История римского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:40, реферат

Краткое описание

Историю римского искусства принято подразделять на три основных периода: т. н. царский; республиканский; императорский.
В царский период городом, основанным, по преданию, близнецами Ромулом и Ремом, правили семь царей, последние три из которых были этрусками. Многие традиции культуры этрусков были унаследованы римлянами.Становление собственно римского искусства относится к республиканскому периоду.

Вложенные файлы: 1 файл

Kulkurologia_33.docx

— 14.83 Кб (Скачать файл)

Историю римского искусства принято  подразделять на три основных периода: т. н. царский; республиканский; императорский.

В царский период городом, основанным, по преданию, близнецами Ромулом и  Ремом, правили семь царей, последние  три из которых были этрусками. Многие традиции культуры этрусков были унаследованы римлянами.Становление собственно римского искусства относится к  республиканскому периоду. В его  начале сохранялось сильное влияние  этрусков. На Капитолии, одном из семи холмов на берегу р. Тибр, установили созданную  этрусским мастером бронзовую статую волчицы , по преданию вскормившей своим  молоком Ромула и Рема. Эта статуя стала символом Рима. Древнейший храм, посвящённый Капитолийской триаде богов – Юпитеру, Юноне и Минерве, вероятно, был также возведён этрусскими зодчими и представлял собой  трёхчастное  здание, поднятое на высокий  каменный подий. Главный фасад был  выделен колонным портиком, ко входу  вела высокая лестница. Впоследствии этот тип здания оставался на протяжении веков основным в римской храмовой архитектуре. Римляне были превосходными  строителями. В архитектуре они  ценили прежде всего пользу, прочность  и грандиозные масштабы. Возводились  акведуки, подводившие воду к Риму из близлежащих горных озёр, прокладывались мощёные камнем дороги, в городе была совершенная для своего времени  система канализации. Скульптура и живопись начинают развиваться с 3–2 вв. до н. э., во многом под влиянием древнегреческого искусства. Во 2 в. до н. э. Греция была завоёвана римлянами. Статуи сотнями вывозились в Рим, греческие мастера и их местные ученики поставили на поток производство копий со знаменитых скульптур. Вскоре, по словам мемуариста, статуи «в греческом стиле» так наводнили Рим, что казалось, будто рядом с живыми людьми город населяет ещё один каменный народ. Собственно римская пластика представлена прежде всего скульптурным портретом и историческим рельефом. Памятником греко-римского стиля является алтарь Домиция Агенобарба, украшенный рельефами работы греческого  и римского мастеров. Скульптурный портрет ярко представляет историю Рима в лицах. Римские портретные бюсты произошли от посмертных масок, хранившихся в домах в соответствии с культом предков. Скульпторы не приукрашивали изображённых, стремясь максимально точно запечатлеть их черты. В лицах римлян чувствуется суровое благородство, иногда расчётливая трезвость и прозаизм0, но всегда сила духа и стойкость характера. Сформировалось несколько типов статуй: полководцы в образе героев; римляне в тогах, совершающие жертвоприношения; знатные римляне с бюстами предков; ораторы, выступающие перед народом. Портретной в статуях была только голова, само изваяние служило для неё лишь «постаментом». Сельские и городские виллы украшались фресками и мозаиками, прекрасное представление о которых даёт живописное убранство домовв Помпеях. Во второй пол. 2 – нач. 1 в. до н. э. господствовал инкрустационный стиль в 80–30 гг. до н. э. – архитектурно-перспективный стиль Императорский период начинается временем правления Августа. Архитектура и изобразительное искусство пережили яркий расцвет. В строительстве всё шире применялся бетон; бетонные стены облицовывали кирпичом и камнем, в том числе ценными породами мрамора. Основой зданий была арочная конструкция; в честь военных побед императора возводились отдельно стоящие триумфальные арки. Велось оживлённое строительство. Прекрасно сохранились храм и акведук  в Ниме, Франция; оба – кон. 1 в. до н. э. – нач. 1 в. н. э. Создатели скульптурных портретов сглаживали индивидуальное своеобразие, стремясь создавать типические, идеализированные образы. Изваяния императоров стали объектами религиозного поклонения; представленным в статуях богам часто придавали черты облика правителей. Настенные росписи являли образ цветущего сада с поющими птицами и фонтанами

Грандиозными памятниками эпохи  ранней Империи были Золотой дом  Нерона, построенный из кирпича и  бетона и перекрытый мощными сводами; амфитеатр Колизей возведённый  императором Веспасианом. Триумфальная арка Тита прославляла победу полководца над Иерусалимом. Парадность и пышное великолепие отличают форум императора Траяна, самую роскошную из римских  площадей. В центре форума была воздвигнута  колонна Траяна высотой 40 м –  памятник победам императора и его  усыпальница. При императоре Адриане  зодчие стали ориентироваться на древнегреческие традиции, архитектурные  здания и комплексы отличались изысканностью, усложнённостью форм Была возведена  самая грандиозная купольная  постройка античности – Пантеон 

Скульптурные портреты ранней Империи  отличает сложность мимической выразительности. В мраморных бюстах краской тонировались зрачки, губы, возможно волосы. В бронзовых  скульптурах в углубления зрачков  вставлялись полудрагоценные камни. Вершиной в развитии исторического  рельефа стали рельефы колонны  Траяна, запечатлевшие поход римской  армии против Дакии, и этнографически точно воспроизводящие одежду, оружие, утварь. В правление Адриана скульптурный портрет обретает почти греческую  мягкость и нежность в обработке  мрамора. Зрачки уже не раскрашивались, а высверливались с помощью бурава, что придавало взгляду живость  и естественность. Конная статуя императора Марка Аврелия послужила образцом для монументальных памятников последующих  веков. В скульптурных портретах  Марка Аврелия ощущается усталость, скепсис, философское раздумье.

В настенных росписях второй пол. 1 в. н. э. преобладали фантастические архитектурные виды и «картины»  на стенах – мифологические композиции, портреты, натюрморты. Во 2 в. бурно развивалась  культура римских провинций, где  широкое распространение получили мозаики и фрески  В 3–4 вв. римское  искусство переживает кризис. Для  архитектуры характерно стремление к гигантским масштабам, избыточная пышность и роскошь отделки.Распространяются восточные культы Исиды, Сераписа, Митры, в честь которых воздвигается множество храмов. В статуях и  бюстах Каракаллы, Септимия Севера, Юлии Домны ещё сохранялись старые технические приёмы, но их образное наполнение стало иным: ощущается  настороженность, подозрительность. К  кон. 3 в. всё сильнее проявлялись  новые идеалы, связанные с христианским вероучением. В 4 в. Рим потерял былое  политическое значение; культурным центром  стал Константинополь. В недрах античной культуры вызревало раннехристианское  искусство, в котором духовность преобладала над телесной выразительностью.


Информация о работе История римского искусства