Контрольная работа по «Русскому языку и Культуре речи»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 06:19, контрольная работа

Краткое описание

В нашу газету пиш..т 150 корреспондентов.
Сказуемое при подлежащем – количественно-именном сочетании может иметь как форму единственного, так и форму множественного числа. Форма единственного числа указывает на совместное действие, общую совокупность предметов. Форма множественного числа указывает на раздельное совершение действия. Поэтому здесь возможны два варианта: 1) В нашу газету пишут сто пятьдесят корреспондентов. 2) В нашу газету пишет сто пятьдесят корреспондентов.

В городе созда..тся около 4000 рабочих мест.
При обозначении приблизительного количества (путём вставки слов около, свыше, больше, меньше) сказуемое может стоять как в форме единственного, так и в форме множественного числа (второй способ более распространен). Поэтому здесь возможны два варианта: 1) В городе создаётся около четырех тысяч рабочих мест. 2) В городе создаются около четырех тысяч рабочих мест.

Вложенные файлы: 1 файл

Культура речи - исправленный вариант.docx

— 28.42 Кб (Скачать файл)

Вариант I

1) Поставьте ударения в словах. Укажите акцентологические варианты и их стилистические различия. 

 

Брала́

 

атле́т

 

алкого́ль

 

аре́ст

 

догово́р

договОр (лит.) – дОговор (разг.)

у сиро́т

 

сиро́ты

 

диспансе́р

 

заку́порить

 

звони́т

 

и́скра

Искра (лит.) – искрА (проф.)

бало́ванный

балОванный (лит.) – бАлованный (разг.)

катало́г

 

кварта́л

 

ко́мпас

кОмпас (лит.) – компАс (в речи моряков)

краси́вее

 

наме́рение

 

добы́ча

добЫча (лит.) – дОбыча (проф., в речи шахтеров)

новорожде́нный

новорождЁнный (лит.) – новорОжденный (разг.)

обеспе́чение

обеспЕчение (лит.) – обеспечЕние (разг.)

по́хороны

 

киломе́тр

 

уве́домить

 

украи́нский

украИнский (лит.) – укрАинский (устар.)

цеме́нт

 

щаве́ль

 

сантиме́тр

 

экспе́рт

 

занята́

 

 

2) С помощью транскрипции укажите особенности произношения слов

 

Протекция

[прат`экцый'а]

декларация

[д'иклар`ацый'а]

гротеск

[грат`эск]

антитеза

[ант'ит`эза]

что-нибудь

[шт`о н'ибут']

онтогенез

[антаг'ин`эс]

инцидент

[инцыд'`энт]

оседлый

[ас'`эдлый']


 

3) Выпишите слова, в которых чн надо произносить, как шн

Бесконечный, беспорядочный, будничный, булочная, взяточник, конечно, копеечный, молочный, нарочно, прачечная, пустячный, скворечник, скучно, яичница.

 

Произносится  [шн]

конечно, прачечная, нарочно, пустячный, скворечник, скучно, яичница

Произносится [ч'н] и [шн]

було[ч'н]ая и допустимый вариант було[шн]ая;

 

копее[ч'н]ый (например, «копеечная монета») и копее[шн]ый (например, «копеечная душа»);

 

молочный - допустимы оба варианта [ч'н] и [шн] (в сочетании «молочная каша» возможно произношение [шн] и [ч'н], в сочетании «молочная железа», носящем не бытовой, а научных характер, произносится только [ч'н]);

 

взято[ч'н]ик  и допустимо устаревшее взято[шн]ик; 

Произносится [ч'н]

Бесконечный, будничный, беспорядочный


 

4) Исправьте ошибки в предложениях.

 

  1. Большинство времени он проводит на работе. Большую часть времени он проводит на работе.

 

  1. С героем пьесы постоянно происходят какие-то романические истории. С героем пьесы постоянно происходят какие-то романтические истории.

 

  1. Хочется особо отметить дуэт двух тромбонов. Хочется особо отметить дуэт тромбонов.

 

  1. На этот раз шахматисту не повезло он получил фиаско. На этот раз шахматисту не повезло: он потерпел фиаско.

 

  1. Для абитуриентов, желающих учиться в этом институте, надо будет сдавать и английский язык. Абитуриентам, желающим поступить в этот институт, надо будет сдавать и английский язык.

 

  1. Когда Татьяну представляли Онегину, ни одна жила не дрогнула на лице светской дамы. Когда Татьяну, светскую даму, представляли Онегину, ни одна жилка не дрогнула на ее лице.

 

  1. До сих пор все еще сооружается детский сад, который должен был вступить в строй в сентябре.  1) Все еще сооружается детский сад, который должен был вступить в строй в сентябре. 2) До сих пор сооружается детский сад, который должен был вступить в строй в сентябре.

 

  1. Из-за ливней экспедиция в этом году работала в более труднейших условиях, чем прежде. Из-за ливней экспедиция в этом году работала в более трудных условиях, чем прежде.

 

  1. Люди простодушные принимают желательное за действительное. Люди простодушные принимают желаемое за действительное.

 

  1. Макар оказался более дальновиднее, чем Давыдов. Макар оказался более дальновидным, чем Давыдов.

 

  1. Событие не требует никаких комментарий. Событие не требует никаких комментариев.

 

  1. Дети махают руками вслед уходящему поезду. Дети машут руками вслед уходящему поезду.

 

  1. Художник изобразил, как Петр 1 ведет войска в бой, придерживаясь манеры Сурикова. Художник, придерживаясь манеры Сурикова, изобразил, как Пётр I ведёт войска в бой.

 

  1. Среди психологов широкое распространение получила точка зрения о творческом процессе как явлении психологическом. 1) Среди психологов широкое распространение получила точка зрения, что творческий процесс - явление психологическое. 2) Среди психологов широкое распространение получила точка зрения на творческий процесс как на явление психологическое.

 

  1. Потеряв под Смоленском очень много своих войск, дальнейшее продвижение французов было затруднено. Потеряв под Смоленском очень много своих войск, французы с трудом могли осуществлять дальнейшее продвижение.

 

5) Образуйте форму именительного падежа множественного числа от существительных. У имеющихся вариантов объясните характер различий.

Лагерь, учитель, хлеб, окорок, череп, клапан, фактор, цех

 

лагерЯ (временная стоянка войск вне населённых пунктов; загородное место, предназначенное для временного пребывания с целью отдыха, тренировок)

лАгери (общественно-политическая группировка)

учителЯ (преподаватели)

учИтели (идейные руководители)

хлЕбы (о печёном хлебе)

хлебА (о злаках, также в выражении «поступить к кому - нибудь на хлеба»)

клАпаны (лит.)

клапанА (прост. и проф.)

цЕхи (средневековые организации ремесленников)

цехА и цЕхи (на предприятии)

окорокА

черепА


 

6) Просклоняйте словосочетания и запишите словами.

285 756 студентов

И.п. Двести восемьдесят пять тысяч семьсот пятьдесят шесть студентов

Р.п. Двухсот восьмидесяти пяти тысяч семисот пятидесяти шести студентов

Д.п. Двумстам восьмидесяти пяти тысячам семистам пятидесяти шести студентам

В.п. Двести восемьдесят пять тысяч семьсот пятьдесят шесть студентов

Т.п. Двумястами восьмьюдесятью пятью тысячами семьюстами пятьюдесятью шестью студентами

П.п.  О двухстах восьмидесяти пяти тысячах семистах пятидесяти шести студентах

 

23 февраля

И.п. Двадцать третье февраля

Р.п. Двадцать третьего февраля

Д.п. Двадцать третьему февраля

В.п. Двадцать третье февраля

Т.п. Двадцать третьим февраля

П.п. О двадцать третьем февраля

 

4,67 балла

И.п. Четыре целых шестьдесят семь сотых балла

Р.п. Четырёх целых шестидесяти семи  сотых балла

Д.п. Четырём целым шестидесяти семи сотым балла

В.п. Четыре целых шестьдесят семь сотых балла

Т.п. Четырьмя целыми шестьюдесятью семью сотыми балла

П.п. О четырёх целых шестидесяти семи сотых балла

7) Вставьте недостающие буквы.

 

  1. В нашу газету пиш..т 150 корреспондентов.

Сказуемое при подлежащем – количественно-именном сочетании может иметь как форму единственного, так и форму множественного числа. Форма единственного числа указывает на совместное действие, общую совокупность предметов. Форма множественного числа указывает на раздельное совершение действия. Поэтому здесь возможны два варианта: 1) В нашу газету пишут сто пятьдесят корреспондентов. 2) В нашу газету пишет сто пятьдесят корреспондентов.

 

  1. В городе созда..тся около 4000 рабочих мест.

При обозначении приблизительного количества (путём вставки слов около, свыше, больше, меньше) сказуемое может стоять как в форме единственного, так и в форме множественного числа (второй способ  более распространен). Поэтому здесь возможны два варианта: 1) В городе создаётся около четырех тысяч рабочих мест. 2) В городе создаются около четырех тысяч рабочих мест.

 

  1. Большинство абитуриентов оказал... прекрасно подготовленн... к сессии.

Возможны 2 варианта: 1) грамматическое согласование Большинство абитуриентов оказалось прекрасно подготовлено к сессии. 2) согласование по смыслу, для подчёркивания активности и раздельности действия каждого действующего лица Большинство абитуриентов оказались прекрасно подготовленными к сессии.

 

  1. Фаянсовая и хрустальная ваз... сто...т в витрине магазина.

Имя существительное, которому предшествует два или несколько определений, указывающих на разновидности предметов, ставится в форме множественного числа, если подчёркивается наличие нескольких предметов.

Фаянсовая и хрустальная вазы стоят в витрине магазина.

 

  1. Инженер Иванова был... несколько дней в командировке.

Чтобы выразить синтаксически отнесение имени существительного мужского рода, обозначающего лицо по профессии, занимаемой должности, занятию и др. к лицу женского пола, принято ставить сказуемое в форму женского рода.

Инженер Иванова была несколько дней в командировке.

 

 

 

 

 

При выполнении заданий использована справочная литература:

1. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999.

2. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Рольф, 1996.

2. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. – М. Рус. Яз. – Медиа, 2005.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый  словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999.

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по «Русскому языку и Культуре речи»