Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:58, реферат
В Бразилии карнавал берет начало в 1723 году, с прибытием иммигрантов с португальских островов Мадера, Азорских и Зеленого Мыса. Карнавальные празднества, названные "Энтрудо" (слово латинского происхождения, значит "вход"), были подобны карнавалу Португалии..
Для Петра I важно было вырвать у Церкви ее авторитет и понимая пародийную и комическую сущность маски включал в эти процессии и аллегорические фигуры, одетые в маски, высмеивающие церковных иерархов. Таким образом Петр I боролся с церковной оппозицией в лице Патриарха Никона, который выступал против нововведений. Петр I не раз лично принимал участие в написании сценария к очередному маскарадному шествию.
Эти первые в Петербурге и в Москве карнавалы для простонародья еще были безусловно диковинной неожиданностью, хотя и восторженно принимаемой. Однако, Петровские праздничные нововведения не содержали подлинной демократии, Петр I никогда не выдавал себя за «народного царя» и не забывал подчеркнуть различие между «благородным» и «подлым» сословиями. Но карнавальный смех сближал всех, иллюзорно уравнивал, на период празднества сглаживал конфликты и противоречия и гласно, громко утверждал успехи политико-экономических и культурных преобразований, демонстрировал торжество правящего класса, поднимающихся буржуазии и купечества, прославлял абсолютную власть.
Елизавета Петровна, как известно,
безумно любила придворные развлечения,
маскарады и карнавалы с
Основная идея, которую должен был выразить карнавал, маскарад, балы хорошо знакомая, разделявшаяся в той или иной форме, всеми передовыми людьми XVIII в. – идея о просвещенном монархе, под скипетром которой расцветут науки и искусство, восстановится закон и справедливость, будут попраны пороки. В духе своего времени создатели карнавального представления верили в воспитательную силу сатирического «изъявления гнусности пороков».[12]
Сатирические сценки исполнялись в форме близкой скоморошному уму, т.е. близкой и привычной простому народу. Екатерина II, как и Елизавета, очень любила маскарады. Каждую пятницу во дворце собирались до 4 тысяч человек, и часто трудно было угадать, кто скрывается под маской. На маскараде интриговали, дразнили, не рискуя быть разоблаченными. Сама Екатерина любила ездить на чужие маскарады инкогнито и разыгрывать тех, кто не узнавал ее. Екатерина сохранила и приумножила традиции придворных маскарадов, при ней, как никогда ранее, происходили самые большие народные гуляния с карнавалами. Во время карнавала функционировали торгово-ярмарочные ряды, буфеты, были развлекательные помещения для театрализованных представлений, танцевальные залы. Всюду размещались аттракционные забавы, качели, карусели. Художественная среда гуляния носила карнавально-зрелищный характер. В XIX веке высшему обществу маскарады начали нравиться и наряду с общественными стали появляться множество маскарадов, устраиваемых в частных домах. Со временем маскарады стали настолько популярными, что когда после Отечественной войны 1812 года возникла необходимость создания капитала (фонда) в пользу раненных и инвалидов, то правительство решило собрать его с помощью средств от проведения именно публичных маскарадов.[13]
В 1816 году Императором Александром
I был подписан и соответствующий
указ о том, что каждый театр в
государстве обязан раз в год
давать маскарады для увечных
воинов. В царствование Императора
Николая I маскарады стали более
регламентированным удовольствием
и на их проведение надо было получать
особую " привилегию". И в конце
XIX века уже не было былого размаха
карнавальных праздников: они масштабно
мельчали, жили спорадической жизнью,
заменялись театрализованными
Заключение
В этой курсовой работе мы рассмотрели
историю и современность
Христианская церковь всегда внушала людям, что смех — это орудие дьявола, который соблазняет людей, а затем смеётся над ними. И церковь в Средние века всячески преследовала народную смеховую культуру, бродячих актеров и ярмарочных скоморохов. Священники говорили, что Бог нигде не смеётся в Евангелии, он плачет, когда узнает о смерти Лазаря.
А потому слёзы, а не смех
стали особо почитаемы в
Исследование Бахтина во славу смеха, как проявления духа свободы и творчества, было написано в тяжелые годы репрессий, вопреки «серьезному», «неулыбающемуся» духу диктата и насилия.
Одно из определений карнавала у М.М. Бахтина — «это вторая жизнь народа, организованная на начале смеха»[15]. Интересно, что смех действительно стал той силой, которая разоблачила, унизила и развеяла власть коммунистической идеологии.
Недавно в мире состоялось обсуждение действий исламистов, которые обиделись, когда в Дании появились карикатуры на их пророка и в диспуте о том, можно ли делать карикатуры на пророка Мухаммеда или нет, вспоминали Гойю и Вольтера, а мне на память сразу пришла поэзия вагантов.
В ней было много богохульства, но авторами этих стихов являлись столпы церкви, которые писали богословские трактаты, и в то же время развлекались «похабными» стишками.
И вся карнавальная культура тоже состоит в том, чтобы в смешной, «низкой» форме представить свои символы веры, от этого они не перестают быть символами, и вера не перестает быть верой.
Во Франции карнавал проводился в новогодние
праздники. В Средние века маскарад стремился
выдержать натиск и гонения, обрушивающиеся
со стороны инквизиции. Церковь имела
над народом огромную власть, которая
касалась буквально всех сторон жизни
человека. Естественно, она была против
веселья и танцев. Приведем в пример цитату
из средневекового трактата начала XV в.:
«Танец - это круг (средневековые танцы
танцевались в кругу — прим, авт.), где
центром является сам дьявол». В этом же
трактате также говорилось о том, что танцующие
являются помощниками нечисти. Не лишен
истины и тот факт, что карнавалы проводились
не только на протяжении нескольких дней,
но порой и недель, следовательно, в это
время люди не работали, а предавались
разгулу. Власть и церковь не могли относиться
к этому благосклонно.
Однако никакие запреты не могли помешать
развитию карнавальной культуры в городах
эпохи средневековья. В связи с этим карнавальные
праздники .стали проводиться не только
в Новый год, но и в другое время. К тому
же они постоянно меняли названия: «Праздник
Короля Бобов», «Праздник Сумасшедших»,
«Процессия Лисицы», «Праздник Невинных»,
«Скоромный праздник». Все праздники являлись
поводом для маскарадов, переодеваний,
процессий и гуляний. Участники карнавала
наряжались в старинные платья, одежду
шутов и скоморохов и: весело шествовали
по улицам под аккомпанемент музыки, крик,
шум, пение.
Великолепные спектакли, устраиваемые
бродячими театрами, причем совершенно
бесплатно, фарсы, комедии и водевили,
шуточные хоругви, с которыми ряженые
выходили на улицу, прельщали взоры приезжих.
В театрализованных представлениях в
иносказательной форме высмеивались отрицательные
качества человека. Особенно резкая сатира
была направлена на борьбу с такими пороками,
как жадность, скупердяйство, алчность,
вранье, лень и т.д.
Большое место в карнавальном действе
занимали танцы. В эпоху Средневековья
танцы были народными (или городскими)
и придворными. Конечно же, народные танцы
отличались простотой, естественностью,
бесшабашностью и веселостью.
Придворные же танцы были несколько чопорными,
но и они иногда «выходили» на улицы города,
немного видоизменяясь и приобретая более
свободные формы. Во время карнавала танцы
объединяли всех: богатых феодалов, членов
королевской семьи, горожан и крестьян.
Городские власти стремились обезопасить
себя, поэтому карнавал имел очень важное
правило: для шествия в
ыбирался староста или, как его иначе называли,
шафер. Этот человек должен был отвечать
за все действия толпы. В случае непредвиденных
обстоятельств с него и спрашивали. Нередко
староста должен был внести определенную
сумму денег, причем довольно большую,
в залог того, что карнавал пройдет без
эксцессов. Если в процессе праздника
был нанесен ущерб общественному имуществу,
то залог забирался в городскую казну.
Если же все проходило более или менее
нормально, деньги возвращались хозяину.
Одной из основополагающих особенностей
карнавала является профанация, которая
направлена на снижение традиционно высоких
образов. Сюда же относятся и карнавальные
кощунства, непристойности, и даже вульгарные
пародии на священные тексты. Именно эта
особенность послужила причиной того,
что французский король Карл IV в 1399 г. запретил
маскарады и карнавалы. В 1509 г. эдикт парламента
Франции подтвердил данное запрещение,
и оно действовало вплоть до конца XVII в.
И все же народная любовь к этому празднику
безудержного веселья и смеха, масок и
переодеваний, плясок и гуляний была настолько
сильна, что в начале XVIII в. карнавал вновь
вернулся, хотя и не полностью. Окончательно
маскарад отстоял свои позиции во времена
Французской революции. При этом он не
видоизменился, сохранив те же черты, которые
имел еще в XII в.
Наиболее яркими и веселыми праздниками
были маскарады и мистерии,
устраиваемые на Рождество. Мистерии
сочинялись интеллигентной прослойкой
общества того времени: богословами, домашними
учителями, юристами, учеными, врачами.
Руководство театральными постановками
взяла на себя высшая буржуазия города,
но это не повлияло на характер мистерий.
Они оставались массовым площадным самодеятельным
искусством. До нашего времени дошла известная
«Мистерия Ветхого завета», которая настолько
объемна, что охватывала 242 действующих
лица. Ее размах был поистине широким:
50 тысяч стихов, 38 отдельных эпизодов.
Эта мистерия изображала историю сотворения
мира, восстание Люцифера против Бога,
библейские чудеса. Велика была честь,
оказываемая актеру, если ему предлагали
сыграть Бога или ангелов, Люцифера, Адама
или Еву. Но кроме таких мистерий, которые
рассматривали глобальную сторону мироздания,
создавались и постановки на житейские
темы, поднимающие обычные, рядовые, но
от этого не менее важные проблемы, интересовавшие
общественность.
К сожалению, в 1548 г. во Франции, центре
развития мисте-; рии, эти постановки были
признаны аполитичными, что послужило
причиной их запрещения.
После падения Венецианской республики
и постоянно усиливающейся борьбы католической
церкви с языческими празднествами шумное
празднование карнавалов постепенно стало
утихать. Наконец, когда в 1797 г. французские
войска заняли Италию, декретом Наполеона
карнавалы были запрещены, причем на долгие
годы. Но разве могла Венеция расстаться
с этим праздником, который уже настолько
вошел в быт горожан, что они не мыслили
своего существования без него? К тому
же проведение карнавала — весьма прибыльное
дело. А поскольку после окончания второй
мировой войны Венеция превратилась в
крупный туристический центр Европы и
стала возрождаться к новой жизни — открывались
новые музеи, театры, кафе и рестораны,
гостиницы, — то оказалось, что город полон
туристов лишь в летнее время, а зимой
все культурные постройки пустуют. Вот
тут-то и вспомнили о карнавале, да не только
вспомнили, но и активно принялись воплощать
в жизнь идею его возрождения. Случилось
это в конце 70-х гг. XX в.
И в 1980 г. в Венеции на площади Сан-Марко
после долгого перерыва вновь состоялся
карнавал. Своеобразным знаком его стала
бумажная голубка, взвивающаяся в небо.
С этого дня бумажная голубка ежегодно
взлетает в воздух, символизируя жизненную
силу карнавала. Каждый год под конец зимы
в Венецию стремятся туристы, причем такого
наплыва не знает ни одна другая страна.
Порой их количество превышает число проживающих
в городе граждан.
Не остановить веселый дух карнавала!
Несмотря на то, что практически 200 лет
этот праздник не проводился, он не утратил
своей силы. Как только карнавал выпустили
на свободу, он начал стремительно набирать
силу. Да и разве можно удержать стихию?
Неслучайно даже древние источники выражают
свое искреннее расположение по отношению
к этому удивительному празднеству:
«Слышите ли приближение
его, радостного весельчака, с шумом погремушек,
звуками тамбуринов, пошатывающегося
от хмеля, разукрашенного цветами, замаскированного,
немного наглого, беспутного, иногда дерзкого,
но такого обаятельного вольнодумца? Вот
он, король смеха, учитель остроумия, цензор
веселья, истинный божок разгула. Пламя
очагов пылает веселее и ярче, пробки шампанского
хлопают все более оглушительно, плиты
кухонь накаляются до невозможности, бешено
крутятся вертела, столы ломятся от яств.
Молодежь, старики, дети, женщины неистово
рукоплещут последним приготовлениям
к празднеству: ведь карнавал — это начало
весны, радостное, яркое начало. Он расточает
и портит столько тысяч метров газа, такую
массу лент, бархату, шелку. Он не прочь
вкусно угоститься, любит веселую песню,
охотно слушает хор, концерт, обожает оперу,
но что он предпочитает всему, старый плут,
так это бал. Взгляните, вся зала сияет,
потолок горит тысячами огней, оркестр
старается, сам возбужден, игриво настроенная
молодежь брызжет весельем; и не только
волнуется море очаровательных туалетов,
не только развеваются тончайшие шарфы
и кружева, не только великолепие бриллиантов
соперничает с великолепием цветов, не
только колеблется властно танец в ритмичном
движении тела и души танцоров, но и уравнены
все могучим чародейством; все до единого
лица под маской, чтобы, прикрывшись куском
картона, всякий мог бы высказать все,
что пожелает, всякий мог бы выслушать
все, что захочет, без излишней стыдливости
и стеснения. Так должно быть, ибо так желает
он, повелитель всех празднеств — Его
Светлость Карнавал!»
Самым популярным и пышным карнавалом,
вне всякого сомнения, является Венецианский.
Но последняя неделя перед Великим постом
сопровождается шумным весельем и во многих
других странах. В преддверии весны пьянящий
карнавал охватывает всю Италию (особенно
Рим), Францию и Швейцарию, Австрию и Германию,
Канары и Испанию, а также некоторые страны
Южной Америки. Бразильский карнавал в
последние десятилетия приобрел не меньший
размах, чем Венецианский.
Каждая страна славится своим карнавалом,
ведь правила его проведения диктуются
особенностями этой страны. Солнечный
Санта-Круз на Тенерифе сначала предложит
вам недельку зажигательных танцев, после
— все скорбят на шутливых похоронах огромной
картонной сардины. Холодный Кельн согреет
хмельными напитками, ведь даже сдержанные
немцы на карнавале позволяют себе расслабиться
и пить пиво, раскачиваясь в такт традиционным
шутливым песням. Древняя Иерея, которая
находится в итальянской провинции Турин,
славится апельсиновыми боями. И, наконец,
Венеция, на улицах которой в течение десяти
дней разворачиваются шикарные, захватывающие
спектакли.
М.М. Бахтин называл главной отличительной
чертой карнавала выход из обычной жизни,
«жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время
карнавала отменяются все законы и запреты,
господствующие в повседневной жизни,
в первую очередь — связанные с иерархической
лестницей: согласно карнавальному этикету
маски могут обращаться друг к другу только
на «ты». Все социальные условности и повседневные
правила жизни во время карнавала отменяются.
Под масками скрывается все: высокое происхождение,
крайние бедность и богатство, неземная
красота и внешняя непритязательность.
Не совершить грехопадения в карнавальные
дни и ночи, когда даже церковь становилась
менее суровой, стало просто неприличным!
Во время карнавала категорически запрещается
грустить и унывать, обижаться на шутки
и оскорбляться, даже услышав непристойность.
На карнавале отсутствуют условности,
нет устоявшихся норм поведения. На танец
могут приглашать как кавалер, так и дама,
причем оба они могут флиртовать друг
с другом, и это их ни к чему не обязывает.
Чем чаще участник маскарада меняет костюм
и маску, тем лучше: ведь так сохраняется
загадочность действия. Кроме того, без
маски и карнавального костюма появляться
на пра
здни
ке в
ообще считалось недопустимым.
А вот самым первым карнавальным костюмом
стала вывернутая наизнанку шкура (традиционный
наряд шутовских масленичных деревенских
праздников — тулуп мехом наружу).