Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:37, реферат
Многочисленные определения термина «культура», существующие в науке, позволяют отметить основное. Культура — это сущностная характеристика человека, связанная с чисто человеческой способностью целенаправленного преобразования окружающего мира, в ходе которого создается искусственный мир вещей, символов, а также связей и отношений между людьми. Все, что сделано человеком или имеет к нему отношение, является частью культуры. Коммуникация и общение являются важнейшей частью человеческой жизни, а значит, и частью культуры.
13.Коммуникация
и культура
Многочисленные определения термина «культура»,
существующие в науке, позволяют отметить
основное. Культура — это сущностная характеристика
человека, связанная с чисто человеческой
способностью целенаправленного преобразования
окружающего мира, в ходе которого создается
искусственный мир вещей, символов, а также
связей и отношений между людьми. Все,
что сделано человеком или имеет к нему
отношение, является частью культуры.
Коммуникация и общение являются важнейшей
частью человеческой жизни, а значит, и
частью культуры. Подчеркивая их важность,
многие исследователи приравнивают культуру
к общению (коммуникации). Крупнейший американский
специалист по межкультурной коммуникации
Э. Холл утверждает, что культура — это
коммуникация, а коммуникация — это культура.
Исходя из такого толкования, многие западные
ученые образно изображают культуру в
виде айсберга, в основании которого лежат
культурные ценности и нормы, а его вершиной
является индивидуальное поведение человека,
базирующееся на них и проявляющееся прежде
всего в общении с другими людьми.
Как мы уже отмечали, только в общении
с взрослыми и сверстниками маленький
ребенок становится человеком. Только
через общение он проходит инкультурацию
и социализацию, становится представителем
своего народа и культуры. Только через
общение человек может соотносить свое
поведение с действиями других людей,
образуя вместе с ними единый общественный
организм — социум. В процессах социального
взаимодействия приобретают свою устойчивую
форму нормы, ценности и институты той
или иной культуры. Именно общение во всех
своих формах (вербальное и невербальное),
видах (формальное и неформальное), типах
(межличностное, межгрупповое, межкультурное)
наиболее полно раскрывает специфику
человеческого общества.
Каждый конкретный акт коммуникации определяется
культурными различиями собеседников.
В зависимости от специфики культурных
различий в межкультурной коммуникации
принято различать коллективистский и
индивидуалистский виды культуры. Коллективистский
вид культуры распространен преимущественно
среди восточных народов, в культурах
которых главной ценностью является отождествление
себя с коллективом. Данный вид культуры
является господствующим у народов Японии,
Китая, России и большинства африканских
стран. Зачастую представители этих культур
могут употреблять местоимение «мы», высказывая
свое личное мнение. Человек, принадлежащий
к индивидуалистской культуре, может воспринять
это высказывание как общее мнение коллектива,
но не как личное мнение говорящего. Представители
коллективистских культур часто забывают
свои личные интересы ради успешного межличностного
взаимодействия. Человек в таких культурах
оценивается по его способности устанавливать
контакт с другими людьми, и по этой способности
другие судят о его характере и компетенции.
В традиционном китайском обществе даже
нет точного слова, которое передавало
бы адекватно смысл понятия «личность»,
которое широко распространено в западных
культурах. Для японцев существует понятие
индивидуум, в первую очередь, как часть
целой группы. Когда члены японской семьи
разговаривают друг с другом, то называют
другу друга не по именам, а терминами,
указывающими на положение конкретного
человека в группе (например, невестка).
Когда сын занимает в семье место умершего
отца, то все называют его отцом, даже собственная
мать так называет своего сына.
В Японии вообще господствует убеждение,
что коллектив, группа — наиболее устойчивое
и постоянное из всех явлений общественной
жизни. Каждый отдельный индивид в группе
— ее преходящая часть, и поэтому он не
может существовать вне группы. При этом
человек по собственной воле подчиняет
себя группе. Индивидуальное развитие
личности идет за счет того, что она находит
свое место в группе. Любой групповой успех
распространяется и на каждого члена группы.
Поэтому японцы оказываются не в состоянии
понять американцев, которые чрезвычайно
динамичны в своих групповых отношениях:
они постоянно образуют различные группы,
переходят из одной в другую и меняют свои
убеждения. Для японца покинуть группу
означает потерять идентичность.
Там, как только человек становится
работником предприятия, он становится
составной частью группы и остается
таковым до конца жизни. Новый
работник находится в подчинении
у пришедших ранее и
И напротив, в индивидуалистских культурах
акцент делается на личность, и главной
ценностью в них является индивидуализм.
Такая ориентация в большей степени распространена
в западной культуре. Там каждый человек
имеет свои принципы и убеждения. В этих
культурах все поступки человека направлены
на себя. Индивидуализм является наиболее
характерной чертой поведения американцев.
В отличие от представителей японской
культуры, которые стараются всегда быть
незаметными и не выделяться из общей
массы, американцы считают, что их поведение
должно быть напористым и отличаться уверенностью
действий, которые ведут к жизненному
успеху и признанию в обществе.
Закономерно, что тот или иной вид культуры
порождает свой тип общения. Так, представители
коллективистских культур стараются избегать
прямых взаимодействий и делают акцент
на невербальных средствах коммуникации,
которые, по их мнению, позволяют им лучше
выяснить и понять намерения собеседника,
определить его отношение к ним. Со своей
стороны, представители индивидуалистских
культур предпочитают прямые формы общения
и открытые способы решения конфликтов.
Поэтому в процессе коммуникации они используют
преимущественно вербальные способы.
Общение происходит на трех уровнях: коммуникативном,
интерактивном и перцептивном. Коммуникативный
уровень представляет собой общение посредством
языка и культурных традиций, характерных
для той или иной общности людей. Результатом
этого уровня взаимодействия является
взаимопонимание между людьми. Интерактивный
уровень — это общение, учитывающее личностные
характеристики людей. Оно приводит к
определенным взаимоотношениям между
людьми. Перцептивный уровень дает возможность
взаимного познания и сближения людей
на этой рациональной основе. Он представляет
собой процесс восприятия партнерами
друг друга, определение контекста встречи.
Перцептивные навыки проявляются в умении
управлять своим восприятием, «читать»
настроение партнеров по вербальным и
невербальным характеристикам, понимать
психологические эффекты восприятия и
учитывать их для снижения его искажения.
16.
Определение коммуникации, общения.
Соотношение этих понятий
В жизни человека процессы общения, коммуникации
играют чрезвычайно важную роль. Поэтому
неслучайно процесс общения, коммуникации
привлекает внимание специалистов в самых
разных областях знания: философии, психологии,
социологии, культурологии, лингвистики
и др. Наиболее активно процессы общения
начали изучаться со второй половины XX
века. Так, в 1950—1960-е годы наибольший научный
интерес вызывали способы формализации
сообщения, его кодирование и декодирование,
передача информации от адресанта к адресату.
Эти исследования шли в рамках новых тогда
наук: кибернетики и информатики. Общение
в них рассматривалось как односторонний
информационный процесс, в котором наибольшее
внимание уделялось способам формализации
сообщения, а большая часть определений
общения сводилась к идее передачи информации
от автора к адресату.
В 1960—1970-е годы различные аспекты процесса
общения заинтересовали психологов и
лингвистов, которые основной акцент сделали
на психологические и социальные характеристики
общения, семантическую интерпретацию
коммуникативных актов, правилах и особенностях
речевого поведения. Общение теперь определяется
как деловые или дружеские взаимоотношения,
обмен мыслями при помощи языковых знаков.
Свое внимание исследователи при этом
сосредоточили на психологических характеристиках
участников общения, особенностях речевой
деятельности, правилах речевого поведения,
но почти не обращались к анализу механизма
общения.
В 1980-е годы различные способы общения
стали изучаться социологами, занимавшимися
анализом социальной сущности общения,
которое понималось как следствие закономерностей
функционирования общества, взаимодействия
его членов, становления и развития личности,
организаций, общественных институтов.
Тогда же появился логико-семиотический
и культурологический интерес к общению,
который удовлетворялся в рамках социо-
и психолингвистики. В рамках этих научных
направлений стало возможным связать
коммуникативный акт с личностью участника
общения, понять общение как феномен того
или иного типа культуры.
При изучении процессов общения зарубежные
исследователи давно стали использовать
понятие «коммуникация». Этот термин позднее
был принят и отечественными учеными.
В отечественной литературе понятия «общение»
и «коммуникация» зачастую употребляются
как синонимы, хотя при более внимательном
подходе между ними обнаруживаются некоторые
различия.
В англоязычной лингвистической литературе
термин «коммуникация» понимается как
обмен мыслями и информацией в форме речевых
или письменных сигналов, что само по себе
является синонимом термина «общение».
В свою очередь, слово «общение» обозначает
процесс обмена мыслями, информацией и
эмоциональными переживаниями между людьми.
В таком случае действительно нет разницы
между общением и коммуникацией. Именно
так рассуждают лингвисты, для которых
общение — это актуализация коммуникативной
функции языка в различных речевых ситуациях.
В психологической и социологической
литературе общение и коммуникация рассматриваются
как пересекающиеся, но несинонимические
понятия. Здесь термин «коммуникация»,
появившийся в научной литературе в начале
XX века, используется для обозначения
средств связи любых объектов материального
и духовного мира, процесса передачи информации
от человека к человеку (обмен представлениями,
идеями, установками, настроениями, чувствами
и т.п. в человеческом общении), а также
передачи и обмена информацией в обществе
с целью воздействия на социальные про
цессы. Общение же рассматривается как
межличностное взаимодействие людей при
обмене информацией познавательного или
аффективно-оценочного характера. В числе
основных функций общения также выделяются
контактная, призванная удовлетворить
потребность человека в контакте с другими
людьми, и воздейственная, проявляющаяся
в постоянном стремлении человека
определенным образом
воздействовать на своего партнера. Поэтому
общение означает воздействие, обмен
мнениями, взглядами, влияниями, а также
согласование или потенциальный
либо реальный конфликт.
Существует точка зрения, что базовой
категорией является коммуникация, которая
между людьми протекает в форме общения
как обмен знаковыми образованиями (сообщениями).
Но существует и противоположная трактовка
соотношения понятий «общение» и «коммуникация»,
в которой основной категорией считается
общение, а в структуре последнего выделяются
коммуникация (обмен информацией), интеракция
(организация взаимодействия и воздействия),
перцепция (чувственное восприятие как
основа взаимопонимания). При этом коммуникация
выступает своего рода посредником между
индивидуальной и общественно значимой
информацией. Здесь в обоих случаях несмотря
на внешние различия основной упор делается
на механизм, который переводит индивидуальный
процесс передачи и восприятия информации
в социально значимый процесс персонального
и массового воздействия.
Таким образом, понятия «общение» и «коммуникация»
имеют как общие, так и отличительные признаки.
Общими являются их соотнесенность с процессами
обмена и передачи информации и связь
с языком как средством передачи информации.
Отличительные признаки обусловлены различием
в объеме содержания этих понятий (узком
и широком). Это связано с тем, что они используются
в разных науках, которые на первый план
выдвигают различные аспекты этих понятий.
Будем считать, что за общением в основном
закрепляются характеристики межличностного
взаимодействия, а за коммуникацией закрепляется
дополнительное значение — информационный
обмен в обществе. На этом основании общение
представляет собой социально обусловленный
процесс обмена мыслями и чувствами между
людьми в различных сферах их познавательно-трудовой
и творческой деятельности, реализуемый
главным образом при помощи вербальных
средств коммуникации. В отличие от него
коммуникация — это социально обусловленный
процесс передачи и восприятия информации
как в межличностном, так и в массовом
общении по разным каналам при помощи
различных вербальных и невербальных
коммуникативных средств.
жкультурной коммуникации. Объект, предмет и методы
исследования, междисциплинарные связи.
С начала своего возникновения
межкультурная коммуникация формировалась
как межпредметная дисциплина. При
создании Института службы за границей
Эдвард Холл привлек к работе антропологов,
лингвистов, психологов, социологов. Первые
учебные программы и методики обучения
межкультурному общению заимствовались
из разных наук. Это изначально придало
межкультурной коммуникации эклектичный
характер. Однако эта эклектичность самым
положительным образом сказалась на содержании
курса межкультурной коммуникации, поскольку
ее междисциплинарный характер позволил
переосмыслить многие традиционные представления
и методы, открыл новые аспекты исследований
проблемы межкультурных контактов. Сотрудники
института были специалистами в разных
науках, и в своей работе они опирались
прежде всего на достижения своих наук.
Закономерно, что все полезные достижения
различных областей научного знания постепенно
интегрировались в самостоятельную дисциплину
со своим предметом и методом.
На основе американского опыта преподавания
межкультурной коммуникации были разработаны
учебные программы и в ряде западно-европейских
университетов. Эти программы также имеют
междисциплинарный характер, поскольку
основываются на достижениях фольклористики,
этнологии, лингвистики и других смежных
наук.
Из всех наук о культуре наибольший объем
теоретических и методологических знаний
и практического опыта в области исследований
МКК накоплен фольклористикой и этнологией.
Поэтому сложились два направления исследований
межкультурной коммуникации. Первое из
них, основывающееся на фольклористике,
носит описательный характер. Его задачами
являются выявление, описание и интерпретация
повседневного поведения людей с целью
объяснения глубинных причин и детерминирующих
факторов их культуры.
Второе направление, имеющее культурно-антропологический
характер, предметом своих исследований
имеет различные виды культурной деятельности
социальных групп и общностей, их нормы,
правила и ценности. Социальная дифференциация
общества (семья, школа, церковь, производство
и т.д.) порождает в каждой группе свои
нормы и правила поведения. Знание их позволяет
быстро и эффективно разрешать ситуации
межкультурного непонимания, нормально
организовать рабочий процесс в многонациональных
коллективах и т.д.
Методологические подходы других дисциплин
(психологии, педагогики, социологии, теории
коммуникации и др.) оказываются всегда
более ограниченными предметно. Они, как
правило, направлены на рассмотрение конкретных
аспектов межкультурной коммуникации
и в своих исходных посылках основываются
зачастую на теоретических и методологических
положениях этнологии. Однако несмотря
на различия в методологических подходах
и аспектах исследований межкультурной
коммуникации в различных науках большинство
ученых придерживаются мнения, что основными
целями исследований в области МКК являются:
• систематическое изложение основных
проблем и тем межкультурной коммуникации,
овладение основными понятиями и терминологией;
• развитие культурной восприимчивости,
способности к правильной интерпретации
конкретных проявлений коммуникативного
поведения в различных культурах;
• формирование практических навыков
и умений в общении с представителями
других культур.
Разработка новой учебной дисциплины
и создание нового учебного курса, носящего
интегративный характер и не имеющего
аналогов в действующей системе образования,
вдвойне сложное и ответственное дело.
Так, хотя преподавание межкультурной
коммуникации в США началось более 20 лет
назад, все же эта дисциплина до сих пор
имеет преимущественно вспомогательный
характер и только в редких случаях существует
как самостоятельный предмет, а тем более
как отдельная специализация. Однако многолетний
опыт преподавания и многочисленные исследовательские
работы в этой области позволяют сегодня
выделить
научно-методические особенности
и организационные проблемы преподавания
этого курса.
Основоположник межкультурной коммуникации
Э. Холл подразумевал под ее преподаванием
межкультурное обучение, основывающееся
на практическом использовании фактов
межкультурного общения людей, возникающих
при непосредственных контактах с носителями
других культур. Учебный процесс он понимал
как процесс анализа конкретных примеров
межкультурного общения, в результате
которого расширяется межкультурная компетенция
обучающихся и преодолеваются трудности
в повседневном общении с людьми из другой
культуры. Целым рядом западных ученых
был описан собственный опыт преподавания
межкультурной коммуникации и предложены
модели организации межкультурного обучения,
среди которых наиболее известными являются
модели Хупса и Беннета.
Знакомство с работами западных ученых
позволяет сделать вывод, что межкультурное
обучение отличается от других образовательных
направлений по нескольким параметрам.
Главное отличие состоит в том, что необходимые
знания и навыки приобретаются преимущественно
посредством прямых культурных контактов.
Это требует зачастую полного или частичного
абстрагирования от привычной системы
толкования различных культурных феноменов
и влечет за собой значительные когнитивные
и аффективные изменения. Эти изменения
можно продемонстрировать на примере
культуры вкусовых представлений: на познавательном
уровне считается, что предложенное непривычное
блюдо другой национальной кухни необходимо
попробовать. На эмоциональном уровне
это предложение может вызвать бурную
эмоциональную реакцию и вывести участников
коммуникации из равновесия. Препятствия
такого рода в большинстве случаев возникают
неожиданно, чаще всего при столкновении
с элементами чужой культуры.
Как считают некоторые западные ученые,
обучение межкультурной коммуникации
может породить противоречия с собственной
культурной идентичностью: возникает
страх потерять ориентацию в привычном
социокультурном пространстве, утратить
идентичность и потерять поддержку своей
группы. Процесс межкультурного обучения
должен учитывать возможности появления
такого рода противоречий. Естественным
приемом против возникновения таких ситуаций
служит принцип открытости и спорности
в организации процесса обучения. Последний
должен восприниматься обучающимися как
процесс поиска, в котором должны быть
задействованы как познавательный, так
и эмоциональный уровни сознания.