Клоунский цирк Европы конца 19 века и до середины 20 века. Ведущие артисты этого периода, отличительные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 12:45, реферат

Краткое описание

Клоун (англ. clown, от лат. colonus — мужик, грубиян), в современном значении термина — цирковой, эстрадный или театральный артист, использующий приемы гротеска и буффонады. Родственные определения: шут, гаер, паяц, дурак
Само слово «клоун» возникло в начале XVI века; первоначально так назывался комический персонаж английского средневекового театра, родственный Арлекину, Полишинелю, Гансвурсту и т. п. Это был грубоватый и неловкий деревенский парень, служивший объектом насмешек городских жителей.

Вложенные файлы: 1 файл

Клоунский цирк Европы конца 19 века и до середины 20 века.docx

— 398.92 Кб (Скачать файл)

Клоунский цирк Европы конца 19 века и до середины 20 века. Ведущие  артисты этого периода, отличительные  особенности.

Я начну с рассуждения, откуда пошло слово клоун.

Клоун (англ. clown, от лат. colonus — мужик, грубиян), в современном значении термина — цирковой, эстрадный или театральный артист, использующий приемы гротеска и буффонады. Родственные определения: шут, гаер, паяц, дурак и т. д.

Само слово «клоун»  возникло в начале XVI века; первоначально так назывался комический персонаж английского средневекового театра, родственный Арлекину, Полишинелю, Гансвурсту и т. п. Это был грубоватый и неловкий деревенский парень, служивший объектом насмешек городских жителей. Роль Клоуна была насыщена грубоватыми шутками; в её исполнении традиционно был силен момент импровизации. Очень скоро Клоун проник за границы комедии — например, Уильям Шекспир часто вводит этот персонаж в свои трагедии (в русских переводах — Шут; один из самых известных шекспировских героев — Шут в Короле Лире). К XVII веку Клоун практически исчез из драматургии, сохраняясь преимущественно в эпилогах. Его имя стало нарицательным, и закрепилось за исполнителями буффонных ролей в пантомимах и балаганах.

В ходе постепенной дифференциации цирковых жанров определились основные разновидности амплуа клоуна: 
1) клоуны-мимы, главными выразительными средствами которых являются движение, жест, мимика в сочетании с трюковым действием; сюда же могут быть отнесены и клоуны-акробаты всех разновидностей (клоуны-прыгуны, клоуны-каскадеры, клоуны-эксцентрики, клоуны в номерах партерной и воздушной гимнастики, клоуны в конных номерах), а также клоуны-пародисты. 
2) клоуны разговорного жанра, в выступлениях которых главным является речь, слово (ковёрные клоуны, клоуны-сатирики, клоуны-куплетисты, реприз-клоуны, исполнители цирковых антре и другие), а также клоуны-дрессировщики. 
3) музыкальные клоуны, исполняют свои номера на разнообразных, большей частью эксцентрических, музыкальных инструментах, находясь часто во время исполнения в самых необычных положениях (игра на трубе в положении копфштейн, в стойке на одной руке и другие). 
4) коверный клоун работал у ковра (ковер готовили для следующего номера) между выступлениями других артистов цирка.  
5) клоуны-дрессировщики (в России прославились братья Дуровы, Л.Селяхин, А.Кисс, М.Бекетов, Ю.Куклачев) 6) Клоуны-акробаты: У.Ольшанский (Дания, 1890-е), В.Лазаренко (1930-е), В.Феррони (Италия, 1950-е)

Август (от нем. Dummer August — глупый Август) — амплуа клоуна в западноевропейском цирке; в русском цирке — рыжий.

Первые исполнители, развлекавшие публику в паузах между номерами, создавали образ бестолкового, суетливого рабочего манежа (униформиста), получившего  название «глупый Август». Неловкие движения Августа еще больше подчёркивали быстроту и слаженность действий настоящих униформистов. Постепенно образ приобрел самостоятельное  значение.

В конце XIX века клоуны Том Беллинг, Дж. Гюйон, выступавшие как Августы, разыгрывали в паре с белым клоуном специальные маленькие пантомимы и сценки (антре). В этих сценках Август представал грубоватым, но детски наивным хвастуном и неудачником, не лишённым хитрости. Однако эти черты существенно изменялись в трактовке различных артистов. Костюм и грим приобрели условный характер: неестественно широкие, бесформенные брюки и длинный пиджак, огромные ботинки, буффонный грим. Комизм достигался также особыми движениями, восклицаниями, интонацией, карикатурным смехом и плачем. Игра Августа строилась на контрастах. Рядом с партнёром — белым клоуном, одетым в усыпанный блестками стилизованный костюм, с белым от пудры лицом, элегантным и высокомерным, — увалень и веселый растяпа Август казался особенно нелепым и смешным.

Казими́р Петро́вич Плучс (5 ноября 1894 — 15 февраля 1975) Выдающийся цирковой артист, Белый клоун, псевдоним «Роланд». Заслуженный артист Латвийской ССР (1954).

Родился в Латвии в окрестностях города Двинска (ныне Даугавпилс), семье батраков.

 

• 1910 — Ученик в акробатической труппе Новелло.

• 1913 — Полноправный участник акробатической труппы «Римские гладиаторы» (с К. Сбышевским, позже с Я. Розенбергом).

• 1922 — Начинает выступать в качестве Белого клоуна (партнер Юлиус Морус).

• 1924—1934 — В паре с комиком Эйженом.

• 1934—1957 Партнерами на разные периоды становятся — Коко, Анатолий Дубино, Савелий Крейн, Евгений Бирюков.

• 1957 завершает цирковую деятельность и уходит с манежа.

• 1963 В Риге в свет выходит написанная Роландом книга «Белый клоун»

Казимир Плучс до сих пор считается одним из лучших представителей циркового жанра «Белый клоун».

 

Грок (наст. имя Ша́рль Адрие́н Ветта́х; 10 января 1880, Ловрес, Швейцария — 14 июля 1959, Империя, Италия) — швейцарский клоун.

С 1905 по 1906 год Брик и Грок гастролировали на территории Франции (парижский цирк «Медрано»), Бельгии, Испании, в странах Южной Америки. После расставания с коллегой Грок выступал в дуэте с известным клоуном Антонэ, а позже стал работать в одиночку. 15 августа 1911 года во время выступления в берлинском мьюзик-холле «Винтергарден» клоун впервые потерпел серьёзное фиаско, однако в октябре 1913 года он вновь побывал с гастролями в Австро-Венгрии и Германии и на сей раз выступил более удачно. В этом же году он был впервые назван «Королём клоунов». Незадолго до начала Первой мировой войны Грок также осуществил турне по городам России: Москву, Санкт-Петербург и Ригу, обернувшееся триумфом.

После войны Грок возобновил свои выступления: в 1918-1919 годах — в концертном зале «Олимпия» в Париже, в 1919-1920 годах — в залах городов США, куда он отправился с турне.

В 1931 году свет увидел фильм Грока, посвящённый ему самому. Несмотря на то, что клоун распространил его среди владельцев многих кинотеатров, успеха он не имел. Премьера фильма состоялась 24 февраля 1931 года в Берлине.

Клоун Нук (нем. Clown NUK), настоящее имя Георг Шпиллнер (нем. Georg Spillner) (14 июля 1908 (Йена, Германия) — 1 мая 1998 (Эйхенау при Мюнхене, Германия). Немецкий клоун Нук считается одним из самых известных клоунов ХХ столетия. Его образ обозначен через трогательную человеческую обыкновенность и теплоту

В 1932 г. Георг Шпиллнер начинал работать зубным врачом в г. Кала в Тюрингии. Вскоре он отказался от своей профессии и стал музыкальным клоуном. Первых успехов Нук достиг в 1937 г. в Немецком театре Мюнхена, который презентовал его как «самого известного клоуна Европы». «Фирменным знаком» Нука были огромный чемодан и большое клетчатое пальто, в котором скрывались различные музыкальные инструменты. Нук был одним из немногих выдающихся клоунов своего времени, по праву считаясь самым известным музыкальным клоуном XX века. Он выступал до 1980-х г. по всей Европе, в том числе на таких известных площадках, как Гамбургское варьете Hansatheater, «Олимпия» в Париже или театр «Фридрихштатпаласт» в Берлине, причём с неизменным успехом.

Несмотря на обрушившуюся славу («Самый нежный клоун всех времен» — так газеты титуловали его уже в 1962 г.), Нук был достаточно скромен. Несмотря на звучавшие время от времени сравнения со швейцарским клоуном Гроком (Шпиллнер не был с ним даже знаком), его сценическая программа была совершенно самостоятельным творчеством. Благодаря исключительной музыкальности (Нук играл на различных инструментах — скрипка, кларнет, флейта, губная гармошка, концертино, мандолина и саксофон) и огромному таланту артиста ему удавалось радовать тысячи зрителей по всей Европе.

В течение многих лет в  выступлениях ему ассистировала  его жена Нукелина, игравшая на пианино. Нук выступал вместе с Жозефиной Бакер, с артистом кабаре Вернером Финку и шансонье Жаком Брэлем. В 1950 г. наряду с Карлом Раддацом, Ингой Мейзель и Ханнелорой Шрот Нук снялся в художественном фильме «Taxi-Kitty».

В 1991 г. за пожертвования в пользу бывших цирковых артистов клоун Нук получил крест ФРГ «За заслуги».

 

В современном цирковом и эстрадном  искусстве клоуны работают, как правило, парами или группой (устойчивая традиционная клоунская пара — «рыжий» и «белый» клоуны). При сольном выступлении партнером «рыжего» клоуна может выступать шпрехшталмейстер или униформист; в эстрадном представлении — публика в зале или отдельный зритель.

Цирковые  клоуны имеют множество специализаций (музыкальные эксцентрики, ковёрные, акробаты, дрессировщики, пантомимисты и т. д.), однако чёткого подразделения не существует: большинство цирковых клоунов, как правило, работают в самых разных жанрах. Часто артист использует приёмы весьма сложных жанров циркового искусства, например эквилибристики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  • Макаров С. М.  Клоунада мирового цирка. — М., 2001.
  • Радунский И. С. Записки старого клоуна / Под ред. Ю. А. Дмитриева; В подготовке книги принимал участие Я. В. Энгель; Всероссийское театральное общество. — М.: Искусство, 1954. — 160, [40] с. — 30 000 экз. (в пер.)
  • Жан Старобинский. Портрет художника в образе паяца // Старобинский Ж. Поэзия и знание: История литературы и культуры. Т. 2. — М., 2002, с. 501—579
  • «Энциклопедия цирка»: том 1, Клоуны
  • «Белый клоун». К. Плучс воспоминание о цирке Рига 1963
  • «Искусство клоунады в СССР». С. М. Макаров 2010

 

В современном цирковом и эстрадном  искусстве клоуны работают, как правило, парами или группой (устойчивая традиционная клоунская пара — «рыжий» и «белый» клоуны). При сольном выступлении партнером «рыжего» клоуна может выступать шпрехшталмейстер или униформист; в эстрадном представлении — публика в зале или отдельный зритель.

Цирковые  клоуны имеют множество специализаций (музыкальные эксцентрики, ковёрные, акробаты, дрессировщики, пантомимисты и т. д.), однако чёткого подразделения не существует: большинство цирковых клоунов, как правило, работают в самых разных жанрах. Часто артист использует приёмы весьма сложных жанров циркового искусства, например эквилибристики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Известные клоуны

• Константин Берман

• Елена Воробей

• Грок

• Дубино

• Леонид Енгибаров

• Андрей Жигалов

• Мозель Василий Григорьевич

• Андрей Николаев

• Юрий Никулин

• Клоун Нук

• Карандаш (Румянцев Михаил Николаевич)

• Юрий Куклачёв

• Виталий Лазаренко (клоун)

• Анатолий Евгеньевич Латышев (Антон и Антошка)

• Генрих Максимовский

• Сим

• ЛАЛАЛА

• Роланд

• Слава Полунин

• Олег Попов

• Мусля (Алексей Сергеев)

• Штрих

• Михаил Шуйдин

• Джокер


Информация о работе Клоунский цирк Европы конца 19 века и до середины 20 века. Ведущие артисты этого периода, отличительные особенности