Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 22:29, реферат
Подлинное имя Конфуция - Цю, дословно «Холм», второе имя — Чжун-ни , то есть «Второй из глины». В древних источниках это имя приводится как указание на место его рождения: в пещере в недрах глиняного священного холма, куда его родители совершали паломничество. Конфуций родился в 551 году до н. э. в феодальном государстве Лу, ныне это часть северной провинции Шаньдун. Он происходил из древнего и знатного, но обедневшего рода. Отец умер, когда Конфуцию исполнилось три года, и вырастила его мать.
ВВЕДЕНИЕ 2
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕНИЯ КОНФУЦИЯ 3
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК 4
КУЛЬТ СЕМЬИ 5
ОБРАЗОВАНИЕ 8
КНИГИ И ИЗРЕЧЕНИЯ 10
РЕЛИГИЯ 12
НАУКА 14
МЕДИЦИНА 14
ИСКУССТВО 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 17
Считалось, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. Под добродетелью понималось соответствие правителя, олицетворяющего народ, внутренней божественно-космической силе Неба. Только имея добродетель, правитель имел право управлять. Теряя ее, он утрачивал это право. Для китайских правителей отождествление с Небом означало принятие на себя ответственности за весь мир, в который они включали собственно Китай и окружающую его варварскую периферию, явно тяготеющую, по их представлениям, к центру, т.е. к китайскому властителю Поднебесной, сыну Неба.
Со временем Небо, в представлениях китайцев, все более теряло присущие ему когда-то личностные черты и превращалось во всеобщий порядок движения всего сущего, порядок одновременно и космический, и нравственный. Смысл жизни для древних китайцев заключался в поддержании правильных отношений человека с космосом, в умении всегда соответствовать движению мира.
Пожалуй, нигде в истории культура не была столь доверчива к миру природы, как в Китае. Интуитивная доверчивость людей к мудрости природы позволила китайцам создать оригинальную картину мира, где не было места ни враждебности, ни несовершенству, ни дисгармонии. Эта картина мира поражает своей цельностью и гармоничностью. Мир в представлении китайцев - это мир абсолютного тождества противоположностей, где многое и единое не отрицают друг друга, все различия относительны. В каждом явлении природы, будь то цветок, животное, или водопад, просвечивается богатство всей природы. Каждое воплощает в себе ее мудрость.
Мир изначально совершенен, гармония внутренне присуща ему, поэтому его не нужно переделывать. Напротив, нужно самоустраниться, уподобиться природе, чтобы не мешать осуществлению гармонии. Изначально природе присущи пять совершенств: человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность (ли), искренность (синь) и мудрость (чжи).
Китайская культура не ориентирует на деятельное начало, а призывает к действию, сообразуемому с космическим ритмом. Творчество принадлежит Небу. Поэтому китайский мудрец говорил: "Я излагаю, а не говорю". С точки зрения Конфуция, личность получает свое содержание непосредственно от природы. Природа награждает ее талантом, и ее талант - следствие могучего творческого процесса в природе.
В борьбе различных культурных традиций конфуцианство сумело одержать верх и над даосизмом, и над буддизмом, правда, никогда их полностью не вытесняя. При императоре У-ди (140-87 до н. э) оно заняло господствующее положение в стране, став в созвездии сань цзяо (трех религий) самой яркой звездой. Превращение конфуцианства в господствующую культурную норму не было случайностью. Конфуцианство удобно для управления огромной империей. Кроме того, и чиновничий аппарат видел в конфуцианстве средство не только держать народ в подчинении, но и влиять на императоров.
Опираясь на древние представления о небе и высшей небесной благодати (дэ), конфуцианство выработало постулат, согласно которому правитель получал божественный мандат (мин) на право управления страной. Если правитель отступал от принятых норм, выражением чего был экономический упадок, волнения, правитель терял право на мандат неба (дэ) (тот тезис Конфуция служил предостережением императорам, которые пытались отклониться от социальных и моральных норм).
НАУКА.
Адам Смит однажды заметил: «Единственное, чем Китай мог бы похвастаться на встрече всех наций мира, так это выкриком «я приготовил чай!». Между тем именно эта цивилизация стала первооткрывателем во многих областях знания, техники, искусства, медицины, образования. По оценкам современных ученых, около половины важнейших достижений и открытий, на которых строится современная техника, пришли из Китая: фарфор, порох, пушки, пули, спички, механические часы, компас и румпель, многоярусные мачты, выплавка чугуна и стали, хомутовая упряжь, стремена, арочный мост, бумага и подвижный (разборный) шрифт, сейсмограф, карданов подвес, тачка, лак, первый в мире контурный судоходный канал, монеты и бумажные деньги.
Китайцы первыми вычислили значение числа p (пи). Десятичная система исчисления впервые возникла в Китае не позднее 14 в. до н. э. Китайские алхимики первыми овладели секретом вакцинации уже в 10 в. Здесь четыре тысячелетия культивируют чай.
Активно развивалась астрономия. Уже во П тысячелетия до н.э. китайцы делили год на 12 месяцев, месяц - на 4 недели. С V века до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения, разделили небесный свод на созвездия, выделили 26 созвездий. В IV веке до н.э. ими был составлен первые в мировой истории звездный каталог на 800 светил. В 28 г. до н.э. китайцы впервые в истории человека описали пятна на солнце: еще через 2 века астроном Чжан Хэн создал первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел.
МЕДИЦИНА
Значительных успехов достигла и медицина. В I в. н.э. был составлен каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней, созданы трактаты по фармакологии.
В последнее время врачи-специалисты убедились в несомненной эффективности таких методов древней медицины Китая, Индии, Тибета и Монголии, как иглоукалывание, прижигание, массаж и др. в лечении различного рода функциональных расстройств и болевых синдромов. Эти методы представляют собой разновидность рефлексотерапии, когда воздействие на больной организм осуществляется путем раздражения строго определенных участков кожи — точек акупунктуры (биологически активные точки).
Древнекитайские врачи разработали учение, согласно которому в организме человека циркулирует «жизненная энергия» — чи, представляющая собой интегральную функцию всей деятельности организма, его энергии, тонуса жизненности. Другим постулатом китайской и восточной медицины вообще является учение о том, что форма проявления жизненной энергии — взаимодействие и борьба таких «полярных сил», как ян (положительная сила) и инь (отрицательная сила). На принципе ян-инь (он описывает картину мира в религиозно-философском мышлении древних китайцев) восточные ученые основывают взаимоотношение органов между собой и их связи с покровами тела. Регулируя обмен веществ, т.е. противоположно направленные процессы ассимиляции и диссимиляции, явления возбуждения и торможения и т.д. можно повлиять на 44 отдельных органа (или на весь организм) и изменить его энергетические уровни. С этих позиций болезнь — нарушение равновесия в распределении энергии между ян и инь. Измерения в распределении энергии осуществляется посредством воздействия на точки акупунктуры, число которых равно 696.
Согласно схеме восточной медицины, «жизненная энергия» в процессе се циркуляции проходит последовательно все органы и делает кругооборот за сутки. Поэтому тот или иной орган наиболее восприимчив к лечению в определенный момент суток, что находит параллели в исследованиях биологических ритмов, получающих все большее распространение в современной медицине и биологии.
ИСКУССТВО.
Эстетический взгляд на мир, культ красоты - еще одна из основных особенностей конфуцианской культуры. Китай называют нацией-художником. Многие элементы повседневности возведены на конфуцианском Востоке в ранг искусства. В Японии и Китае распространен культ прелестной безделушки, широко развита любительская поэзия. В предмет любования превращена бумага. Искусством стала чайная церемония.
Конфуцианская культура выработала своеобразное понимание прекрасного и специфические критерии красоты:
В декоративно-прикладном искусстве ценятся изделия, в которых чувствуется естество материала и рука мастера. При чайных церемониях как самая большая драгоценность использовалась посуда, грубо вылепленная из глины от руки. Ценятся вазы, передающие грубоватую простоту глины.
Существует ряд искусств,
ставших символами
Уже во II тысячелетии до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые - из бамбука, глины и др. В I тыс. до н.э. появляются трактаты о музыке, создается специальная придворная служба, в ведении которой находилось обучение музыкантов и танцоров, наблюдение за исполнение песенной и танцевальной музыки и руководство ею. Таким образом, даже эти сферы культуры наименее других поддающиеся регламентации, были в Древнем Китае регламентированы и подвластны государству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Конфуцианство определило такие важные черты китайской культуры, как:
- преоритет этической компоненты,
- ритуализм, символичность поведения,
- отсутствие психологизма, отсутствие драматизации духовной жизни,
- высокая оценка знаний, образованности, учености, что предопределило господство интеллектуалов в системе административного управления традиционного Китая,
- интерес к культуре повседневности, к традиционному, любовь ко всему старинному.
Китайский этнос создал особый тип культуры, отличающий его от культур других народов. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли более значительную роль, чем мистика и поиски спасения. Здравомыслящий китаец никогда не задумывался над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались те, кто учил жить достойно, в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий. Облик традиционной китайской культуры формировала не религия как таковая, а, прежде всего, ритуализированная этика.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.