Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 23:01, реферат
В повседневной речи «культура» - это хорошо знакомое всем слово: мы говорим о дворцах и парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о музеях, театрах, библиотеках.
Но в то же время культура – одно из фундаментальных научных понятий социально-гуманитарного познания, которое играет в нём такую же важную роль, как понятие массы в физике или наследственности в биологии.
Введение: что такое культура? ……………………………………... 3
Исторические типы культур ………………………………………... 4
Первобытная культура ………………………………………. 5
Античная культура …………………………………………… 7
Средневековая культура …………………..………………… 10
Культура эпохи Возрождения ………………………………. 12
Культура Нового времени …………………………………… 14
Современная культура ………………………………………. 16
Культура и цивилизация …………………………………………… 18
Заключение …………………………………………………………. 20
Список литературы ………………………………………………….. 21
Европейская культура проникается духом деловитости,
На небывалую высоту поднимается авторитет знания,
добываемого наукой и философией. Развитие
знаний, рост образования рассматривается
как движущая сила общественного прогресса.
Европейская культура приобретает преимущественно рационалистиче
В XIX в. европейская культура Нового времени вступает в пору зрелости. Растёт крупное машинное производство, для которого нужны квалифицированные инженеры и рабочие. Просвещение становится более доступным для широких слоёв населения. Развивается сеть школ, расширяется контингент студентов университетов. Общеобразовательный и культурный уровень масс быстро повышается. Грамотность становится общей культурной нормой.
Ускоряются темпы технического прогресса. Наука XIX в. выступает как классическая система знаний, основные идеи и принципы которой считаются окончательно установленными и незыблемыми истинами. Фундаментом этой системы служат математика и механика.
Такие мыслители, как Гегель, Конт, Спенсер, пытаются построить философские системы, сводящие воедино всю сумму знаний, накопленных человечеством. В общественном сознании складывается убеждение, что картина мира наукой в общих чертах уже установлена и дальнейшее развитие научного знания призвано лишь уточнять контуры этой картины и заполнять оставшиеся в ней «белые пятна».
В художественной литературе одним
из главных направлений
Однако уже к середине XIX в. появляются признаки надвигающегося кризиса европейской культуры. Выходят в свет работы, проникнутые духом иррационализма и пессимистическим умонастроением (Шопенгауэр, Кьеркегор). Развертывается критика буржуазного общества. О приближающемся конце буржуазной культуры говорят столь разные мыслители, как Маркс и Ницце.
Разочарование в идеалах всё явственнее
сказывается в европейском искусстве
Современная культура.
В XX в. европейский тип культуры распространился далеко за пределы Европы, охватив другие континенты. Имея в виду, что культура европейского типа характерна уже не только для Европы, её обычно называют «западной культурой». Хотя в разных странах у неё имеются свои особенности, можно говорить о наличии общих черт, типичных для западной культуры в целом.
Современная западная культура – это культура, основанная на предпринимательстве, бизнесе, деловитости. Её главные герои – люди, умеющие делать деньги. Стремление к материальному благополучию, комфорту, наслаждению разнообразными удовольствиями, которые можно получить за деньги, становится главенствующей чертой, характеризующий тип личности человека западной культуры. В ней ценятся активность, рациональность, профессионализм. Она исключительно динамична: быстро меняются условия жизни, техника, моды, стандарты, утрачиваются старые традиции, специалистам приходится учиться в течение всей жизни. Идёт беспрерывная погоня за новизной. От вещей уже не требуется, как прежде, долговечность. Они морально изнашиваются быстрее, чем физически.
Скоротечность охватывает все сферы культуры. Особенно ярко это видно в области искусства. В нём появляется множество новых идей, течений и направлений. Возникают новые формы и жанры искусства, связанные с использованием техники, приобретают популярность массовые художественные зрелища, получает развитие тенденция к синтезу различных искусств, спорт стал сближаться с искусством. В преддверии XX века искусство вступает в эпоху «модернизма». Отсутствие единого стержневого художественного стиля – характерная его черта. Искусство расщепилось, раздробилось на множество течений и направлений, стало «мозаичным».
Никогда прежде не было такого обилия и разнообразия культурных систем и подсистем, взглядов и направлений. Существует множественность религий, философских концепций, научных теорий, художественных стилей и т.д. Спутником этого плюрализма становится толерантность, терпимое отношение к различным идеям и мнениям. В результате чуть ли не по любому вопросу высказывается множество суждений, что ведёт к своеобразной «избыточности» возникающего вокруг него информационного поля. Это расширяет область поиска решения, но вместе с тем часто погружает дело в пучину бесконечных обсуждений. Способствуя установлению мирных и дружелюбных отношений между людьми, толерантность имеет своим негативным следствием то, что в культуре любые взгляды могут признаваться одинаково приемлемыми. Таким образом, теряются ориентиры, позволяющие отличить ценности от антиценностей, ненормальное представляется нормальным, заблуждение может «на равных правах» соседствовать с истиной.
Увеличение производительности труда привело к перемещению основной массы трудоспособного населения западных стран из сельского хозяйства и промышленности в сферу культуры и обслуживания (транспорт, связь, торговля). Бытовая техника заполнила человеческое жильё. Образование, в том числе высшее, стало массовым. Наука углубилась в микромир и космос, создала новые химические материалы, нашла способы преодоления множества неизлечимых ранее болезней, открыла пути генной инженерии. Компьютеры и электронные средства связи произвели настоящую революцию, означающую переход к новому типу общества.
Динамизм культуры изменяет саму психологию людей. Стремительный поток обновлений порождает подспудные сомнения в надёжности их благополучия и заставляет жить в постоянном напряжении сил, чтобы быть на уровне быстро растущих стандартов потребления. Нарастающие темпы жизни связаны со стремительным и безудержным техническим прогрессом. Он доводит противоречие между культурой и природой до крайности. Общество впервые сталкивается с экологическими проблемами, грозящими ему гибелью. Западное общество сталкивается с серьёзными трудностями в деле воспитания подрастающих поколений и вынуждено искать меры для преодоления асоциальных тенденций в их поведении. Оно ведёт малоуспешную борьбу с ростом наркомании и преступности, в нём находит удобную среду для своей кровавой деятельности международный терроризм, наносящий ему чувствительные удары.
Культура и цивилизация.
Всемирная история знает различные типы культур. По тому, какой из них господствует в обществе, характеризуют и сами общества, используя при этом термин «цивилизация».
Слово «цивилизация»
произведено от латинского civilis – гражданский,
общественный, государственный. В XVII-XVIII
вв. «цивилизованность» понималась как
противоположность «дикости». Однако
в XIX в. под цивилизацией стали понимать
не только исторический процесс, но и уже
достигнутое состояние общества
К концу XIX в. вера в прогресс европейской
цивилизации поколебалась. Маркс, Ницше
и другие философы заговорили о её неискоренимых
пороках. Постепенно цивилизацию стали
отличать от культуры. В обиход вошло представление
о цивилизации как о совокупности материальных и со
С этой точки зрения культура есть внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация – лишь внешняя материальная оболочка культуры. Если культуру можно сравнить с мозгом общества, то цивилизация представляет собою его «вещное тело». Культура создаёт средства и способы развития духовного начала в человеке, она нацелена на формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же снабжает людей средствами существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд. Культура – это духовные ценности, образование, достижения науки, философии, искусства, а цивилизация – это степень технологического, хозяйственного, социально-политического развития общества.
В сочинениях философов, трактующих цивилизацию таким образом, проводится мысль о несовпадении понятий цивилизованного и культурного человека. Культурным его делает «внутренняя культура» - превращение достижений человеческой культуры в коренные установки бытия, мышления и поведения личности. Цивилизованный же человек – тот, кто обладает лишь «внешней культурой», состоящей в соблюдении принятых в цивилизованном обществе норм и правил приличия. Если это соблюдение не стало для него внутренней необходимостью, то его нельзя считать подлинно культурным.
Развивая эти взгляды на цивилизацию, немецкий философ О. Шпенглер говорит о европейской цивилизации как о завершающей фазе эволюции современного западного мира. Цивилизация у Шпенглера выступает как последняя стадия развития всякого социокультурного мира, эпоха упадка творческой силы и погружения в бездуховное существование.
Однако в английском языке такое толкование
слова «цивилизация» не закрепилось. У одного
из крупнейших историков XX в. А. Тойнби
цивилизациями называются различные типы
общества, которые выступают как относительно
самостоятельные социокультурны
Итак, понятие цивилизации может
В русском языке слово «
Заключение.
Окидывая взглядом весь исторический путь, пройденный европейской культурой, можно заметить, что в каждом из рассмотренных её типов на главенствующее место выдвигались какие-то формы духовной жизни общества:
Первобытная культура – синкретизм → мифология;
Античная культура - мифология → религия, искусство, философия;
Средневековая культура – религия;
Культура Возрождения – искусство;
Культура Нового времени – философия;
Современная западная культура – наука.
Таким образом, к XXI столетию Европа завершила цикл культурного развития, в котором все ныне существующие основные формы культуры последовательно побывали в роли её «лидера».
Процесс совершенствования образа жизни народов связано с понятием «цивилизация», которое не разделимо с культурой ещё и в античности, где культура рассматривалась скорее как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.
Средневековье, сформировав теоцентрическую
Соотношение культуры и цивилизации обозначилось впервые, когда в эпоху Возрождения культура стала связываться с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества. В результате установилась традиция разграничения между понятиями культуры и цивилизации с точки зрения проблем человека и духовной деятельности.
Список литературы.