежда должна быть широкой и просторной, а не узкой и облегающей.
4) Женская одежда не должна быть вызывающей и бросающейся в глаза.
Женщинам практически всегда был закрыт путь к образованию, к какой-либо общественной деятельности [3, c.61].
Из всех предписаний ислама, которые наиболее строго соблюдаются населением мусульманских стран - это обряд обрезания. Мальчиков примерно в семилетнем возрасте, когда они считались уже выходящими из-под материнской опеки, подвергали этой операции, корни которой восходят, видимо, к обрядам инициации древних. Обрезание было известно семитским племенам с незапамятных времен и считалось важным обрядом у евреев, которые подвергали этой операции 8-дневных младенцев. В исламе обряд обрезания семилетних (реже более старших) мальчиков служит, как и у иудеев, своего рода символом религиозной принадлежности и считается обязательным. Этот обряд символизирует взросление ребенка, переход его в новое, «взрослое» состояние. Вытерпеть боль - дело чести мальчика, которого задолго готовят к операции, разъясняя ему всю ритуальную важность. После обрезания мальчик более уже не возвращается на женскую половину дома: его отделяют от сестер и приобщают к мужчинам семьи. Как и другие обряды, обрезание обычно сопровождается праздником, на который съезжается множество родственников с соответствующими подарками по случаю торжества [7, c.57].
Еще один важный семейный обряд в жизни мусульманина - свадьба. Молодых обычно венчает один из служителей ислама, который, совершая церемониал, чаще всего читает четвертую суру Корана, где излагаются основные положения ислама о месте, правах и обязанностях женщины в семье и обществе. Совершающий обряд имам или мулла от имени ислама как бы скрепляет союз молодых, превращая его в официально признанный и имеющий силу закона брак.
Торжественно, опять-таки со специальными ритуальными обрядами, отмечается в семье мусульманина и рождение ребенка, особенно сына. И, наконец, последний из серии обрядов, сопутствующих мусульманину на протяжении всей его жизни, - похороны. Этот мусульманский погребальный обряд сохранил многое из доисламских традиций. «Спешите хоронить своих мертвых,- говорил Мухаммед.- Они скорее достигнут вечного блаженства, если были праведны в земной жизни. А если они были порочны, то тем самым вы скорее удалитесь от них, осужденных гореть в пламени ада». Поэтому тело покойного в мусульманских странах обычно предают земле в течение 24 часов после смерти. Умершего обмывают, натирают благовониями, заворачивают в саван (кафан) из белого полотна. Саван завязывается у головы и ног. Гроб или погребальные носилки накрывают черным покрывалом, несут головой вперед. Покойника кладут в могиле по- разному, исходя из местных народных обычаев. Но если хоронят в гробу, тело должно лежать либо головой, либо правым боком к Мекке. Памятников на могиле обычно не ставят, ограничиваясь строгим каменным надгробием в виде круглого или четырехгранного столба [7, c.40].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, несмотря на наличие разных направлений, течений и сект, ислам в целом представляет собой достаточно цельную религиозную систему. Сложившаяся на стыке древних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитавшая в себя все элементы христианства и иудаизма, греческой философии и римского права, эта система оказалась сложным итогом многостороннего синтеза. Основой этого синтеза были арабская культура и арабская государственность.
Ислам показал себя одной из наиболее значительных сил среди мировых религиозных систем. Его сила состояла и состоит в том, что он пронизал все поры мусульманского общества, определил характер социально-экономических отношений, культуру и быт правоверных.
Таким образом, сила ислама заключается в основах, которые были заложены еще Мухаммедом. Ислам и сегодня живая, развивающаяся религия, которая активно вторгается в социально-политическую жизнь исламских стран и в мировую политику.
Список литературы