Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 22:43, реферат
Концепция мультикультурализма предлагает признать, что все культуры равны и имеют одинаковое право на жизнь. Мультикультурализм также предлагает объединение культур без их слияния. И еще мультикультурализм призывает мирное сосуществование различных культур в одной стране.
Считается, что именно Канада и Австралия, возвели мультикультурализм в ранг официальной политики в 1970-е годы. В обеих странах поворот к мультикультурализму явился частью больших перемен в моделях иммиграции. Но надэтничная национальная самоидентификация Канады, т.е. канадская концепция мультикультурализма заслуживает самого серьезного внимания в первую очередь из-за своей несхожести с моделями австралийского и американского вариантов мультикультурализма.
Введение………………………………………………………………..3
Канадский мультикультурализм………………………………………5
Заключение……………………………………………………………..11
Список используемой литературы……………………………………12
Контрольная работа по курсу |
На тему: «Канадский мультикультурализм» |
Ростов-на-Дону 2012 |
Канадский мультикультурализм………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………12
ВВЕДЕНИЕ
Концепция мультикультурализма предлагает признать, что все культуры равны и имеют одинаковое право на жизнь. Мультикультурализм также предлагает объединение культур без их слияния. И еще мультикультурализм призывает мирное сосуществование различных культур в одной стране.
Считается, что именно Канада и Австралия, возвели мультикультурализм в ранг официальной политики в 1970-е годы. В обеих странах поворот к мультикультурализму явился частью больших перемен в моделях иммиграции. Но надэтничная национальная самоидентификация Канады, т.е. канадская концепция мультикультурализма заслуживает самого серьезного внимания в первую очередь из-за своей несхожести с моделями австралийского и американского вариантов мультикультурализма.
Мультикультурализм зародился в Канаде как реакция на действия Королевской комиссии по билингвизму и бикультурализму, которые пытались достичь нового англо-французского компромисса перед лицом стремительно нарастающего франкофонского национализма в Квебеке. Были мнения, утверждающие, что Канада была основана не двумя, а тремя нациями, что аборигены были первой нацией и не могут быть просто отброшены. Подчеркивалось также, что этническая сложность Канады не может быть сведена к двум культурам. Эти мнения были услышаны интернационалистским правительством либералов, возглавляемым Пьером Трюдо, убежденным противником квебекского национализма. И в октябре 1971 года федеральное правительство сделало официальное заявление о мультикультурализме как цели публичной политики.
Акцент был сделан на сохранении культурного наследия меньшинств, улучшении и выравнивании межгрупповых отношений с помощью мер, направленных против расизма и других форм дискриминации и в поддержку равных возможностей. Лозунгом этой политики стало «Одна нация, два языка, много народов и культур».
Мультикультурализм и его эквиваленты всегда были и остаются политически противоречивыми и часто порождают направленные против них движения, ставящие своей целью защиту единой культуры.
Из шести предложенных для рассмотрения мультикультурных стран, меня заинтересовала именно Канада. Потому что в соответствии с ежегодной статистикой ООН, Канада с 1993 по 1998 год занимала первое место в списке стран, считающихся лучшими в мире для проживания по совокупности важнейших критериев: общий уровень жизни, экология, культура и искусства, образования, уровень преступности и т. д.
Цель работы: проанализировать мультикультурную модель Канады.
КАНАДСКИЙ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ
Любая культура стремится обособиться, замкнуться в себе и открыться, войти в контакт с другими. Свой и чужой, такой как я, и не такой как я, другой, значит, чужой. Эти родоплеменные вопросы всегда находятся в нас. В наше время разные культуры все теснее соприкасаются, они, оставаясь самими собой, перемешиваются, переплетаются. Люди покидают свои дома и отправляются в неизвестном направлении в поисках лучшей жизни. Миллионы мигрантов устремляются с юго-востока на северо-запад. Отсюда можно увидеть не прошенных гостей в любой стране. Из-за слияния культур конфликтов больше, чем контактов. Вот тут и рождается мультикультурализм.
Концепция мультикультурализма предлагает признать, что все культуры равны и имеют одинаковое право на жизнь. Мультикультурализм также предлагает объединение культур без их слияния. И еще мультикультурализм призывает мирное сосуществование различных культур в одной стране. Мультикультурализм возник как интеллектуальная реакция на известную концепцию «плавильного котла», господствовавшую в Америке в ХХ веке. Как понятие «мультикультурализм» получил свое название в 1957 году для характеристики политики Швейцарии. В научно-политический обиход данный термин окончательно вошел в 1971-м, когда в Канаде правительство премьер-министра Пьера Э. Трюдо приняло Официальный акт о мультикультурализме. Вместе с этим ввели Канадскую Хартию прав и свобод, в которую включена статья 27, утверждающая, что «Хартия должна толковаться в соответствии с сохранением и укреплением мультикультурного наследия канадцев». Коренные народы Канады, такие как индейцы, эскимосы и метисы признаются и подтверждаются в правах данной Хартии.
Канада мигрантов не прогоняет, она им рада, она их приглашает, открывает перед ними границы. Может быть, поэтому премьер Канады Пьер Трюдо объявил мультикультурализм официальной идеологией государства. Ежегодно Канада принимает 250 тысяч переселенцев. На новом месте они ищут «своих», образуя обособленные сообщества, когорты и провинции. Канада помогает всем и каждому, особенно тем, кто слабее и кто в меньшинстве, еще она приучает к единению, например, в общих праздниках. В культуре канадского общества отражается исключительное этническое многообразие. Там существуют культурные традиции эскимосов и индейцев, англо-канадцев, франко-канадцев, англичан, молодых иммигрантских групп из Европы, Азии и Вест-Индии. Доминирует в стране культура двух канадских наций – англичан и французов. Это сочетание многообразия и общности являются важной особенностью канадской культуры.
Канада возникла как переселенческая страна. Но ее политические институты и социально-экономический строй не имеют прямой преемственности с доколониальным развитием индейских народов на этой территории. Они коренятся в событии европейской колонизации, резко прервавшей это развитие и положившей начало новой истории страны.
Считается, что первыми европейцами, ступившими на канадскую землю около 1000 года до н. э., были исландские викинги. Однако они не смогли колонизировать страну. Вторая волна европейцев прибыла в период между 1480 и 1540 г. В 1497 г. несколько экспедиций на остров Ньюфаундленд положили начало британским притязаниями на канадскую территорию. В 30-х и 40-х годах в XVI веке французский мореплаватель Жак Картье совершил несколько экспедиций по реке Святого Лаврентия и объявил эти земли принадлежащими Франции. Однако в течение всего XVI столетия Франция и Великобритания не очень сильно соперничали из-за внутренних проблем. Но в XVII – XVIII вв. соперничество резко обострилось, и в 1763 году по Парижскому договору Новая Франция перешла во владения Великобритании. А 1 июня 1867 года Канада получила право формировать собственное правительство, не выходя из состава Британской империи. Канада фактически получила независимость и приняла название Доминион Канада.
Тема канадской самобытности сложна и многозначна, она неоднократно поднималась и в политическом, и культурологическом и историческом, и философском научных дискурсах как в самой Канаде, так и за ее пределами.
Эта устремленность государства к слиянию населения, которая различается по своим этнокультурным и религиозным традициям, в единое социальное пространство не мешает сохранению своеобразия каждой из культур, составляющих это многообразие. Мультикультурная модель Канады направлена на то, чтобы, формируя коллективный стиль жизни, не ограничивать возможности жизнедеятельности отдельного человека, проявление индивидуальности этнокультурного самовыражения, поддерживать языковое разнообразие. Опыт социальной и культурной политики Канады показывает, что решение социальных вопросов и создание условий для культурного самовыражения является основой для объединения населения. Этнокультурное многообразие не мешает формированию определенной гражданской идентификации. В пространстве повседневности мультикультурализм в Канаде воплощает концептуально оформленную стратегию культурной политики и одновременно выступает историко-культурным мифологизированным повествованием, с многочисленными сюжетами и историями, передаваемыми в свободной интерпретации все новым и новым иммигрантам, прибывающим в Канаду. Мультикультурализм соединен с обыденной реальностью и конкретностью, потому что в нем одновременно выражена потребность современного человека в мифологизации идеи и концепции, которую предложила своей стране власть, предложила как инструмент разрешения социальных конфликтов, возникающих на почве культурных различий. Объявив об этом всему миру в 1971 г., уже спустя семь лет она была закреплена в Акте о мультикультурализме (т.е. закона о сохранении и развитии многообразия культур в Канаде).
В Акте о мультикультурализме заложены основные принципы и цели культурной политики государства, которое должно:
– утверждать и способствовать пониманию того, что многообразие культур отражает культурное и расовое многообразие канадского общества, признавать свободу всех членов канадского общества на сохранение, развитие и распространение своего культурного наследия;
– признавать и способствовать пониманию того, что многообразие культур является основной характерной чертой канадского наследия и самобытности и содержит в себе бесценный потенциал формирования будущего Канады; – содействовать полному и равноценному участию отдельных лиц и сообществ всех видов в постоянной эволюции и формировании всех аспектов канадского общества и помогать им снимать все барьеры на пути такого участия;
– признавать существование сообществ, члены которых имеют общее происхождение и свой исторический вклад в канадское общество, и способствовать их развитию;
– обеспечивать всем индивидуумам получение одинакового отношения и одинаковой защиты по закону, уважая и отдавая должное при этом их многообразию;
– содействовать и оказывать помощь деятельности социальных, культурных, экономических и политических институтов Канады по признанию важности мультикультурного характера канадского общества;
– содействовать пониманию и творческим отношениям, возникающим в результате взаимодействия отдельных лиц и сообществ, имеющих разные корни;
– способствовать признанию и уважению многообразия культур канадского общества и содействовать распространению и возрастающей выразительности этих культур;
— сохранять и расширять использование других языков помимо английского и французского, укрепляя при этом статус и расширяя использование официальных языков Канады;
– способствовать развитию многообразия культур по всей территории Канады, оставаясь верным при этом положению о двух официальных языках Канады.
Формирование в обществе кросскультурного понимания и мышления, институционального отражения и закрепления разнообразия, преодоление расизма и любых форм дискриминации стали задачами на длительный период. Путем принятия специальных программ и проектов Канада движется к мультикультурной модели, корректируя и конкретизируя в зависимости от происходящих год от года изменений тематическую направленность этих программ. Сфера культурной политики, где на основе обозначенных приоритетов разрабатываются механизмы их реализации, становится смысловым и инструментальным пространством, который обеспечивает слияние мифа о мультикультурной реальности с такими формами культуры, как обряды, обычаи, мораль, художественная культура и т. д.
Политика культурного многообразия Канады обеспечивает условия для реализации прав коренных народов, подтверждает правильность решения о придании официального статуса двум основным языкам Канады — английскому и французскому, а также развивается на принципах гражданского равенства, гарантируя всем жителям страны возможность сохранять свою индивидуальность, гордиться своим происхождением и ощущать себя приобщенным к канадскому обществу.
Таким образом, общество может стать подлинно демократическим и свободным, при этом действия государства должны быть предельно конструктивными и полезными в ситуации множества культур, нужно научиться видеть интересы и тех, кто принимает иммигрантов, и тех, кто хочет жить и работать в новой стране. Нужно научиться достигать компромиссов, снимающих напряженность и конфликты. Для сохранения культурного разнообразия необходимо обеспечение дискурса согласия, совместного обсуждения проблем среди населения, разделяющего этику этого дискурса. Важную роль в поддержании общественной стабильности Канады играют государственные, политические и культурные символы, которые выражают фундаментальные для общества понятия равных возможностей гражданского участия, толерантности и социальной поддержки.
Вероятно, символы мультикультурализма, понятны именно тем, кто чувствует себя гражданином Канады. Эти символы призваны смягчить проблемы, связанные с трудностями сохранения и развития этнокультурной идентичности в многонациональном государстве. Согласно концепции символического интеракционизма Г. Блумера, личность и социальное действие формируются с помощью символов, которые приобретаются в процессе социализации и взаимно подтверждаются и изменяются его участниками в ходе социокультурного взаимодействия. Поэтому культурные символы выражают возможность воплощения идеала мультикультурализма, выполняя роль, представителей разных культур и верований, которые осознают себя частью единого целого. Символы мультикультурализма соединяет опыт жизнедеятельности людей, проживающих на территории страны, независимо от того, какими жителями они являются коренными или иммигрантами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно утверждать, что мультикультурное общество – это общество, в котором нет «господствующей культуры». Это общество, в котором индивидам предоставлена свобода выбирать, какие культурные образцы являются их «собственными».
Канадский мультикультурализм был официально закреплен в Акте о мультикультурализме в 1971 году П.Трюдо. Канадское общество никогда не знало жесткого объединения культур на основе четко определенного этнокультурного типа. Следовательно, оно может справедливо считаться истинно мультикультурным, надэтничным сообществом сообществ. Канадцы являются действительно многоязычной нацией. Этот факт свидетельствует о том, что вместе и посредством сохранения «родного» языка, канадские этнокультурные меньшинства сохраняют свое культурное и ментальное своеобразие.