Когда мы говорим о культуре,
мы имеем в виду не только произведения
искусства, а всю совокупность материальных
и духовных ценностей и способов деятельности
по их созданию. Прежде всего, творцом
материальных ценностей является та часть
общества, которая с помощью своих трудовых
навыков приводит в действие средства
производства, т. е. трудящиеся массы. Трудящиеся
составляют главный элемент производительных
сил. Только благодаря их трудовой деятельности
человечество может существовать и нормально
функционировать. Если они прекратят свою
деятельность по созданию материальных
ценностей, начнется социальная деградация.
Итак, именно трудящиеся массы любой исторической
эпохи и при любом политическом режиме
играют решающую роль в создании материальных
культурных ценностей. Несмотря на то,
что большинство духовных ценностей было
создано профессиональными творцами (архитекторами,
художниками, скульпторами, писателями,
поэтами и т. д.), следует помнить, что трудящиеся
массы, создавая материальные ценности,
обеспечивали их существование и тем самым
давали им возможность для занятий духовным
творчеством. Значительная часть духовных
ценностей создается профессиональными
творцами. Да и в области материальной
культуры творческой личности принадлежит
многое. Творческая личность играет весьма
заметную роль в развитии культуры. Отметим,
что прежде чем личность сможет начать
активные действия, она должна сформироваться
в обществе. Это влияние общества на личность
характеризуется многими обстоятельствами.
Укажем только некоторые из них. Во-первых,
каждый исторический тип культуры создает
свой основной тип личности. Он различен
в разных социальных группах, но имеет
и нечто общее, обусловленное связями
личности с обществом в целом и его культурой.
Во-вторых, различные типы культуры предоставляют
разные возможности для формирования
и развития личности. Если в первобытном
обществе индивид еще слит с коллективом,
почти не воспринимает себя как нечто
самостоятельное, то каждая последующая
общественно-экономическая формация предоставляет
все больше и больше возможностей для
его развития. Основные возможности, предоставляемые
личности историческим процессом: Во-первых,
своей деятельностью, если эта деятельность
совпадает с направлением общественного
прогресса, она может значительно ускорить
темпы исторического развития, внести
заметный вклад в мировую культуру. В таком
случае говорят о прогрессивном воздействии
личности на ход истории. Во-вторых, ее
деятельность может иметь направление,
противоположное направлению общественного
прогресса. Тогда она в зависимости от
мощи социальных сил, стоящих за ее спиной,
и от своих собственных качеств может
оказать значительное тормозящее воздействие
на ход истории и развитие мировой культуры.
В таком случае говорят об отрицательном
воздействии личности на историю. В-третьих,
личность может оказать противоречивое
воздействие на исторический прогресс.
Существует не так уж много личностей,
деятельность которых может быть оценена
однозначно - либо позитивно, либо негативно.
Гораздо чаще личности на одних этапах
своей деятельности ускоряют ход истории,
а на других - замедляют. Часто встречается
ситуация, когда личность в одно и то же
время одними сторонами своей деятельности
оказывает прогрессивное воздействие
на общество, а другими - регрессивное.
С такой противоречивой ситуацией мы очень
часто встречаемся в сфере духовной культуры,
когда, скажем, мировоззрение писателя
и результаты его творческой деятельности
не только не совпадают, а даже противоречат
друг другу. Подводя итоги рассмотренному
выше, можно сказать, что две основные
движущие силы культуры - это народные
массы и личность. Они движут культуру
каждая по-своему, выполняя различные
функции и решая разные задачи, но в этом
движении ни та, ни другая не устранимы
и дополняют друг другу. Если же попытаться
образно сравнить их мощь, то, наверное,
лучшим образом будет айсберг. Его надводная
часть - это творческие личности, а девять
десятых его, находящиеся в воде, - это
народные массы. Вспомним в этой связи
слова М. И. Глинки: «Народ создает музыку,
а мы, композиторы, только аранжируем ее».
Список используемой
литературы:
- Драч Г.В. Культурология Ростов-на-Дону. 2001г.
- Белик А.А. Антропологические теории культур. М. 1999г.
- Мамонтов С.В. Основы культурологии. РОУ. М. 1996г.