Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 17:37, контрольная работа
Целью представленной работы является изучение 4 вопросов.
Задачи:
1)рассмотреть типологию культур и теория локальных цивилизаций (О.Шпенглер, А. Тойнби),
2)изучить психоанализ о культуре (З.Фрейд, К.Юнг),
3)определить особенности игровой концепции культуры (Й. Хейзинга),
4)выявить деятельностный подход к культуре (Э.С.Маркарян, М.С. Каган).
Введение 3
1. Типология культур и теория локальных цивилизаций (О.Шпенглер, А. Тойнби) 4
2. Психоанализ о культуре (З.Фрейд, К.Юнг). 8
3. Игровая концепция культуры (Й. Хейзинга). 11
4. Деятельностный подход к культуре (Э.С.Маркарян, М.С. Каган). 14
Заключение 18
Список использованной литературы 20
СОДЕРЖАНИЕ
В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т. д.
Понятие культуры обозначает
универсальное отношение
Целью представленной работы является изучение 4 вопросов.
Задачи:
При написании работы использованы учебники ии учебные пособия по культурологи.
Теория локальных цивилизаций изучает исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Локальные цивилизации могут совпадать с границами государств, но бывают и исключения, например, Западную Европу, состоящую из множества больших и маленьких вполне самостоятельных государств, принято считать одной цивилизацией, поскольку при всем своеобразии каждого государства все они представляют один культурно-исторический тип.1.
А. Тойнби выделял более 10 замкнутых цивилизаций. Каждая из них проходила в развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения. Молодая цивилизация энергична, полна сил, способствует более полному удовлетворению потребностей населения, обладает высоким темпом экономического роста, прогрессивными духовными ценностями. Но затем эти возможности оказываются исчерпанными. Экономический, социально-политический механизмы, научно-технический, образовательный и культурный потенциалы устаревают. Начинается процесс надлома и распада, проявляющийся, в частности, в эскалации внутренних гражданских войн. Существование цивилизации заканчивается гибелью, сменой господствующего тина культуры. В итоге цивилизация полностью исчезает.
Таким образом, общей истории у человечества нет. Ни одна существующая цивилизация не может гордиться тем, что представляет высшую точку развития в сравнении с ее предшественницами.
К основным цивилизациям относятся:
Сюда же относятся такие древние цивилизации, как шумерская, вавилонская, египетская, эллинская и цивилизация майя. Кроме того, существуют второстепенные цивилизации. В отличие от более ранних жизнь современных цивилизаций, по мнению Тойнби, более продолжительна, они занимают обширные территории, а число людей, охватываемых цивилизациями, как правило, велико. Они имеют тенденцию к распространению путем подчинения и ассимиляции других обществ2..
Типология культуры должна осуществляться на основе определенного критерия который стал бы единым логическим основанием выделения культурных типов. В силу чрезвычайной сложности и многогранности культуры таких критериев может быть несколько. Например, исторический критерий связан с рассмотрением культуры с точки зрения ее развития во времени и определением места конкретной культуры в культурно-историческом процессе. Этнический критерий предполагает выделение культурных комплексов, присущих различным этносам. Сословно-классовый критерий направлен на выявление культурных особенностей различных социальных групп, отличающихся по своему статусу в общественной иерархии (отношение к собственности, размер дохода, престиж и т.д.).
Выстраивая свою типологию культуры, О.Шпенглер, так же как и Н.Я.Данилевский, дает отрицательный ответ на вопрос, есть ли единая общечеловеческая культура. Но в отличие от Н. Я. Данилевского, исходившего в поиске ответа на этот вопрос из разной функциональной роли, которую в истории играет каждая индивидуальная культура, благодаря доминированию в ней какого-либо вида деятельности, О.Шпенглер строит свой ответ на признании изолированности всех культур и сходстве лишь логики их изменения, по которой каждая индивидуальная культура неожиданно рождается, расцветает и умирает, не оставляя после себя ничего.
Жизненный цикл культур, по мнению Шпенглера, — это жизненный цикл любого живого организма. Смерть каждой культуры и ее изолированность от других культур не могут обеспечить единства культурной и в целом исторической жизни человечества. В этом плане О. Шпенглер выделяет 8 типов культур, достигших своего завершения: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная (греко-римская), арабская, западноевропейская, майя. На стадии возникновения, по его мнению, находится русско-сибирская культура. Если критерием типологизации культур у Данилевского выступает деятельная природа человека, творческая деятельность, то у О.Шпенглера таким критерием оказывается внутренний, психологический строй коллективной души народа.
Суть культуры в этом плане, по мнению Шпенглера — это стремление коллективной души народа к самовыражению. Каждой коллективной душе (народу) присущ свой мир переживаний, свое мироощущение, свой психический первосимвол, из которого происходит все богатство культурных форм, на основе которых коллективная душа живет, чувствует, творит. Общеизвестна метафорическая фраза Шпенглера, что "каждая из великих культур обладает тайным языком мирочувствования, вполне понятным только тому, кто к этой культуре принадлежит. Чтобы понять культуру Индии, нужно иметь душу брамина". А чтобы понять европейскую культуру, надо иметь фаустовскую душу, в основе которой лежит специфический способ переживания пространства и времени, а именно — устремленность в бесконечность. В античной культуре О.Шпенглер видит аполлоновскую душу, основанную на принципе обозримого предела. Для греков существовало зрительно-обозримое трехмерное пространство.
О. Шпенглер полагает, что культура в рамках историко-культурного типа существует изолировано от других, ничего не воспринимая, не заимствуя от них, следовательно, культурный диалог невозможен.
Обращаясь к творчеству А.Тойнби, следует знать, что он создал оригинальную концепцию генезиса цивилизаций, которая позволяет не только объяснить, почему возникает та или иная цивилизационная система, но и спрогнозировать вероятный ход событий, предсказать судьбу цивилизации, о которой люди, являющиеся носителями ее ценностей, даже не догадываются. Результаты своего теоретического исследования А.Тойнби изложил в своем 12-томном труде под названием «Постижение истории».
В основу типологии цивилизаций Тойнби кладет два признака: наличие «универсальной» церкви и степени удаленности от того места, где зародилась цивилизация. Обратите внимание на то, как четко Тойнби отличает цивилизации от примитивных обществ. Тойнби справедливо отмечает, что ранние из известных нам цивилизаций появились около шести тысяч лет назад, а человеческий род существует уже более 300 тысяч лет.
В масштабах этой временной шкалы различия в возрасте между цивилизациями разных поколений становятся несущественными. В течение почти всей истории человечества цивилизаций не было, а люди жили в примитивных обществах. Но Тойнби указыает на главное отличие цивилизаций от примитивных обществ: первые динамичны, а вторые статичны. Ему удается объяснить причины этого различия. Он указывает на то, что важнейшим фактором жизни любого общества является мимесис – социальное подражание, благодаря которому в обществе распространяются ценности и нормы поведения. В примитивных обществах мимесис направлен в прошлое, на сохранение образа жизни предков. Поэтому изменения в обществе происходят медленно. В цивилизациях же мимесис направлен в будущее, на восприятие инноваций, ориентирован на творческих людей. Таким образом, сила инерции, воплощенная в обычае, объясняет долгое пребывание человечества на примитивном уровне.
Возникает вопрос, почему примерно шесть тысячелетий назад эта инерция была преодолена? Тойнби утверждает, что пришел в действие механизм, который обусловил генезис и рост цивилизаций. Открытие и описание этого механизма и считается важнейшим научным достижением А.Тойнби.
Кажется очевидной истиной тот факт, что благоприятные природные и социальные условия способствуют общественному прогрессу. Но Тойнби доказывает обратное. Для того, чтобы общество вышло из статического состояния, оно должно получить стимул к изменению – резкое ухудшение условий жизни. Это ухудшение представляет собой вызов- постановку задачи, которое общество должно решить. Найденное обществом решение есть его ответ на вызов. Успешным ответом на вызов будет такое изменение общества, которое обеспечивает его дальнейшее существование в новых условиях. Действие механизма Вызова-и-Ответа – так называет его Тойнби – является фактором, противостоящим силе инерции3.
Тойнби проводит исторический анализ основных видов вызовов. К ним он относит природные вызовы и вызовы человеческой среды. Среди последних он выделяет «стимулы удара», «стимулы давления», «стимулы социального ущемления».
Заметное место в философском иррационализме ХХ века занял психоанализ. Основы этого течения были заложены австрийским врачом - психиатром З. Фрейдом (1856-1939). Основные идеи психоанализа Фрейд изложил в работах "По ту сторону принципа удовольствия", "Я и Оно", "Психология бессознательного", "Неудовлетворённость в культуре". Основным понятием в учении Фрейда является бессознательное. Фрейд полагал, что бессознательное - это главное в психике человека, определяет все его поступки и действия.
Следует подчеркнуть, что
у Фрейда термин "культура" в
большинстве случаев
Можно сказать, что человек как бы находится между двух огней. С одной стороны, культура угнетает человека, лишает его наслаждений (за это он и стремится избавиться от неё). С другой стороны, культура защищает его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать все блага природы и пользоваться ими, а также делит их между людьми. Итак, если человек отказывается от культуры в пользу своих наслаждений, то он лишается защиты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказывается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким грузом ложится на его психику. Подавление природных желаний приводит к неврозам, то есть болезненным состояниям индивида и даже всего общества. В работе "Неудовлетворённость в культуре" Фрейд приходит к выводу о том, что существует постоянное противоречие, антагонизм природного и культурного начала в человеке, что культурный прогресс приводит к ограничению природных желаний, к уменьшению человеческого счастья.
Заложенная З. Фрейдом иррациональная традиция истолкования психики активно поддерживалась в ХХ веке. Из классиков неофрейдизма наиболее популярен был К.Г. Юнг (1875-1961), швейцарский психолог и психиатр4.
Коллективное бессознательное - это отражение опыта прежних поколений, запечатлевшееся в структурах мозга; это хранилище следов памяти человечества. Архетипы находят своё выражение в символических образах, которые обнаруживаются в мифах, религиях, фольклоре, художественном творчестве, сновидениях. Юнг писал о том, что архетипы своими корнями уходят в далёкое прошлое, "подобно тому, как строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих". По Юнгу, коллективное бессознательное имеет культурное происхождение, но передаётся по наследству биологическим путём. На архетипах построена вся психика человека.
Приведём примеры некоторых, наиболее важных архетипов. Архетип персона - это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Символом персоны является маска.
Противоположный персоне архетип - это тень. Она представляет подавленную, темную, животную сторону человеческой натуры. Тень содержит наши социально неприемлемые импульсы, страсти, желания. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни человека. Согласно Юнгу, функция эго (сознания) состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени. Символ тени - сатана.
Фрейд и Юнг по-разному решали вопрос о соотношении природного (бессознательного) и культурного (сознательного) начала в человеке. Фрейд считал, что между ними существует постоянный антагонизм, и человеческая душа разрывается между своей изначальной природой и требованиями культуры. Юнг же полагал, что хотя основа души (бессознательное) и имеет архаическое происхождение, но всё же может жить в мире с культурой. Человек должен не игнорировать бессознательные силы, а найти для них адекватное культурно - символическое выражение. Именно архетипы дарят человеку вдохновение и являются источником творческой энергии. Для Юнга бессознательное - это главный резервуар культуры, хранилище её "праобразов" и "праформ", названных им архетипами.
Культура призвана вести не борьбу, а диалог с бессознательным, стремясь обеспечить целостность человеческой души. Юнг считал, что в традиционных культурах такой диалог существовал и достигалось динамическое равновесие между различными уровнями психики. Бессознательное находило выражение в мифах, религиозных представлениях, обрядах, ритуалах. Однако, этот диалог постепенно утрачивается с развитием цивилизации и рационализацией жизни. В современном мире господствует научное, рациональное сознание. Поэтому современная культура не даёт выхода иррациональным душевным импульсам. Их подавление является главной причиной индивидуальных и коллективных неврозов, которые проявляются в современных политических конфликтах, войнах, терроризме.