История национального костюма Молдавии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 06:28, реферат

Краткое описание

Традиционный молдавский костюм – свидетельство высокого мастерства народных рукодельниц, образец красоты, способный поведать о старинных традициях, живое свидетельство процесса народного творчества.
В прошлом при украшении костюма вышивкой не допускалось копирование узоров и отступление от национальных традиций. Каждая девушка должна была создать свой праздничный костюм с учетом местных традиций, демонстрируя свой эстетический вкус. Наряд соответствовал характеру, возрасту и положению в обществе его владельца, гармонировал с его внешним обликом – цветом глаз и волос.
Одежда была уникальной и неповторимой культурной ценностью.

Содержание

Национальный костюм – ценность культурного наследия 3
2. Из истории молдавского костюма 4
3. Женский национальный костюм 6
4. Мужской национальный костюм 11
5. Аксессуары национального костюма 16

Вложенные файлы: 1 файл

история национального костюма молдавии.doc

— 784.00 Кб (Скачать файл)

Во второй половине XIX – начале XX века под влиянием городской моды в селах появляются платья и юбки.

Женская зимняя одежда состоит из безрукавки, суконного пальто и полупальто. В холодную погоду женщины надевали жилетку, сшитую из плотной шерстяной ткани с подкладкой из рыхленой чесаной шерсти. Другим видом теплой одежды была меховая безрукавка bondiţă, pieptarul, сшитая из овечьей шкуры и украшенная геометрическим орнаментом в виде аппликации или вышивки. Меховые безрукавки распространены в основном на юге страны, где выращивают овец цигейской породы. В этом регионе высоко развит скорняжный промысел – cojocăritul. Также здесь шьют и тулупы, которые украшают кожей другого цвета.

Важное эстетическое и социальное значение для женщин имел головной убор, платок указывал социальный статус женщины. Девушки ходят с непокрытой головой, но после свадебного ритуала («повязывание невесты», «раздевание невесты»), когда посаженная мать дарит красивый платок или полотенцеобразное изделие из шелка maramă, ştergarul de îmbrobodit, она обязана ходить в платке – символе замужней женщины. Головной убор marama изготавливался из чистого домашнего шелка – borangic и тонкого хлопка. Другой вид головного убора ştergarul de îmbrobodit также домотканый, но изготовлен из более толстых хлопчатобумажных нитей – tereplic – и шелковой нити. Изделия были украшены однолицевыми геометрическими или растительными орнаментами, вытканными в закладной технике.

В XX веке marama и ştergarul de îmbrobodit вышли из употребления, их заменили фабричные платки и косынки. В зависимости от случая, головной убор повязывали по-разному: sub barbă – концы завязывались под подбородком, după cap – узел находился на затылке, pălărie – платок покрывал только верхнюю часть головы, ca la văruit – как при побелке.

В прошлом, до Второй мировой войны, в селах существовала традиция, когда жених дарил невесте купленную, изготовленную из чистой шерсти большую шаль şal mare иностранного производства.

Обувь женщин зависела от её занятий, социально-экономического статуса, возраста и др. Бедные женщины в прошлые века носили постолы и шерстяные чулки. На праздники надевали туфли, сандали или ботинки, сделанные на заказ.

Собираясь в дорогу, на рынок костюм дополняли котомкой traistă, которая гармонично сочеталась с цветовой гаммой одежды. Существовал богатый выбор тканей для котомок: îngusturele – узкая ткань, полосатая котомка (traistă vrîstată), закладная котомка (traistă aleasă), котомка в мелкий квадратик (traistă în ochiurele), котомка с фактурным рисунком (traistă ridicată), вышитая (traistă brodată). Для тяжелой ноши служили переметные суммы (desagi) из домашней шерстяной полосатой ткани в виде двух котомок: одна спереди, а другая сзади.

Для девочек шили такие же костюмы, как и для девушек, только меньшего размера с упрощённым рисунком и вышивкой на фабричных тканях.

Праздничный костюм был дополнен украшениями: кольцами, сережками, бусами. Состоятельные женщины носили изделия из золота, серебра, кораллов. В некоторых районах (Каменке, Рыбнице, Вулканештах) надевали ожерелья из серебряных, золотых монет – moniste. 
  
Следует отметить, что традиционный женский костюм изготавливался вручную. Вышивка была основой украшения белых полотен, а домашнее ткачество было мастерски развито. Каждая женщина носила свой хорошо сидящий, неповторимый костюм. В XX столетии национальный костюм уступает свои позиции фабричной одежде. А сам используется на сцене в этнофольклорных песенных и танцевальных ансамблях и в фольклорных конкурсах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Мужской национальный костюм

 

 

Ансамбль мужского костюма, в сравнении с женским, обладает меньшим количеством вариантов и является менее декоративным. Детали, определяющие визуально-декоративный аспект мужского костюма, состоят из рубашки, домотканых крестьянских штанов и пояса, каракулевой шапки или шляпы, зипуна, кожуха и плаща из домотканого сукна.

Существует четыре основных типа покроя мужской рубашки: прямая рубашка туникообразная, рубашка с кокеткой, рубашка жениха, рубашка с юбкой.

Прямая рубашка туникообразная – эта архаичная форма была широко распространена во всех зонах Молдовы, различалась лишь размерами. Это цельнокроеная рубашка, спереди и сзади длиною до колен, без плечевых швов, с широким укрепленным у плеча руковом, со вставными клиньями по бокам, воротник прямой или двойной, прилегающий к шее. Для праздничных рубах воротник, манжеты, оплечье, грудь и подол вышивались. В прошлом рабочие рубашки производились из конопляной ткани, а позже из отбеленной конопляной и льняной ткани. С конца XIX века праздничные рубашки, особенно для молодежи, изготавливались из хлопчатобумажной ткани.

Другой распространенный вариант – рубашка с кокеткой (cămaşă cu placă), верхняя часть которой была на подкладке. Этот тип был распространен в конце XIX – начале XX века в центральной зоне Молдовы, особенно среди молодежи, представляя по форме покроя альтернативу городскому типу рубашки. Перёд и спинка рубашки были широкие и присборены.

В северной части Молдовы в некоторых сёлах, где проживают представители славянского населения, встречалась рубашка с разрезом на воротнике, который застегивался на левую сторону. Рубашка заправлялась в штаны.

Особенно красивой была рубашка жениха, которую с особым старанием мелко вышивали девушки ко дню свадьбы. Это был подарок невесты жениху, к которому прилагался и пояс с изысканным орнаментом. Рубашка вышивалась крестиком или гладью – «белый», «бутук» – на груди, воротнике и манжетах, а по краям обрабатывалась мережкой. Заправлялась рубашка в штаны.

Согласно исследованиям XX века менее распространена была «рубашка с юбкой», которую носили поверх штанов или заправленной в штаны. Мужские рубашки, сшитые из конопляной ткани, льна или домотканого хлопка, не надевают в селах в наши дни, сегодня носят рубашки фабричного производства. Только в этнофольклорных ансамблях можно увидеть вышитые рубашки из ткани, напоминающей домотканую. В XX веке в орнаментике, как и в цветовой гаме, появились изменения. Цвета стали ярче, увеличились мотивы, что говорит о видоизменении или утрате традиций изготовления рубах.

Штаны, которые носили мужчины были разных видов: холщевые izmene, домотканые крестьянские штаны iţari, зимние шерстяные крестьянские штаны bernevici, nădraji и meşini – штаны из овечьей шкуры. Самыми распространенными были холщевые штаны, которые летом служили верхней одеждой. Шили их из хлопчатобумажной, льняной или конопляной ткани. Позже их стали применять в качестве нижнего белья и шили из хлопчатобумажной ткани.

Типичными для молдаван были iţari – домотканые крестьянские штаны, которые шили из смеси хлопчатобумажных и шерстянных волокон. Они были узкими и длиной 2 метра. Надев на себя, мужчины собирали их в сборки – încreţi – от щиколотки до колен. Носили их летом и зимой.

Еще в холодное время года мужчины носили bernevici – зимние крестьянские штаны, сшитые из толстой шерстяной ткани, уплотненной на суковальнях, ручной работы натуральных белого и темно-серого цветов. Вernevici носили как повседневные рабочие штаны. Их еще называли cioareci.

Также зимними считались nădraji – штаны с клиньями из толстой уплотненной шерстяной ткани натурального цвета. Пастухи зимой носили штаны из овечьей шкуры, мехом во внутрь, названные meşini.

В конце XIX – начале XX века в Молдове входят в быт штаны городского покроя из домотканого шерстяного сукна suman de casă, окрашенного натуральными красителями темно-синего, темно-коричневого цветов, а позже из фабричного сукна.

Мужской наряд дополнялся разными одеяниями, которые носили поверх рубашки, а именно: летом jiletcă (безрукавка), сшитая из сукна, а зимой – cheptar или boandă из овечьего меха, красиво украшенная аппликацией. В более холодное время мужчины носили suman – это длинная одежда, ниже колен, изготовленная из suman (домотканое шерстяное сукно натуральных цветов – серого, черного, коричневого). Праздничный suman у парней украшался чёрным скрученным шнуром из грубой шерстяной пряжи.

В холодное, дождливое время зимой в длительные поездки для защиты от холода мужчины надевали плащ с капюшоном manta cu glugă, burcă, сшитый из толстого, уплотненного домотканого сукна pănură, şiac. Зажиточные крестьяне зимой носилиcojoc – кожух из овчинного меха белого, коричневого, черного цвета. Длина кожухов варьировала – до колен и ниже. Однако в северной части Молдовы и в Буковине встречается одежда, сшитая из толстой ткани с длинным ворсом наружу. Такой тип ворсистой одежды назывался gubă, sarică – их носили пастухи.

Мужчины обязательно носили пояса brîie, тканые из грубой жесткой шерсти средней толщины. Мужские пояса были длиной 3–3,5 метра и 12–15 см шириной. Пояса шире 15 см называли «шириной с господарскую ладонь», ими обматывали талию несколько раз. На концах поясов имелась бахрома длиной до 20 см.

Для мужчины пояс был не только элементом одежды, но служил и защитой внутренних органов, позвоночника во время поднятия тяжестей. Существует несколько видов мужских поясов в зависимости от техники ткачества и декора. На юге Молдовы мужчины носили красные пояса тканые в 4 ремизки шириной 40–50 см и длиной до 3–3,5 метра. Тело обматывали несколько раз сложенным вдвое поясом. На севере Молдовы встречаем пояса с разноцветными полосами в длину и пояса «вытканные веретеном» (alese cu fusul) с двухцветным геометрическим рисунком: красный с черным, вишневый с зеленым и др. Мужские и женские пояса являются единственным национальным текстильным изделием, рисунок которого создается за счет нитей основы, а не из уточных нитей.

Мужские пояса ткались опытными мастерицами («вытканные веретеном» и «вытканные закладным способом»), их изготовление требовало особого умения.

Кожаные пояса, названные сhimire, имеют много металлических деталей, карманов. Они изготавливались специальными мастерами curelari (шорники). Эти пояса чаще носили пастухи и зажиточные крестьяне. Изысканный пояс и вышитая рубашка были обязательными атрибутами свадебного подарка невесты жениху.

На голове мужчины летом носили войлочную или соломенную шляпу, а зимой cuşmă – шапки заостренной формы, сшитые из шкурок ягненка caracul черного или серовато-дымчатого цвета. Парни украшали шляпы темными лентами и перьями павлинов. В XX веке в осенний сезон стали носить кепи şapcă cu cozoroc фабричного производства.

Мужская обувь – opincile (постолы) – изготавливалась вручную из свиной или телячьей кожи, обработанной в домашних условиях. Этот вид обуви встречается и у соседних народов. Постолы представляют собой кусок кожи по величине немного больше ступни с отверстиями по краю, через которые продевался ремешок, собиравший вокруг ноги этот кусок кожи, придавая ему форму обуви. Сборки на постолах формировали острый носок (на севере Молдовы) и носок округлой формы – в центре Молдовы. Постолы надевали на шерстяные чулки или белые портянки. Постолы были обувью бедняков. Для праздников приобретали сапоги или ботинки из черной кожи.

Из ювелирных изделии женатые мужчины носили обручальные кольца и нательные крестики из золота или серебра.

Из вышеизложенного отмечаем, что мужские и женские праздничные костюмы были богаче украшены, шились из дорогих и качественных тканей.

Народная одежда различалась по характеру занятий человека. Например, земледелец летом носил рубашку, холщевые штаны и соломенную шляпу, а пастух – iţari, более короткую рубашку и широкий кожаный пояс chimir. Различалась одежда и по сезонам.

Народная одежда как мужчин, так и женщин была укомплектована котомками (traistă) для определенных видов работ или путешествий, которые сочетались с цветовой гаммой костюма. Котомки шили из специальной узкой ткани (шириной 35–40 см) в 4 ремизки с разноцветными полосками traistă vrîstată, с мелкими квадратиками trăistă în ochiurеle или с закладными геометрическими фигурами traistă aleasă.

В наши дни традиционный народный костюм сохранился не полностью, а только его некоторые детали (безрукавка, пояс, передник, старинная рубаха, кожух, шапки, котомки и др.) и то в определенных зонах.

Можно еще встретить некоторые элементы костюма у пожилых людей на юге и севере республики. Они хранят традиции ручного ткачества и народной одежды. До сих пор существуют мастера по изготовлению безрукавок, кожухов в селах Колибаш, Манта, Вэлень, Слобозия-Маре и др.

Каракулевые шапки шьют почти в каждом селе. На сегодняшний день в районах существуют специализированные мастерские по обработке шкур и пошиву некоторых элементов одежды.

Для мальчиков также шьют традиционные костюмы. Они отличаются меньшими размерами, более упращённым рисунком и вышивкой на фабричных тканях.

В новых экономических и этнокультурных условиях, при расширении сфер деятельности, в том числе и развитии туризма в Молдове, народный костюм приобретает новые функции, представляя высокий художественный и технический уровень народных мастеров.

Благодаря возрождению некоторых традиций народного костюма сегодня в этнофольклорных ансамблях имеются оригинальные традиционные костюмы, представляющие высокий эстетический вкус народных умельцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Аксессуары национального костюма

 

 

Молдавский народный костюм единый по всей территории Молдовы, однако прослеживаются некоторые зональные особенности в использовании первичного сырья, видов тканей и декора.

Информация о работе История национального костюма Молдавии