История и культура Удмуртии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 12:52, реферат

Краткое описание

ВВЕДЕНИЕ.
Дом – творение человечества, в котором отражаются традиции того или иного народа, его привычки и вкусы. Именно в доме человек воплощает все свои мечты, вкладывает всю свою душу в его создание. Так повелось, что испокон веков дом выполнял функцию защиты, тепла.
Говорят : мой дом – моя крепость. Даже если не крепость, то всё равно самое надёжное место. С домом связана вся жизнь человека и его семьи. Без дома трудно представить каждого из нас.

Вложенные файлы: 1 файл

История и культура Удмуртии.docx

— 37.08 Кб (Скачать файл)

В середине 19 века большая часть жилищ имела  только одно окно, косощатое с одной  рамой, остальные были волоковые  и располагались несимметрично, ближе к одному из углов, и чаще выходили во двор. Позднее волоковые  окна исчезают с фасадной стороны, но продолжают сохраняться в боковой  стене. Рамы вставлялись наглухо, лишь одно устраивалось раздвижным: одна половина сдвигалась вбок по горизонтальным пазам; рамы на петлях появились лишь в XX веке. Вторые рамы появились также сравнительно поздно, ещё в начале 20-х гг. В  холодное время окна на ночь прикрывались снаружи соломенными матами. Над  окнами внутри избы развешивали полотенца  с тканым узором. Они напоминают по узору и расцветке головные полотенца, называемые чалма, но значительно  длиннее их и шире.

В планировке жилых помещений преобладал северно-среднерусский  тип, характерный для всего Русского севера, средней полосы и Поволжья: печь располагалась у входа, чаще на правой стороне, устьем к фасадной стене. Изредка  встречалась так  называемая западнорусская планировка, при которой печь обращена устьем к боковой стене.  Как правило, печь  ставилась вплотную к стенам, задней и боковой, либо к одной  из них. Такое положение печи до настоящего времени сохраняется у сибирских  удмуртов, следующих традиции, принесённой  со старого места жительства. Позднее  печь постепенно «отходит» от стены, за ней появляются проходы. Для хранения утвари и других вещей над этим пространством стали сооружаться  маленькие полати. Устройство печи у северных и южных групп несколько отличалось: на севере налево или направо от устья печи устраивался очаг с подведённым котлом, южные удмурты сооружали печь со вмазанным котлом.

Печь предназначалась для выпечки  хлеба, также она давала тепло, создавала  семейный уют. Под печью зимой  держали мелкий скот и птицу.

В северной части Удмуртии вплоть до 20-х гг. нашего столетия сохранились печи с  топкой по черному. Высота изб составляла около 3, 5 м., поэтому дым держался выше головы взрослого человека и  не мешал ему находиться в помещении. В южных районах курные избы исчезли  раньше, однако здесь отмечено бытование  печи с заслонкой на чердаке, которую  местное население называло удмуртской печью.

В противоположном  от печи углу находилась божница (появляется в начале XX века), под нею стол. Над третью площади избы в задней её части сооружались полати, на которые взбирались по лестнице у  дверей; лишь в некоторых районах  юга Удмуртии полати не отмечены. Вдоль  стен устраивались массивные широкие  лавки (зус). Они делились на мужские  и женские. На них стелили полосатые  паласы (гын). Над лавками по всему  периметру стен, кроме задней, подвешивались  полки. По углам, кроме переднего, встраивались нары, позднее заменённые деревянными  кроватями. У южных групп удмуртов под влиянием татарского населения  нары располагались вдоль всей передней стены. Нары были широкими. Если нары стояли в углу, то их отгораживали занавесом (катанчи) от остальной части избы. Нары покрывали узорными тканями  и вешали над ними ковер, сотканный  хозяйкой дома. Опускаясь, ковёр закрывал лежащие на нарах постельные принадлежности и в то же время создавал живописное пространство.

На ночь на нары ставили подголовник. Он служил подставкой для подушек, удерживая  их в изголовье. Утром его опрокидывали на свёрнутую в рулон постель, развернув тыльной стороной стенки к людям, которые могли работать, сидя на нарах.

Удмуртские  подголовники разделяются по конструкции  на два типа. Подголовники первого  типа состоят из вертикальной спинки, соединяющей две или доски, закреплённые между боковыми столбцами. К столбам  крепятся под прямым углом узкие  короткие лапки, в которые вставлены  две доски, образующие наклонную к горизонтальной поверхности плоскость. Подголовники второго типа состоят из невысокой вертикальной спинки, закреплённой между двумя столбиками, к краям которых под прямым углом крепятся две длинные широкие лапки, дополнительно соединённые между собой горизонтально расположенной доской. Накладной доски подголовники второго типа не имеют. Спинка и её тыльная сторона в подголовниках ряда районов Удмуртии получили в конце 19- начале 20 веков художественное оформление. В каждой местности были свои технические приёмы резьбы и цветное решение орнамента.

Подвижной мебели в доме было очень мало: стол, стул, редко шкаф для посуды (кана). Единственный в доме стул (пукон) ставили напротив переднего, самого почётного угла. Он предназначался для главы семьи  или особо почётного гостя. Все  же остальные размещались на лавках. Однако «святость» переднего угла определялась не столько религиозными воззрениями (удмурты, несмотря на официальную христианизацию, не отличались особым почитанием икон, там находившихся), сколько его  светским значением, что нашло отражение  в термине «тор сэрег» (торо-вождь, старейшина; сэрег-угол).

Обеденный стол удмуртов состоял из двух основных частей: 1)столешницы - верхней доски  стола накладной или просто прикреплённой  к подстолю; 2)прямоугольного подстолья  – нижней части на брусчатых или  точечных ножках, соединённых между  собой перекладинами (верхняя часть  подстолья обшивалась досками, в  которых с одной, широкой стороны, вставлялся выдвижной ящик).

Столы делались также с глухим, низко опущенным  подстольем и обшивались досками  в «узор». Ножки их были брусчатые, охваченные перекладинами. Иногда столы  украшались резьбой.

Внутри изба не имела перегородок, однако отдельные  углы, по обычаю, закреплялись за женатыми членами семьи, здесь располагались  их нары или кровать, здесь же они  могли принимать гостей. Хозяин дома, как правило, не имел преимущества в  выборе места. У северных групп удмуртов дом не разделялся на мужскую и  женскую части; у южных пространство перед печью, хотя и не огораживалось, называлось женской половиной.

В XIX веке внешнему оформлению жилищ удмурты не уделяли  большого внимания. Брёвна сруба часто  были неодинаковой длины и редко  обрубались; наличники представляли гладкую обкладку, не украшались ни резьбой, ни рисунком. Редко в украшении  жилища встречались скульптурная обработка  дерева, в частности охлупень имел на конце изображение коня или  птицы.

 

В начале XX века среди зажиточной части  населения, особенно в северных районах, получили распространение избы –  пятистенки. Они состояли из двух половин  – зимней и летней. Зимняя половина сохраняла ту же планировку, что  и одно-каменная изба; летняя – не имела печи и выполняла роль клети: служила местом летнего обитания и хранения одежды. Такая функциональная роль отличала их от подобных изб соседнего  русского населения. Наиболее богатыми крестьянами, купцами, священниками возводились  и двухэтажные дома, первый этаж нередко возводился из кирпича.

Несмотря  на все имеющиеся заимствования  у других народов, о которых свидетельствует  внутренний и внешний вид избы, всё же в строительной практике удмуртов можно выделить черты, обусловленные  этническими причинами (печи с открытым очагом). Хотя и идёт проникновение  капиталистических отношений, однако сохраняются специфические черты, вызванные сохранением среди  удмуртов остатков феодальных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.КЕНОС.

С наступлением тёплых дней (с апреля по октябрь) семья  переходила на жительство в кенос: количество их в хозяйстве составляло 2-3, а  иногда и более. Обычно они были двухэтажными, с галереями. (См. приложение 7). Первый этаж использовался для хранения продуктов, второй предназначался для  хранения одежды, а в летнее время  служили жильём. Для освещения  второго этажа кеноса устраивалось волоковое окно. Кеносы рубились из мощных, округлых, тщательно отделанных брёвен – мягкого золотого цвета. Пол и потолок делали из аккуратно  подогнанных друг другу широких  досок, для которых выбирались в  лесу самые крупные пихты и  сосны.

Внутреннее  убранство второго этажа кеноса, где находилась спальня, сохраняло  целостное единство. В тон золотистым стенам, полу и потолку – несложная  по своей конструкции деревянная мебель. В углу стояла широкая кровать  или нары с резным или расписным  изголовьем («йыразьпу») в форме  скоса, клавшимся на кровать или  на нары под подушку. Нары закрывались  с двух сторон узорным пологом («ын»). Вдоль стен на закреплённые лавки  стелили полосатые паласы («гын»). Рядом с нарами ставили резной или расписной сундук («сандык»). Матицу украшали традиционными узорными полотенцами – «мумыкор кышет», дословно «платок на матицу». Кеносы были без печей, поэтому их приходилось  утеплять. Богатые семьи стены  кеноса драпировали суконными тканями («урдег»), достаточно плотными и тёплыми, их естественные расцветки (серый, коричневый) зрительно расширяли пространство интерьера. Полную завершённость обстановке кеноса придавали занавесы. Их вешали по линии матицы во всю длину кеноса.

Клети характерны и для других народов, однако если у русских уже с XV века они использовались лишь как хозяйственное строение, у удмуртов сохранили функцию  жилья до настоящего времени.

 

 

 

 

 

6.КУА.

Своеобразным  строением была куа (куала), имевшаяся  на каждом дворе и служившая местом семейного культа и одновременно летней кухней; до XIV – XV веков была местом постоянного жилья. Архитектура  куа была единой для всех групп  удмуртов. Использовались оригинальные архитектурно-конструктивные приёмы, свойственные, кстати, и Финляндии  и Карелии: так, крыша куа укреплялась  гнётом – рамой из двух жердей, концы  которых скреплялись доской с  двумя отверстиями. Куа строилась  квадратная в плане, с крышей на сомцах, один скат которой был длиннее  другого и нависал над ним, защищая от дождя и не препятствовавшая выходу дыма. Внутрь вела низкая, открывавшаяся (как и у клети) внутрь, дверь. В  середине из камней складывался очаг, над которым на деревянном крюке  висел котёл. Очаг, зола в нём и  цепь в нём считались священными. Вдоль стен стояли лавки, а в левом  переднем углу и у двери стояли столы. В переднем углу сооружалась  полка для святыни – воршудной  коробки и короба с посудой  для жертвоприношений. Пола, потолка, окон в куа не было. У южных  групп удмуртов встречались куа  с пристроем для хранения продуктов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.ПРЕДМЕТЫ ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ ЖИЛЬЯ.

Первоначально изба освещалась лучиной. Однако на смену  ей приходит светец.

СВЕТЕЦ. Деревянные избы первой половины XIX века освещались преимущественно лучиной, вставленной  в светцы. Светец состоял из массивного деревянного круглого, в виде торца  или кубической формы основания, с укреплённым на нём столбиком (средняя высота 90-120 см.). В вершину  столбика вставляли железный четырёхгранный прут (светильня), рассечённый с одного конца на четыре пальца, в которые  вкладывалась лучина. Большинство светцов  устанавливалось на полу. Такой осветительный  прибор мог сделать каждый своими средствами. Иногда для светца применялась  естественная развилка, служившая основанием для железной светильни. Благодаря  светцу свет распространялся на большую  часть пространства избы, однако выделял  очень едкий запах.

ЛАМПА. К  концу XIX века крестьяне стали пользоваться керосиновым освещением. В деревнях появились лампы со стеклянными  или жестяными резервуарами. В  эти резервуары вставлялись медные горелки с плоским, тканным в  виде ленты фитилем. Лампа подвешивалась  над обеденным столом на каркасе  из железной проволоки, под железным окрашенным абажуром. Теперь свет падал  с высоты, и освещалась вся изба. Но керосин был очень вредным  веществом.

Таким образом, можно сказать, что  в удмуртскую деревню в XIX – начале XX веков проникают капиталистические  отношения, но сохраняются некоторые  архаические формы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

На мой  взгляд, при написании данной работы я достиг поставленной цели: я ознакомился с интерьером удмуртской избы, и выявил под влиянием каких факторов, формировался данный интерьер.

Но при  написании работы я встретил и ряд трудностей: так как данный вопрос малоизучен, материал приходилось собирать по крупицам, затем систематизировать.

Содержание  моей работы можно использовать при  изучении интерьера удмуртской избы в школах,техникумах ВУЗах, как учителем при проведении урока по краеведению, так и учениками и студентами при подготовке докладов, сообщений, рефератов.

Меня заинтересовала данная тема, и я собираюся по возможности далее ее рассматривать. Мне очень интересно провести параллель между интерьерами удмуртской и русской избы в XIX – начале XX веков. Надеюсь, что моя работа будет достаточно познавательна для тех, кто будет ею пользоваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. Владыкин, В.И., Христолюбова, Л.С.  Этнография удмуртов. – Ижевск: Удмуртия, 1991 – 120 с.

2. Владыкина, Т.Г., Христолюбова,Л.С.  Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья. – Ижевск: УИИЯЛ Уро АН СССР, 1989 – 172 с.

3. Климов, К.М. Удмуртское народное  искусство. – Ижевск: Удмуртия, 1988 – 199 с.

4. Козлова, Н.Т., Успенская,В.М. География  Удмуртии: Учебное пособие, для  общеобразовательной школы, 2-е изд., испр. и доп. – Ижевск: Удмуртия,1999 – 240 с.

5. Ресурсы интернет:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История и культура Удмуртии