Контрольная работа по «Культурология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 20:18, контрольная работа

Краткое описание

Язык культуры – совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной коммуникации, с помощью которых передается культурно значимая информация.
Наиболее универсальной знаковой системой является язык. Основным средством познания и коммуникации являются естественные языки. Наряду с ними существуют искусственные языки (язык науки, дорожные знаки, условные сигналы) и вторичные языки (миф, религия, искусство).

Содержание

Введение 3
Понятия «языки культуры», «тексты культуры», «культурный код», «культурные символы». 4
Динамика культуры. Антропогенез, социогенез и культурогенез. 7
Закономерности развития культуры, традиции и инновации. 12
Заключение 15
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа Культорология.docx

— 44.41 Кб (Скачать файл)

Автономная  некоммерческая организация высшего  профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И  ФИНАНСОВ»


 

 

Факультет: Экономический

Кафедра: Рекламы, связей с общественностью и гуманитарных дисциплин (РСОиГД)

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Культурология»

Вариант № 6

Выполнил:

Сунцова Елена Сергеевна

 

Группа:

Э-13-ВС(И)

 

 

 

Контактная  информация:

Моб. телефон 89024757852

 

Отметка о регистрации:

 

)

Проверил:

Лашова Светлана Николаевна

 

Дата:

 

Оценка:

 

Примечания:

 
 
 
 

 

 

 

 

Пермь 2013 г.

Содержание

 

Введение 3

Понятия «языки культуры», «тексты культуры», «культурный код», «культурные символы». 4

Динамика культуры. Антропогенез, социогенез и культурогенез. 7

Закономерности развития культуры, традиции и инновации. 12

Заключение 15

Список литературы 17

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Язык культуры – совокупность всех знаковых способов словесной и  невербальной коммуникации, с помощью  которых передается культурно значимая информация.

Наиболее универсальной  знаковой системой является язык. Основным средством познания и коммуникации являются естественные языки. Наряду с  ними существуют искусственные языки (язык науки, дорожные знаки, условные сигналы) и вторичные языки (миф, религия, искусство). Культурный опыт человечества выражен и в текстах. Проблемы раскодирования текстуальной информации исследуются в рамках семиотики (науки о знаковых системах) и  герменевтики (науки, которая занимается толкованием, интерпретацией текстов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятия «языки культуры», «тексты культуры», «культурный код», «культурные символы».

 

В культуре существуют различные  знаковые системы, или языки культуры: естественный язык, письменные тексты, фольклор, традиции, предметы быта, ритуалы, этикет, разные виды искусства.

Язык культуры – совокупность всех знаковых способов словесной и  невербальной коммуникации, с помощью  которых передается культурно значимая информация.

Наиболее универсальной  знаковой системой является язык. Основным средством познания и коммуникации являются естественные языки. Наряду с  ними существуют искусственные языки (язык науки, дорожные знаки, условные сигналы) и вторичные языки (миф, религия, искусство). 
Культурный опыт человечества выражен и в текстах. Проблемы раскодирования текстуальной информации исследуются в рамках семиотики (науки о знаковых системах) и герменевтики (науки, которая занимается толкованием, интерпретацией текстов).

Культурный текст является выражением глубинного смыслового поля культуры. Но смысл чаще всего не детерминирован жестко словом или знаком, а может быть придан явлению в  зависимости от культурного контекста, времени произнесения или написания, субъективного опыта. 
В естественных языках и языках культуры возможно углубление уровней смысла: есть прямой, косвенный, переносный, скрытый смысл и т. п.

Самым поверхностным уровнем  смысла является так называемый здравый  смысл, который является общепринятым, выражается вербальным (словесным) образом  на уровне сознания. Самым глубинным  уровнем смысла является то непроявленное содержание, которое связывает человека с миром ценностей, законов, образцов поведения данной культуры. 
Изучением культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения занимается культурная семантика. Культурные объекты рассматриваются в культурной семантике как средства трансляции культурно—значимой информации – смысла за каким—то объектом, который выступает как знак (заместитель данной информации) и понимание (осмысление информации, транслируемой с помощью знака). 
Понимание является наиболее важным моментом функционирования языка культуры. При коммуникации (обмене знаками) неизбежно присутствуют определенная неадекватность понимания, момент интерпретации, искажающий исходный смысл.

Культура выражает себя и  через мир символов – знаков, не имеющих предметного значения, но через которые открывается  смысл самого объекта. С помощью  символов информация передается средствами, превосходящими возможности языка (эти средства – гербы, эмблемы, символика  цвета, жестов и др.). Особое значение имеют символы в религии, искусстве. Каждый вид искусства имеет свой образно—символический язык (есть язык музыки, танца, живописи, кино, театра и т. п.).

Свойство символа – его репрезентативность, эстетическая привлекательность, которая подчеркивает важность и общезначимость символа, но вместе с тем часто сочетается с формальной простотой, актуальной для употребления символа в коммуникативной ситуации. Нередко следствием коммуникативной актуальности символа оказывается формирование его повседневного аналога, выраженного языковыми средствами, наиболее употребительными в обыденной коммуникации (вербальными, жестовыми).

Код – система условных обозначений или сигналов. Социологи определяют код как дифференциальное использование системы или совокупности признаков, отмечающих дифференциальную социальную принадлежность. Код - это совокупность знаков (символов) и систему определённых правил, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) в виде набора из таких символов для передачи, обработки и хранения (запоминания). Правила, регулирующие код, устанавливаются по соглашению между носителями одной и той же культуры. Код представляет собой систему, которая включает структуру знаков и правила её функционирования. При передаче какого-либо сообщения от одного лица другому, код задаёт соответствие означаемых и означающих, т.е. задаёт набор знаков. Код должен быть выбран так, чтобы с помощью соответствующих означающих можно было составить требуемое сообщение. Должны также подходить друг другу среда и означающие кода. Код должен быть известен получателю, а среда и означающие должны быть доступны его восприятию. Таким образом, воспринимая означающие, посланные отправителем, получатель с помощью кода переводит их означаемые и принимает сообщение.

Таким образом, к коммуникативным, трансляционным средствам культуры относят язык, знаково-символическую систему. Они являются своеобразными каналами связи между культурой и человеком, обеспечивающими целостность и преемственность культуры.

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика  культуры. Антропогенез, социогенез и культурогенез. 

Культура – динамично развивающаяся  система, смысловые компоненты которой  могут значительно изменяться. К  основным проявлениям культурной динамики относятся:

Культурная адаптация – приспособление человеческих сообществ, социальных групп  и отдельных индивидуумов к меняющимся природно-географическим и социально-историческим условиям жизни посредством изменения  стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции, норм и ценностей, образа жизни и  элементов картин мира. Например, масштабные культурные трансформации вызвал информационный взрыв второй половины XX века. На индивидуальном уровне культурная адаптация связана  с попаданием индивида в новую  для него социальную или национальную среду (миграция, смена профессии  или социального статуса, служба в армии, тюремное заключение и т.д.) или с резкой переменой социально-политических условий его жизни (революция, война, оккупация).

Культурная ассимиляция – процесс  утраты прежних культурных параметров и полного перехода на новые. Например, под влиянием западной цивилизации происходит стирание составляющих культурной парадигмы Индии и Китая; значительное воздействие русской культуры на белорусскую. 
 
Аккультурация – процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Например, с 1960-х гг. XX вв. стали говорить об испанизации, испанизации, японизации, китаизации и т.п., характерных для отдельных регионов.

Культурный конфликт – критическая  стадия противоречий в ценностно-нормативных  установках, ориентациях, позициях, суждениях  между отдельными личностями, группами, личностью и группой, группой  и обществом. Культурные конфликты, как правило, отличаются ожесточенностью, бескомпромиссностью, и часто имеют  целью не столько покорение, сколько  уничтожение носителей чуждых ценностей. Например, крестовые походы, религиозные, гражданские, революционные, национально-освободительные  войны.

Межкультурная коммуникация – это  коммуникация, основанная на символическом  взаимодействии между представителями (индивидами и группами) разных культур. В современном мире выделяют большие  культурные системы – макрокультуры (американская культура, африканская культура, европейская культура и др.) в составе которых находятся микрокультуры (субкультуры).

Вместе с человеком, обществом, происходит и возникновение культуры. Антропогенез, социогенез, культурогенез - это единый процесс, образованный тремя взаимодополняющими, коэволюционными потоками. духовная культура с самого начала опредмечивалась в орудиях труда, приёмах охоты, в технологиях изготовления утвари. И лишь позднее она получила возможность опредмечиваться в слове, речи.

Антропогенез  - это процесс возникновения и эволюции человека. Самый значительный вклад в решение проблемы антропогенеза сделал Ч. Дарвин в труде «Происхождение человека и половой отбор». Он обосновал эволюционное родство человека с высшими обезьянами. Эволюция человека как биологического вида проходила в пределах семейства гоминид

Гоминиды — вторая ветвь, отделившаяся от высших узконосых обезьян (гоминоидов). Первая ветвь — понгиды, или антропоморфные обезьяны: орангутан, горилла, шимпанзе. 

Основные направления и результаты биологической эволюции человека:

• развитие прямохождения;

• освобождение верхней конечности хватательного типа;

• увеличение объема мозга и значительное развитие коры головного мозга;

• усложнение высшей нервной деятельности.

Социальные факторы в эволюции человека:

• использование, а затем создание орудий труда;

• необходимость адаптивного поведения в процессе становления общественного образа жизни;

• необходимость прогнозировать свою деятельность;

• необходимость воспитывать и обучать потомство, передавая ему накопленный опыт. 

Движущие силы антропогенеза:

• индивидуальный отбор, направленный на морфофизиологические признаки — прямохождение, строение кисти, развитие мозга;

• групповой отбор, направленный на социальную организацию;

• биосоциальный отбор, результат совместного действия первых двух форм отбора. Действовал на уровне особи, семьи, племени.

Социогенез - это процесс появления новой, отличной от природы, реальности, разительным образом воздействующей на человека, вызывающей его антропогенез. Появление социальной жизни связано с производством орудий труда. Вначале это были примитивные каменные рубила, которые постепенно совершенствуются человеком. Человек становится в той мере человеком, поскольку он создаёт "вторую природу" - свои производительные силы и формы отношений между людьми, возникающие по поводу их производства. Не следует забывать, что человек, его телесная организация, умения и навыки, которые он накопил и передаёт по наследству, сами являются производительными силами, то есть имеют социальную природу. Но социальную природу имеют и формы отношений между людьми в общине, в отличие от природных, биологических связей в стаде. Таким образом, социальная реальность, создаваемая возникающими людьми, включает в себя:

1.      отношения к природе, важнейшие из которых объективируются в виде материальных вещественных и личностных производительных сил; 
         2.      отношения по поводу производства этих производительных сил между людьми, что и создаёт общину.

Каждое первобытное сообщество было полностью независимо от соседей, оно носило автаркический характер. Это не значит, что не было связей между общинами: иногда возникала  необходимость перемещения по территории другой общины, но она всегда обусловливалась  соответствующими соглашениями, существовал  и обмен между сообществами, но он не определял сущность труда и  жительства данного коллектива: каждый первобытный коллектив был самодостаточным целым.

Культурогенез – один из видов динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций.

Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. К. не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. С позиций эволюционистской теории основной причиной культурогенеза является необходимость в адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм (технологий и продуктов) деятельности и социального взаимодействия (вещей, знаний, представлений, символов, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации и т.п.).

Информация о работе Контрольная работа по «Культурология»