Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 21:42, реферат
Долгое время живописное искусство Казимира Малевича считалось "идеологически вредным", и в своих исследованиях советские искусствоведы главным образом отмечали формальные качества его произведений, ибо они были действительно очень существенны для развития художественной культуры XX века.
Сейчас о творчестве К. Малевича написано много книг и еще больше статей, а в 1930-е годы художник был вообще "закрыт", хотя его и не забыли. Но он был знаком зла, самым последовательным выразителем модернизма, который знаменовал в официальной критике "полный упадок буржуазного искусства".
«Художник может быть творцом тогда, когда формы его картины не имеют ничего общего с натурой. А искусство - это умение создать конструкцию, вытекающую не из взаимоотношений форм и цвета и не на основании эстетического вкуса красивости композиции построения, - а на основании веса, скорости и направления движения».
Казимир Малевич
Казимир Малевич прославился как один из основателей абстрактного искусства XX века. В период с 1915 по 1935 гг. он разрабатывал новую систему живописи - супрематизм, которую понимал как искусство чистых форм, понятное вне зависимости от культурных или этнических начал.
Долгое время живописное искусство Казимира Малевича считалось "идеологически вредным", и в своих исследованиях советские искусствоведы главным образом отмечали формальные качества его произведений, ибо они были действительно очень существенны для развития художественной культуры XX века.
Сейчас о творчестве К. Малевича написано много книг и еще больше статей, а в 1930-е годы художник был вообще "закрыт", хотя его и не забыли. Но он был знаком зла, самым последовательным выразителем модернизма, который знаменовал в официальной критике "полный упадок буржуазного искусства". Однако именно это и "поддерживало интерес к его личности - классика русского авангарда". В своем творчестве он как бы сконцентрировал несколько потоков, воплотил в своей жизни и своем искусстве все особенности русского художественного авангарда.
Казимир Малевич прошёл очень сложный жизненный путь великого художника и не менее сложный творческий путь. Как известно, К.Малевич создал полотно, которое обсуждало и по-прежнему обсуждает весь мир.
Картина «Черный квадрат» привлекла моё внимание своей оригинальностью. Увидев картину в первый раз, я почувствовал, что это полотно имеет некий скрытый смысл, который доступен только самому художнику. Многие искусствоведы и просто любители живописи пытаются разгадать загадку «Черного квадрата», но, сколько людей столько и мнений. В ходе своей работы над рефератом я обнаружил несколько интересных фактов и мнений по поводу этого необычного произведения К. Малевича.
Совсем необязательно быть великим художником, чтобы изобразить чёрный квадрат (самую элементарную геометрическую фигуру) на белом фоне. Наверное, любой человек может нарисовать такое. Конечно, сейчас мы говорим: «Что за квадрат?.. Я десять таких за полчаса нарисую...» Но это будет уже вторично... Первым-то все равно был Малевич... И вот парадокс: «Чёрный квадрат» – самая знаменитая картина в мире. Она вызывает бурные споры вот уже много лет, притягивает к себе массу исследователей и любителей живописи.
Многие исследователи пытались разгадать тайну «Чёрного квадрата». К каким выводам они пришли? Их множество. Вот пять основных.
«Чёрный квадрат» это:
1. Мрачное и
абсолютно непонятное
2. Образец убогости,
полной безвыходности,
3. Искусственно раздутый фетиш, за которым нет никакой тайны.
4. Акт самоутверждения сатанинского начала.
5. Иудейский символ.
Есть мнения, что Малевич, написав "Черный квадрат", долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. И действительно, эта картина - результат, видимо, какой-то сложной работы. С годами на краске появились трещинки ("крокеллюры"), сквозь которые проглядывают те цветные краски... Когда мы смотрим на черный квадрат, то под трещинами видим нижние красочные слои - розовый, зеленый, по-видимому, была некая цветовая композиция, признанная в какой-то момент несостоявшейся и записанная черным квадратом. Художник впоследствии много думал о черном квадрате, писал теоретические работы. Сам Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, а точнее – под воздействием «космического сознания». Следовательно, и картину нужно воспринимать не сознанием, а подсознанием. «Чёрный квадрат» – не просто картина, «Чёрный квадрат» – это символ космического сознания. Малевич считал, что "Черный Квадрат" - это вершина всего. Теперь искусствоведы всего мира ищут в этой картине скрытый подтекст.
9 декабря 1915 года на
«Последней футуристической
Я думаю, что «Чёрный квадрат» Малевича - это не апофеоз живописного мастерства, это мысль, поданная изобразительными средствами. Многие, смотря на произведение, видят только то, что находится на поверхности картины, то есть только чёрный квадрат… И ничего более. Но ведь Малевич всем дал ясно понять, что это не просто чёрный квадрат, а супрематический чёрный квадрат. То есть при рассмотрении этой картины следует выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого. Его квадрат бессмысленно рассматривать как натюрморт или пейзаж, он не для любования, он для размышления.
Обновление искусства, художники того времени, видели в переосмыслении живописных приемов. Поиски эти осуществлялись методом редукции, что означает отбрасывать один за другим элементы, составляющие картину, и смотреть – продолжает она действовать на зрителя или нет.
Затем абстракционисты вывели (для своего времени) новую теорию, теорию - иррациональной природы искусства. Кандинский выбросил само изображение, оставив ритмическое сочетание цветовых пятен и геометрических линий. Нет сюжета, нет формы. И, наконец, Малевич не нарисовал ничего! «Черный квадрат» - отсутствие всего. Таким приемом Малевич как бы сделал последний шаг в направлении редукции. Вот почему его тезис о том, что он тем самым завершил живопись, имеет смысл, если вести речь об авангардистской живописи в ее историческом развитии с середины ХIX до первой четверти XX столетия.
Чёрный цвет поглощает
все другие цвета, поэтому увидеть
в чёрном квадрате разноцветный куб
достаточно сложно. «Чёрный квадрат»
- не картина в общеизвестном
Подводя итог моим рассуждениям, можно сделать вывод, что искусство- это образы, которые продуцирует автор и воспринимают окружающие. Формы этих образов всецело зависят от уровня развития культуры. Но несоответствие материальной формы образа замыслу как раз и создаёт разницу между тем, что автор хотел выразить, и тем, что восприняли окружающие. Могут быть материально примитивные и духовно бедные образы - например, нецензурные надписи и пошлые картинки на заборах. Могут быть материально примитивные, но духовно богатые образы - например, китайская и японская каллиграфия и традиционная живопись. Могут быть материально сложные, но духовно бедные образы - например, золотой памятник "распальцовки" или пошлый дизайн какого-нибудь сайта. Могут быть, наконец, материально сложные и духовно богатые образы - их обычно и называют шедеврами.
Если подойти с этой меркой к "Чёрному квадрату" Малевича, то он, конечно, материально примитивный. Остаётся лишь разобраться с его значением, богатством образа в духовном смысле. И тут как раз получается, что восприятие "квадрата" будет в большой степени зависеть от самого зрителя, поскольку материальная форма несёт в себе довольно мало. Без специального объяснения контекста, без знакомства с идеологиями авангардизма "квадрат" смысла не имеет.