Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:55, контрольная работа

Краткое описание

1. Определите категориальный аппарат культурологии. Раскройте каждую категорию и приведите примеры.
2. Дайте определение терминам: человек, культура, общество, цивилизация. Какое влияние оказывает человек на религию, культуру, общество и цивилизацию?
3. Культура Древней Индии: временные рамки, географическое положение, верования, духовная и материальная составляющая. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие человечества?

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология вар 4 контр работа.docx

— 36.44 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО  «Иркутский государственный технический  университет»

Заочно-вечерний факультет

Кафедра общеобразовательных  дисциплин

 

Контрольная работа

по культурологии

 

                                                                                         Вариант, тема №4

Студент:            Группа,№ зачетной книжки

_

Проверил:

Преподаватель: Горощенова О.А.

Должность _ доц. Каф. ООД ЗВФ

Оценка:___________________

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск, 2012

 

Вариант 4

1. Определите категориальный аппарат культурологии. Раскройте каждую категорию и приведите примеры.

2. Дайте определение терминам: человек, культура, общество, цивилизация. Какое влияние оказывает человек на религию, культуру, общество и цивилизацию?

3. Культура Древней Индии: временные рамки, географическое положение, верования, духовная и материальная составляющая. Как повлияла данная культура на дальнейшее развитие человечества?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определите категориальный аппарат культурологии. Раскройте каждую категорию и приведите примеры.

Культура - это сложная, многоуровневая система. Специалисты, занимающиеся структуированием культуры, предлагают следующую её схему. Культура подразделяется по её носителю. Выделяется, прежде всего, мировая и национальная культуры. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, её неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведение хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности. В соответствии с конкретными носителями выделяются также культуры социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры.

Культура  делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления  является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяются материальная и духовная культуры. Однако, надо иметь в виду, что их подразделение часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.

Важная особенность материальной культуры состоит в том, что она  не сводится ни к материальной жизни  общества, ни к материальному производству, ни к материально-преобразующей  деятельности. Материальная культура характеризует материальную деятельность с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить  его способности, творческие возможности, дарования. В материальную культуру входят:

  1. культура труда и материального производства,
  2. культура быта,
  3. культура топоса, т.е. места жительства,
  4. культура отношения к собственному телу и к телу другого человека,
  5. физическая культура, спорт, гигиена и медицина.

Духовная  культура, аналогично материальной, не сводится к духовной деятельности. Духовная культура характеризует эту  деятельность с точки зрения ее влияния  на развитие человека. Духовная культура включает в себя:

  1. познавательную (или интеллектуальную) культуру,
  2. нравственную культуру,
  3. художественную культуру,
  4. правовую культуру,
  5. педагогическую культуру,
  6. религиозную культуру,
  7. философскую культуру.

Есть ряд  видов культуры, которые нельзя отнести  только к материальной или духовной. Это так называемые синтетические  виды культуры. Они представляют собой  «вертикальное» сечение культуры, пронизывая всю ее систему. К ним относятся  экономическая культура, политическая культура, экологическая культура и  эстетическая культура.

Культура  также делится по признаку актуальности. Актуальная культура - это та, которая  находится в массовом обиходе  в ту или иную эпоху. Каждая эпоха  создает свою актуальную культуру. Когда она уходит в прошлое, то становится неактуальной, несовременной  для данного времени.

Таким образом, структура культуры является сложным  многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют  друг с другом, образуя единую систему  такого уникального явления, каким  предстает перед нами культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определите категориальный аппарат культурологии. Раскройте каждую категорию и приведите примеры.

Первое научное определение  культуры принадлежит Э. Б. Тайлору: «Культура... слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком или членом общества». Однако в современной науке не существует всеобъемлющего определения культуры. В 1952 г. американские ученые А. Кребер и К. Клакхон подсчитали, что в период с 1871 г. по 1919 г. было дано 7 определений культуры, в последующие тридцать – 157 определений. Другой американский ученый А. Моль в 1968 г. насчитывал около 250 определений. В настоящее время существует более 500 определений понятия культуры. Категория культуры остается открытой в силу своей многомерности и многоаспектности. В 1983 г. на Всемирном философском конгрессе была осуществлена попытка систематизировать существующие подходы к пониманию феномена культуры.

Можно выделить следующие современные  подходы к пониманию явления  культуры:

  • генетический – оценивает культуру как возникающие в ходе общественного развития отличия человеческой жизнедеятельности от других форм биологической жизни: «Культура обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков» (З. Фрейд);
  • деятельностный – рассматривает культуру как процесс деятельности человека и общества: «Культура – это специфически человеческий способ деятельности» (Э. Маркарян), гуманистический аспект данного подхода обращает внимание на процесс производства самого человека (В. Межуев), социологический аспект – на процесс создания общества (К. Клакхон);
  • гносеологический – понимает под культурой совокупность знаний о мире: «Культура – это интеллектуальный аспект искусственной жизни, которую человек создает в ходе своей социальной жизни» (А. Моль);
  • аксиологический – представляет культуру совокупностью ценностей: «Культура – воплощенные ценности» (Н. Чавчавадзе);
  • нормативный – изучает культуру в качестве системы, регулирующей поведение человека в обществе: «Культура – система регулятивов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеческим разумом» (В. Давидович и Ю. Жданов);
  • знаковый (семиотический) – воспринимает культуру как механизм и сферу образования и функционирования совокупности знаков и значений, обеспечивающих коммуникацию членов сообщества: «Культура – совокупность текстов, точнее, механизм, создающий совокупность текстов» (Ю. Лотман);
  • информационный – описывает культуру как способ хранения и передачи социально значимой информации: «Культура – система хранения и передачи социального опыта, основу которого составляет достигнутый обществом уровень развития сущностных сил человека» (В. Конев);
  • технологический – исследует культуру как совокупность форм и методов человеческой жизнедеятельности: «Культура – технология деятельности» (З.Файнбург);

 

  • символический – представляет культуру процессом возникновения и движения символических форм отражения мира в сознании человека: «Культура – процесс самоосвобождения человека» (Э. Кассирер);
  • системный – исходит из того, что культура является системообразующим фактором человеческого способа существования: «Культура – единство всех форм традиционного поведения» (М. Мид).

Следует обратить внимание, что между  подходами не существует жестких  границ, кроме того, могут быть выделены и другие подходы к определению  культуры..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определите категориальный аппарат культурологии. Раскройте каждую категорию и приведите примеры.

Понятие  культуры  восходит к  античным временам. Первоначально культурным  считался человек, который знал как возделывать землю. От возделывания  почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым).

Культура  -  это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры.

Сложность  понятия культуры отражает значимость культуры

для человека.  Это  универсальное  понятие, через которое раскрываются частные понятия (история, человек  и др.).

Основные научные  аспекты культуры:

1. Теологический аспект.

Этот аспект раскрывает цель человеческой жизни и культуры.

2.Бихевиоризм или Поведенческий аспект.

Между понятием поведения и культуры очень тонкая грань. В этом понятии культура универсальна.

3. Психологический.

Здесь культура это не сами поступки, а мотивы и  смыслы, которые движут поведением человека.

4. Культура - это система, такая же, как и другие

системы нашего мира (химическая, физическая и др.).

5. Аксиологический аспект.

Культура - это ценности, нормы и правила.

6. Культура это деятельность.

Деятельность  меняется, поэтому культура - это  механизм деятельности. 7. Семиотический  аспект.

Семиотика - наука о знаках.

8. Антропологический аспект.

Культура - это человек, а человек  граница всего.

9. Функциональный аспект.

 Культура - это свойства, функции человека, группы, общества. Культурология   рассматривается как интегративная наука

(интеграция  объединение).  Культурология объединяет  все. Раньше культурология растворялась  в других науках, а теперь объединяет  их. Связи этих наук взаимные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Дайте определение терминам: человек, культура, общество, цивилизация. Какое влияние оказывает человек на религию, культуру, общество и цивилизацию?

ЧЕЛОВЕК — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек наделен сознанием, речью, способностью трудиться, создавать ценности. В античное время Ч. определяли как гражданина, носителя духа. Христианство видело и видит в человеке душу и тело, их противостояние. Добродетели человека — это вера, совесть, смирение. В эпоху Возрождения подчеркивали гармонию души и тела, творческие возможности человека, ставили его в центр Вселенной. В новое время утверждается, что душа равна сознанию, а тело подчинено законам природы. Позже человек понимается как деятельное самосознание, особо выделяются чувства, воля, игра жизненных сил, интуиция, переживание страха конечности существования. На новых ступенях развития человека, его психики, человеческого общества, у него появляются и новые свойства, которые на предыдущих этапах выступали как тенденции. Их появление свидетельствует о развитии человека в целом.

Культура -"возделывание, обработка, развитие, почитание" и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.д.), а также воспитание и обучение самого человека.

 

Общество – это система отношений и способов объективного воздействия на человека. Внутренняя жизнь человека не заполняется социальными требованиями.

В современной культурологии оппозиция “Культура - цивилизация” снимается, если понимать цивилизацию как некоторый продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющую.

Цивилизация - это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств функционирования и совершенствования человека, общества, определенный результат функционирования культуры, средство и условие ее изменения. Такое понимание соотношения культуры и цивилизации встречается и в западной (в частности, в американской) науке: цивилизация есть вся совокупность организационных средств, с помощью которых люди пытаются достигнуть тех целей, которые зашифрованы в понятии “культура”.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"