Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 22:01, контрольная работа
Что такое карнавал? Само слово "карнавал" неясного происхождения. Как свидетельствуют ученые, в слове "карнавал" лежат два латинских корня – carno (мясо), и vale (прощай), что означает "прощаюсь с мясом". Довольно широко толковал термин М. М. Бахтин, относя к нему "совокупность всех разнообразных празднеств, обрядов и форм карнавального типа". В более узком значении под карнавалом подразумевают народные праздники февральско-апрельского цикла, которые происходят на так называемые "жирные дни", предшествующие Великому посту.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………2
1.Карнавальная культура средневековья……………………………………………………………..3
1.1.Карнавал в России………………………………………………………………………………………….7
2.Карнавальная культура Возрождения………………………………………………………………..9
2.1.Бразильский карнавал………………………………………………………………………………….12
2.2.Город – маскарад Венеция…………………………………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………………………………………..14
Литература……………………………………………………………………………………………………………17
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Карнавальная
культура средневековья……………………………………………
1.1.Карнавал в России………………………………………………………………
2.Карнавальная
культура Возрождения…………………………………………………
2.1.Бразильский карнавал…………………………………………………………
2.2.Город – маскарад Венеция……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Что такое карнавал? Само слово "карнавал" неясного происхождения. Как свидетельствуют ученые, в слове "карнавал" лежат два латинских корня – carno (мясо), и vale (прощай), что означает "прощаюсь с мясом". Довольно широко толковал термин М. М. Бахтин, относя к нему "совокупность всех разнообразных празднеств, обрядов и форм карнавального типа". В более узком значении под карнавалом подразумевают народные праздники февральско-апрельского цикла, которые происходят на так называемые "жирные дни", предшествующие Великому посту.
Однако истоки карнавала
лежат еще в языческих
Уже позже, когда на смену язычеству пришло христианство, в период зарождения цивилизации и становления государств, сюда добавились идеология правящей и образованной верхушки и религиозные установления. Но, так или иначе, все, что символически отражалось в праздниках, направлялось на уравновешивание бытия и должно было способствовать победе добра и святости над постоянно угрожающими злом и скверной, обеспечивать плодородие земли и чадородие людей.
Итак, спору нет, что карнавал – событие весьма привлекательное. Карнавал – это вторая жизнь народа, его праздничная жизнь. Он раскрывает для нас древнюю народно-праздничную стихию как относительно лучше сохранившийся обломок этого громадного и богатого мира. Карнавал стал в действительности тем резервуаром, куда вливались прекратившие свое самостоятельное существование народно-праздничные формы.
Смех, народное гулянье,
уличные шествия и
1.Карнавальная
культура средневековья.
В исторической науке понятие "средневековье" укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. "Промежуточные века" между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода – более тысячелетия, не вызывает сомнения важность и многогранность содержания этого этапа в истории человечества.
В основе средневековой культуры взаимодействие двух начал – собственной культуры "варварских" народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, христианства. Взаимодействие этих начал дало мощный импульс становлению собственно западноевропейской средневековой культуры.
Сущность культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах.
В средневековой культуре эти представления во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.
Средневековье характеризуется столкновением двух культурных ориентаций: с одной стороны – церковной, ученой, официальной, а с другой – народной, карнавальной, "смеховой". Причем в последующих культурных взлетах огромную роль сыграла именно народная культура.
Празднества карнавального типа и связанные с ним смеховые действа или обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место. Карнавалы стали вехами, отличающими календарное начало весны, проводы старого и встречу нового года. В карнавале разыгрывались – в позднем, сниженном варианте – древняя мистерия умирающего и воскрешающего зверя и бога. Не случайно олицетворением карнавала стал пузатый весельчак (дон Карналь, Сан-Пансар или какое-нибудь другое чучело), которого водят или возят по всему селению, а потом "казнят": топят, сжигают либо расстреливают. Карнавальное чучело сначала существовало в образе зверя, растения и только потом – человека.
Для смеховой культуры средневековья характерны такие фигуры, как шуты и дураки. Они были как бы постоянными, закрепленными в обычной (т.е. не карнавальной) жизни, носителями карнавального начала. Такие шуты и дураки, как, например, Трибуле при Франциске, вовсе не были актерами, разыгрывавшими на сценической площадке роли шута и дурака (как позже комические актеры, исполнявшие на сцене роли Арлекина, Гансвурста и др.). Они оставались шутами и дураками всегда и повсюду, где бы они ни появлялись в жизни. Как шуты и дураки, они являются носителями особой жизненной формы, реальной и идеальной одновременно. Они находятся на границах жизни и искусства (как бы в особой промежуточной сфере): это не просто чудаки или глупые люди (в бытовом смысле), но это и не комические актеры.
В карнавале, как и в архаическом празднике, менялись местами король и шут, небо и земля, телесный верх и низ – такое движение – перемещение служило обновлению мира. И во времена сатурналий, этого античного карнавала, тоже все и вся участвовали в переворачивании. По словам филолога О.М. Фрейденберг, каждый человек как будто вынимал новый жребий жизни и снова становился "женихом своей новой невесты, но старой жены". В каждом доме хозяева и рабы менялись одеждой и местами, рабы правили домом и чинно восседали за столом, а хозяева им смиренно прислуживали. В карнавальном "мире наизнанку", "мире навыворот" менялись ролями мужчины и женщины.
Ярким примером перевернутого карнавального мира – средневековой Праздник дураков (festa stultorum).Праздник этот первоначально справлялся в церкви и носил вполне легальный характер, потом он стал полулегальным, к исходу же средневековья и вовсе нелегальным; но он продолжал существовать на улицах, в тавернах, влился в масленичные увеселения.
Он начинался с собрания
Праздники дураков пародировали церковный чин мессы. Другое его выражение - "праздник осла", установленный в память бегства Марии с младенцем Иисусом в Египет на осле. В центре этого праздника оказалась не Мария и не Иисус (хотя здесь и фигурировала девушка с ребенком), но именно осел и его крик "Hinham!". Служили особые "ослиные мессы". До нас дошел официум такой мессы, составленный строгим церковником Пьером Корбейлем. Каждая часть мессы сопровождалась комическим ослиным криком - "Hinham!". По окончании мессы священник, вместо обычного благословления, трижды кричал по-ослиному, и ему вместо "amen" трижды отвечали таким же ослиным криком.
Праздник осла и праздник дураков - специфические праздники, где смех
играет ведущую роль; в этом отношении они подобны своим кровным
родственникам - карнавалу и шаривари. Но и во всех других обычных церковных
праздниках средневековья, смех всегда играл известную - большую или меньшую роль, организуя народно-площадную сторону праздника.
Были и другие пародии: дворцового этикета, рыцарских турниров, цеховой работы, общественных представлений и т. п.
Смех в средние века был закреплен за праздником (как и материально-телесное начало), был праздничным смехом по преимуществу. Древняя традиция разрешала в пасхальные дни смех и вольные шутки даже в церкви. Священник с кафедры позволял себе в эти дни всевозможные рассказы и шутки, чтобы после долгого поста и уныния вызвать у своих прихожан веселый смех, как радостное возрождение; смех этот и назывался "пасхальным смехом". Шутки эти и веселые рассказы по преимуществу касались материально-телесной жизни; это были шутки карнавального типа. Ведь разрешение смеха было связано с одновременным разрешением мяса и половой жизни (запрещенных в пост).
Особо важное значение имела отмена во время карнавала всех иерархических отношений. На официальных праздниках иерархические различия подчеркнуто демонстрировались: на них полагалось являться во всех регалиях своего звания, чина, заслуг и занимать место, соответствующее своему рангу. Праздник освящал неравенство. В противоположность этому на карнавале все считались равными. Человек как бы перерождался для новых, чисто человеческих отношений.
Это временное идеально-реальное упразднение иерархических отношений между людьми создавало на карнавальной площади особый тип общения, невозможный в обычной жизни. На карнавале вырабатывались и особые формы площадной речи и площадного жеста, откровенные и вольные, не признающие никаких дистанций между общающимися. Свободные от обычных, вне карнавальных норм этикета и пристойности.
В
карнавале сама жизнь играет, а
игра на время становится самой жизнью.
В этом специфическая природа карнавала,
особый род его бытия. Карнавал это вторая
жизнь народа, организованная на начале
смеха. Это его праздничная жизнь. Праздничность
здесь становилось формой второй жизни
народа, вступавшего временно в утопическое
царство всеобщности, свободы, равенства
и изобилия.
1.1.Карнавал
в России.
В России чем-то сродни европейскому карнавалу стала боярыня Масленица, веселая, широкая, завершающая череду зимних дней. Этот большой праздник не был включен в число христианских торжеств и сохранил многие элементы язычества.
Карнавальные шествия пришли в Россию в эпоху Петра Великого. Распространенные в основном в Европе, они стали для тогдашней России явлением довольно непривычным, хотя у нас и существовали праздничное ряженье.
Петр затевал карнавальные процессии и на традиционные праздники (Святки, Масленица), и по случаю гражданских торжеств (например, в честь военных побед). По столичным улицам тянулись вереницы причудливых повозок. Их тащили не только лошади, но и волы, козы, свиньи, верблюды. А вокруг сидели, стояли, топтались и приплясывали музыканты, певчие, царские шуты, слуги, придворные.
Позднее
городская праздничная
Празднества были трех категорий. Первые – чисто дворянские, "единственно благородным людям приличествующие" (позже превратившиеся в дворцово–усадебные торжества). Вторые предназначались для простого народа, на них собирались "всякого звания люди", как например, на торжество по случаю коронации или на шествие-маскарад "Торжествующая Минерва" при Екатерине Великой. (Впоследствии это так называемые казенные гулянья, которые устраивались по случаю государственных праздников; здесь бесплатно раздавали угощение.) И наконец, народные гулянья, продолжившие традиции прежних сельских календарных праздников (правда, в условиях города их магический смысл и древняя языческая символика стали забываться).
В
устройстве народных гуляний большую
роль играла государственная инициатива.
Их проводили в обеих столицах
на Святки и Масленицу, на Пасху и
Троицу, в Иванов день и день Петра
и Павла; в гуляньях участвовали
император и столичная знать, приглашались
иностранные специалисты, комедианты,
карусельщики, музыканты. Даты проведения
были подвижны, поскольку зависели от
церковного календаря.
Информация о работе Карнавальная культура Средневековья и Возрождения