Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:54, реферат
Первый римско-католический приход на территории Дальнего Востока был основан по Указу Императора Александра II 18 февраля 1866 года в молодом российском городе Николаевске на Амуре, тогдашней столице Дальневосточного Генерал-губернаторства. Первым настоятелем прихода был назначен отец Казимир Радзишевский, переведенный на Дальний Восток из Уллского прихода Витебской области, где он служил викарием. В Николаевске на Амуре приход был устроен в старом ветхом здании казначейства, главными прихожанами отца Казимира были здесь военнослужащие сухопутных войск и Морского экипажа, личный состав которых был представлен преимущественно поляками, а также литовцами и в меньшей мере украинцами, рекрутированными в западных губерниях Империи
История Католического костела Пресвятой Богородицы.
Католический костел Пресвятой Богородицы. Вид в наши дни.
Первый римско-католический приход на территории Дальнего Востока был основан по Указу Императора Александра II 18 февраля 1866 года в молодом российском городе Николаевске на Амуре, тогдашней столице Дальневосточного Генерал-губернаторства. Первым настоятелем прихода был назначен отец Казимир Радзишевский, переведенный на Дальний Восток из Уллского прихода Витебской области, где он служил викарием. В Николаевске на Амуре приход был устроен в старом ветхом здании казначейства, главными прихожанами отца Казимира были здесь военнослужащие сухопутных войск и Морского экипажа, личный состав которых был представлен преимущественно поляками, а также литовцами и в меньшей мере украинцами, рекрутированными в западных губерниях Империи. В течении 22-х лет отец Казимир был миссионером и постоянно объезжал все поселения Дальнего Востока и Сахалина, где проживали католики. Часть из них принадлежала к ссыльно-поселенцам и переселенцам из бывших польских губерний, а на Сахалине преобладали каторжане, участники польских национально-освободительных восстаний. После перевода Генерал – губернаторства и штаба сухопутных войск в Хабаровск, а Управления Амурской флотилии во Владивосток, туда же в 1891 году был переведён и римско-католический приход, который к тому времени имел уже филиальные приходы в Хабаровске, Благовещенске, Никольск-Уссурийске, на Сахалине и в Харбине.
Владивостокский приход Рождества Пресвятой Девы Марии стал существовать самостоятельно только с 1891 года, когда официально был переведён из Николаевска на Амуре. Приход составляли, главным образом, нижние чины различных воинских формирований, минной роты, строительных подразделений строящейся крепости Владивосток. Впоследствии самостоятельную духовную жизнь стали вести и другие приходы региона: приход в Благовещенске, приход в Хабаровске, приход Св. Николая в Никольск-Уссурийске, приход в Николаевске, приход в Александровске на Сахалине, приходы Св.Станислава и Св. Иосафата в Харбине. Социальный состав верующих был примерно одинаков: служащие и демобилизованные нижние чины воинских формирований, ремесленники, купцы, в меньшенстве была интеллигенция. Долгое время у прихода не было Молитвенного Дома, отец Казимир проводил богослужения в доме пастора евангелиста и продолжал свои миссионерские поездки по региону. В 1893 году во время очередного пастырского визита в Благовещенск отец Казимир скоропостижно скончался и был там погребён православным священником.
Первый небольшой деревянный католический храм владивостокский приход возвёл на участке, отведенном Городской Думой в 1885-86 гг.
Уже с конца 90-х годов XIX века маленький деревянный костёл стал явно тесен для паствы. По данным, опубликованным в «Обзорах Приморской области» за соответствующие годы, число жителей Владивостока католического вероисповедания быстро росло: за 20 лет с 1889 года по 1909 год (начало строительства костёла) число католиков выросло в 8 раз. С каждым годом острее вставал вопрос о постройке каменного костёла. Положение ухудшилось после пожара 2 февраля 1902 года, во время которого деревянный костёл сгорел. В том же году было построено новое деревянное здание на месте сгоревшего, и на собрании прихожан архитектором Гвоздиевским был доложен и одобрен проект нового каменного костёла.
Городской общественностью было создано жюри по выбору проекта костёла, первое заседание которого состоялось 22 июня 1907 года.
По сообщению газеты «Далёкая окраина» от 10 июля 1909 года автором победившего проекта костёла был архитектор Плансон. Рассчитано оно было по проекту на 1000 молящихся. Для строительства здания необходимо было затратить 75 тысяч рублей. На начало строительства имелось 10 тысяч, из них 5 тысяч дал Владивосток. 5 тысяч были высланы из Петербурга, предполагалось получить оттуда ещё 5 тысяч. Местное польское приходское благотворительное общество было небогатым, но старалось заработать деньги своими силами, давая благотворительные концерты, ставя спектакли на польском языке, собирая добровольные пожертвования.
Закладка и освящение начала строительства нового римско-католического костёла произошли 12 июля 1909 года.
Строительство костёла, по всей видимости, завершилось в 1921 году. Об этом свидетельствует заметка, опубликованная во владивостокской газете «Слово» 1 октября 1921 года: « Завтра, 2 октября, состоится торжество освящения вновь выстроенного во Владивостоке римско-католического костёла. Здание прекрасной архитектуры, каменное, очень просторное, величественное. Несмотря на переживаемое трудное в экономическом отношении время и полное безденежье, благодаря стараниям строительного комитета, в который вошли энергичные, преданные религии и национальному делу люди, все же удалось закончить постройку храма. Местная католическая колония может гордиться новым религиозным приобретением».
В 1923 году в Харбине отец Кароль Сливовский (на тот момент бывший куратом прихода) получил сакру епископа из рук Апостольского делегата архиепископа Цельсиуса Константини. В этот период времени положение в приходе резко изменилось, т.к. с приходом к власти большевиков, большая часть состоятельных прихожан стремительно покидала Владивосток, практически оставались только бедные семьи и немощные старики. В конце двадцатых годов были запрещены различные общественные организации, прекратили существование и «Доброчинность», и польский Красный Крест, был закрыт «Дом Польски».Величественное здание храма, курия и другие дома прихода были у верующих отняты. В 1927 году восьмидесятилетний епископ Кароль Сливовский был выселен из приходского дома и отправлен в пригородный посёлок Седанка, где жил у прихожанки Казимиры Пиотровской и находился под домашним арестом. В декабре 1931 года был арестован и отправлен на 10 лет в ГУЛаг молодой священник Георгий Юркевич. Небольшая группа осиротевших прихожан продолжала собираться на молитвы в здании храма, создав по требованию властей группу, платя казне огромные налоги. Невозможность собрать необходимые суммы для уплаты очередного налога вынудила прихожан прекратить моления в храме.
7 июля 1935 года состоялось
заседание комиссии по
Комиссия расторгла договор в связи с тем, что «группа верующих фактически распалась, что большинство лиц, подписавших договор, фактически не имеется», что «согласно объявлению…новой группы не оказалось».
Ликвидируемое здание костёла было решено передать в безвозмездное пользование для нужд архивного бюро.
Передача здания в эксплуатацию архивному бюро происходила в сентябре 1935 года. В процессе передачи представителем городского финансового отдела и заведующим архивного бюро был составлен акт, свидетельствующий о состоянии здания на момент передачи: размер здания составлял 17 Х 9 саженей, стоимость определялась по оценке 1926 года в 50 тысяч рублей.
Внутри здания подпортились деревянные двери, наружная дверь с восточной стороны, оконные рамы в 24 – х окнах, имеющихся в здании (с наддверными окнами). Было выбито 620 стёкол. Сторожка, стоявшая рядом, представляла собой ветхий одноэтажный дом с полусгнившими брёвнами и протекающей крышей.
Под нужды архива здание было приспособлено уже в сороковых годах.
«Перестройка» 1991 года позволила реанимировать Католическую Церковь России. Движение за восставновление римско-католических приходов не минуло и Владивосток, где до начала жесткой атеистической кампании существовал обширный приход. В городе возникла группа энтузиастов, ее лидером стал католик Андрей Попок, который, как это ни странно, был Первым Секретарем Первомайского Райкома ВЛКСМ г. Владивостока и выпускником киевского высшего военно-морского политического училища. Ему помогала супруга Евгения Попок и переводчик Игорь Давыдов. После объявления в местной газете, организованного Андреем Попком: "Пусть откликнутся все неравнодушные к судьбе Католической Церкви в Приморье", к группе энтузиастов подключилась филолог Анастасия Потапенко. Она организовала объявления по радио, которые собрали католиков старшего поколения.
Осенью 1991 года в Россию приехал в качестве туриста католический священник из США отец Майрон Эффинг. Находясь в Новосибирске, он встретился с католическим епископом Иосифом Вертом и выразил ему своё желание работать священником в России на Дальнем Востоке. Епископ не возражал, но посоветовал вначале узнать, есть ли во Владивостоке католики. Как известно Владивосток тогда был «закрытым» для иностранцев городом. Тем не менее, священник сумел проехать в город, где дал объявление в газете, приглашая католиков на мессу у врат бывшего храма. Несмотря на жгучий, пронизывающий ветер, собралось более трёх десятков верующих и любопытствующих.
Устав католического прихода был утверждён 4 января 1992 года. Значительно сложнее было вернуть верующим свой храм, поэтому вначале прихожанам пришлось молиться и во Дворце Пионеров, и в Доме профсоюзов. В 1993 году здание костёла было передано Католической Парафии г. Владивостока. Численность прихожан уже на 10 января 1994 года составляла 154 человека, но по составу приход уже не был польским, он стал интернациональным. Настоятелем прихода стал отец Мирон Эффинг, первым старостой прихода - Андрей Попок.
Реконструкция и реставрация Католического костела Пресвятой Богородицы.
После возвращения костела Католической церкви в скором времени встал вопрос о реконструкции и реставрации костела, так как ни в 1922 году, после установления советской власти, ни на протяжении всего времени до 1993 года костел не был закончен. Не были построены верхняя колокольня и шпили, витражи и еще часть внутренних помещений.
Строительство алтаря.
Строительством и
Миссионерское общество Пресвятой Богородицы было основано в феврале 1992 года, когда Святой Отец Мирон Эффинг и Святой Отец (тогда Брат) Даниэль Маурер прибыл в Россию, во Владивосток, город-порт на восточной границе России (очень близкой к Китаю) . Оба, Святой отец Мирон , который родом из Индианы , и Святой Отец Даниил, который родом из Мичигана, чувствовали призвание служить русскому народу и вызвался начать возрождение католической церкви на Дальнем Востоке.
Общество получило свое название от прихода , при котором находятся священники, бывшие во Владивостоке. Его полное название - Католический приход Пресвятой Богородицы.
Два из четырех колоколов
«Цель мисси: оказание духовной и материальной поддержки для Католической Церкви в епархии Владивостока и Дальнего Востока России , а также в качестве средства осознания миссии и образования для наших членов в Соединенных Штатах» (ссылка на сайт)
Кроме того, одна из основных, если не самых главных целей Общества, а так же прихожан во Владивостоке , является восстановление былой красоты собора. Здание было конфисковано коммунистами в 1930 году и превращено в государственный архив. Он был возвращен в католические руки в октябре 1993 года и нуждался в перестройке и восстановлении.
Строительство одного из колокольных шпилей. 2008 год.
Миссионерское общество Пресвятой Богородицы опирается на частные пожертвования в поддержку Церкви в России. Общество не финансируется Управлением распространения веры в Риме. (Россия не считается территорией миссии в знак уважения к Русской Православной Церкви , с которым Рим желает восстановить полное общение.) Большая часть финансовой поддержки от США приходит в форме вторичных пожертвований от приходов, которые ведут программу или размещают у себя одного из наших спикеров миссии. Также финансовая поддержка осуществляется в форме «сестер приходов», когда американские приходы соглашаются спонсировать Русскую миссию с периодическими денежными сборами и просьба о поддержке.
На веб-сайте «Mary Mother of God Mission Siciety», кроме истории самого общества выложена хронология реконструкции и реставрации костела:
Годы |
Что было сделано |
1994 - 1995 |
1. Подготовлены жилые помещения, рабочее помещение и ванная комната для пастора в бывшей ризнице. Спальня расположена на четвертом этаже бывшего святилища.
2. Удалены два из трех добавленных этажей. Один был оставлен для использования в качестве приходского зала, приходского ведомства, ванных комнат, кухни, складских помещений, библиотеки и часовни. |
1995 |
1. Было раскопано место на северной стороне церкви и построены подземные места для новых печей. Установленные печи.
2. Восстановлены капители колонн. Расширен клирос и добавлена ручная резьбой по дубовыми перилами. Создана новая парадная лестница на второй этаж, созданы две новые спиральные лестницы к хорам. |
1996 |
1. Добавлена двухступенчатая платформа трансепты второго этажа для временного святилища, сделанная частично из старых полках, оставшихся от дней, когда здание костела находилось в ведении архива.
2. «Stations of Cross» была пожертвована Пенсильванией. Название было нарисовано на русском языке приходским художником.
3. Большое распятие мрамора (три четверти в натуральную величину) было возвращено в костел. До этого оно находилось во Владивостокской Академии Художеств, куда было конфисковано в советское время.
4. Установлен электрический орган Роджерс 220-II. Он был пожертвован церковью Явления Господа в Кун-Рапидс, штат Миннесота (во время установки, это был единственный орган в радиусе почти 3000 миль, а ныне – единственный орган во Владивостоке). Были начаты общественные бесплатные органные концерты. Первый концерт состоялся в честь возвращения мраморного распятия. |
1997 |
1. Подготовлены жилые помещения в южной башне второго этажа.
2. Построены новые оббитые железом открытые общественные лестницы перед церковью, чтобы облегчить доступ людей к церкви. |
1997-1998 |
1. Построенный отдельным зданием на территории церкви в качестве офиса для хозяйственных нужд для остальной части процесса реконструкции и реставрации. |
1998 |
1. Была начата некоммерческая серия органных концертов, чтобы помочь покрыть расходы на восстановление.
2. Удалены железобетонные лестницы от северо-западной башни и созданы готические сводчатые часовни. Подготовлены жилые помещения в северной башни второго этажа.
3. Заложен плиткой новый пол в главной церкви (второй этаж), подаренной семьей Шнейдеров, владельцев компании по производству плитки в Сент-Пол, штат Миннесота.
4. Капитальная реконструкция бывшей южной ризницы (использовавшейся в качестве часовни для ежедневной мессы во время реставрационных работ в главном нефе). В том числе были заменены большие деревянные балки крыши, которые полностью сгнили, установлены новые деревянные каркасы окон, заменена электропроводка, отштукатурены стены и потолок. |
1999 |
1. Восстановление и ремонт большого приходского зала на первом этаже, в том числе новых окон и рам, рисование небольших фресок, установка скамеек.
2. По заказу были сделаны чертежи и рисунки для новой готической колокольни и шпили. Они были сделаны местными архитектурными фирмами, так как первоначальные планы не сохранились. Строительство колокольни дожилось финансирования. |
1999 - 2000 |
1. Начат проект витражей. Установлены новые алюминиевые рамы окон (из Нью-Йорка) и тепловой стеклопакет (из Владивостока). Началось создание и установка витражей (витражи делались в российском городе на деньги человека из американского посольства) |
2000 |
1. Общество «Ссыльных поляков Сибири» привлекли средства для создания четырех больших колоколов в Гданьске, как подарок от Польши приходу. Колокола благословил Папа Римский Иоанн Павел II во время его поездки в Польшу в юбилейный год. |
2000-2001 |
1. Было куплены земля рядом с церковью как место для костела и нужд церкви. |
2002-2004 |
1. Отремонтирована и очищена комната на третьем этаже в бывшем святилище, которое с 1994 года ипользовалось в качестве катехизисного класса.
2. Положен деревянный пол над главным готическим сводом на всем чердаке, а на нем положен слой стекловолоконной изоляции, что значительно повышает комфорт главного зала в холодную погоду.
3. Завершена установка всех 12 больших витражей в основном зале.
4. Установка новой трубы органа цифрового "Stella Maris" Rodgers Trillium 927, предоставленного приходом в США.
5. Полное восстановление кирпичного обрамления снаружи церкви. Были заложены окна и двери, сделанные в 1930-35, открыта задняя дверь в старую ризницу, которая была замурована. |
2006 |
Реконструкция началась непосредственно в интерьере церкви. Последний этаж, который был построен для размещения архивов, был удален, и строительство было закончено к Пасхе 2007 года. |
Информация о работе История Католического костела Пресвятой Богородицы