Качества культурного в речевом отношении члена общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:57, реферат

Краткое описание

Общечеловеческие ценности предполагают, прежде всего, осмысление единства человеческого рода. Нет таких святынь, которые почитались бы во все времена. Однако есть такие абсолюты, которые значимы для всего человеческого рода, без них единство человечества не было бы столь тотальным.
Общечеловеческие ценности предполагают сохранение совокупного духовного опыта. К святыням человеческого рода относится, например, сократовское триединство Истины, Добра и Красоты. Эти абсолюты отражают достояние всего человеческого рода. Когда мы говорим об общечеловеческих достижениях, то нередко имеем в виду приобретения европейского мира. Но теряет ли свое значение рожденная в античности идея демократии?
Культура характеризуется прежде всего способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм и типов.

Содержание

Введение.
1. Культура в России.
2. Культура общества.
3.Личность – человек как носитель каких либо свойств.
4. Речевой этикет и вежливость.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образовани1.docx

— 52.41 Кб (Скачать файл)

 

Человек, нарушающий элементарные правила общения, заслуживает у  окружающих самых суровых оценок, хотя бы таких: «... она зашагала прочь, со сладострастием привычного презрения  вспоминая Приходько. Как поутру к ним в отдел писем влезает  сначала выдающийся живот зама, а  лишь затем - он сам и вместо освященного  веками «здравствуйте» одышливо диктует свою державную волю...» (Л. Беляева. Роман с чемпионом).

 

Так важен для нас речевой  этикет, что, посмотрите, «волшебные слова» включаются в набор признаков, по которым нас опознают внеземные  цивилизации (хочется верить, что  они есть). В статье «Одиноки ли мы во Вселенной?» читаем: «Наша беседа началась под звуки «неземной» мелодии - кассета с ее записью летит  сейчас где-то у границ Солнечной  системы на борту космического аппарата. Там же «упакованы» крик петуха и  шум водопада, лай собак, раскаты  грома и многие другие привычные нам звуки. И наконец, одна и та же фраза, произнесенная на нескольких языках:

 

- Здравствуйте, приветствуем  вас!» (Из газеты). «Волшебная сила»  речевого этикета в том, что  он отражает особый уровень  информации, которой мы обмениваемся  в общении. Но сначала - об  опыте, описанном А.Б. Добровичем в книге «Общение: наука и искусство». Автор рассказывает о биологическом эксперименте, с помощью которого исследователи хотели выяснить, являются ли в животном сообществе прикосновение, вылизывание, выискивание и т.п. лишь гигиенической нуждой или это и «социальная» потребность животных. Были взяты две группы крысят, одну из них сотрудники поглаживали. Эти крысята выросли в более крупных, умных, устойчивых к заболеваниям животных, нежели те, которых не ласкали. Ученые сделали вывод, что потребность в прикосновании, ласке у животных столь же значима, как и другие жизненно важные потребности.

 

А у человека? Психиатры  и психологи неоднократно наблюдали  случаи, когда отсутствие ласки со стороны взрослых вызывало у грудных  детей сильное отставание в развитии и даже тяжелое заболевание. Поэтому  то, что интуитивно делает мать, - разговаривает с грудничком, улыбается ему, берет на руки, гладит и т.д. - совершенно необходимо для ребенка.

 

Но ведь и для взрослого  тоже! Вот жена в который уже раз спрашивает мужа: Скажи, ты меня любишь? Мужчины над этим смеются, а порой и сердятся, но ведь женщины (наиболее эмоциональная часть человечества) стремятся удовлетворить свою жажду «поглаживаний». А как расцветают мужчины от похвалы, одобрения (хотя нередко и пытаются это скрыть)!

 

Над всем этим задумались языковеды  и обнаружили, что язык откликнулся  на такую потребность, создал систему  словесных «поглаживаний». Важное место  принадлежит здесь речевому этикету. Ведь у всех приветствий, осведомлений о жизни, здоровье, делах, у всех благодарностей, извинений, поздравлений и пожеланий  нет другого назначения, кроме  как служить «поглаживаниями».

 

- Привет, как дела?

 

- Все в порядке! А  у тебя?

 

- Тоже ничего. Ну, всего!

 

- Пока! - вот и обменялись  «поглаживаниями»! Все дело в том, что речевой этикет реализуется в ситуации непосредственного общения, когда «здесь» (в точке встречи) и «сейчас» (в момент встречи) «я» и «ты» открыто обмениваются «поглаживаниями». Именно поэтому выражения речевого этикета задевают нас лично (радует «исполнение» и огорчает «неисполнение» по отношению к нам). Благодарю вас! -во фразе, в ее структуре, грамматике, семантике отражены «я» и «ты», фраза равна доброму поступку «здесь» и «сейчас». А передаваемая информация носит социальный характер типа «я тебя замечаю, уважаю, вступаю с тобой в контакт, желаю тебе добра...» Недаром выражения речевого этикета по своему происхождению (в своей этимологии) означают доброжелательство: здравствуйте - будьте здоровы, то же и поздравляю; благодарю - благо дарю (за вашу услугу); извините - признаю свою вину и прошу простить; спасибо - спаси бог (за добрые дела) и т.д. Заметка в газете под заголовком «Не сказали "спасибо"» - о конфликте на производстве. Заметка в другой газете «Волшебное слово "спасибо"» - о ликвидации конфликта. «Комсомольская правда» рассказала о том, как ученики 10-го класса одной из школ весь учебный год враждовали друг с другом: одни были на стороне юноши, обидевшего девушку, другие на ее стороне. Наконец решили закончить дело миром. «И Оля сказала: «Я его прощаю». А потом, сквозь слезы: «Да я б в тот же день простила, если б он подошел да извинился по-хорошему...»

 

«Волшебство» речевого этикета  и в том, что он действительно  открывает двери к нашим человеческим взаимодействиям. Попробуйте-ка сказать, например, в транспорте: Подвиньтесь! Ваш адресат скорее всего истолкует это как грубое требование и будет вправе не выполнить действие: с какой стати вы приписываете себе роль требующего «начальника», а ему отводите роль подчиненного?! Ведь требуют-то вышестоящие! А добавьте волшебное пожалуйста - и императивная форма уже выражает просьбу, и только просьбу, достаточно уважительную, направленную к равному партнеру. И еще есть много способов «поглаживания» в этой ситуации: Вам не трудно подвинуться?; Если вас не затруднит, подвиньтесь, пожалуйста и мн. др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни, она организует ее и вытесняет инстинктивную деятельность. Следовательно, можно сказать, что культура  - цемент здания общественной жизни, и не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. В нашей стране в ходе перестройки экономических и социальных основ государства желание обрести определенность, уверенность в завтрашнем дне вызвали возникновение новых социальных групп самых разных направленностей – и в экономике, и в культуре, даже на бытовой почве. Возрастает желание подражать Западу, исчезает духовная самобытность российской культуры, забывается история и культура целых регионов, особенно на Севере и Кавказе. Эти проблемы невозможно преодолеть, пока правительство и Президент больше заняты собственными политическими амбициями, нежели нуждами населения. Особенность проблемы положения культуры в том, что вложенные труд и средства дают результат не сразу, а в течение нескольких лет, или даже десятков лет. Ведь и ухудшение ситуации наступает не сразу – стоит вспомнить прошедшие с начала перестройки 15 лет.

Духовная жизнь общества сегодня может показаться абстрактынм термином, смысл понятия "обыденная культура" вообще становится неясен, телевидение, кино, радио формируют искаженный вкус у подрастающего поколения – это подтверждено многими исследованиями. Чтобы восстановить утерянное, потребуется целое поколение талантливых режиссеров, директоров, управляющих по делам культуры. Мы видим, что материальные ценности почти целиком вытеснили ценности гуманитарные, духовные.  Зачастую для того, чтобы молодым людям войти во взрослую жизнь, обеспеченные родители поддерживают их абсолютно во всем, взваливая на себя все проблемы. Итог – инфантильность и неспособность самостоятельно действовать, рассеянный образ жизни, увлечение наркотиками. Всех этих данных достаточно для того, чтобы убедить кого угодно – культура в России погибает. Ососбенно контрастно смотрится положение провинции и центральных регионов.

Но все же - универсальные  общечеловеческие ценности до конца  не исчезли, они существуют. История всегда была сложна и противоречива. Почему на протяжении человеческой истории они нередко оспаривались, и нередко возникали ситуации, подобные той, что сейчас сложилась в России. Она ещё не успела утвердиться на новом ценностном пространстве, и не должно казаться, что провозглашаемые сейчас чисто материальные ценности вросли в ткань общественного сознания.

Одна из распространенных точек зрения – все идет, как должно быть, предполагается, что лучше руководствоваться конкретными, сиюминутными интересами нации, класса, державы или политического союза,  а общественная структура, ее ценности возникнут заново на новых основах. Консервативно настроенные политики, философы, публицисты толкуют о том, что общечеловеческие ценности не рождаются в готовом виде, в панораме конкретной истории, что они существуют в форме классовых, каковым и надлежит отдать предпочтение. Пророчествуют о космополитическом забвении национального, идеологически конкретного и пугают идейным разоружением. Другая крайняя позиция характерна для радикальной мысли, выступающей с прямо противоположных позиций от имени гуманизма и демократии. Особый гнев в данном случае вызывает частица «обще». Это она, подчеркивают радикалы, своей абстрактностью растворяет, обезличивает человеческое содержание одухотворяющих святынь. В пространстве всечеловеческого конкретный индивид размыт, его предпочтения неразличимы. Не проще ли на путях гуманистического обновления общества ограничиться ценностными ориентациями человека, а ненавистное  «обще» отбросить воплощение чуждой и анонимной сущности? При этом историкофилософская традиция отступает на второй план. Опыт тоталитаризма заставляет нас с подозрением относиться к любому идейному построению, внутри которого определяются некие пределы для личности.

Философы и публицисты озабочены тем, чтобы освободить людей от всевластия доктринальной мысли,  деспотии государства, от полного растворения личности в таких надличностных сущностях, как коллектив, нация, культура, человечество.

Отсюда полемически заостренное стремление избавить человека от всех оков, раскрыть неисчерпаемый потенциал персоналистской традиции, обеспечить безраздельный примат индивида, противостоящего любым отчужденным структурам и безымянным феноменам.

Общечеловеческие ценности предполагают, прежде всего, осмысление единства человеческого рода. Нет таких святынь, которые почитались бы во все времена. Однако есть такие абсолюты, которые значимы для всего человеческого рода, без них единство человечества не было бы столь тотальным.

Общечеловеческие ценности предполагают сохранение совокупного духовного опыта. К святыням человеческого рода относится, например, сократовское триединство Истины, Добра и Красоты. Эти абсолюты отражают достояние всего человеческого рода. Когда мы говорим об общечеловеческих достижениях, то нередко имеем в виду приобретения европейского мира. Но теряет ли свое значение рожденная в античности идея демократии?

Культура характеризуется прежде всего способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различныхформ и типов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Добрынина В.И., Большаков А.В.  Актуальные проблемы культуры XX века/  М. «Знание», 2003г

2.Введение в культурологию – учебное пособие для вузов под ред. Попова Е.В. / М. «Владас», 2008г

3. Культурология, под ред.Г.В. Драча, Ростов-на-Дону, Феникс,2006г

4.Ильенков Э.В Философия и культура- М.,1991

5. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.М.: Феникс. 1995. - 576 с

6.Словарь русского языка . С.И.Ожогов М,1986


Информация о работе Качества культурного в речевом отношении члена общества