Ислам как культурный феномен, его возникновение и эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:11, реферат

Краткое описание

Целью моей работы является исследование Ислама, его возникновение и эволюция.
Объектом данного исследования является история развития ислама как одной из трех ведущих мировых религий, оказавших и оказывающих влияние на современный мир.
Предметом исследования является процесс трансформации ислама.

Содержание

Введение............................................................................................................... 3
Глава 1. проблемы становления ислама как мировой религии........................... 4
1.1. История возникновения ислама. .................................................................. 4
1.2. Распространение ислама. Оформление Корана. .......................................... 6
1.3. Ислам сегодня. Глобализация ислама. ....................................................... 12
Глава 2. Направления ислама. ........................................................................... 15
2.1. Суннизм....................................................................................................... 15
2.2 Шиизм........................................................................................................... 16
Заключение......................................................................................................... 20
Список использованной литературы................................................................. 22

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.71 Кб (Скачать файл)

2.2 Шиизм

 
Шиизм или шиат Али /партия Али/ (от араб. ши’а — секта, партия, группа приверженцев) - второе по значению и числу последователей направление в исламе. Побудительным мотивом его возникновения стал спор о преемстве в духовном и светском руководстве общиной. Зародившись в Арабском халифате в период правления третьего “праведного халифа” `Усмана как группировка, выступавшая в защиту прав Али ибн Аби Талиба (ум. 661г.), двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда, и его потомков от Фатимы (дочери Мухаммеда) на имамат-халифат, приобрел характер религиозно-сектанского движения,2 противостоявшего ортодоксальному направлению суннитов (включая все его течения и секты). Шииты считают, что халиф не может избираться людьми, в связи с этим не признают термин “халифату расулиль-ллахи” равно как и умма. Оформление шиизма приходится на период утверждения династии Аббасидов с конца VII до середины VIII в. Культ мученичества Али, умершего от ран после покушения, и его сына Хусейна, убитого под Кербелой в 680 г., способствовал превращению шиизма в религиозное течение. Как и ислам в целом, не представляет собой единой консолидированной системы. Наиболее благоприятной почвой для распространения Шиизма стал Иран (где на него существенное влияние оказали зороастризм, несторианство и митраизма). Также был шроко распространён в Персии, поэтому его часто назывют релиигиией персов. 
 
   Основоположником шиитской религиозной доктрины считается принявший ислам иудей из Йемена Абдалла ибн Саба`, выступивший предтечей крайних шиитов (середина VII в.). С его именем связывают пропаганду идеи о том, что каждый пророк, в том числе Мухаммад, имел помощника, или “восприемника духовного завещания” (васи). У Моисея таковым являлся Аарон, у Иисуса – апостол Пётр. Мухаммад же, согласно Абдалле ибн Саба`, личным распоряжением избрал Али своим преемником в учительстве и правлении и ясно предназначил его к этому. Поскольку же Мухаммад был лучшим из пророков, то Али объявлялся лучшим из воспреемников завещания, чем подчёркивалась избранность и его рода. 
 
Особо интенсивная разработка шиитской концепции власти и государства велась в VIII столетии. Появилось множество трудов, обосновавших право “семейства Прорка” в лице Али и его потомков на верховенство в общине. Основные положения шиитской доктрины власти, признанные современными последователями сформировались к началу X в. В последующие века шёл процесс кодификации шиитской догматики, углубления её философского основания. Общими догматами шиизма стали: признание исключительного1 права Али и его потомков —алидов на духовное и светское руководство в мусульманском мире (имамат) и отрицание в связи с этим законности первых халифов — Абу Бакра, Омара I, Усмана, Умаййадских и Аббасидских халифов, а также идея о том, что заместитель пророка, халиф, не должен быть избираем людьми. Эти тезисы стали фундаментом последующего учения шииитов во всех его деталях и вариантах. Основные аргументы шиитские теологи черпали из Корана и Сунны. Поскольку в Коране отсутствует прямое упоминание Али, то шиитские коментаторы прибегли к аллегорическому толкованию отдельных коранических выражений, чтобы обосновать свою точку зрения.  
 
Сам Али весьма настороженно относился к появившимся в его окружении людям, боготворившим и обожествлявшим его. Али сознательно отдалил от себя Абдаллу ибн Саба` за неумеренные восхваления, компрометировавшие его кумира в глазах правоверных. Сохранился рассказ о том, что однажды Али приказал сжечь группу людей, провозглассивших его Господом, дарующим благо, и не поддавшихся на его увещевания. Со словами <Теперь мы знаем, что ты – действительно Бог, потому что только Бог наказывает огнём.> они с достоинством приняли смерть.  
 
Становление собственной доктрины шиитов побудило их обратить внимание на оформление своего корпуса священнах текстов. Шииты признают Сунну (с некоторыми изменениями), считая её вторым источником мусульманского вероучения, Коран (хотя и не считают его официальную суннитскую редакцию безупречной). 
 
Историческая роль шиитов очень велика. Они составили немалую силу восстания, приведшего к падению Умаййадов. Они принимали активное участи и во многих других движениях. Как опозиционная доктрина, шиизм служил знамением всех недовольных и нередко прикрывал религиозной оболочкой те острые социальные и экономические причины, которые лежали в основе этих движений. Кроме того, сохранивший своё этническое лицо Иран, центр шиизма, на протяжении веков был центром не только религиозной, но и этнической и1 политической оппозиции Арабскому халифату.  
 
Для шиитов характерен культ мучеников. Шииты придают исключительное значение идее величия страданий за веру, воплощённой в трагической судьбе ряда шиитских имамав, начиная с Али и его сына Хусайна. Вообще шиитская традиция рисует Али истинным героем легенды, идеальным рыцарем ислам: набожным, чуждым честолюбием и стяжательства, храбрым воином, искренним и щепетильным в моральных вопросах. 
 
В практике шиизма нашёл широкое применение принцип такийя (араб.  осмотрительность, благоразумие) – “благоразумное скрывание своей веры”, то есть право говорить и совершать то, что противоречит вере из соображений личной безопасности или во имя интересов общины единоверцев, оставаясь в душе преданным своей религии, игравшее роль защитной мимикрии в обстановке преследований. Шииты прибегали к такийе, поскльку на протяжение своей истории они часто оставались в меньшинстве и являлись объектом преследований. 
 
Центром шиитов является город Куфа. В Средние Века говорили: <Хочешь стать шахидом - отправляйся в Куфу, встань там на базарной площади и начни кричать: <Храни Аллах Османа Ибн ал-Аффана!> - шииты мигом разорвут тебя в клочья>. Общая численность сторонников шиизма - 180 млн. человек (16% всех мусульман). 1

Заключение

 
В мире живет около миллиарда  исповедующих ислам. Общины этой религии есть более чем в ста странах мира, а в двадцати восьми ислам – государственная религия. В числе традиционных мусульманских стран или стран с подавляющим влиянием ислама – Иран, Ирак, Афганистан, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман, Бруней, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Бангладеш, Марокко, Египет, Тунис, Ливия, Алжир, Мавритания, Сомали, Судан, Иордания, Сирия, Турция, Индонезия, автономная Палестина в составе Израиля и др. На территории бывшего СССР ислам исповедует большинство коренного населения государств Средней Азии, Азербайджана. В России огромно его влияние в Татарстане, Башкортостане, Дагестане, Чечне, Ингушетии, в других районах и республиках. Ислам имеет немалое распространение в Европе на Балканском полуострове (Албания, некоторые республики бывшей Югославии).  
 
Ислам - это одна из великих мировых религий, сложнейший мир неповторимой (и подчас непонятной христианам-европейцам) культуры, философии, удивительного жизненного уклада и быта, своеобразного мироощущения. 
 
Образы исламского мира, появляющиеся в американской и европейской прессе, почти неизменно негативны и связаны с насилием. Тот факт, что большая часть мусульман ведет нормальный образ жизни и исповедует совершенно разумную веру с упором на чувство доброты, братства, милосердия, социальной справедливости и миролюбия, в последние годы был заслонен политическими событиями. 
 
Аналогичным же образом искажается в глазах мусульман и образ Запада, который постоянно предстает как мир эксплуатации, сторонник врагов ислама и угнетатель бедных. В целом мусульмане всего мира ощущают в отношении Запада негодование и враждебность, которые в своих крайних проявлениях выливаются в виде национального и международного терроризма. 
 
Ислам, являясь культурой мира и взаимопонимания, не должен стать орудием разрушения мира. Следовательно, истинные мусульмане (в отличие от тех, кто сделал религию главным оружием достижения низменных целей) должны быть бдительными, чтобы не допустить трагедии. В связи с этим, думается, им важно выступить инициаторами поддержки Международной Декларации против терроризма и выступать за создание Международного Центра по борьбе с терроризмом. 

Список использованной литературы

 
1.     Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе.- М., 1985. - 129 с. 
 
2.     Васильев Л.С. Религии Востока. - М., 1999. - 390 с. 
 
3.     Ибн Хишим. Жизнеописание посланника Аллаха. - М., 1994.– 360 с. 
 
4.     Ирвинг В. Жизнь пророка. - М., 2002. -314 с. 
 
5.     История религий Востока. - М., 1983. – 365 с. 
 
6.     Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М., 1986. – 315 с. 
 
7.     Крывилев И.А.  «Истории Религий» «Мысль» Москва 1976г.  
 
8.     Поляков С. «Ислам» «Книга - Вайланд».  Волгоград 1996г. 
 
9.     Токарев С.А. Религии в истории народов мира. - М., 1976. – 414 с. 
 
10.  Щапова Я.Н. «Религии Мира»  «Просвещение» Москва 1994г.  
 
11.  Энциклопедия «Мир и религии» «Просвещение» Москва 1985г.  

 

 

 
1 Токарев С.А. Религии в истории народов мира. - М., 1976. – с. 223

 
2  Поляков С. «Ислам» «Книга - Вайланд».  Волгоград 1996г. - с. 104

 
1 Поляков С. «Ислам» «Книга - Вайланд».  Волгоград 1996г. - с. 104-105

 
1              Поляков С. «Ислам» «Книга - Вайланд».  Волгоград 1996г.

 
2              Васильев Л.С. Религии Востока. - М., 1999. - с. 94

 
[1] Васильев Л.С. Религии Востока.- М., 1999.- c.94 

 
1 Васильев Л.С. Религии Востока. - М., 1999. - с. 94

 
2 История религий Востока. - М., 1983. – с. 110

 
1 Ибн Хишим. Жизнеописание посланника Аллаха. - М., 1994. – с. 104

 
2 Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М., 1986. – с. 201

 
1 Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М., 1986. – с. 201

 
1 Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М., 1986. – с. 201

 
2 Ирвинг В. Жизнь пророка. - М., 2002. -с. 131

 
1 Ирвинг В. Жизнь пророка. - М., 2002. -с. 131

 
2 Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе.- М., 1985. - с. 47

 
1 Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе.- М., 1985. - с. 47

 
2 Энциклопедия «Мир и религии» «Просвещение» Москва 1985г.  - с. 439

 
1              Энциклопедия «Мир и религии» «Просвещение» Москва 1985г.  - с. 439

 
1 Крывилев И.А.  «Истории Религий» «Мысль» Москва 1976г. - с. 233

 
1 Крывилев И.А.  «Истории Религий» «Мысль» Москва 1976г. - с. 233


Информация о работе Ислам как культурный феномен, его возникновение и эволюция