Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:21, реферат
Музеи занимают определенное место среди социокультурных институтов сегодняшнего общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора развития современной цивилизации. В них фиксируются, сохраняются и представляются в своеобразной форме предметное и природное окружение человека, и они становятся важным для него каналом распространения ретроспективной информации. Музей представляет исчезающие из общества ценности и может привлечь внимание к тем постоянным ценностям, утратой которых угрожает современный прогресс. Он подчеркивает их значение как наследия для поддержания непрерывности и преемственности культуры.
Введение....................................................................................................................стр.3
1. История музейного дела как понятие..............................................................стр.4-6
2. Периодизация музейного дела............................................................................стр.7
3. Музейное дело в России.................................................................................стр.8-18
4. Перспективы развития музейного дела.......................................................стр.19-21
Заключение..............................................................................................................стр.22
Список литературы.................................................................................................стр.23
Приложение.......................................................................................................стр.24-27
Основанием отнесения к остальным четырем категориям также служили количество посетителей и единиц хранения в основном фонде музеев. Проведение в жизнь этих требований привело к тому, что музеи стремились набрать любой ценой количественные показатели, не обращая внимания на качество музейной деятельности, на ценность поступающих в фонды материалов, эффективность научно-просветительной работы.
Исправить эти недостатки попытались в принятом МК РСФСР в 1980 г. «Постановлении» о ценах на входные билеты в местных музеях. В этот документ были включены требования тематически самостоятельной экспозиции, включающей определенный процент подлинных материалов (80 %, 60 %, 50 % и все остальные), богатых фондов, имеющих известность.
Количественный их состав уже не определялся, но для I и II категорий требовалась организация их открытого хранения. Количество посетителей также не определялось, но выдвигались требования разнообразия форм работы с посетителями (лектории, клубы, консультации, применение технических средств пропаганды). Все это могло бы несколько уменьшить формализм, существовавший в оценке ценности того или иного музея, но в перечень оснований были включены такие пункты об отнесении музея к той или иной категории оплаты труда, что возвращало всю ситуацию к прежним оценкам по количеству посетителей и фондов. Таким образом, формализм в оценке музейной деятельности продолжал занимать ведущие позиции.
4. Перспективы развития музейного дела
Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду и бытовой уклад. Технический прогресс, опережая гуманистическое развитие, определяет динамику процессов глобализации. На протяжении всего лишь одной жизни сменяется несколько культурных эпох, глобальный мир требует поиска новых подходов к решению задач сохранения культурной идентичности. На рубеже 20-21-го вв. изменения, произошедшие в мире, определили обращение к институтам, традиционно являющихся хранителями культурных ценностей человечества. Важнейшей задачей этих институтов стал поиск возможностей активного участия в решении проблем глобального мира, поиск путей быстрой реакции на его изменения.
Определяя перспективы развития грядущего столетия, Д.С.Лихачев отмечал, что 21-й век будет веком гуманитарной культуры; сегодня - уже в новом столетии - все более очевидно значение духовной составляющей человека и человечества. Одним из каналов гуманитарной культуры является музей, развитие которого в последние десятилетия связано с обретением своего места в глобальном мире, дальнейшим укреплением его статуса в культуре.
Процессы гуманизации культуры и гуманитаризации образования, определившие поиск инструментов для осуществления новой культурологической парадигмы, задали общие координаты развития музея в пространстве современной культуры. Для того чтобы освоить это пространство и выработать собственную модель его постижения и представления, что для музея особенно важно, он вынужден трансформироваться, изменяться. Современный музей наращивает полифункциональность, притягивает на себя функции клуба, культурного центра, студии. При этом важно подчеркнуть, что, осуществляя многообразие программ, он не теряет исторически присущей ему функции - сохранения и представления материальных памятников, имеющих историко-культурное значение. В меняющихся условиях музеи продолжают оставаться центрами хранения культурного наследия, но, в то же время, превращаются во все более открытую обществу систему, ориентированную на удовлетворение его запросов. В 21-м веке музеи из центров пассивного созерцания истории и культуры превращаются в «живое», развивающееся пространство, «бросают вызов» глобализму.
Можно выделить две сферы реализации функций музея: историческую и актуальную. Оба «лика» музея должны найти себя в 21-м веке, должны быть осмыслены. Исторически присущие музею функции становятся «питательной средой» для реализации инновационных программ, актуальных данному этапу форм работы.
При анализе такого взаимодействия наиболее эффективным является признанный в современном музееведении коммуникационный подход. Исходным пунктом подобного осмысления феномена современного музея является выработка четких коммуникационных стратегий. В этой связи особенно важно то, что в современном мире сама коммуникативная проблематика предельно обострена.
Для того чтобы выявить коммуникационные стратегии, необходимо определить два положения, два аспекта статуса музея. Во-первых, музей является культурным институтом, обладающими уникальными, специфическими инструментами, то есть культурно-коммуникативной системой. Во-вторых, музей является частью культуры, ее подсистемой, и коммуникационные процессы музея - это часть общекультурной коммуникации. Оба компонента предельно важны для понимания сути музея и музейной деятельности, а также для понимания путей развития музея в новом глобальном мире. Причем динамика развития музея будет определяться взаимодействием двух названных компонентов. Соответственно, важной задачей теоретического музееведения становится построение модели взаимодействия направлений развития специфически-музейной и общекультурной коммуникаций. Очевидно, что частные стратегии музея подчинены общим стратегиям, определяющим место музея в глобальном мире. Успех музея в 21-м веке связан с осознанием неразрывного единства, диалогического взаимодействия глобальных и частных целей коммуникации. Невозможно проанализировать конкретную коллекцию, создать экспозицию, не осознав целей развития конкретного музея и музейного мира в целом, определение которых предполагает анализ общих тенденций развития культуры. Только в этом случае музей способен дать адекватный «ответ», продемонстрировать исторический и актуальный аспекты своего бытования. С другой стороны, уникальность именно музея заключается в том, что глобальные стратегии, обращенные к различным культурным институтам, в процессе документирования и интерпретации получают «свое» уникальное оформление, определяемое особенностями и возможностями данного, конкретного музея, его спецификой.
Заключение
Постижение науки предполагает знакомство с ее историей. Это относится и к музееведению. В ходе исторических исследований воссоздается картина возникновения музеев, выявляется место и роль музеев в истории культуры на каждом из ее этапов, анализируется опыт предшественников - многих поколений музейных работников и музееведов, рассматривается формирование особой сферы культурной деятельности - музейного дела.
История музейного дела в России охватывает период с 18 по 21 в. Это время историки изучают по историческим источникам, большая часть которых до сих пор не опубликована и хранится в архивах, библиотеках, музеях.
Первые работы по истории отдельных музеев появились в России еще в 18 в. почти одновременно с возникновением первых музейных учреждений. Но устойчивый интерес к изучению истории музейного дела в мире установился сравнительно недавно, после Второй мировой войны.
Исследования в этой области знания проводят музееведческие центры и многие музеи. Результаты исследований публикуются в музееведческих изданиях и трудах по истории культуры.
История музейного дела использует методы и достижения исторической науки, вспомогательных исторических дисциплин, искусствознания, памятниковедения, культурологии. Возможно, развитие науки приведет со временем к выработке собственных специфических научных методов. Как правило, метод, то есть способ познания, корректируется одновременно с уточнением предмета познания.
Изучать историю всегда интересно. Рассказ о том, как рождались оригинальные идеи, а потом воплощались в жизнь, преодолевая многочисленные преграды, может быть захватывающим. Знакомство с так и не реализованными проектами будит творческую мысль. Осознание того, что российские музеи, используя европейский опыт, значительно обогащали его, адаптируя к условиям своей страны, а порой и опережали европейских коллег, рождает чувство гордости за своих предшественников.
1. Гулыга А.В. Эстетика истории, М., 1994.
2. Карташева Е.И. Потенциальное музейное наследие и проблемы его изучения в деятельности музеев, 2004.
3. Каулен М.Е., Коссова И.М., Сундиева А.А. Музейное дело России, М., 2003.
4. Мухаметшина Р.Ф.
Роль музейного комплекса в
формировании «человека культур
5. Разгон А.М. Исторические музеи в России (с начала 18-го века до 1861 г.), М., 1993.
6. Скворцов Л.В. Время и необходимость в истории, М., 1994.
7. Турьинская Х.М. Музейное дело в России в 1907–1936 годы, М., 2001.
8. Шляхтина Л.М. Музей в глобальном мире: коммуникационные стратегии, 2004.
Приложение.
Важнейшие события истории музейного дела в России.
1714 |
основание первого российского
музея Петербургской |
1757 |
создание в Санкт-Петербурге Академии художеств, открытие при ней (1758) первого учебного художественного музея. |
1764 |
основание Эрмитажа |
1770 |
Возникновение Модель-камеры (собрания сельскохозяйственных и других механизмов, переросшее позднее в музей) при Вольном экономическом обществе |
1782 |
открытие в Иркутске первого провинциального музея в России |
1791 |
открытие музея Натуральной истории при Московском университете |
1805 |
Модель-камера при Адмиралтействе в Петербурге преобразована в Морской музей |
Возникновение группы археологических музеев в Причерноморье, т.н. «археологический бум». | |
1806 |
Специальным Указом закрепляется превращение Оружейной палаты в дворцовый музей |
1817 |
Опубликован проект национального музея, разработанный Ф.П. Аделунгом |
1821 |
Опубликован проект национального музея, разработанный Б.-Г. Вихманом |
1829 |
Свой проект создания в Петербурге Отечественного музея предложил П.П. Свиньин |
1-я публичная выставка мануфактурных изделий | |
1831 |
Возникновение Румянцевского музея в Петербурге |
Опубликован в журнале «Телескоп» за подписью З.А.Воконской проект Эстетического музея | |
1852 |
Размещение экспозиции
Оружейной палаты в новом здании
и организация бесплатного |
Возведение нового здания Эрмитажа с отдельным входом, превращение Эрмитажа в публичный музей с бесплатным посещением | |
1859 |
Учреждение |
1861 |
Перевод румянцевского музея в Москву и открытие «Московского Публичного и Румянцевского музеумов» |
1864 |
Основание Педагогического музея военно-учебных заведений в Петербурге– первого педагогического музея |
1867 |
Открытие Морского музея им. Петра великого в Петербурге |
Этнографическая выставка в Москве | |
1872 |
Политехническая выставка в Москве |
Основание Политехнического музея в Москве | |
Основание Императорского Российского Исторического музея в Москве | |
1883 |
Открытие экспозиции Императорского Российского Исторического музея |
1889 |
Открытие Артиллерийского исторического музея |
1892 |
П.М. Третьяков передал свою галерею в дар городу Москве |
1895 |
Учреждение Русского музея (Императорского музея русского искусства императора Александра III) |
1899 |
Пушкинская выставка в Историческом музее в Москве |
1902 |
Открытие Этнографического отдела Русского музея в С-Петербурге |
1912 |
Открытие в Москве Музея изящных искусств им. Императора Александра III |
Предварительный съезд музейных деятелей | |
1917 |
Создание художественно- |
1918-1920 |
Создание государственной системы управления музейным делом и охраной памятников |
1918 |
Создание Государственного музейного фонда |
Национализирована Третьяковская галерея (первая национализация музея) | |
1919 |
Первая Всероссийская музейная конференция в Петрограде |
1922 |
В советских музеях впервые вводится входная плата |
1923 |
Открытие Первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве |
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР объявлялась новая регистрация памятников искусства и старины, на основе которой все фонды музеев впервые становились государственным достоянием | |
1929 |
Ликвидация хранилищ Государственного музейного фонда |
1930 |
Первый Всероссийский музейный съезд |
1931-1940 |
Издание журнала «Советский музей» |
1936 |
Открытие Центрального музея В.И. Ленина |
1937 |
Пушкинская выставка в историческом музее в Москве |
1938 |
Открытие Государственного музея А.С. Пушкина |
1939 |
Открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве |
1946 |
Создан Международный совет музеев (ИКОМ) |
1948 |
Расширенная сессия Ученого совета Научно-исследовательского института краеведческой и музейной работы |
1955 |
Публикация книги «Основы советского музееведения» |
1957 |
Первый Всероссийский смотр музеев |
Создан Российский (до 1991 - Советский) комитет ИКОМ | |
1958 |
Создание первых историко-архитектурных и художественных музеев-заповедников |
1960-1980 |
«Музейный бум» |
1974 |
Создание первого музейного
объединения – Государственного
объединенного Владимиро- |
1977 |
XI Генеральная конференция Международного совета музеев в Москве-Ленинграде. Создание Международного комитета по музеологии (ИКОФОМ). Учреждение Международного Дня музеев 18 мая. |
1978 |
Создание лаборатории музееведения Музея революции СССР |
1983 |
Возобновление издания журнала «Советский музей», с 1993 – «Мир музея» |
1984 |
Создание кафедры музейного дела в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма |
1987 |
Открытие кафедры музееведения
в Московском государственном историко- |
1992 |
Указ Президента «Об особо ценных объектах культурного наследия Российской Федерации» |
1996 |
Принятие закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» |
2001 |
Осуществлено издание «Российской музейной энциклопедии»: В 2-х тт. – М., 2001 |
Учрежден Союз российских музеев |