Историю римского искусства принято
подразделять на три основных периода:
т. н. царский; республиканский; императорский.
В царский период городом, основанным,
по преданию, близнецами Ромулом и
Ремом, правили семь царей, последние
три из которых были этрусками. Многие
традиции культуры этрусков были унаследованы
римлянами.Становление собственно
римского искусства относится к
республиканскому периоду. В его
начале сохранялось сильное влияние
этрусков. На Капитолии, одном из семи
холмов на берегу р. Тибр, установили созданную
этрусским мастером бронзовую статую
волчицы , по преданию вскормившей своим
молоком Ромула и Рема. Эта статуя
стала символом Рима. Древнейший храм,
посвящённый Капитолийской триаде
богов – Юпитеру, Юноне и Минерве,
вероятно, был также возведён этрусскими
зодчими и представлял собой
трёхчастное здание, поднятое на высокий
каменный подий. Главный фасад был
выделен колонным портиком, ко входу
вела высокая лестница. Впоследствии
этот тип здания оставался на протяжении
веков основным в римской храмовой
архитектуре. Римляне были превосходными
строителями. В архитектуре они
ценили прежде всего пользу, прочность
и грандиозные масштабы. Возводились
акведуки, подводившие воду к Риму
из близлежащих горных озёр, прокладывались
мощёные камнем дороги, в городе
была совершенная для своего времени
система канализации. Скульптура и живопись начинают развиваться
с 3–2 вв. до н. э., во многом под влиянием
древнегреческого искусства. Во 2 в. до
н. э. Греция была завоёвана римлянами.
Статуи сотнями вывозились в Рим, греческие
мастера и их местные ученики поставили
на поток производство копий со знаменитых
скульптур. Вскоре, по словам мемуариста,
статуи «в греческом стиле» так наводнили
Рим, что казалось, будто рядом с живыми
людьми город населяет ещё один каменный
народ. Собственно римская пластика представлена
прежде всего скульптурным портретом
и историческим рельефом. Памятником греко-римского
стиля является алтарь Домиция Агенобарба,
украшенный рельефами работы греческого
и римского мастеров. Скульптурный портрет
ярко представляет историю Рима в лицах.
Римские портретные бюсты произошли от
посмертных масок, хранившихся в домах
в соответствии с культом предков. Скульпторы
не приукрашивали изображённых, стремясь
максимально точно запечатлеть их черты.
В лицах римлян чувствуется суровое благородство,
иногда расчётливая трезвость и прозаизм0,
но всегда сила духа и стойкость характера.
Сформировалось несколько типов статуй:
полководцы в образе героев; римляне в
тогах, совершающие жертвоприношения;
знатные римляне с бюстами предков; ораторы,
выступающие перед народом. Портретной
в статуях была только голова, само изваяние
служило для неё лишь «постаментом». Сельские
и городские виллы украшались фресками
и мозаиками, прекрасное представление
о которых даёт живописное убранство домовв
Помпеях. Во второй пол. 2 – нач. 1 в. до н.
э. господствовал инкрустационный стиль
в 80–30 гг. до н. э. – архитектурно-перспективный
стиль Императорский период начинается
временем правления Августа. Архитектура
и изобразительное искусство пережили
яркий расцвет. В строительстве всё шире
применялся бетон; бетонные стены облицовывали
кирпичом и камнем, в том числе ценными
породами мрамора. Основой зданий была
арочная конструкция; в честь военных
побед императора возводились отдельно
стоящие триумфальные арки. Велось оживлённое
строительство. Прекрасно сохранились
храм и акведук в Ниме, Франция; оба
– кон. 1 в. до н. э. – нач. 1 в. н. э. Создатели
скульптурных портретов сглаживали индивидуальное
своеобразие, стремясь создавать типические,
идеализированные образы. Изваяния императоров
стали объектами религиозного поклонения;
представленным в статуях богам часто
придавали черты облика правителей. Настенные
росписи являли образ цветущего сада с
поющими птицами и фонтанами
Грандиозными памятниками эпохи
ранней Империи были Золотой дом
Нерона, построенный из кирпича и
бетона и перекрытый мощными сводами;
амфитеатр Колизей возведённый
императором Веспасианом. Триумфальная
арка Тита прославляла победу полководца
над Иерусалимом. Парадность и пышное
великолепие отличают форум императора
Траяна, самую роскошную из римских
площадей. В центре форума была воздвигнута
колонна Траяна высотой 40 м –
памятник победам императора и его
усыпальница. При императоре Адриане
зодчие стали ориентироваться на
древнегреческие традиции, архитектурные
здания и комплексы отличались изысканностью,
усложнённостью форм Была возведена
самая грандиозная купольная
постройка античности – Пантеон
Скульптурные портреты ранней Империи
отличает сложность мимической выразительности.
В мраморных бюстах краской тонировались
зрачки, губы, возможно волосы. В бронзовых
скульптурах в углубления зрачков
вставлялись полудрагоценные камни.
Вершиной в развитии исторического
рельефа стали рельефы колонны
Траяна, запечатлевшие поход римской
армии против Дакии, и этнографически
точно воспроизводящие одежду, оружие,
утварь. В правление Адриана скульптурный
портрет обретает почти греческую
мягкость и нежность в обработке
мрамора. Зрачки уже не раскрашивались,
а высверливались с помощью бурава,
что придавало взгляду живость
и естественность. Конная статуя императора
Марка Аврелия послужила образцом
для монументальных памятников последующих
веков. В скульптурных портретах
Марка Аврелия ощущается усталость,
скепсис, философское раздумье.
В настенных росписях второй пол. 1
в. н. э. преобладали фантастические
архитектурные виды и «картины»
на стенах – мифологические композиции,
портреты, натюрморты. Во 2 в. бурно развивалась
культура римских провинций, где
широкое распространение получили
мозаики и фрески В 3–4 вв. римское
искусство переживает кризис. Для
архитектуры характерно стремление
к гигантским масштабам, избыточная
пышность и роскошь отделки.Распространяются
восточные культы Исиды, Сераписа, Митры,
в честь которых воздвигается
множество храмов. В статуях и
бюстах Каракаллы, Септимия Севера, Юлии
Домны ещё сохранялись старые
технические приёмы, но их образное
наполнение стало иным: ощущается
настороженность, подозрительность. К
кон. 3 в. всё сильнее проявлялись
новые идеалы, связанные с христианским
вероучением. В 4 в. Рим потерял былое
политическое значение; культурным центром
стал Константинополь. В недрах античной
культуры вызревало раннехристианское
искусство, в котором духовность
преобладала над телесной выразительностью.