Каслинское художественное литье – декоративно – прикладное искусство Южного Урала
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 08:35, реферат
Краткое описание
Цели и задачи: 1) Изучить историю художественного литья 2) Отметить особенности художественных изделий промышленного производства 3) Проследовать развитие чугунного дела на Урале
Содержание
Цели и задачи……………………………..…………………………………………………………3 Введение………………………………..…………………………………………………………...4 История художественного литья…………………..……………………………………5 Расцвет каслинского художественного литья………………………………………7 Кусинское художественное литье…………………………………………………….10 Приложения……...……………………………………………………………………………...11 Заключение………………………………………………………………………………………….14 Литература…………………………………………………………………………………………..15
2) Отметить особенности
художественных изделий промышленного
производства
3) Проследовать
развитие чугунного дела на
Урале
Введение
Актуальность данной работы
определяется:
Во-первых, в последние годы отчетливо наблюдается
тенденция к возрождению декоративно-прикладного
народного искусства, прослеживается
интерес к его месту в культуре всего общества
и влияние на эту культуру. Каслинское литье до сих пор
является одной из визитных карточек Урала
и традиции каслинских мастеров являются
неотъемлемой частью русской и уральской
народной культуры
Во-вторых, в историческом плане история
становления и развития каслинского литья
непосредственно связана с история каслинского
завода и, как следствие, с историей металлургического
производства уральского региона. В этом
плане, история многих художественных
промыслов изучена достаточно слабо Попова
О.С., Каплан Н.М.
Кусинское литье, которому более
ста лет, мало уступает в качестве знаменитому
ближайшему родственнику - каслинскому.
В советское время в Кусе и Каслях выпускали
изящные статуэтки, композиции, даже мебель.
Разумеется, в ассортименте были бюсты
и Сталина, и Ленина. Потом завод, как и
большинство, пережил непростые времена.
Главной продукцией здесь было и остается
котельное оборудование. А в литейном
цехе, рядом с бюстами президента, отливают
сковородки и утятницы, популярные в народе.
История художественного
литья
Первые художественные отливки
из чугуна на Урале относятся к первым
годам XVIII века. Это - типичные для русской
архитектуры тех лет плиты для пола. В
Государственном историческом музее (Москва)
хранятся чугунные плиты, отлитые в 1702
году. Углы их украшены рельефными розетками,
а в центре в прямоугольной рамке расположен
текст. На уральских заводах отливались
также мемориальные и надмогильные плиты,
покрытые сплошь текстом.Но плиты для
пола, надмогильные и мемориальные плиты
не исчерпывают всех видов чугунного художественного
литья в первой половине XVIII века. С началом
строительства Петербурга явилась необходимость
и в ином чугунном литье: решетках, опоясывающих
дворцы и каналы, каминах, расположенных
в комнатах новых зданий. Имеются сведения
о том, что уже в 1726 году из Екатеринбурга
было направлено в столицу значительное
число чугунных решеток. Одновременно
с ними отливались на уральских заводах
и чугунные камины с "фигурными столбиками"
- круглыми колонками, поддерживающими
карниз камина.
На Урале в первой трети XIX века
почти на каждом заводе, выпускающем чугун,
делаются попытки освоить фигурное и даже
художественное литье. Мастера-умельцы
отливали ограды, узорчатые гири, чугунную
посуду, мебель. Все это делалось зачастую
для внутреннего заводского употребления.
Не было почти ни одного чугуноплавильного
завода, который не выпускал бы, например,
чугунной посуды. Немало отливалось ими
и чугунных решеток.
Ряд русских частных заводов
начинает в 20-30-х годах XIX века давать не
только монументально-архитектурное литье,
но и камерное: небольшие статуэтки, фигуры,
рельефы, иконы. Они экспонируются на выставках
отечественных изделий и пользуются успехом.
Появляется камерное художественное
чугунное литье и на уральских заводах.
Так, на Верх-Исетском заводе отливаются
пресс-папье с изображением льва (1827), собачки.
Выпускаются художественные изделия на
Кушвинском, Каменском, Сысертском и других
заводах.
Действительно, массовое производство
литья начинается только в 40-е гг. Но первые
попытки изготовления художественного
литья на Каслинском заводе относятся
к первым годам после войны 1812 г. После
того как спала острая нужда в боеприпасах
для армии, на Каслинском заводе, который
еще некоторое время по инерции продолжал
выполнять военные заказы, начинается
приспособление литейного производства
для выпуска мирной продукции. Из "ручных
доменок" стала производиться отливка
так называемой опойчатой посуды
Расцвет
каслинского художественного литья
Семидесятые годы были временем
расцвета нового вида продукции, утверждающей
свое первенство среди множества предметов
бытового назначения, которые уже в шестидесятые
годы принесли заводу широкую известность.
Среди катков, малых и больших
сковородок, вьюшек, задвижек, противней,
кастрюль, азиатских чаш и других изделий
заметное место занимали самые разные
художественные статуэтки весом всего
по одному фунту, а то и меньше - предметы,
большинство из которых войдет в число
непременных наименований заводской продукции
на долгие годы.
Большую роль в истории каслинского
художественного чугунного литья сыграл
скульптор Михаил Денисович Канаев (1830-1880
гг.). Увлеченный перспективами, которые
открывало перед ним чугунное литье, полюбив
этот новый для него вид искусства, он
согласился принять место заводского
скульптора. Приехав в 1876 г. в Касли, М.Д.
Канаев оживляет работу по выпуску фигурного
литья, мечтая поднять его на более высокий
художественный уровень.
Он обращает внимание прежде
всего на работу мастеров, стремится пробудить
в них художников, привить им сознательное,
творческое отношение к воспроизводимым
в чугуне произведениям искусства. Скульптор
организует при заводе школу, в которой
обучает мастеровых лепке и формовке.
Но М.Д. Канаев обращает внимание не только
на искусство и точность формовки, но и
на тщательность чеканки. С целью поднять
ее качество он добивается приглашения
из знаменитого своей гравюрой на стали
Златоуста двух мастеров чеканки, которые
стали учителями каслинских чеканщиков.
Произошло удивительно удачное слияние
двух видов уральского искусства - чугунного
литья и гравюры на стали, которое не могло
не повлиять благотворно на дальнейшую
судьбу каслинского искусства.
Вслед за М.Д. Канаевым в Касли
прибыл молодой талантливый скульптор,
академик Николай Романович Бах (1853-1885).
Приехав в Касли, Н.Р. Бах застал там почву,
уже подготовленную Канаевым для дальнейшего
развития художественного литья. Он не
разрушил того, что ему было оставлено
в наследство, а, напротив, заботливо сохранил,
приложив все силы к его дальнейшему всемерному
Так же, как и Канаев, Бах стремится укрепить
связи каслинского литья с русской скульптурой.
Продолжая дело, начатое Канаевым, Бах
также руководит заводской художественной
школой, передавая каслинским мастерам
свое знание скульптуры, обучая их формовке
и лепке.
М. Канаев и Н. Бах сделали чрезвычайно
много для того, чтобы установить постоянные
связи между Каслями и русскими скульпторами,
стремились привлечь выдающихся русских
ваятелей к. созданию моделей для чугунного
литья.
Триумфом развития каслинского
художественного литья стала Всемирная
выставка в Париже в 1900 г. За два года В.Г.
Дружининым были обеспечены новые модели
для выставки и организована работа над
знаменитым чугунным павильоном. Каслинский павильон 1900 года
представлял собою новый шаг вперед. Он
был отлит из большого числа деталей, которые
собирались при помощи винтов на заранее
установленном каркасе. Стены его были
то ажурными, то украшались барельефами
с изображением сказочных птиц, различных
фантастических орнаментов, древних парусных
кораблей. Под ажурные узоры был подведен
цветной бархат. Сюжеты рельефов, мотивы узорчатого
орнамента были заимствованы из искусства
Византии и древней Руси - здесь и типичные
орнаментальные плетенки, и драконы, и
т.д. В итоге совместными усилиями скульпторов,
администрации, мастеров было создано
поистине уникальное сооружение, которое
было удостоено высочайших наград
Успеху клодтовских произведений
в каслинском художественном литье немало
способствовало и то, что они были выполнены
скульптором с блестящим знанием литейного
искусства, так как П.К. Клодт владел им
в совершенстве. Отливки их в Каслях являют
пример органического сочетания принципов
классической скульптуры и типично каслинской
трактовки формы, ювелирной чеканки и
отделки.
Во второй половине XIX века,
когда в России начинается расцвет реалистического
искусства, в творчестве ряда скульпторов
усиливаются реалистические тенденции,
мотивы бытового жанра. Эти тенденции
ясно ощущаются и в произведениях Е. Лансере,
А. Обера, Н. Либериха.
Широкое применение в строительстве,
особенно на Урале, нашли разнообразные
чугунные колонны. Большой спрос у населения
находили чугунные дверки для печей, плит
и т.д. При всей, казалось бы, прозаичности
подобных изделий Каслинский завод сумел
придать им черты настоящих произведений
искусства, сохраняя высокий уровень своей
художественной культуры. Часто использовались
для украшения печных дверок мотивы рельефов
высокого классицизма: маски львов, щиты,
связки ликторских копий, характерный
цветочный орнамент этой эпохи и т.д. Все
это явилось своеобразным откликом каслинского
литья на увлечение архитектурой классики,
которое проявилось в русском зодчестве
начала XX столетия. Наряду с плитами, колоннами
и печными дверками один из важнейших
разделов каслинского литья составляли
камины. По декоративному оформлению камины
отличались редким богатством выдумки,
неистощимостью фантазии художников.
Они выпускались в Каслях и сравнительно
небольших размеров, и массивные, со сложным
украшением. Часто использовались пышные
орнаменты барокко и изящно вычурного
рококо.
Таким образом, 70-гг. XIX века
и начало ХХ века являются наивысшим расцветом
каслинского художественного чугунного
литья. Именно в это время формируются
классические образцы каслинской круглой
скульптуры, оформляется основной ассортимент
продукции, оттачивается мастерство чеканщиков
и формовщиков. Каслинское литье получает
всемирное признание и известность.
Кусинское художественное литье
С начала 19 века 3латоуст является
центром художеств, гравюры на металле
(зародилась как подсобное производство
для украшения сабель, шпаг, кортиков и
др.). Ныне в технике гравюры на стали выполняются
различные композиции на стальных пластинах
(декоративные панно, сувениры), золотой
и серебряной насечкой украшают подарочное
оружие и другое. В 3латоусте - филиал Челябинского
технического университета. Драматический
театр. Краеведческий музей (основанный
в 1825 как Музей Горного округа; коллекции:
минералогическая, холодного украшенного
оружия, гравюры на стали, чугунное художественное
литье)
Куса, районный центр в Челябинской
области, возник в связи со строительством
в 1778 чугуноплавильного завода, где производили
чугунное литье и чугунные снаряды и другое.
Позднее зародилось чугунное художественное
литье . Изделия кусинского завода успешно
конкурировали с каслинскими, многие выполнялись
по одним и тем же моделям скульпторов
Е.А. Лансере, Н.И. Либериха, Н.Р. Баха и других
( кусинское художественное литье получило
серебряную медаль на выставке в Стокгольме
в 1897 и золотую в Милане в 1906). На протяжении девятнадцатого
столетия завод изготовлял чугун, боеприпасы,
тонкостенное посудное литье, гарнитуру
для бытовых печей. С конца тридцатых годов
20 века окончательно определилась специализация
предприятия - производство энергетического
оборудования. Широкую известность заводу
принесло производство не только энергетического
оборудования, но и товаров народного
потребления - художественных изделий
и чугунной эмалированной посуды.
В настоящее время широкое распространение
получило архитектурно-художественное
литье: декоративная изгородь для оформления
парков, скверов, автомобильных стоянок;
элементы оформления экстерьера и интерьера
зданий; декоративные столбы из чугуна
для освещения городов.
Приложения
Чугунный павильон
Скульптура
«Россия»
Скульптура «Олени на горе»
Скульптура
«Кони на воле»
Двери
для камина
Заключение
История развития Каслинского
и Кусинского завода, в целом проходит
те же этапы, что и остальные горные металлургические
заводы Урала. Но вместе с тем и обладают
своей спецификой.
На первом этапе развития удачное
географическое положение, обеспеченность
рудой и топливом, а также решение проблем
с трудовыми ресурсами позволили к началу
XIX превратиться в достаточно мощные предприятия.
Итогом развития в первом периоде
стало освоение практически всех технологий
чугунолитейного и железоделательного
производства, кроме того, наметилась
тенденция к специализации на литейном
производстве. Вместе с тем завод значительно
отставал по уровню технического оснащения
и развития (впрочем, как и все Уральские
заводы) от мирового уровня.
Литература
1) Дик И. Твоих оград
узор чугунный // Автограф, 2008
2) Гилев А.С. Состояние
и активные проблемы каслинского литья
// Творческие проблемы современных народных
художественных промыслов. Ленинград
"Художник РСФСР", 1981