Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 11:55, контрольная работа

Краткое описание

Во все времена, в любом обществе без культуры и нравственности не могут действовать законы экономики, юриспруденции, законы исторические (ведь любое появление тиранов тормозит развитие общества, хотя может показаться, что « добрая тирания» может загнать общество в счастливое будущее). Нравственность – это то, что превращает «население» в упорядоченное общество, смиряет национальную вражду, заставляет «большие » нации учитывать и уважать интересы « малых » (а вернее, малочисленных).

Содержание

1.«Экология культуры», гуманизация жизни людей
и переориентация воспитательных идеалов
Д.С. Лихачева (1906-1999)…………………………………………………….3
2. Массовая культура, субкультура, контркультура.
Когда и почему появились эти понятия? Как массовая
культура влияет на культурную жизнь общества?........................................16
3. Культура Древнего Китая………………………………………………..18
4. Русская культура XVII в…………………………………………………. 23

Вложенные файлы: 1 файл

культурология контрольная.docx

— 61.96 Кб (Скачать файл)

Литература. Театр

Новые явления  в русской экономике XVII в. нашли  отражение в литературе. В среде  посадских людей зарождается  бытовая повесть.

«Повесть  о Горе и Злочастии» описывает  мрачную историю молодого человека, потерпевшего неудачу на жизненном  пути. «Ино я сам знаю и ведаю, что не класти скарлату без мастера», — восклицает герой, приводя пример из жизни ремесленников и торговцев, знакомых с употреблением скарлата (бархата). Ряд сатирических произведений посвящен осмеиванию отрицательных  сторон русской жизни XVII в. В повести  о Ерше Ершовиче высмеиваются неправедные  приказные суды. Ерша знают и кушают только «бражники и кабацкие голыши», которым не на что купить хорошей  рыбы. Главная вина Ерша в том, что  он «скопом и заговором» овладел  Ростовским озером, — так в повести  пародируется статья «Соборного уложония»  о выступлениях против правительства. Возникает также едкая сатира на церковные порядки. «Калязинская челобитная» высмеивает лицемерие  монахов.

Архимандрит гонит нас в церковь, жалуются монахи, а мы в то время «круг  ведра (с пивом) без порток в одних  свитках в кельях сидим... не поспеть  нам... и взвар с пивом ведра испорознить». В «Празднике кабацких ярыжек» находим пародию на церковную службу: «Сподоби, господи, вечер сей без побоев до пьяна напитися нам».

В литературе второй половины XVII в. все сильнее  сказываются народные элементы: в  повестях об Азове, в сказаниях о  начале Москвы и т. д. Народные запевы звучат в поэтической повести  об Азове, в плаче казаков: «Простите  нас, леса темныя и дубравы зеленыя. Простите нас, поля чистые и тихия  заводи. Прости нас, море синее и  реки быстрые». В XVII столетии утверждается новый вид литературного произведения — записки, которые получат особенное  развитие в следующем веке. Простым  и ясным языком написано замечательное  произведение основателя раскола —  «Житие» протопопа Аввакума, повествующее о его многострадальной жизни.

Учитель царевны Софьи Алексеевны Симеон Полоцкий развернул широкую литературную деятельность как автор многочисленных виршей (стихов), драматических произведений, а также учебников, проповедей и  богословских трактатов. Для печатания  новых книг была создана особая придворная типография у «государя на верху».

Большим культурным событием было появление  в России театральных постановок. Русский театр возник при дворе  царя Алексея Михайловича. Для него Симеон Полоцкий написал «Комедию притчи о блудном сыне». В ней изображалась история блудного сына, раскаявшегося  после распутной жизни и обратно  принятого отцом. Для представления  в подмосковном царском селе Преображенском выстроили «комедийную храмину». Здесь была разыграна пьеса «Артаксерксово действо» на библейский сюжет. Пьеса  чрезвычайно понравилась Алексею  Михайловичу, а царский духовник избавил его от сомнений в греховности  театра, указав на примеры византийских благочестивых царей, любивших театральные  зрелища. Режиссером придворного театра был Грегори, пастор из Немецкой слободы. Вскоре его место занял С. Чижинский, воспитанник Киевской духовной академии (1675 г.). В том же году в придворном театре были поставлены балет и две  новые комедии: об Адаме и Еве, об Иосифе. Труппа придворного театра насчитывала свыше 70 человек исключительно  мужского состава, так как женские  роли исполнялись также мужчинами; среди них были и дети — «неискусные  и несмышленные отрочата».

 

 

Архитектура и живопись

В XVII столетии большое развитие получило каменное строительство. Каменные церкви появились  не только в городах, но стали обычным  явлением и в сельских местностях. В больших центрах строилось  немалое количество каменных зданий гражданского назначения. Обычно это  были двухэтажные строения с окнами, украшенными наличниками, и богато отделанным крыльцом. Образцами таких  домов являются «Поганкины палаты»  в Пскове, дом Коробова в Калуге и др.

В архитектуре  каменных церквей преобладали пятиглавые соборы и небольшие храмы с  одной или пятью главами. Художники  любили украшать наружные стены церквей  каменным узором кокошников, карнизов, колонок, оконных наличников иногда разноцветных изразцов. Главы, поставленные на высоких шеях, приняли вытянутую  луковичную форму. Каменные шатровые церкви строились еще в первой половине XVII в. Позже шатровые храмы остались достоянием русского Севера с его  деревянным зодчеством.

В конце XVII в. появляется новый стиль,  получавший иногда неправильное название «русского барокко». Храмы имели крестовидную форму, и главы их стали располагаться также крестовидно вместо традиционной расстановки по углам. Стиль подобных церквей, необыкновенно эффективных по их богатой внешней декорации, получил название «нарышкинского», потому что лучшие церкви такой архитектуры были построены в усадьбах бояр Нарышкиных. Прекрасным его образцом является церковь в Филях, под Москвой. Постройки такого рода воздвигались не только в России, но и на Украине. Необыкновенно стройные и в то же время богато украшенные колонками, наличниками, парапетами здания этого стиля восхищают своей красотой. Этот стиль по территории его распространения можно было бы назвать украинско-русским.

Лучший  мастер-живописец той эпохи Симон  Ушаков стремился писать не отвлеченные, а реалистические образы. Иконы и  роспись такого «фряжского письма»  показывают стремление русских художников приблизиться к жизни, покинув отвлеченные  схемы. Новые веяния в искусстве  вызывали глубокое возмущение ревнителей старины. Так, протопоп Аввакум ядовито  отзывался о новых иконах, говоря, что на них «спас милостивый»  изображен наподобие пьяного  иноземца с румянцем на щеках.

Высокого  уровня достигло прикладное искусство: художественная вышивка, декоративная резьба по дереву и т. д. Прекрасные образцы ювелирного искусства были созданы в Оружейной палате, где  работали лучшие мастера, выполнявшие  заказы царского двора.

Во всех областях культурной жизни России ощущались  новые веяния, вызванные глубокими  хозяйственными и общественными  сдвигами. Эти сдвиги, а также  ожесточенная классовая борьба  и мощные крестьянские восстания, потрясавшие феодально-крепостническое государство, нашли свое отражение в народной поэзии. Вокруг величественной фигуры Степана Разина сложился цикл песен эпического характера. «Приворачивайте, ребята, ко крутому бережку, уж мы стену разобьем, а тюрьму по камню разнесем», — воспевает народная песня подвиги Разина и его сподвижников, зовет к борьбе против помещиков, крепостничества, социального угнетения.


Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"