Казахские национальные игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 18:03, лекция

Краткое описание

Работа содержит национальные игры казахского народа.

Вложенные файлы: 1 файл

КАЗАХСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ.doc

— 42.00 Кб (Скачать файл)

КАЗАХСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ

У казахского народа есть очень много различных национальных игр, носящих чаще всего состязательный характер. Есть испытания и на силу, и на выносливость, и на смекалку, и на умение держаться в седле, и на меткость, и на быстроту реакции. Вот некоторые из казахских таких игр.

Казахская национальная игра - Сбивание тымака

Сбивание тымака - это казахская национальная игра, принять участие в которой  может каждый, умеющий держаться  в седле и имеющий лошадь. Согласно условий игры в землю вбивается шест , высота которого не превышает рост наездника. На верхушку шеста одевается головной убор - тымак. Наезднику показывают и дают запомнить , где находится тымак. После этого наезднику завязывают глаза и раскручивают, после чего отпускают со словами: "Попробуй сбей тымак!". Наездник берет в руки камчу и пытается сбить тымак. Если с трех попыток ему это не удается, он может исполнить песню в обмен на еще три попытки сбить тымак. У кого быстрее всех, то есть с меньшего количества попыток получится сбить тымак - тот и победитель.

Казахская национальная игра - Качели "Алтыбакан"

Качели "Алтыбакан" - это одно из неизменных развлечений  любого казахского торжества или  праздника, а также любимое место  встречи молодежи, где можно было петь песни и веселиться. Для установки качель использовались шесть бревен высотой 3-4 метра, широкая перекладина и три аркана. На качелях "Алтыбакан" качались по двое, чаще всего юноша с девушкой. Остальные присутствующие пели песни, шутили, озорными замечаниями подбадривали молодых, находящихся на качелях.

Казахская национальная игра - Кыз куу (Догони девушку)

Согласно древнему обычаю, бытующему еще в сакских  племенах, прежде чем юноша женится  на девушке, он должен был доказать свое мастерство наездника, умение держаться в седле. Обычай требовал, чтобы джигит, претендующий на руку и сердце девушки, догнал свою невесту на резвом скакуне. Для этого на народных собраниях или на праздниках затевалась игра "Кыз куу". Для этого девушка и юноша верхом на лошадях выходили на поле. По сигналу хозяина торжества девушка стегнув коня вырывалась вперед, а парень верхом на своем скакуне пытался догнать ее и поцеловать. Если ему это не удавалось, то уже ему приходилось скорее скакать от девушки, так как в таком случае девушка догнав его начинала что есть силы стегать его камчой. Все это превращалось в веселое и увлекательное зрелище для всех собравшихся.

Казахская национальная игра - Кокпар

В казахской  национальной игре "Кокпар" принимали  участие жигиты аулов, соседствующих  по пастбищу. К состязанию готовились заранее, так как это было состязание и на силу, и на ловкость, и на выносливость, и на умение держаться в седле. В день соревнований все участники и зрители собирались на поле. На расстоянии 50-60 шагов от соревнующихся бросалась туша козла и начиналась борьба за кокпар, которая могла продолжаться с обеда до вечера. Борьба велась верхом на лошадях. Тот аул, у которого в итоге борьбы окажется кокпар - тот и победил. Затем джигиты с гордостью ездили по наиболее уважаемым дворам аула с "боевым трофеем" кокпаром и жители поздравляли их и дарили подарки.

История казахской национальной игры "Кокпар" имеет далекие  корни, когда казахи вели кочевой  образ жизни. «Кокпар-кокбори» в  переводе на русский означает "серый  волк".

Волки были самыми злейшими врагами для кочевников, так как они могли наносить большой ущерб скоту. Соответственно убить волка было большой удачей и радостью. Голову хищника преподносили главе рода, а тушу на растерзание собравшимся. Соответственно нередко возникала борьба между жигитами, кому же нести голову. Так подобная борьба превратилась со временем в игру. Волка иногда стали заменять тушей обезглавленного козла .

Существуют два варианта Кокпар. В первом варианте в борьбе принимают участие жигиты с двух разных аулов, и борьба за тушу ведется между аулами. Такой вариант борьбы называется дада-тартыс. А во втором варианте борьба за тушу может вестись жигитами одного аула между собой. В таком случае победителем будет один жигит, и борьба в таком случае называется жалпы-тартыс. Кокпар пользуется большой популярностью и в наши дни.

Казахская национальная игра - Аударыспак

Казахская национальная игра "Аударыспак" - это одна из самых зрелищных, интересных и захватывающих  игр. Аударыспак - это борьба на лошадях, в которой принимают участие самые лучшие наездники, ведь борьба на лошадях требует исключительной выносливости, силы, ловкости и отличного умения держаться в седле. Суть борьбы заключается в том, что двое всадников верхом на лошади соревнуются в том, кто из них сможет стащить противника с лошади. Тот кому это удается, тот и считается победителем.

Казахская национальная игра - Байга 

Казахская национальная игра "Байга" - это конное состязание наездников. Всадники соревнуются кто  из них быстрее доскачет до намеченной цели. Байга проходила на ровной местности по прямой, с поворотами, или же по замкнутому кругу. Участвовать в ней можно было на обыкновенной кляче.

Существует  шуточный вариант игры "Байга". В данный вариант игры могут играть дети. Игроки разбиваются по парам. Один из пары становится "конем" , другой - "наездником". "Конь" встает спереди от "наездника" и запрокидывает руки вверх и назад, так чтобы "наездник" мог ухватиться за них своими руками. Все пары ("конь"+"наедник") встают вдоль линии и по сигналу "старт" бегут к намеченной цели - платку. Та пара, которая успеет быстрее всего достичь цели - побеждает.

Казахская национальная игра - Аламан байга 

Казахская национальная игра "Аламан байга" - это испытание  не только наездников, умения держаться  в седле, а главным образом - это испытание для лошадей. Аламан байга - это конное состязание, скачки на длинные и сверхдлинные дистанции. Исторические корни этой игры основываются на необходимости казахов готовить лошадей к длинным переходам во время перекочевки на новые места, а также отбора самых выносливых и сильных скакунов для улучшения породы. Так постепенно Аламан байга стала неотъемлемой частью больших праздников. Иногда во время таких вот соревнований некоторые лошади не выдерживали нагрузки и погибали не дойдя до финиша или падали от усталости, ломая ноги. Известно, что наездники перед скачками, для того, чтобы защитить своих скакунов от сглаза заплетали им хвост и гриву в косы и вплетали в нее перья филина или амулеты от сглаза, а также старались никому не показывать скакуна, держа его под попоной.

Казахская национальная игра "Тогыз кумалак"

Одной из древнейших казахских национальных игр является игра "Тогыз кумалак". "Тогыз  кумалак" - это настольная игра на доске на логику и смекалку, призваная  развивать логическое математическое мышление и выдержку. Игра принадлежит к семейству манкала, включающему такие игры как вари или калах. В основу игры положено число 9 (9х9=81 и 2х9х9=162), считавшееся у древних монголов и тюрков священным. В учёном мире её называли «алгеброй чабанов», так как в ходе игры соперникам приходится использовать все четыре основных математических действия. Игра строится не только на скорости подсчета, но и на тактике.

Согласно правилам казахской игры "Тогыз кумалак" в ней участвуют два игрока у каждого из которых на доске есть по 9 лунок( то есть всего 18 лунок, называемых "отау") расположенных друг напротив друга. Каждая лунка имеет свое название 1 - арт, 2 - тектурмас, 3 - атотпес, 4 - атсыратар, 5 - бель, 6 - бельбасар, 7 - кандыкакпан, 8 - кокмоин, 9 - мандай. Помимо этого на доске есть еще две накопительные лунки, называемые "казан".

У каждого из игроков в начале игры имеется  по 81 шарику своего цвета, то есть по 9 шариков  для 9 лунок.

Главная задача игры - перекладывая камушки в игровых лунках, собрать их как можно больше в свой «казан». Собранные камешки складываются в накопительную лунку. Игроки делают ходы поочерёдно. Игрок, которому выпало по жребию право первого хода, вынимает из любой лунки своего ряда все шарики, кроме одного, и переносит их слева направо, опуская по одному в каждую последующую лунку с таким расчётом, чтобы последний шарик попал в лунку противника. Если число шариков в этой лунке после окончания хода окажется чётным, то все они являются “добычей” играющего и переносятся в его казан. Право следующего хода переходит к сопернику. Если в лунках одного из игроков не останется ни одного шарика, то его соперник все шарики своего ряда переносит в свой казан. Игра ведётся до тех пор, пока один из двух игроков не наберёт в свой казан больше 81 камешка (этот игрок побеждает), либо они оба набирают 81 камешек (ничья).

В игре "Тогыз  кумалак" возможно возникновение  некоторых игровых ситуаций, которые  стоит описать:

Если после хода в какой-то лунке оказывается три камешка, то эта лунка объявляется «туздыком». В последующем каждый камешек, попавший в туздык, переходит в казан игрока, на чьей стороне расположен этот туздык, но игрок не может завести себе туздык на 9-ой, а также на лунке под той цифрой которой взял первым «туздык» соперник. У каждого игрока может быть не больше одного туздыка одновременно.

Если после хода у одного из игроков все лунки оказываются  пустыми, то он попадает в ситуацию «атсыз калу» (каз. «остаться без  коня»). В этом случае он не может  ходить, пока будет оставаться «пешим». В этой ситуации игра заканчивается, камешки противника переходят в казан противника и производится подсчёт камешков в казанах.

Игра "Тогыз кумалак" могла продолжаться по четыре - пять часов. Эта игра была популярна как  в древности, когда игроки даже не имея игровой доски, могли просто вырыть лунки для игры в земле. Популярна "Тогыз кумалак" и в наше время и постепенно количество ее почитателей растет с каждым годом.

 


Информация о работе Казахские национальные игры