Классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 09:59, доклад

Краткое описание

В течение жизни каждый человек проживает периоды, сопровождающиеся эмоциональными переживаниями, переоценкой ценностей, поиском смыслов. В психологии такие периоды называются возрастными кризисами. Профессиональное развитие, карьерный рост, осознание значимости повседневной трудовой деятельности также происходит

Вложенные файлы: 1 файл

В течение жизни каждый человек проживает периоды.docx

— 20.44 Кб (Скачать файл)

В течение жизни каждый человек проживает периоды, сопровождающиеся эмоциональными переживаниями, переоценкой ценностей, поиском смыслов. В психологии такие периоды называются возрастными кризисами. Профессиональное развитие, карьерный рост, осознание значимости повседневной трудовой деятельности также происходит постепенно и нередко в переломные моменты принятие решений сопровождается переживанием отрицательных эмоций. Каждый человек по-разному проживает кризисные периоды. И если знать в чем проявляется кризис, чем объясняется, то можно облегчить переживания, а главное - понять, какие возможности он открывает для дальнейшего развития как личностного, так и профессионального.

Сегодня для большинства людей знакомо значение профориентации - это помощь в выборе профессии, которая предоставляется школами для старшеклассников. Есть даже некоторое представление о том, что со школьниками проводят тестирование, встречи с представителями учебных заведений, тематические беседы и так далее. В самом деле, выбор профессии - важный шаг перехода школьника во взрослую жизнь. Хотя в целом в этом возрасте собственно выбор профессии заканчивается принятием решения, в какое учебное заведение поступать после окончания школы. Что будет дальше - это как-то очень уж далеко, пока будем учиться - разберемся.

Но самое интересное начинается как раз после окончания вуза.

Пряжникова Е.Ю. выделяет следующие кризисы, связанные с профессиональным становлением:

  • Кризис профессиональной адаптации, связанный с неудачным опытом адаптации к социально-профессиональной ситуации (первые месяцы и годы самостоятельной работы).

  • Кризис профессионального роста (23-25 лет).

  • Кризис профессиональной карьеры (30-33 года).

  • Кризис профессиональной самоактуализации (38-42 года).

Это не полный список кризисов, связанных с профессиональным развитием. Мы остановимся подробнее на этом перечне.

И так, кризис профессиональной адаптации в первые месяцы, и годы самостоятельной работы. Он проявляется в возрасте 18-22 года и, по мнению Г. Шихи (1999г.), связан с «вырыванием корней». В основе его лежит противоречие между попытками молодых людей стать индивидуальностью и желанием обеспечить свою безопасность и комфорт. С точки зрения вхождения в профессиональную деятельность, кризис проявляется в трудностях, связанных с налаживанием взаимоотношений с разновозрастными коллегами; освоением новой деятельности - профессиональной и несовпадением профессиональных ожиданий и действительности.

В это период молодым людям рекомендуется как можно скорее показать свои возможности и способности. Здесь очень важна помощь служб персонала в знакомстве новых сотрудников со структурой компании, руководителями, налаживание в первую очередь взаимоотношений профессиональных. Типичная ошибка - смешивание отношений личных (симпатий, дружбы и т.п.) и профессиональных, влияющих на эффективность деятельности. Ведь главный показатель на работе - это результаты труда, а не веселье на совместном праздновании дней рождений.

Кстати, скорое увольнение на волне неудачного опыта начала профессиональной деятельности весьма скептически воспринимается работодателями. Это выглядит так, словно молодой специалист не справился с первыми трудностями взрослой жизни.

Кризис профессионального роста (23-25 лет). Типичное заблуждение молодых людей этого возраста, как отмечает Г. Шихи - «убеждение в том, что выбор, который они сделали, является окончательным». Ярко проявляется сопротивление влиянию родительского воспитания. В профессиональной сфере появляется неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Сравнивая свои «успехи» с достижениями бывших однокурсников, молодые люди усугубляют неприятные ощущения. У многих в этот период появляется потребность в повышении квалификации. А еще, как правило, в этот период создаются семьи, что неизбежно сказывается на ухудшении финансового положения.

Конечно, повышение квалификации и реальная демонстрация стремления профессионально развиваться являются хорошим способом преодоления этого кризиса. Даже если это рвение поначалу может восприниматься коллегами с усмешкой, в дальнейшем, при появлении вакантной должности именно Вашу кандидатуру могут рассмотреть в первую очередь. Смена места работы в этот период уже не воспринимается как бегство от трудностей. Более того, как рекомендует Пряжников Н.С. «в данном возрасте вообще лучше попробовать себя в разных местах, поскольку профессиональное самоопределение фактически продолжается, только уже в рамках выбранной сферы деятельности».

Иногда выходом из этого кризиса становится уход в семью, особенно у молодых женщин, воспитывающих маленьких детей или считающих, что зарабатывать должен в семье мужчина. Только в этом возрасте это не лучший выход. Таким образом, женщины сами лишают себя возможности профессионального самоопределения и развития.

Кризис профессиональной карьеры (30-33 года). Г. Шихи называет этот период попыткой «осознать свои тридцать». Здесь нередко «происходит осознание того, что выбор (выборы) в двадцать лет оказались неудачными, и стремление обвинить всех и вся». Проявляется недовольство собой и своим профессиональным статусом. При этом, иногда имеющаяся стабильная работа воспринимается как конец развития. Происходит переориентация жизненных ценностей. Некий переход от молодежных тусовок к ценностям, предполагающим большую меру ответственности.

Здесь же появляются новые смыслы в самом содержании и процессе труда. В связи с этим, лучший выход из кризиса - это переход на новую должность или работу. При этом наиболее важным качеством человека в возрасте 30-33 года становится социальная смелость и готовность к риску. Нужно рисковать и соглашаться на предложения, которые возникают в этот период жизни. Ведь если Вы будете опасаться изменить имеющееся профессиональное и должностное положение, то в скором времени Вас перестанут рассматривать как перспективного сотрудника.

Другой продуктивный способ выхода из кризиса - освоение новой специальности. Новые возможности и новые горизонты, имеющийся профессиональный опыт, энтузиазм и продуктивность будут способствовать профессиональному и личностному развитию.

Есть еще один способ выхода из кризиса, характерный для этого возраста, это эротические приключения. Как отмечает Пряжникова Е.Ю., опасность данного способа в том, что такие приключения «часто являются своеобразным «успокоением» для несостоявшегося профессионала, когда он не стремится искать пути более творческой жизненной самореализации».

Кризис профессиональной самоактуализации (36-42 года). Или кризис «середины жизни» (Г. Шихи). Характерные проявления: «утрата чувства молодости, угасание физических сил, изменение привычных ролей». «Время начинает сокращаться. Усиливается ощущение, что независимо от того, что мы делали до сих пор, в нас есть нечто, что мы подавляли, и сейчас оно рвется наружу».

Проявляется неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся к этому времени профессиональной ситуации. Зачастую негативные последствия длительной работы выливаются в профессиональные деформации (могут проявляться в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике).

На самом деле, практически все новации, нестандартные творческие решения давних проблем в организациях решаются благодаря сотрудникам, находящимся именно в этом возрасте. Творчество в профессиональной сфере - это один из способов выхода из кризиса. Для организации такие новшества хороши, и предполагают минимальный риск, поскольку такой сотрудник уже имеет хороший профессиональный стаж и опыт, при этом у него достаточно энергии и сил, он пользуется авторитетом и доверием.

Другой способ выхода из кризиса - переход на новую должность или работу. Важный момент, отмечает Пряжников Н.С., заключается в том, что если человек в этом возрасте не осмелится реализовать свои замыслы, «то всю последующую жизнь он будет сожалеть об этом».

Стремление к самореализации на качественно новом уровне и связанный с этим риск (изменения отношений с руководством, возможное ухудшение финансового положения в период перехода) зачастую становятся причиной разводов в этом возрасте. Особенно в тех семьях, где рисковать собирается «кормилец». Непринятие изменений в семье ведет к тому, что человек находит на стороне половину, которая поддерживает и принимает его новые идеи.

Итак, можно отметить, что в каждом кризисном периоде есть свои позитивные, а главное продуктивные способы выхода. Важно помнить одно - со всеми сложностями можно справиться и если самому это сделать сложно, обращайтесь к специалистам! Профессиональные психологи помогут преодолеть переход на новый уровень с меньшими потерями.

 

 

 

 

Литература:

  1. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

  1. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. - СПб., 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образование и науки Республики Татарстан.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

«Казанский национальный исследовательский технологический университет»

Дисциплина Технология Построения Карьеры

 

 

 

Тема:

«Профессиональный кризис или новые возможности?»

 

 

 

 

 

                                                                                            Выполнил студент гр.4141-71

Билалова Юлия

Принял доцент кафедры 

Наталья Ивановна Юртаева

 

Казань 2014г.

 

 


Информация о работе Классификация