Контрольная работа по «Русский язык и культура речи»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:23, контрольная работа

Краткое описание

Правописание безударных гласных в корне.
Непроверяемые безударные гласные в корне.
Чередующиеся гласные в корне.
Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня.

Вложенные файлы: 1 файл

русский.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

 

Мизантроп - человеконенавистник, кто ненавидит людей вообще.

 

Оккультизм - общее название учений, признающих существование скрытых  сил в человеке и космосе, доступных  лишь для «посвященных», прошедших  специальную психическую тренировку. В философском плане ближе всего к гилозоизму и пантеизму.

 

Панацея — всеобщее лекарство, снадобье от всех болезней, зелье долголетия, чего искали алхимики.

 

Плеоназм — разновидность  речевой избыточности: повторение в  тексте близких по смыслу и потому ненужных слов и оборотов речи, употребление лишних обстоятельств или определений.

 

Прерогатива — исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу.

 

Сентенция — изречение  нравоучительного характера; приговор военного суда в России в 1720-1917; устаревшее название судебного решения, приговора.

 

Фанаберия — кичливость, спесь, гордость, надменность

 

 

  • Задание 4.

  • Разделите данные слова на две группы:

    1) согласный  звук в позиции перед / е / произносится мягко;

    2 )согласный  звук в позиции перед / е / произносится твердо.

    Запишите полученный результат.

     

    1 группа:

    академик, аутсайдер, депозит, депеша,  гипотеза, девальвация, депеша, непрезентабельный, телефакс, фанера,  шинель, резюме, термин, лютеранин, компетентный,  пресса,  резидент,  рейс, рейтинг, бекон, брюнет, резервуар, эфемерный, антресоли.

     

     

    2 группа:

    Агрессия, анестезия, бизнес,  генезис, кафе, коэффициент, темп, менеджер, чартер, свитер, кодекс, компьютер,  интервал, интерферон, реквием,  интерн, интернат, атеист, фортель, адепт, артезианский.

  • Задание 5.

  • Разделите данные слова на три группы,  в зависимости  от варианта произношения -ЧН -:

    1) слова, где  произносится / - ЧН - /;

    2) слова, где  произносится / -  ШН -/;

    3) слова, где  возможны оба варианта произношения.

    Запишите полученный результат.

    1 группа:

    вторично, бутылочный, съемочный, молочная каша, молочник, брусничный морс, взяточник,  пряничный,  песочный,  лубочная картинка, мелочный,

    2 группа:

    Скворечник, пустячный, нарочно, Саввична, скучный, Кузьминична, двоечник,  яичница,  конечно, Никитична.

    3 группа:

    копеечный, сердечный,

  • Лексика

  • Задание 1.

  • Найдите ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления  и смысловой связи слов.

    Запишите исправленный вариант.

    1. Из-за пожара, вспыхнувшего от костра, сгорел большой участок леса.
    2. Этот человек был полный невежда в вопросах искусства.
    3. Если за собаками в течение трех дней не явятся владельцы, животные будут уничтожены.
    4. В современной науке поражает множество различных теорий о происхождении алфавита.
    5. Он не оплатил  проезд в автобусе.
    6. Утверждая документацию, директор совхоза ставит на ней свою подпись.
    7. Наконец наступила долгожданная весна, звенят ручьи, на улицах ведутся весенние работы, повсюду произведена подрезка зеленых насаждений.

  • Задание 2.

  • Раскройте скобки, выберите подходящие по смыслу слова (паронимы).

    Запишите исправленный вариант.

    1. Люди простодушные принимают желаемое за действительное.
    2. Автор брошюры не приводит никаких обоснований для своих выводов.
    3. Несколько раз в течение суток по радио производится проверка времени.
    4. В толковых словарях даются различного рода стилистические  пометки.
    5. Многим студентам нашей группы  предоставилась возможность принять участие в диалектологической экспедиции.
    6. Предложенное в статье решение кажется проблематичным.
    7. С героем фильма постоянно происходят какие-то романтические истории.
    8. Редактор прочитал рукопись и внес в нее некоторые стилистические поправки.
    9. Утвержден статус  новой организации, объединяющей любителей природы.
    10. Идеалом счастья Обломов считал сытую жизнь.
    11. Оратор медленно произносил слова, придавая каждому из них особенную значительность.

  • Задание3.

  • Определите  значения слов, выступающих в качестве паронимов.

    Составьте и запишите с  каждым из них по одному словосочетанию.

    Интеллигентские – интеллигентные, туристический – туристский, болотистый – болотный, экономный – экономический, человеческий – человечий, обличие  – обличение, существо – сущность, проблемный – проблематичный, удачный  – удачливый.

     

    Интеллигентские — относящийся к интеллигенту, к интеллигенции, принадлежащий им, свойственный им (чаще о свойствах старой, буржуазной интеллигенции).

    Интеллигентская слабость.

     

    Интеллигентные —  образованный, культурный; свойственный, присущий интеллигенту, интеллигенции. Интеллигентная внешность.

     

    Туристический — связано  по смыслу с существительным туризм, значит «относящийся к туризму». Туристическое  бюро.

     

    Туристский - относящийся  к туристу (туристам). Туристская палатка.

     

    Болотистый - изобилующий  болотами, заболоченный; топкий как болото. Болотистая внешность.

     

    Болотный - относящийся  к болоту, свойственный ему; предназначенный  для работ на болоте, передвижения по болоту. Болотная вода.

     

    Экономный -  бережливо  расходующий что-либо, соблюдающий  экономию. Экономный хозяин.

     

    Экономический - относящийся к экономике, хозяйственный. Экономическая деятельность.

     

    Человечный - достойный  звания человека, отзывчивый, гуманный. Человечный подход.

     

    Человечий — относящийся  к человеку, принадлежащий, свойственный ему. Человечий род.

     

    Обличие - лицо, наружность. Странное обличие.

     

    Обличение - порицание, разоблачение. Яростное обличение порока.

     

    Существо - предмет индивидуализированный  и обладающий душою. Живое существо.

     

    Сущность - философское  постоянное основное свойство вещи, без  которого она немыслима; атрибут субстанции. Сущность индивида.

     

    Проблемный - заключающий  в себе проблему, посвященный исследованию, разрешению какой-нибудь проблемы. Проблемная статья.

     

    Проблематичный - предположительный, только вероятный, неокончательный, остающийся еще проблемой. Проблематичное объяснение.

     

    Удачный — успешный. Удачная  неделя.

     

    Удачливый — счастливый, везучий. Удачливый человек.

  • Задание 4.

  • Замените выделенные иноязычные слова русскими синонимами.

    Запишите исправленный вариант.

    1. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшиеся либералами, относились равнодушно к вопросам религии.
    2. Среди собравшихся преобладали представители молодежи.
    3. Девушка по секрету призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее больше подходит ее внешности.
    4. Эффективность режима экономии во многом зависит от того, насколько ограничиваются финансовые расходы.

  • Задание 5.

  • Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение.

    Как говорят:

    1. о том, кто часто меняет свои решения; (у него семь пятниц на неделе)
    2. о том, кто часто бездельничает; (он бьет баклуши/плюет в потолок)
    3. о человеке, который пришел не вовремя, некстати; (нелегкая принесла)
    4. о кротком, безобидном человеке; (он и мухи не обидит/ тише воды, ниже травы)
    5. о человеке высокого роста; (как каланча пожарная)
    6. о болтливом человеке; (у него язык без костей)
    7. о бесследном исчезновении кого-либо; (канул в лету;/как под землю провалился)
    8. о положении, когда опасность грозит со всех сторон; (из огня да в полымя)
    9. о чувстве большой неловкости, стыда; (готов сквозь землю провалиться)
    10. об очень дальних родственниках; (седьмая вода на киселе)
    11. о бесшабашном человеке; (без царя в голове)
    12. о беспорядке, неразберихе, царящих где-либо; (черт ногу сломит/вавилонское столпотворение)
    13. о том, кто не знает чего-либо, всем известного; (дубина стоеросовая/ с луны свалился/вчера родился)

  • Грамматика

  • Задание 1.

  • Определите  род существительного.

    Женский род:

    пемоксоль, плащ-палатка, иваси, «Юманите», колибри, авеню, салями, цеце.

     

    Мужской род:

    кофе, тюль, атташе, ВУЗ, кенгуру, толь, рефери, МИД, шампунь, сулугуни, шимпанзе, Хоккайдо.

     

    Средний род:

    повидло, ООН, коммюнике, меню, купе, пенни, реле, сабо, танго, эскимо,

     

    Множественное лицо:

    бигуди,

     

  • Задание 2.

  • Запишите имена  существительные в форме множественного числа.

    1. Заводские (корпус) - корпуса
    2. Опытные (штурман) - штурманы
    3. Морские (порт) - порты
    4. Молодые (инженер) - инженеры
    5. Опытные (бухгалтер) - бухгалтеры
    6. Дорожные (инспектор) - инспекторы

  • Задание 3.

  • Поставьте существительные, данные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа.

    Запишите полученный вариант.

    1. Пачка (макароны) – нет пачки макарон
    2. Группа (грузины) – нет группы грузин
    3. Пять (кочерга) – нет пяти кочерг
    4. Килограмм (мандарины) – нет килограммов мандаринов
    5. Порция (оладья) – нет порций оладий

  • Задание 4.

  • Раскройте скобки, употребив нужную форму выделенного имени (отчества), фамилии. Кратко объясните свой ответ.

    1. Наталья не любила произведения Эриха Марии Ремарк.
    2. Мне очень нравились фильмы с Фанни Ардан.
    3. Ответ на этот вопрос вы найдете в пособии Дитмара Эльяшевича Розенталь.
    4. После матча мне удалось взять автограф у самого Александра Буре.
    5. На занятии мы долго спорили о концепции Александра Владимировича Бондарко.
    6. Эту пантомиму уже показывали по НТВ в исполнении Марселя Марсо.
    7. У Этели Лилиан Войнич только три законченных романа.
    8. В молодости он снимался с Чарльзом Чаплиным.
    9. Это пособие составлено Валентиной Даниловной Черняк.
    10. Сценарий к «Дерсу Узала» Ю.Нагибин писал совместно с Акирой Куросавой.

  • Язык как средство общения

  • Задание 1.

  • Дайте развернутые  ответы на вопросы (письменно).

    1. Что такое литературный язык? Перечислите основные признаки литературного языка.
    2. Какие функциональные стили выделяются в русском литературном языке? Подберите  образцы текстов (8 – 10 предложений), написанных в разных функциональных стилях.

     

     

    1. Литературный язык — наддиалектная подсистема (форма существования) национального языка, которая характеризуется такими чертами, как нормативность, кодифицированность, полифункциональность, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка. Достояние всех, кто владеет его нормами. Он функционирует как в письменной, так и в разговорных формах. Язык художественной литературы (язык писателей), хотя обычно и ориентируется на те же нормы, заключает в себе много индивидуального, не общепринятого. В разные исторические эпохи и у разных народов степень близости литературного языка и языка художественной литературы оказывалась неодинаковой.

    Информация о работе Контрольная работа по «Русский язык и культура речи»