Исследование этнической идентичности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:32, контрольная работа

Краткое описание

До недавних пор понятие идентичности практически не использовалось, оно не было предметом ни теоретического, ни эмпирического изучения. Оно не встречалось в монографиях, учебниках и журнальных публикациях, этого понятия не найти даже в последних изданиях психологических словарей. Только в последние годы оно начинает появляться на страницах психологической печати, однако по-прежнему для большинства читателей остается чуждым, малопонятным и плохо вписывающимся в привычный категориальный аппарат. Идентичность появляется в ходе развития и означает чувство принадлежности к какой-то целостной структуре, осознание человеком того, что он является частью этой структуры и занимает в ней определенное бесспорное положение. Идентичность помогает человеку реализовать основную потребность и найти свою социальную нишу, что позволит ему избежать наихудшего страдания - полного одиночества и сомнений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
1. Этническая идентичность (определение и структура)………………………………….4
2. Методы исследования этнической идентичности и стереотипов (на примере финнов и русских), так называемых, приписываемых качеств…………8
3. Методика Финнb…………………………………………………………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………………………………………….13
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Интер.docx

— 28.21 Кб (Скачать файл)

Один из стереотипов, что русские грубые и безразличны  к незнакомым, зато приветливы к  друзьям: «Люди могут быть грубы, например, в магазинах или на улице, … но когда с ними познакомишься, то легко подружишься: тебя будут останавливать на улице и расспрашивать о делах и семье, обнимать, знакомить с другими, приглашать в гости и принимать "как родного"».

А ещё, по мнению финнов, русские ценят родных и семью. «Родственные связи, по-моему, значат намного  больше для русских, чем для финнов, у которых в семью включается отец, мать, дети, бабушки и дедушки, но не входят, например, двоюродные братья и сестры как близкие родные». 
 
 
 

10

3.Методика Финни, измеряющая выраженность этнической идентичности.

Джин Финни предложила трехстадиальную модель формирования этнической идентичности. В соответствии с первой стадией – нерассмотренной социальной идентичности – представители национального меньшинства, часто лично не рассматривавшие проблемы этнической идентичности, могут иметь усвоенные на неосознаваемом уровне негативные стереотипы, присущие доминантной культуре, в рамках своей Я-концепции. Одно из негативных последствий усвоения этих унижающих социальных убеждений в Я-концепции состоит в том, что люди могут испытывать даже «отвращение к себе». В противоположность тем, кто игнорировал этнические проблемы, некоторые люди на первой стадии могут быть подвергнуты действию позитивных этнических установок со стороны других, но просто не думать об этих проблемах.

На второй стадии – поиска этнической идентичности – люди имеют определенный опыт, который на время вытесняет их старый взгляд, делая их восприимчивыми к изучению их собственной этничности. В большинстве случаев катализатором для окончания первой стадии у индивида, находящегося в поисках более глубокого понимания своей этнической идентичности, является его личный опыт испытания на себе каких-либо предрассудков. Эта стадия характеризуется интенсивным поиском, в котором люди пытаются разрушить старую негативную идентичность и заместить ее новой позитивной идентичностью. Будучи вовлеченными в такой поиск, люди могут поглощать соответствующую литературу и принимать участие в культурных мероприятиях, организуемых данной этнической общиной.

В течение  второй стадии представители национального  меньшинства могут также развивать оппозиционную идентичность, при этом активно отвергая ценности доминантной культуры и очерняя членов доминантной группы. 
                                                                     11

Третья стадия и кульминация этого процесса состоит в более глубоком понимании  и повышении ценности собственной  этничности – то, что Финни назвала «достижением этнической идентичности». На этой финальной стадии развития этнической идентичности уверенность во вновь обретенной этнической идентичности дает людям глубокое чувство этнической гордости наряду с новым пониманием своего собственного места в доминантной культуре. Они становятся способны полностью усвоить те аспекты доминантной культуры, которые являются приемлемыми (например, финансовые гарантии, независимость, университетские занятия), и выступать против тех, которые являются угнетающими (например, расизм, дискриминация по полу). По мнению автора этой концепции, именно таким образом развитие позитивной этнической идентичности обеспечивает не только защиту униженных меньшинств от постоянного расизма в их стране, но также позволяет им использовать эту позитивную социальную идентичность, чтобы следовать целям большинства, участвуя в социальной жизни общества. Такая трансформация благоприятствует высокой самооценке и устойчивой Я-концепции. 
 
 
 
 
 
 

12

Заключение.

В зависимости от того, какая у человека идентичность, можно с той или иной степенью достоверности прогнозировать его  поведение, принимаемые и отвергаемые  ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки.

Индивид, выбирая  себе то или иное место в социальном пространстве, тем самым выбирает для себя вполне определенную идентичность. Однако в подобном непостоянном мире, где постоянно меняются положения  в социуме, где сегодня наиболее "популярным, престижным, актуальным" является одно положение на социальной лестнице, а завтра совсем другое, индивид  не может поручиться в том, что  положение, которое он занимает сегодня, завтра будет таким же по престижности и прибыльности. В подобных условиях существования индивид выбирает для себя наиболее устойчивую принадлежность, а именно - этническую. 
 
 
 
 
 
 
 

13

Список литературы.

  1. Стефаненко Т.Г. "Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности", "Этническая психология и общество". М.: Старый Сад, 1997. С.97-104.
  2. www.worldlib.ru
  3. www.knowledgeallbest.ru
  4. www.ru.wikipedia.org
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

14


Информация о работе Исследование этнической идентичности