Конфуцианско-даосистская культурная традиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 07:49, реферат

Краткое описание

Культура Китая - это культура гармонии, согласия, единения. Основные принципы идеологии и религиозных учений Китая заключаются в стремлении поддержания порядка, стабильности и мира. Согласно древнекитайским учениям, все есть природа и равно — все есть человек.
Традиционные учения Востока сосредоточены на Человеке: даосизм – на отношении человек – природа; конфуцианство – на отношении человек – человек и человек – общество;

Содержание

I. Введение
II. Конфуцианско-даоcистский взгляд на мир
1. Религиозная структура Китая
2. Конфуций и конфуцианство
3. Лао-цзы и его путь (Дао)
III. Заключение
IV. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНФУЦИАНСКО-ДАОСИСТСКАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

План

I. Введение

II. Конфуцианско-даоcистский взгляд на мир

1. Религиозная структура Китая

2. Конфуций и конфуцианство

3. Лао-цзы и его путь (Дао)

III. Заключение

IV. Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Культура Китая  - это культура гармонии, согласия, единения. Основные принципы идеологии и религиозных учений Китая заключаются в стремлении поддержания порядка, стабильности и мира. Согласно древнекитайским учениям, все есть природа и равно — все есть человек.

Традиционные учения Востока сосредоточены на Человеке: даосизм – на отношении человек – природа; конфуцианство – на отношении человек – человек и человек – общество;

Эти главные традиции конфуцианства и даосизма определили специфику китайского мировоззрения как гармоничного комплекса идей, которые, не только не исключали расхождений во взглядах и мнениях, но рассматривали разногласия как основу для выработки мирных методов разрешения конфликтов и противоречий. Конфуцианство приобретает все большую популярность в мире, становится одним из важных символов культуры Востока.

В чем же суть учений Конфуция и Лао-цзы? Почему эти теории и практики стали основополагающими в государстве Древнего Китая? Жизнеспособны ли эти культурные традиции в современном Китае?

Цель данной работы: анализ конфуцианско-даосистской культурной традиции Китая.

 

В задачи реферата входит:

1) изучение литературы по теме;

2) раскрытие понятий конфуцианства  и даосизма;

3) раскрытие причин влияния данных теорий на устройство мира;

4) исследование причин актуальности учения Конфуция в современном Китае.

 

 

 

 

Религиозная структура Китая

 

Духовные ценности и культурные традиции Востока характеризуются многотысячелетней историей их развития. Эпоха древнекитайской цивилизации приходится на III - II тыс. до н.э., концом ее считают 220 г. н.э. До середины I тыс.- до н.э. Древний Китай развивался почти в отрыве от других цивилизаций. Это государство сложилось гораздо позже, чем Египет, Шумера, Индия, что обусловлено, в том числе, и суровыми климатическими условиями. Был создан особый тип культуры, отличающий его от культур других народов. Величайшими пророками здесь считались те, кто учил жить достойно в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий.

Китайцы никогда не задумывались над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, они всегда видели перед собой эталон высшей добродетели и считали своим священным долгом ему подражать. Не религия как таковая, а этика формировала облик традиционной китайской культуры. Религия позволила китайцам создать оригинальную картину мира, где не было места ни враждебности, ни несовершенству, ни дисгармонии.

Значимость культа предков в Китае настолько высока, что существование этого культа наложило отпечаток на всю повседневную жизнь и систему этических норм древнего китайца. Истоки этого культа тесно связаны с поклонением Небу, которое считалось верховным божеством в китайской религии. Небо, в его основной функции верховного контролирующего и регулирующего начала, стало главным всекитайским божеством. И культу этого божества был придан не столько священно-божественный, сколько морально-этический акцент.

Небо представляло собой абсолютный закон, отстраненный и безразличный по отношению к соблюдающему или не соблюдающему его человеку. Это высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Ее нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Единственным способом доказать свое послушание этому абсолютному закону было проявление беспрекословного послушания и почтения по отношению к китайскому императору, который считался Сыном Неба и его проявлением на земле.

Жрецов в древнем Китае не было, как и великих персонифицированных богов и храмов в их честь. Те же высшие божества, которым поклонялись китайцы, не нуждались в специальных жрецах, ибо обязанности первосвященника в ритуалах в их честь исполнял сам правитель, а функции ассистировавших ему жрецов выполняли служившие правителю чиновники. "Огромную роль в становлении основ традиционной китайской цивилизации сыграло не духовенство, направляющее эмоции верующих, но жрецы-чиновники, исполняющие свои административные функции" (2, гл.15).

Человеческое и божественное находились в неразрывном единстве, как бы меняясь местами: боги словно спустились на землю, а человек, осознавший свою мировую ответственность, свою нравственную природу, вознесся над миром духов.

К числу божеств, имевших всекитайское распространение и значение, относились основатели религий – Конфуций и Лао-цзы, причем первое место, бесспорно, принадлежало Конфуцию, храмы в честь, которого были в каждом городе Китая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конфуций и его порядок мира

Учение Конфуция (Кун-цзы, 551-479 до н.з.) трудно назвать религиозным. Скорее всего, оно представляет философию этики, которая охватывает все области человеческой жизни, включая религию.

Однако религии Конфуций касается меньше всего. Конфуция, как и многих мыслителей древнего Китая, не могла не заинтересовать природа человека. 

Главным образом, учение Конфуция обращается к вопросам семьи, общества, государства и человека как отдельной личности. Человеческую природу этот философ оценивал позитивно, хотя знал, что люди способны не только на добро, но и на зло.

Стремление к богатству и высокому положению в обществе, страх оказаться в числе бедных и презираемых одинаково присущи, по мнению Конфуция, самой человеческой природе. Но мыслитель  верил, что люди могут изменяться в лучшую сторону, если будут следовать "установленному для них Дао" (3,стр.68). Он принимал главную мысль  даосистов, что Дао  предшествовало всем вещам, оно породило их. Дао воплощает идею вечности и в этом смысле близко к понятию самой природы,  но в отличие от своего предшественника Лао-цзы он связывает Дао лишь с одной темой — с человеком.  

Конфуций придавал чрезвычайно большое значение Слову, которому он дал такое определение: "Не познав велений Неба, нельзя стать благородным мужем; не познав Правил, нельзя стать полноценным человеком; не познав (сути) Слова, нельзя познать и человека". Правильная речь сама по себе уже являет действие. Но творцом такой "правильной речи" может быть только "благородный муж"  (3, стр.172)

Свою главную задачу философ видел в том, чтобы установить мир и внести гармонию в жизнь людей. С этой целью он предлагал им следовать пяти главным добродетелям и самой важной из них Конфуций считал добродетель «жэнь» (человечность, доброта или благоволение), которая заключается в том, чтобы желать благо другим.

Конфуций стремился опираться на древние китайские традиции и тем самым воздействовать на современников. Он высоко ставил века минувшие и выступал с критикой своего времени. На основе этого противопоставления Конфуций создал свой идеал человека – цзюнь-цзы.

Прежде всего, этот эталон человека должен был обладать  двумя важнейшими достоинствами: гуманностью и чувством долга. В любой момент жизни, в счастье и горе, при рождении и смерти, всегда и во всем существовали строго фиксированные и обязательные для всех правила поведения:

1. Доброе отношение отца к  сыну и почтительное отношение  сына к отцу.

2. Мягкое отношение старшего  брата к младшим и уважительное  отношение младших братьев к  старшему.

3. Праведное отношение мужа к  жене и послушание жены мужу.

4. Человечное отношение старших людей к младшим и почтительное отношение младших к старшим.

5. Великодушное отношение правителей  к министрам и гражданам и  верность министров и граждан  своим правителям.

 

Конфуций сформулировал и основы того социального порядка, который хотел бы видеть в своем государстве. "Пусть отец будет отцом, сын - сыном, государь - государем, чиновник - чиновником, т.е. пусть все знают свои права и обязанности и делают то, что им положено".

Для того, чтобы человек смог занять достойное положение в обществе, он, по Конфуцию, должен полагаться не на рождение в благородной семье, а на самосовершенствование. Китайский философ верил, что идеальные правила существовали только в древности и что истинной цивилизации можно достичь только путем морально-нравственных улучшений природы человека. Конфуций учил, что во всякое время человек должен придерживаться золотой середины — это единственный путь избежать крайностей в поведении.

Все его внимание было направлено на то, чтобы быть полезным обществу. Конфуций учил, что улучшение положения в стране должно начинаться с правителей. Если они будут поступать честно и благородно, граждане скоро последуют их примеру.

Для того чтобы совершенствовать свой характер, правители должны руководствоваться моральным законом Дао, а для лучшего понимания Дао, следует развивать чувство жэнь — чувство человечности. Для Конфуция главным во взаимоотношениях государства с народом являлось умение верхов сохранить доверие народа (3, стр.189)

Но со временем многое в конфуцианстве сильно изменилось. С превращением его в официальную догму буква подавила дух. Демонстрация преданности старине, уважения к старшим, напускной скромности и добродетели превратились в самоцель, чиновничью благопристойность, за которой скрывались пороки и корыстолюбие.

В Китае постепенно сложились и были канонизированы определенные нормы и стереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого им места в социально-чиновной иерархии. Они нашли свое наиболее наглядное отражение в том, что обычно именуется "китайскими церемониями".

Таким образом, конфуцианство – это, скорее, этическое учение, чем религия. Но это учение и о государственном устройстве. Общество должно состоять  из двух основных категорий: верхов и низов – тех, кто думает и управляет, и тех, кто трудится и повинуется. Государство, по его мнению, большая семья, в которой должно существовать строгое соподчинение. Этим сравнением подчеркивался тот строй семейной жизни, который реально существовал и сохранился в Китае вплоть до нашего времени: младшие беспрекословно повинуются старшим, дети - родителям.

Превращение конфуцианства в господствующую культурную норму не было случайностью. Конфуцианство удобно для управления огромной империей. Кроме того, и чиновничий аппарат видел в конфуцианстве средство не только держать народ в подчинении, но и влиять на императоров.

Конфуцианство не является религией, оно вобрало в себя и политику, и административную систему, и функцию верховного регулятора социальных и экономических процессов - стало основой всего китайского образа жизни, концентрированной формой выражения китайской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия даосизма, или Лао-цзы и его путь (Дао)

Даосизм возник в Древнем Китае в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы. Старший современник Конфуция, о котором – в отличие от Конфуция – в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера. Существенное влияние не только на последующее развитие философии, но и в особенности на развитие религии, оказала книга "Дао-дэ-цзин" ("Книга о Дао"), представляющая собой сборник афоризмов, мудрых, но порой странных и загадочных изречений. Это совершенно особый памятник древнекитайской литературы, который на протяжении веков считается непревзойденным по своим художественным достоинствам.

В трактате "Дао-дэ цзин" (сер. III в. до н. э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы. В центре доктрины – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Слово "дао" на китайском языке буквально означает путь; но в этой философской системе оно получило гораздо более широкое метафизическое, религиозное содержание. Дао означает не только путь, но и образ жизни, метод, принцип.  Само слово «дао» принадлежит всей китайской мысли, и каждый философ древнего Китая видел в нем обозначение истины или, точнее, глубочайшей правды и праведного пути жизни. Все китайские мудрецы – приверженцы Дао. Это одна из важнейших категорий всей китайской культуры. Специфично лишь ее осмысление даосизмом. Если в конфуцианстве Дао – путь нравственного совершенствования и правления на основе этических норм, то в даосизме Дао приобретает значение высшего мировой субстанции, источника бытия всего сущего.

Дао воплощает в себе идею непостижимой, могущественной и безличной силы, которая управляет круговоротом всех событий во Вселенной. Эта сила выражается в двух противоположных источниках энергии инь и ян. В то время как инь олицетворяет женское начало, зло, темный и пассивный аспект бытия, ян истолковывается как мужское, светлое, активное начало, содержащее все положительное. Например, инь — это бездействие, зима, смерть и лишения, а ян — деятельность, лето, жизнь и изобилие. Взаимодействие этих двух начал — источник круговорота жизни. Все предметы и живые существа, включая людей, содержат в себе оба начала, но в разных пропорциях, которые не всегда одинаковы в разное время.

Информация о работе Конфуцианско-даосистская культурная традиция