Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 18:53, контрольная работа
1. Предыстория культурологии: анализ культуры в истории философской мысли от Античности до Нового времени. Формирование культурологии как самостоятельной науки к середине ХХ века.
2.Предмет культорологии. Место культорологии в системе гуманитарного знания. Теоретическая и прикладная культурология.
3. Основные методы культурологии.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Предыстория культурологии: анализ культуры в истории 4 философской мысли от Античности до Нового времени.
1.1Предыстория культурологи 4
1.2. Этапы становления культурологии. 6
1.3. Философское осмысление культуры. 7
2.Предмет культурологии. Место культурологии в системе 8 гумонитарного знания.Теоритическая прикладная культурология.
2.1. Предмет культурологии. 8
2.2 Место культорологии в системе гуманитарного знания 10
2.3. Теоретическая и прикладная культурология 11
3.Основные методы культурологии. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Как было упомянуто выше, предметом культурологи является культура, а объектом выступают творцы и носители культуры - люди, а также различные культурные явления, протекающие в обществе, учреждения, связанные с культурой, деятельностью людей и общества в целом.
2.2 Место культорологии в системе гуманитарного знания
Культурология - это комплексная наука, изучающая генезис, структуру, закономерности развития и функционирования культуры как особой формы бытия человека и общества. Объектом ее изучения является культура как системное целое и образующие ее элементы. Предметная область культурологической науки включает в себя такие вопросы, как анализ самого понятия культуры, классификацию ее на основные виды и типы; исследование общих закономерностей культурно-исторического процесса, выявление особенностей культурно-исторических эпох; осмысление роли культуры в жизни человека, общества и многие другие.
В комплекс культурологического знания входят следующие научные дисциплины.
Теория культуры ставит своей целью изучение структуры, динамики, видов и типов культуры, закономерностей и механизмов ее функционирования и воспроизводства. Этот раздел культурологической науки представлен различными направлениями, школами и концепциями.
История культуры дает знание об основных культурно-исторических типах и важнейших этапах в развитии мировой и национальных культур, изучает культурные события в их хронологии и описывает конкретные культурные явления. Тем самым образуется необходимая точка отсчета в исследовании феноменов современной культуры.
Объектом анализа социальной культурологии или социологии культуры является функционирование культуры в социуме; традиции, нормы, обычаи, ценностные приоритеты людей, принадлежащих к определенным общественным группам, а также социальные институты культуры.
В
последнее время статус самостоятельной
научной дисциплины стремится обрести
психология культуры, изучающая реакции
человека на культурные явления и
объясняющая личностные черты и
своеобразие поведения
2.3. Теоретическая и прикладная культурология
Как наука культурология делится на фундаментальную и прикладную. Первая анализирует наиболее общие, универсальные проблемы культуры, закономерности ее развития и функционирования. Ее задача - разработка категориального аппарата и методов исследования культурных феноменов. Вторая вырабатывает конкретные рекомендации для регулирования и управления культурными процессами в масштабах, как всего государства, так и специальных (профильных) учреждений, организаций; нормы этикета, регулирующие межличностное общение людей в разных сферах их жизни.
Культурология взаимодействует со многими другими науками. Культура как объект исследования привлекает к себе внимание представителей различных отраслей гуманитаристики - психологов, лингвистов, историков, искусствоведов, этнографов, археологов, антропологов и многих других специалистов. Все они рассматривают определенные области и аспекты культуры. Ее отдельные формы (мораль, религию, искусство, политику, право, экономику, быт, праздник, ритуал и т.д.). Специалист же культуролог обращается к смежным исследованиям, чтобы от конкретного эмпирического материала перейти к теоретическому анализу внутренних закономерностей развития и функционирования культуры, определить ее роль в жизни общества и личности.
Таким образом, специфика культурологии как научной дисциплины состоит в ее комплексном, интегративном характере.
Кроме того, в культурологическом знании обязательно присутствуют национальный и региональный компоненты. В связи с этим особая роль отводится изучению отечественной культуры, ее ценностям и традициям, а также региональной культуре, ее формированию, развитию и современному состоянию; культурным памятникам не только столичных центров нашей страны, но и области, города, села, откуда родом или где учатся студенты. В нашем случае это город Курск и его округа - Курский край как особый культурно-исторический регион, представляющий традиции культуры российской провинции, взаимосвязи со столичными центрами Руси-России.
3.Основные методы
Культурология
использует систему методов, то есть
различных, взаимосвязанных между собою
способов изучения явлений культуры.
1. Диахронический метод
заключается в изложении явлений, фактов,
событий мировой и отечественной культуры
в хронологической последовательности
их появления и протекания. Однако факты
нужно не только изложить, но и проанализировать,
оценить, обобщить. Поэтому данный метод
дополняется другими, в частности, синхроническим
методом.
2. Синхронический метод
состоит в совокупном анализе двух или
нескольких культур на определенном этапе
их развития, с учетом существующих взаимосвязей
и возможных противоречий. Если диахронический
метод можно представить как вертикальную
линию, на которой откладываются нужные
даты, то синхронический - графически мог
бы выглядеть в виде горизонтальной линии,
пересекающей несколько вертикалей, каждая
из которых олицетворяет историю культуры
какой - либо страны.
3. Сравнительно - исторический
метод состоит в сравнении разных культур.
Он позволяет устанавливать повторяемость
культурных явлений, присущих разным историческим
эпохам и социальным системам.
4. Структурно - функциональный
метод заключается в разложении изучаемого
объекта на составные части и выявлении
внутренней связи, обусловленности, соотношения
между ними, а так же определении их функций.
5. Семиотический метод предполагает
рассмотрение культуры как знаковой системы.
6. Метод моделирования связан
с созданием модели определенного периода
в развитии культуры.
7. Биографический метод
заключается в анализе жизненного пути
деятеля культуры.
Культурология как самостоятельная наука использует различные принципы изучения культуры. Укажем на два важнейших из них:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из данного реферата выяснилось, что культурология - это наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Как и всякая другая наука, она имеет свой предмет, метод и функции.
Предметом культурологии является изучение содержания, динамики и технологий функционирования культуры, как социокультурного опыта. Культура гармонизирует многообразные ценности и создает целостное пространство духовного богатства человечества. Она осуществляет нормативизацию действий, средств и целей человеческой жизнедеятельности. Практическое использование норм культуры позволяет вскрыть их значение и эффективность. С помощью культурологии человек подразделяет свои действия на положительные и отрицательные, изящные и нет, гуманные и бесчеловечные, прогрессивные или консервативные и т.д. Культура создает методы и критерии оценки действий человека и таким образом формирует режим регламентированного и ранжированного поведения человека. Практическая работа по достижению целей, по их реализации и воплощению в жизнь требует от человека знаний и умений, причем, знаний не только специально научных, то есть в основном технократических, но и знаний гуманитарных, то есть нравственно-духовных.
Таким образом, культура, как предмет культурологии, выводит человека из мира животного в мир "homo sapiens", человека разумного, осознающего свое общественно-социальное представление. Кроме этого, культура способна исполнить роль общественной памяти. Она создает способы и средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности всего человечества, позволяет найти ответы на многие вопросы.
ЛИТЕРАТУРА
1.Неретина С.С. Точки на зрении. Санкт-Петербург, 2005. Стр. 230, 231, 258, 271, 273
2. Неретина С., Огурцов А. Время культуры. СПб., 2000. Стр. 6-7, 9.
3.Межуев В.М. Классическая
4.Золкин А. Л. Культурология. - М.: Юнити, 2007.
5.Введение в культурологию: учеб. пособие / под ред. Е.В. Попова. М., 1995. Гл. 1, 2.
6. Введение в культурологию: учеб. пособие / под ред. Н.О. Воскресенской. М., 2003.