Китайская Конфуцианская цивилизация
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 18:18, реферат
Краткое описание
В китайской цивилизации переход от древности к средневековью произошел почти незаметно, без тех потрясений, которые сопровождали этот процесс на Западе.
Строго говоря, в Китае средние века начались значительно раньше, чем в Европе. Своеоб-разные феодальные отношения складывались в Китае на протяжении примерно XI-III вв. до н. э. Важнейшей опорой сильной централизованной власти в стране было право вер-ховной собственности на землю
Вложенные файлы: 1 файл
ФИН Университет
при Правительстве Российской Федерации
Колледж информатики
и программирования
По истории
Тема: 'Китайская
Конфуцианская
цивилизация '
Выполнил: Хохлов
В.А.
Преподаватель:
Хизриева С.С.
Москва
2014
Конфуцианская цивилизация
Китая
В китайской цивилизации
переход от древности к средневековью
произошел почти незаметно, без тех потрясений,
которые сопровождали этот процесс на
Западе.
Строго говоря, в Китае средние века начались
значительно раньше, чем в Европе. Своеобразные
феодальные отношения складывались в
Китае на протяжении примерно XI-III вв. до
н. э. Важнейшей опорой сильной централизованной
власти в стране было право верховной
собственности на землю. В Китае, как и
во всех восточных деспотиях, государство
довольно жестко управляло обществом
и экономикой. При этом "власть стремилась
ограничить частную собственность (прежде
всего на землю) и строго контролировать
торговлю, ремесло, использование природных
богатств. Следует отметить, что крестьяне
(они составляли 90% населения страны) неизменно
были объектом внимания и заботы государства:
ведь оно рассматривало их в первую очередь
как налогоплательщиков, видя в их благополучии
залог прочности централизованной власти.
Было в Китае, разумеется, и крупное частное
землевладение - так называемые сильные
дома. Но оно было относительно независимо
от центральной власти и потому невыгодно
для нее. Рост "сильных домов" приводил
к обезземеливанию крестьян, которые становились
арендаторами у богатых землевладельцев.
Последние же старались всеми правдами
и неправдами сократить сумму налогов,
идущих государству, и казна скудела. В
результате сила и влияние местной знати
росли, а авторитет центральной власти
падал. В этой обстановке крестьяне нередко
восставали, требуя возвращения земли
и восстановления принципа уравнительности.
Периодически сменявшие друг друга династии,
придя к власти, обычно шли навстречу этим
требованиям и проводили реформы, призванные
восстановить социальную гармонию. После
передела земли (при этом правительство
порой конфисковывало землю у "сильных
домов") каждый трудоспособный крестьянин
получал свой участок. И в итоге в очередной
раз возрождалась система "равных полей",
которая всегда считалась в Китае идеалом.
Однако полностью остановить рост частного
землевладения было невозможно. Поэтому
в Китае, как и в других восточных цивилизациях,
сформировался государственный феодализм.
При этом правительство делало основную
ставку на мелких крестьян-налогоплательщиков.
Крупные наделы земли раздавались чиновникам,
и доходы с них (за вычетом уплачиваемых
государству налогов) шли владельцам в
счет жалованья. Но феодалами в европейском
понимании эти владельцы не были: государство
могло лишить их земли и нередко делало
это (в случае увольнения чиновника со
службы или понижения в должности).
Подобная же политика
проводилась и в отношении ремесленников
и купечества. В руки государства постепенно
переходил контроль за производством
и продажей важнейших предметов потребления:
соли, чая, фарфора, меди, железа и т. д.
Правда, государственная торговля не всегда
выдерживала конкуренцию с частной, но
правительство могло повышать налоги
на купцов и закупать у них товары по твердым
ценам. Власти разрешали заниматься торговлей
и чиновникам, освобождая их от налогов
и превращая в своего рода противовес
частным торговцам.
Только в XVI-XVII вв. в стране произошел определенный
сдвиг: заметно усилилось крупное землевладение,
начали возникать мануфактуры (в том числе
и рассеянные) с использованием наемного
труда. Государство по-прежнему сохраняло
монополию на добычу полезных ископаемых,
но в малодоступных горных районах стали
появляться тайные частные предприятия
по добыче угля и серебра. Правительство
перестало препятствовать росту частного
землевладения, так как интенсификация
сельского хозяйства позволяла, как и
раньше, получать большие налоги. При этом
буржуазные отношения развивались очень
медленно.
Переломным моментом
в истории Китая стало появление конфуцианства.
Его создателем был философ и педагог
Конфуций (Кун-цзы, 551-479 гг. до н. э.), стремившийся
к созданию идеального государства, основанного
на твердых нравственных принципах и гармоничных
социальных отношениях. Учение Конфуция,
спустя несколько веков ставшее государственной
религией, на протяжении двух тысячелетий
было основой духовной жизни китайского
общества и в значительной степени определяло
его социально-экономическое развитие.
Идеология конфуцианства пронизана рациональностью
и практицизмом. Конфуций и его последователи
разработали методы управления государством,
систему отношений в обществе и в семье,
этические нормы. Средоточием высшего
блага и гармонии, образцом для подражания
в конфуцианстве .считается Небо - древнее
божество. Подражание небесной гармонии
нацеливает человека на создание своего
рода Царства Божьего на земле.
Государство в конфуцианстве определяется
как большая семья, где у каждого есть
строго отведенное место, соответственно
которому следует себя вести. Стержнем,
на котором держится все государство,
по Конфуцию, являются преданность и покорность.
Они должны пронизывать всю жизнь общества
сверху донизу: дети почитают родителей,
младшие братья и сестры - старших, а подданные
- своих правителей. Но принцип большой
семьи подразумевал и предельную ответственность
власти ("родителей") перед народом.
Только тогда в государстве ("семье")
будет царить взаимное доверие, без которого
немыслимо стабильное существование.
Особое значение Конфуций
придавал нравственному облику чиновников
- опоре власти и ее представителям. В Китае
существовали специальные школы, где тщательно
готовили новую бюрократическую элиту.
А когда конфуцианство превратилось в
официальную религию, оно стало основным
предметом в системе государственных
экзаменов. Чиновником мог стать только
тот, кто блестяще знал труды Конфуция.
Конечно, реальность нередко расходилась
с благородными идеями великого философа:
иные чиновники могли наизусть знать его
"моральный кодекс", но на практике
быть нечестными и корыстолюбивыми. Однако,
судя по всему, тех, кто искренне и ревностно
исполнял свои обязанности, было значительно
больше. Известно, что в XVI в. чиновники-инспекторы,
обеспокоенные бедственным положением
населения, периодически предлагали императору
широкую программу реформ. Вначале власть
отвечала на это репрессиями: смелых чиновников
казнили, ссылали, в лучшем случае - лишали
должности. Многие, не дожидаясь расправы,
кончали с собой. Но в конце концов, правительство
вынуждено было пойти на некоторые преобразования.
Таким образом, конфуцианство, с его идеей
гуманности власти, укрепляло бюрократический
аппарат и в итоге - саму государственность.
Духовная жизнь Китая не
исчерпывалась конфуцианством. С ним соперничали
и другие религиозные учения. Современник
Конфуция философ Лао-Цзы (ряд специалистов
считает, что он жил на век или даже два
позже Конфуция) создал учение даосизм,
проповедовавшее духовное совершенствование
и созерцательный образ жизни (недеяние),
слияние с природой. В IV-V вв. в Китае довольно
широкое распространение получил буддизм.
Но обе эти религии, имевшие поклонников
не только в народной среде, но и в верхах
общества, все-таки не вытеснили конфуцианства.
Конфуцианство выдержало натиск и политической
школы легистов ("законников"), которые
видели основу благополучия государства
в строгом, суровом культе закона. Если
во времена Конфуция китайские правители
находились под сильным влиянием легистов,
то, в конце концов власть все же сделала
ставку на конфуцианство, пророчески оценив
это гуманное учение как цементирующую
цивилизацию силу. Этим и объясняется
уникальный факт: государственность конфуцианского
Китая на протяжении почти двух тысячелетий
сохранялась практически в неизменном
виде. А ведь за это время страна пережила
периоды процветания и жесточайших бедствий,
гражданского мира и кровопролитных восстаний,
единства и раздробленности.
В чередовании этих периодов
еще древние китайские мыслители усматривали
действие некоего четкого ритма. Они считали,
что каждая новая династия как бы начинает
новый цикл и поначалу действует весьма
успешно. Но затем все сильнее проявляются
признаки упадка (разоряется крестьянство,
растет коррупция среди чиновников, усиливается
конфликт между крупными землевладельцами
и центральной властью). Процесс всеобщего
распада завершается народным восстанием,
участники которого требуют смены "плохой"
династии.
История во многом подтверждает
наличие такой цикличности. Так, в 206 г.
до н. э. в условиях жесточайшего экономического
и социального кризиса возникает первая
конфуцианская империя, которой правит
династия Хань. Она объединяет страну,
отменяет или смягчает слишком строгие
законы. Но в середине II в. н. э. наступает
роковая полоса упадка, и в 220 г. империя
гибнет. Китай после этого распадается
на три самостоятельных государства, которые
в конце III в. ненадолго объединяет новая
династия.
Однако уже в начале IV в. на Китай с севера
начинают нападать орды гуннов и других
кочевников. Население бежит из северных
районов, а захватчики создают там множество
мелких государств, которые довольно быстро
китаизируются, перенимая местную культуру,
обычаи и систему управления.
В 581-618 гг. династии Суй удается объединить
север и юг Китая, но эпоха подлинного
расцвета страны связана с продолжительным
правлением династий Тан (618-907) и Сун (960-
1279). По всей стране строятся дороги, каналы
и новые города, развиваются ремесла и
торговля, изящные искусства (особенно
поэзия). Но правление Сунской династии
прерывает новое вторжение кочевников.
Страну завоевывают монголы, которые основывают
собственную династию Юань (1280-1368). За десятилетия
войн с монголами экономика Китая приходит
в упадок, ирригационные сооружения разрушаются,
огромное число китайцев обращается в
рабство. Правда, завладев страной, монголы
также постепенно китаизируются. И все
же недовольство их правлением неуклонно
возрастает.
В результате восстания, которое возглавила
древняя буддийская секта "Белый лотос",
власть монголов свергнута. Начинается
эпоха правления династии Мин (1368-1644). Новое
правительство относительно быстро восстанавливает
экономику страны, отменяет рабство, снижает
налоги. Заметно расширяются возможности
для социального возвышения выходцев
из низов. Но в конце XVI в. страна вступает
в очередной кризис. Вскоре небольшое
племя маньчжуров, объединившись с соседними
племенами, начинает вооруженную борьбу
за власть, и в 1644 г. в Китае воцаряется
маньчжурская династия Цин, которая просуществовала
до 1911 г. (Маньчжуры, этнически близкие
к китайцам, удивительно органично вписались
в структуру древней империи и конфуцианскую
культуру, именно поэтому Цинской династии
было суждено такое долголетие.)
Многие историки считают, что в этих регулярно
повторявшихся периодах расцвета и упадка
отражалась борьба двух космических сил
- Добра и Зла. Но уже известные вам особенности
формирования феодальных отношений в
Китае говорят о том, что причины этой
цикличности были вполне земными и конкретными.
В условиях чрезвычайно сильной императорской
власти в феодальном Китае не сложилась
система вассалитета, подобная западноевропейской.
Государство считалось единственным и
непререкаемым властителем. Поэтому, например,
многочисленное городское население так
и не смогло добиться самоуправления.
Если в Западной Европе города были очагами
вольности, то в Китае их жестко контролировало
государство. Знаменитый тезис Конфуция
о "большой семье", призывавший поступаться
личными интересами ради государственных,
предоставлял власти широкие возможности
для давления на общество. Система коллективной
ответственности означала, что за преступление
отца мог поплатиться, сын, а то и вся семья,
старосту в деревне могли сурово наказать
за нерадивость крестьян и т. д.
В то же время установка
на коллективизм привела к значительному
укреплению семейно-клановых связей. Большие
кланы, состоявшие из множества семей
(и богатых и бедных), по сути дела, представляли
собой мощные организации, основанные
на принципах солидарности и взаимопомощи.
В Китае были также распространены всяческие
землячества, секты, тайные общества и
т. п. Совокупность всех этих общностей
была реальной силой, с которой приходилось
считаться властям.
В китайском обществе действовал принцип
равных возможностей. Формально каждый
китаец, независимо от своего происхождения,
мог, сдав государственные экзамены, стать
чиновником и таким образом войти в ряды
элиты. Эти сложные экзамены требовали
тщательной подготовки, и, казалось бы,
выходцы из верхов общества имели преимущество.
Но благодаря клановым и общинным связям
нередко даже жители бедной деревни могли
отправить способных детей учиться для
последующей сдачи экзаменов. А в дальнейшем
такие молодые чиновники, естественно,
покровительствовали тем, кто помог им
выдвинуться. Иными словами, в Китае возник
уникальный для средних веков бюрократический
аппарат, в котором ранг чиновника во многом
зависел от его личных достоинств.
В XVII-XVIII вв. Китай был могущественной державой
с эффективной экономикой, сильной армией
и достаточно мощными внутренними потенциями,,
что и позволяло ему сохранять независимость
в отношениях с Европой. И только в XIX в.,
когда Запад активизировал свою колониальную
политику, слабости традиционного конфуцианского
Китая дали себя знать.
список литературы:
1)http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Social-Sciences/History/13887/13922/13926
2)https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
3) http://bibliofond.ru/view.aspx?id=15299
Информация о работе Китайская Конфуцианская цивилизация