Контрольная работа по дисциплине "Культурология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 10:09, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Какие функции выполняет культура?
Вопрос 2. Что вы знаете об изобразительных и музыкальных формах первобытного искусства.
Вопрос 3. Каковы особенности религии Древнего Египта? Как относились египтяне к смерти и бессмертию, культу фараона?

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 35.86 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос 1. Какие функции выполняет культура?

 

Культура – это многофункциональная система. Главной функцией феномена культуры является человеко-

творческая или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из неё.

Важнейшая – функция трансляции (передачи) социального опыта. Её нередко называют функцией исторической

преемственности, или информационной. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает

единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной

страны к другой.

Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Она тесно связана с первой и, в известном

смысле, вытекает из нее. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей,

имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные

возможности для его познавания и освоения.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана, прежде всего, с определением (регулирование)

различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных

отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех

или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные

системы, как мораль и право.

Семиотическая, или знаковая функция - важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную

знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем

овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) - средство общения людей,

литературный язык – важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для

познания особого мира музыки, живописи, театра. 

Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как

система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню

и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное

содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

 

Вопрос 2. Что вы знаете об изобразительных и музыкальных формах первобытного искусства.

 

Первые дошедшие до нас произведения первобытного изобразительного искусства относятся к зрелой стадии

ориньякской эпохи (приблизительно 33 – 18-е тыс. до н.э.). Это женские статуэтки из камня и кости с

гипертрофированными формами тела, схематизированными головами – так называемые «Венеры», по-видимому,

связанные с культом матери-прародительницы. Подобные «Венеры» найдены в Италии, Австрии, Чехии, России и во

многих других странах.

В это же время появляются обобщенно выразительные изображения животных, воссоздающих характерные черты

мамонта, слона, лошади, оленя.

Первоначально первобытное искусство, необособленное в специальный вид деятельности и связанное с охотой и

трудовым процессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об

окружающем мире.

Выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита:

-натуральное творчество  – композиция из туш, костей, натуральный  макет;

-искусственная изобразительная  форма – крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур;

-верхнепалеотическое изобразительное творчество – роспись пещер, гравировка на кости.

Аналогичные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта первобытного искусства.

Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов, мимики.

В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина.

Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа, - камень, дерево, кость.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись

(изображения в цвете, выполненные  минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или

вылепленные из глины). Появилось декоративное искусство – резьба по камню и кости, рельефы.

Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени

распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек

постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься

земледелием и скотоводством.

В эпоху неолита и бронзового века появились изображения, передающие более сложные и отвлеченные понятия.

Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика, обработка металла. Появились луки,

стрелы, глиняная посуда.

В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из

бронзы, золота, серебра.

К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений – крепости. Чаще всего это

сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Западной Европы и

Кавказа. А в средней, лесной полосе, Европы со второй половины первого тысячелетия до н.э. распространились

поселения и погребения.

 

Вопрос 3. Каковы особенности религии Древнего Египта?  Как относились египтяне к смерти и бессмертию, культу фараона?

 

Важнейшая черта культуры Древнего Египта – протест против смерти, которую египтяне считали

«ненормальностью». Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, пронизывало всю

религиозную мысль Египта. Стремление к бессмертию явилось основой для возникновения «заупокойного культа»,

который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта. Именно на основе этого родилось

вероучение, согласно которому смерть не означала конец: прекрасная жизнь на земле могла быть продлена вечно.

Умершего могло ждать воскрешение. Для этого одной из бессмертных душ усопшего необходимо было вновь

соединиться со своим телом. Поэтому живым надо позаботиться о том, чтобы тело умершего было сохранено –

средством для этого было бальзамирование. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства

изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно также позаботиться о строительстве

специальной усыпальницы для тела – пирамиде.

Пирамиды строились для фараонов (так называли в Египте царей) и знати, хотя по вероучению египетских жрецов

всякий человек, а не только царь или вельможа, обладал вечной жизненной силой – «ка», т.е. бессмертием, при

условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались – это было

слишком дорого. Пирамиды, таким образом, свидетельствовали о чрезвычайно сильном неравенстве людей в

древнеегипетском обществе.

Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта: египтяне полагали, что

фараон – это живое подобие Солнца. Богов в Древнем Египте было много, у каждого города их могло быть несколько.

Главным был бог Солнца – Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших богов был Осирис – бог смерти,

олицетворяющий умирающую и воскресающуюся природу. Важнейшей богиней была Исида, жена и сестра Осириса,

покровительница плодородия и материнства. Бог Луны был одновременно и богом письменности; богиней истины и

порядка считалась Маат.

Египетское многобожие не способствовало действительной централизации государства, усилению верховной

власти и подчинению покоренных Египтом племен. Фараон Аменхотеп IV выступил как религиозный реформатор,

пытаясь утвердить культ одного бога. Это была первая в истории человечества попытка установить единобожие. Он

ввел новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Столицей

государства он сделал город Ахетанон и сам принял имя Эхнатон, что означало «угодный богу». Он пытался сломить

могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а

имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона оказались недолговечными.

 

Вопрос 4. В чем суть варно-кастового строя и его влияние на социально-культурное развитие Индии?

 

Жесткая дифференциация древнеиндийского общества, обусловленная социальным происхождением и характером

деятельности, завершилась формированием замкнутых общественных групп: по сословиям – варны (их четыре); по

профессиональной деятельности – касты (их 3,5 тыс.). В литературе их обобщенно называют варно-кастовый строй.

Варны позднее стали называть джати: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

Родоплеменная аристократия составила первые привилегированные варны – брахманов (представителей знатных

жреческих родов, осуществляющих контакты с божеством и управляющих государством) и кшатриев (военная знать),

призванных оказывать друг другу взаимную поддержку.

Трудовое население входило в варны вайшьев и шудр. Вайшьи занимались хозяйственной деятельностью:

земледелием, ремеслами, торговлей. Доля шудр – безропотно служить членам других каст. Они были бесправны и

лишены собственности. Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий, со

временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых».

Обозначившиеся со временем границы между варнами возводили запрет на смешанные браки и переход из одной

варны в другую. Это нашло отражение в законах образа жизни – дхармах.

Установившийся кастовый строй, безусловно, придавая своеобразие индийской общественной жизни, в свою

очередь, тормозил экономическое, политическое и культурное развитие страны, оставляя на тысячелетия

многочисленные слои общества в нищете и невежестве.

 

Вопрос 5. Назовите основные достижения Древнего Китая.

 

Китайская культура самобытна и неповторима. Особенности: она более рациональна, прагматична, по

сравнению с индийской культурой; огромная роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний (“китайская

церемония”); в религиозных китайских верованиях обожествляются прежде всего силы природы. Верховным

божеством выступает Небо, а свою страну они именуют Поднебесной; культ Солнца и других светил; для китайской

культуры характерны эстетизация и поэтизация природы (пейзажная живопись, лирика, архитектура - “пейзажный

взгляд” на все явления жизни).

Эпоха Чжаньго стала золотым веком китайской философии: в этот период складываются все основные

философские течения – конфуцианство, даосизм, легизм, которые оказали влияние на развитие наук.

Так например, в круг интересов даосизма входило не только естествознание, но и оккультные науки, в частности алхимия.

Китайские алхимики изобрели порох. Особое место занимала также геомантия - наука о связи космоса и земного

рельефа. Эти знания и рекомендации китайских манов привели к изобретению компаса. Имели важное значение для

земледельцев и архитекторов. Важная роль принадлежит также астрологии, особенно в составлении гороскопов.

Многие принципы даосизма создали философскую основу известных китайских единоборств, включая у-шу.

Именно даосизм сыграл ключевую роль в эстетизации и поэтизации природы, что стало в китайской культуре

одним из главных принципов отношения человека к природе.

В эпоху Хань Китайская империя становится сильнейшей в мире.

В этот период Китай переживает расцвет. Страна покрывается сетью дорог. Сооружаются многочисленные

каналы. В сельском хозяйстве используются самые передовые технологии. Высокого уровня достигают ремесла.

Особого внимания заслуживает производство шелка (Великий шелковый путь протяженностью в 7 тыс. км в

Среднюю Азию, Индию, Иран и страны Средиземноморья). Примерно то же самое можно сказать о лаковом

производстве. Величайшим достижением Древнего Китая стало изобретение бумаги  , что вызвало

переворот в культуре. Развиваются науки. Китайские ученые систематизируют уже накопленные знания о мире

(математика, астрология, медицина, гуманитарные науки: филология, поэтика, словари, история /130 томов/).

Невиданный подъем переживает художественная культура. В Цинь-Ханьскую эпоху окончательно

складываются классические формы традиционной китайской архитектуры. Высокого уровня достигает

градостроительство (дома в два и три этажа). Самым знаменитым памятником Древнего Китая стала Великая

китайская стена (вся стена с ее ответвлениями составляет более 6 тыс. км). Не менее удивительным памятником

является также погребальный комплекс императора Цинь Ши-хуанди (в подземном помещении глиняное войско в

натуральную величину, насчитывающее три тысячи пехотинцев и всадников). Значительного уровня достигает

скульптурный рельеф (сюжеты на религиозные и мифологические темы, сцена сражений, охоты, приема гостей,

жатвы, охоты). В Ханьский период появляется станковая живопись. Эпоха хань была временем расцвета

литературы. Последние десятилетия эпохи  считаются золотым веком китайской поэзии.

 

 

 

Вопрос 6. Что вы знаете о науке в античных государствах?

 

В Греции в эпоху эллинизма исчезает разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Строительство новых городов,

развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему математики, механики, астрономии, географии.

Успешно развивалось естествознание, особенно медицина. Развитие научных знаний требовало систематизации и

хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Культурология"