Категории культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 14:15, контрольная работа

Краткое описание

Во все времена на Земле, существовало множество разнообразных культур. И именно во время возникновения идеи о различности и самобытности этих культур, в момент осмысления и развития этой идеи зародилась культурология — наука о множественности культур об их уникальности и не схожести.
Актуальность культурологии обусловлена в первую очередь возрастающей ролью всего гуманитарного знания. Значение гуманитарного знанаия безусловно велико, Оно многолико и многообразно. Гуманитарная культура- это всеобъемлющее, «сквозное» явление, оно присутствует в разных сферах общественной жизни.

Содержание

Введение
О понятии «культура»
О понятии «Цивилизация»
Категории культурологи
Соотношения понятия»культура и цивилизация
Категория цивилизация и её взаимосвязь с категорией культура
Концепция теории цивилизаций в учении Данилевского Н. В., Шпенглера О., Тойнби А., Бердяев Н. А
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание по культуррологии.docx

— 53.24 Кб (Скачать файл)

Обычно  исследователи цивилизаций указывают  на трудности их истолкования: сложность  внутреннего состава каждой из цивилизаций; напряженную внутреннюю борьбу в рамках цивилизаций за господство над природными и людскими ресурсами; напряженную борьбу за гегемонию в символической сфере в виде идеологии и религии. Причем в такой борьбе враждующие группировки, коалиции и клики часто ищут внешней поддержки против собратьев по цивилизации, ищут пути самоутверждения в субцивилизационных раздорах. Материал для такого рода размышлений дают истории арабо-исламской цивилизации: индостанская, индонезийская XX в.     

Трудность для исследования цивилизаций представляет и их внутренняя динамичность. Их облик  формируется не только многовековыми  историческими предпосылками. Развертывает себя драматический процесс взаимодействия западнических и почвеннических импульсов, рационализма и традиционализма. Это взаимодействие прослеживается как одна из определяющих характеристик культурной динамики в незападных обществах. Она составляет на протяжении двух-трех веков лейтмотив истории России. То же можно сказать о Турции, Японии, Латинской Америке, об Индии и Ближнем Востоке. Такое взаимодействие противоположно направленных импульсов остается универсальным. Более того, с XIX в. оно даже сумело утвердиться и в западной культуре — коллизия мондиализма и западоцентризма.      

Немалую роль в трактовке  этой проблемы, как это очевидно, играет политическая культура. Можно понять социоэкономические и психологические предпосылки фундаментализма — в исламском мире, в православии, индуизме и иудаизме. Фундаментализм действительно приобретает облик эсхатологически грозного, всеохватывающего феномена. Но тенденции нынешнего дня не вечны. Кроме того, если присмотреться к фундаментализму в лоне различных культурных цивилизаций, собственно цивилизационных структур, подойдя к нему культурологически, то это скорее всего попытка активистской перестройки традиционного религиозного сознания в нынешних условиях глубоко несбалансированного во многих отношениях западноцентричного мира.     

Фундаментализм  чужд не только рационализму, но и традиционализму, поскольку он не приемлет традицию в ее исторической изменяемости и данности, пытается утвердить традицию как нечто харизматически измышленное, силится сохранить ее на путях рационального замысла, закрепить традицию рациональными средствами. В этом смысле приходится говорить не о консервативности, а о радикализме основных фундаменталистических установок.      

Все это свидетельствует о том, что  трудно дать строгое определение  понятию цивилизации. Фактически под  цивилизацией понимается культурная общность людей, обладающих некоторым социальным генотипом, социальным стереотипом, освоившая большое, достаточно автономное, замкнутое мировое пространство и в силу этого получившая прочное место в мировом раскладе.     

По  существу, в морфологическом учении о культурах можно выделить два направления: теория стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций. К одному из них можно отнести американского антрополога Ф.Нортропа, А. Крёбера и П.А. Сорокина. К другому — Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера и А. Тойнби.     

Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жизни человечества произошли большие изменения, которые коснулись социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры.     

Теории  локальных цивилизаций изучают  большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Подробнее об этой теории в в п.3 моего реферата.     

Как указывает П.А. Сорокин, между обоими направлениями есть ряд точек соприкосновения, и выводы, к которым пришли представители обоих направлений, очень близки. Те и другие признают наличие сравнительно небольшого числа культур, не совпадающих ни с нациями, ни с государствами и различных по своему характеру. Каждая такая культура является целостностью, холистическим единством, в котором части и целое взаимосвязаны и взаимообусловлены, хотя реальность целого не соответствует сумме реальностей отдельных частей. Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процессия. Таким образом, обе теории имеют преимущества и взаимно дополняют друг друга.[2], [3].

 

7.Концепция теории цивилизаций  в учении Данилевского Н. В.,            Шпенглера О., Тойнби А., Бердяев Н. А.  

К числу наиболее представительных  теорий  цивилизаций  относится

прежде всего  теория А.Тойнби  (1889—1975),  который продолжает  линию

Н.Я.  Данилевского  и  О.Шпенглера.   Его   теория   может   считаться

кульминационным пунктом в  развитии  теорий  «локальных  цивилизаций».

Монументальное  исследование  А.  Тойнби  «Постижение  истории»  многие

ученые признают шедевром исторической  и  макросоциологической  науки.

Английский культуролог  начинает свое исследование с  утверждения,  что

истинной областью исторического анализа должны быть общества,  имеющие

как во времени,  так  и  в  пространстве  протяженность  большую,  чем

национальные  государства. Они называются «локальными  цивилизациями».   

 Таких   развившихся  «локальных  цивилизаций»  Тойнби  насчитывает

более  двадцати.  Это  -  западная,  две   православных   (русская   и

византийская), иранская,  арабская,  индийская,  две  дальневосточных,

античная,   сирийская,   цивилизация   Инда,   китайская,   минойская,

шумерская, хеттская, вавилонская, андская,  мексиканская,  юкатанская,

майя, египетская и др. Он указывает так же на четыре остановившиеся  в

своем развитии цивилизации - эскимосскую, момадическую, оттоманскую  и

спартанскую и  пять «мертворожденных».    

 Однако  сразу возникает вопрос: почему  некоторые общества, подобно

многим примитивным  группам, становятся неподвижными на  ранней  стадии

своего существования и не складываются в цивилизации, тогда как другие

достигают этого  уровня? Ответ Тойнби таков: генезис  цивилизации нельзя

объяснить  ни  расовым  фактором,   ни   географической   средой,   ни

специфической комбинацией таких двух условий,  как  наличие  в  данном

обществе  творческого  меньшинства  и  среда,   которая   не   слишком

неблагоприятна  и не слишком благоприятна.    

 Группы, в которых налицо эти условия,  складываются в цивилизации.

Группы,  не  обладающие  ими,  остаются  на  доцивилизованном  уровне.

Механизм  рождения  цивилизаций  в  этих  условиях  сформулирован  как

взаимодействие  вызова  и  ответа.  Среда  намеренно   неблагоприятная

непрерывно бросает  вызов  обществу,  общество  через  свое  творческое

меньшинство отвечает на вызов  и решает  проблемы.  Такое  общество  не

знает покоя, оно  все время в движении, благодаря  движению оно рано или

поздно достигает  уровня цивилизации.    

 Возникает   и   второй   вопрос:   почему   четыре    цивилизации

дальнезападная  христианская (ирландская), дальневосточная Христианская

(несторианская  в Средней Азии), скандинавская  и сирийская  развивались

ненормально и  родились мертвыми. Тойнби пытается понять,  отчего  пять

цивилизаций  (полинезийская,  эскимосская,  кочевая,   спартанская   и

оттоманская) застыли в своем развитии  на  ранней  стадии,  тогда  как

остальные успешно  развивались.    

 Рост  цивилизации,  по  мнению  ученого,  отнюдь  не  сводится  к

географическому распространению общества. Он не  вызывается  им.  Если

географическое  распространение с чем-нибудь положительно  связано,  то

скорее с задержкой  развития и с разложением, чем  с ростом. Подобным же

образом рост цивилизаций  не ограничивается и не вызывается техническим

прогрессом и  растущей властью общества над физической средой.  Какого-

то  четкого  соотношения  между  прогрессом   техники   и   прогрессом

цивилизации культуролог  не признает.   

 Тойнби  считает, что рост цивилизации  состоит  в  прогрессивном   и

аккумулирующем   внутреннем    самоопределении    или    самовыражении

цивилизации, в  переходе от более  грубой  к  более  тонкой  религии  и

культуре.  Рост  —  это  непрерывное   «отступление   и   возвращение»

харизматического (богоизбранного,  предназначенного  свыше  к  власти)

меньшинства общества в процессе  всегда нового  успешного ответа  на

всегда новые  вызовы среды внешнего окружения.   

 Интересна  мысль Тойнби о том,  что   растущая  цивилизация  —   это

постоянное единство. Ее общество состоит из  творческого  меньшинства,

за которым  свободно следует, подражая ему,  большинство  —  внутренний

пролетариат общества и внешний пролетариат варварских соседей. В таком

обществе  нет  братоубийственных  схваток,  нет   твердых,   застывших

различий.  В  результате  процесс  роста   представляет   собой   рост

целостности и индивидуального  своеобразия развивающейся цивилизации.    

 И   еще  один,   третий   вопрос:   как   и   почему   цивилизации

«надламываются,  разлагаются  и  распадаются»?  Не  менее  16  из   26

цивилизаций сейчас «мертвы и погребены». Из оставшихся в живых десяти

цивилизаций - полинезийская  и кочевая находятся сейчас  при  последнем

издыхании; а  семь из восьми других в большей  или меньшей степени — под

угрозой уничтожения  или ассимиляции нашей западной цивилизацией. Более

того, не менее  шести из этих семи  цивилизаций обнаруживают  признаки

надлома и начавшегося  разложения.    

 Упадок,  как  считает  Тойнби,   нельзя   приписать   космическим

причинам, географическим факторам,  расовому  вырождению  или  натиску

врагов извне, который, как правило,  укрепляет  растущую  цивилизацию.

Нельзя объяснить  его и упадком  техники  и  технологии,  ибо  во  всех

случаях упадок цивилизации  является  причиной,  а  упадок  техники  —

следствием или  симптомом первого.    

 Сам  упадок — это  не  единовременный  акт,  а весьма  длительная

стадия, которая, согласно Тойнби, состоит  из  надлома,  разложения  и

гибели цивилизаций.  Между  надломом  и  гибелью  цивилизации  нередко

проходят столетия, а  иногда  и  тысячелетия.  Так,  например,  надлом

египетской цивилизации  произошел в XVI  в.  до  н.э.,  а  погибла  она

только в V в. н.э. Период между надломом и  гибелью  охватывает  почти

2000 лет «окаменевшего  существования», «жизни в  смерти».  Но  как  бы

долго это ни длилось, судьба большинства, если  не  всех,  цивилизаций

влечет их к  конечному исчезновению, раньше  или  позже.  Что  касается

западного общества,  то  оно,  видимо,  по  Тойнби,  обнаруживает  все

симптомы надлома  и разложения. Но все же он считает, что мы.  можем  и

должны молиться, чтобы нам не было отказано в отсрочке, причем просить

ее вновь и  вновь с сокрушенным духом  и сердцем, полным раскаяния.   

 Подробный  анализ повторяющихся моментов, симптомов и  фаз  упадка

цивилизаций дается в разных томах  исследования  Тойнби.  Здесь  можно

коснуться  только  некоторых.   Творческое   меньшинство,   опьяненное

победой, начинает  «почивать  на  лаврах»,  поклоняться  относительным

ценностям,   как   абсолютным.   Оно   теряет   свою   харизматическую

привлекательность, и  большинство  не  подражает  и  не  следует  ему.

Поэтому приходится  все  больше  и  больше  использовать  силу,  чтобы

контролировать  внутренний и внешний пролетариат. В ходе этого процесса

меньшинство  организует  «универсальное   (вселенское)   государство»

 

 

 

 

 

 

 

8. Заключение

В гуманитарных науках нет единого  устоявшегося мнения о том, сколько

цивилизаций возникло на протяжении истории человечества. Различные

цивилизации, кроме общих признаков, обладают особенностями, важными для их

существования. И духовная, и материальная культура различных цивилизаций

могут сильно различаться между  собой. Цивилизация не обязательно  совпадает с

границами одного государства, не обязательно  совпадает с существованием

одного определённого народа.

Цивилизация – это прежде всего достижение культуры. А культура способна

переживать государства и династии. Иногда к одной  цивилизации относят  разные

государства сменявшие друг друга на протяжении тысячелетий, как это

происходило в случае с цивилизациями  Передней Азии. Цивилизация может

распространятся захватывая всё новые и новые народы и государства.

Цивилизация, как определённое общества с определенной системой элементов

культуры может исчезнуть, передав  свои достижения культуры другим

цивилизациям. Иногда две цивилизации, различные с точки зрения одних

исследователей, объединяются в одну единую цивилизацию (например, в греко-

римскую цивилизацию). Цивилизации  могут существовать параллельно,

одновременно, и могут возникать  одна за другой. Но в любом случае, история

цивилизаций – это история культуры. Изучение цивилизации – это изучение ее

культуры.

 

 

 

 

 

9.Список использованной литературы                  

Информация о работе Категории культурологии