Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 14:15, контрольная работа
Во все времена на Земле, существовало множество разнообразных культур. И именно во время возникновения идеи о различности и самобытности этих культур, в момент осмысления и развития этой идеи зародилась культурология — наука о множественности культур об их уникальности и не схожести.
Актуальность культурологии обусловлена в первую очередь возрастающей ролью всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного знанаия безусловно велико, Оно многолико и многообразно. Гуманитарная культура- это всеобъемлющее, «сквозное» явление, оно присутствует в разных сферах общественной жизни.
Введение
О понятии «культура»
О понятии «Цивилизация»
Категории культурологи
Соотношения понятия»культура и цивилизация
Категория цивилизация и её взаимосвязь с категорией культура
Концепция теории цивилизаций в учении Данилевского Н. В., Шпенглера О., Тойнби А., Бердяев Н. А
Заключение
Список используемой литературы
Обычно исследователи цивилизаций
Трудность для исследования
цивилизаций представляет и их внутренняя
динамичность. Их облик формируется не
только многовековыми историческими предпосылками.
Развертывает себя драматический процесс
Немалую роль в трактовке этой проблемы, как это очевидно, играет политическая культура. Можно понять социоэкономические и психологические предпосылки фундаментализма — в исламском мире, в православии, индуизме и иудаизме. Фундаментализм действительно приобретает облик эсхатологически грозного, всеохватывающего феномена. Но тенденции нынешнего дня не вечны. Кроме того, если присмотреться к фундаментализму в лоне различных культурных цивилизаций, собственно цивилизационных структур, подойдя к нему культурологически, то это скорее всего попытка активистской перестройки традиционного религиозного сознания в нынешних условиях глубоко несбалансированного во многих отношениях западноцентричного мира.
Фундаментализм чужд не только рационализму, но и традиционализму, поскольку он не приемлет традицию в ее исторической изменяемости и данности, пытается утвердить традицию как нечто харизматически измышленное, силится сохранить ее на путях рационального замысла, закрепить традицию рациональными средствами. В этом смысле приходится говорить не о консервативности, а о радикализме основных фундаменталистических установок.
Все это свидетельствует о том, что трудно дать строгое определение понятию цивилизации. Фактически под цивилизацией понимается культурная общность людей, обладающих некоторым социальным генотипом, социальным стереотипом, освоившая большое, достаточно автономное, замкнутое мировое пространство и в силу этого получившая прочное место в мировом раскладе.
По существу, в морфологическом учении о культурах можно выделить два направления: теория стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций. К одному из них можно отнести американского антрополога Ф.Нортропа, А. Крёбера и П.А. Сорокина. К другому — Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера и А. Тойнби.
Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жизни человечества произошли большие изменения, которые коснулись социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры.
Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Подробнее об этой теории в в п.3 моего реферата.
Как указывает П.А. Сорокин, между обоими направлениями есть ряд точек соприкосновения, и выводы, к которым пришли представители обоих направлений, очень близки. Те и другие признают наличие сравнительно небольшого числа культур, не совпадающих ни с нациями, ни с государствами и различных по своему характеру. Каждая такая культура является целостностью, холистическим единством, в котором части и целое взаимосвязаны и взаимообусловлены, хотя реальность целого не соответствует сумме реальностей отдельных частей. Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процессия. Таким образом, обе теории имеют преимущества и взаимно дополняют друг друга.[2], [3].
7.Концепция теории цивилизаций в учении Данилевского Н. В., Шпенглера О., Тойнби А., Бердяев Н. А.
К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится
прежде всего теория А.Тойнби (1889—1975), который продолжает линию
Н.Я. Данилевского и О.Шпенглера. Его теория может считаться
кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций».
Монументальное исследование А. Тойнби «Постижение истории» многие
ученые признают шедевром исторической и макросоциологической науки.
Английский культуролог начинает свое исследование с утверждения, что
истинной областью исторического анализа должны быть общества, имеющие
как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем
национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями».
Таких развившихся «локальных цивилизаций» Тойнби насчитывает
более двадцати. Это - западная, две православных (русская и
византийская), иранская, арабская, индийская, две дальневосточных,
античная, сирийская, цивилизация Инда, китайская, минойская,
шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская,
майя, египетская и др. Он указывает так же на четыре остановившиеся в
своем развитии цивилизации - эскимосскую, момадическую, оттоманскую и
спартанскую и пять «мертворожденных».
Однако сразу возникает вопрос: почему некоторые общества, подобно
многим примитивным группам, становятся неподвижными на ранней стадии
своего существования и не складываются в цивилизации, тогда как другие
достигают этого уровня? Ответ Тойнби таков: генезис цивилизации нельзя
объяснить ни расовым фактором, ни географической средой, ни
специфической комбинацией таких двух условий, как наличие в данном
обществе творческого меньшинства и среда, которая не слишком
неблагоприятна и не слишком благоприятна.
Группы, в которых налицо эти условия, складываются в цивилизации.
Группы, не обладающие ими, остаются на доцивилизованном уровне.
Механизм рождения цивилизаций в этих условиях сформулирован как
взаимодействие вызова и ответа. Среда намеренно неблагоприятная
непрерывно бросает вызов обществу, общество через свое творческое
меньшинство отвечает на вызов и решает проблемы. Такое общество не
знает покоя, оно все время в движении, благодаря движению оно рано или
поздно достигает уровня цивилизации.
Возникает и второй вопрос: почему четыре цивилизации
дальнезападная христианская (ирландская), дальневосточная Христианская
(несторианская в Средней Азии), скандинавская и сирийская развивались
ненормально и родились мертвыми. Тойнби пытается понять, отчего пять
цивилизаций (полинезийская, эскимосская, кочевая, спартанская и
оттоманская) застыли в своем развитии на ранней стадии, тогда как
остальные успешно развивались.
Рост цивилизации, по мнению ученого, отнюдь не сводится к
географическому распространению общества. Он не вызывается им. Если
географическое распространение с чем-нибудь положительно связано, то
скорее с задержкой развития и с разложением, чем с ростом. Подобным же
образом рост цивилизаций не ограничивается и не вызывается техническим
прогрессом и растущей властью общества над физической средой. Какого-
то четкого соотношения между прогрессом техники и прогрессом
цивилизации культуролог не признает.
Тойнби считает, что рост цивилизации состоит в прогрессивном и
аккумулирующем внутреннем самоопределении или самовыражении
цивилизации, в переходе от более грубой к более тонкой религии и
культуре. Рост — это непрерывное «отступление и возвращение»
харизматического (богоизбранного, предназначенного свыше к власти)
меньшинства общества в процессе всегда нового успешного ответа на
всегда новые вызовы среды внешнего окружения.
Интересна мысль Тойнби о том, что растущая цивилизация — это
постоянное единство. Ее общество состоит из творческого меньшинства,
за которым свободно следует, подражая ему, большинство — внутренний
пролетариат общества и внешний пролетариат
обществе нет братоубийственных схваток, нет твердых, застывших
различий. В результате процесс роста представляет собой рост
целостности и индивидуального
своеобразия развивающейся
И еще один, третий вопрос: как и почему цивилизации
«надламываются, разлагаются и распадаются»? Не менее 16 из 26
цивилизаций сейчас «мертвы и погребены». Из оставшихся в живых десяти
цивилизаций - полинезийская и кочевая находятся сейчас при последнем
издыхании; а семь из восьми других в большей или меньшей степени — под
угрозой уничтожения или ассимиляции нашей западной цивилизацией. Более
того, не менее шести из этих семи цивилизаций обнаруживают признаки
надлома и начавшегося разложения.
Упадок, как считает Тойнби, нельзя приписать космическим
причинам, географическим факторам, расовому вырождению или натиску
врагов извне, который, как правило, укрепляет растущую цивилизацию.
Нельзя объяснить его и упадком техники и технологии, ибо во всех
случаях упадок цивилизации является причиной, а упадок техники —
следствием или симптомом первого.
Сам упадок — это не единовременный акт, а весьма длительная
стадия, которая, согласно Тойнби, состоит из надлома, разложения и
гибели цивилизаций. Между надломом и гибелью цивилизации нередко
проходят столетия, а иногда и тысячелетия. Так, например, надлом
египетской цивилизации произошел в XVI в. до н.э., а погибла она
только в V в. н.э. Период между надломом и гибелью охватывает почти
2000 лет «окаменевшего существования», «жизни в смерти». Но как бы
долго это ни длилось, судьба большинства, если не всех, цивилизаций
влечет их к конечному исчезновению, раньше или позже. Что касается
западного общества, то оно, видимо, по Тойнби, обнаруживает все
симптомы надлома и разложения. Но все же он считает, что мы. можем и
должны молиться, чтобы нам не было отказано в отсрочке, причем просить
ее вновь и вновь с сокрушенным духом и сердцем, полным раскаяния.
Подробный анализ повторяющихся моментов, симптомов и фаз упадка
цивилизаций дается в разных томах исследования Тойнби. Здесь можно
коснуться только некоторых. Творческое меньшинство, опьяненное
победой, начинает «почивать на лаврах», поклоняться относительным
ценностям, как абсолютным. Оно теряет свою харизматическую
привлекательность, и большинство не подражает и не следует ему.
Поэтому приходится все больше и больше использовать силу, чтобы
контролировать внутренний и внешний пролетариат. В ходе этого процесса
меньшинство организует «универсальное (вселенское) государство»
8. Заключение
В гуманитарных науках нет единого устоявшегося мнения о том, сколько
цивилизаций возникло на протяжении истории человечества. Различные
цивилизации, кроме общих признаков, обладают особенностями, важными для их
существования. И духовная, и материальная культура различных цивилизаций
могут сильно различаться между собой. Цивилизация не обязательно совпадает с
границами одного государства, не обязательно совпадает с существованием
одного определённого народа.
Цивилизация – это прежде всего достижение культуры. А культура способна
переживать государства и
государства сменявшие друг друга на протяжении тысячелетий, как это
происходило в случае с цивилизациями Передней Азии. Цивилизация может
распространятся захватывая всё новые и новые народы и государства.
Цивилизация, как определённое общества с определенной системой элементов
культуры может исчезнуть, передав свои достижения культуры другим
цивилизациям. Иногда две цивилизации, различные с точки зрения одних
исследователей, объединяются в одну единую цивилизацию (например, в греко-
римскую цивилизацию). Цивилизации могут существовать параллельно,
одновременно, и могут возникать одна за другой. Но в любом случае, история
цивилизаций – это история культуры. Изучение цивилизации – это изучение ее
культуры.
9.Список использованной литературы