Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 11:07, контрольная работа
Огромную важность приобретают на сегодняшний день вопросы связанные и Конфуциям и его учениями. Интерес к данной теме обусловлен тем, что мне действительно хотелось узнать путь развития Китая; с чего начиналось, кто стоял у истоков Конфуцианства.
Данная проблема актуальна и освящена в литературе на сегодняшний день. О ней писали многие научные деятели и историки. Китай является крупнейшей страной по численности населения, обладает крупнейшей в мире армией, мировой лидер по производству большинства видов промышленной продукции, в том числе по производству автомобилей и потребительскому спросу на них, крупнейший мировой экспортёр. Китай называют великой державой. Все это заинтересовало меня и я захотела изучить, выявить и понять этот особый путь развития Китая.
Введение .................................................................................................................3
I. Биография Конфуция, его учения .................................................................5
Основные понятия конфуцианства............................................................7
II. Конфуцианство – регулятор жизни Китая................................................9
1. Сравнительная характеристика традиций современного Китая с категориями Конфуцианства: ....................................................................... 11
Заключение ......................................................................................................... 13
Список литературы ........................................................................................... 14
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Волгоградский
государственный социально-
Факультет Право
Конфуций его идеи и современный Китай.
Контрольная работа
Исполнитель:
Вершинина Марина Юрьевна
(ИП-ПРБZ-11)
Научный руководитель:
______________________
Волгоград
2014
Содержание
Введение ..............................
I. Биография Конфуция,
его учения ..............................
II. Конфуцианство
– регулятор жизни Китая.........................
1. Сравнительная характеристика
традиций современного Китая с категориями
Конфуцианства: ..............................
Заключение ..............................
Список литературы ..............................
Введение
Огромную важность приобретают на сегодняшний день вопросы связанные и Конфуциям и его учениями. Интерес к данной теме обусловлен тем, что мне действительно хотелось узнать путь развития Китая; с чего начиналось, кто стоял у истоков Конфуцианства.
Данная проблема актуальна и освящена в литературе на сегодняшний день. О ней писали многие научные деятели и историки. Китай является крупнейшей страной по численности населения, обладает крупнейшей в мире армией, мировой лидер по производству большинства видов промышленной продукции, в том числе по производству автомобилей и потребительскому спросу на них, крупнейший мировой экспортёр. Китай называют великой державой. Все это заинтересовало меня и я захотела изучить, выявить и понять этот особый путь развития Китая.
Цель моей работы заключается в том, что бы исследовать учения Конфуция, идеологию Китая и провести сравнение с современными традициями, устоями.
Сегодня во всем мире вряд ли найдется человек, не слышавший о конфуцианстве и его знаменитом основателе Конфуции (551-479 гг. до н.э.), имя которого в китайском произношении звучит как Кун-цзы или Кун-фуцзы (Мудрец Кун). В древних книгах его порой называют просто Учителем, и читателю сразу становится ясно, что речь идет о великом наставнике, который стал нравственным идеалом миллионов людей. На высказывания Конфуция ссылаются философы, политики, ученые всего мира. Фразы его сегодня можно услышать даже от малограмотного китайского крестьянина.
По конфуцианским принципам в настоящее время живет не только Китай, но и некоторые страны Восточной и Юго-Восточной Азии: Япония, Корея, Вьетнам, Сингапур; причем принципы эти настолько органично вошли в плоть их национальной культуры, что люди часто сами не замечают, что говорят словами Конфуция.
Ученики Конфуция записали его высказывания, обобщив их в книге "Лунь Юй" (6 в. до н.э.), название которой принято переводить как "Беседы и суждения". В основном она состоит из коротких записей бесед Учителя с последователями, из лаконичных высказываний Конфуция. Свой жизненный путь он сумел описать в нескольких строчках: В 15 лет я обратил свои помыслы к учебе. В 30 лет я обрел самостоятельность. В 40 – сумел освободиться от сомнений. В 50 лет я познал волю Неба. В 60 лет научился отличать правду ото лжи. В 70 лет – я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал Ритуала".
В этом высказывании весь Конфуций как человек и как идеал традиции. Его путь от учебы через познание "воли Неба" к "свободному следованию желаниям сердца" и добровольному соблюдению норм поведения, которые он считал священными, стал нравственным ориентиром всей китайской традиции. Его учение многогранно. Оно включает в себя совокупность этических, духовных и социальных норм, которые передавались из поколения в поколение на протяжении почти 2,5 тысяч лет.
Правила эти касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе, в обществе. В течение многих веков трактовка учения Конфуция не раз менялась, придавая ему порой самые причудливые черты. В конце концов, конфуцианство превратилось в политическое и социальное учение о принципах справедливого и гармоничного управления государством и взаимоотношениях между людьми. В этом виде оно существует до сих пор. Однако интерес вызывает не столько исторический путь конфуцианства, сколько само учение Конфуция – то, что проповедовал человек, которого сегодня не без основания именуют наставником Китая.
Конфуций (Кун Фу-цзы) родился около 552 года до н.э. в княжестве Лу, которое находилось примерно на территории современного уезда Цуйфу провинции Шаньдун. Происходил из родовитой, но обедневшей семьи, генеалогически восходившей к свергнутой в XI в. До н.э. династии Инь.
Уже в 15 лет он твердо решил, что будет учёным. Женивший в 19 лет, он поступил на государственную службу, надеясь в практической деятельности реализовать свои идеалы. Конфуций получил незначительный пост надзирателя за сбором налогов с земель Лу, но карьеры не сделал и, прослужив десять лет на чиновничьем поприще, вышел в отставку, чтобы целиком посвятить себя преподаванию тех идей, которые он постиг в непрестанном чтении древних книг и размышлениях.
Конфуций был преподавателем по шести специальностям – обряды, музыка, искусство, стрельбы из лука, каллиграфия и арифметика. Помимо этого, он прекрасно разбирался в национальных традициях, поэзии и истории. Благодаря такому багажу знаний к тридцати годам он смог начать блестящую карьеру учителя. Известно, что Конфуций первым в Китае выступал за всеобщее образование, а также за признание работы учиться особой специальностью и особым образом жизни. Главной целью преподавания для Конфуция была разработка программ для обучения аристократии (Чюн-цу). Причем этот процесс должен был включать в себя обязательное самосовершенствование и установление прочных социальных связей. Конфуций говорил, что «образование необходимо для самого человека», а конечной его целью является самообразование и самореализация. Общественная и государственная работа, по мнению философа, являются логическим продолжением обучения, именно в этой сфере должны применяться полученные знания.
В центре его философских и этнических посторенний находились проблемы человека, его умственного и духовного облика, его место и роли в мире и обществе. Идеи Конфуция сыграли огромную роль в последующей истории и культуре Китая, а сам он стал объектом почти религиозного поколения.
Собственную историческую миссию Конфуций видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу которого, прежде всего, составило художественные произведения «Щу цзин».
1. Основные понятия конфуцианства
Основным понятием конфуцианства являются жэнь, или гуманность, наиболее ценное качество личности достижимое в процессе образования.
Путем к приобретению жэнь является практика ли, то есть социальных норм. Ли не есть нечто раз и навсегда данное, они могут изменяться в соответствии с конкретными условиями.
Критерием приемлемости тех или иных ли является и, «долг-справедливость», источник правильного смысла.
Образование является необходимым условием возникновения гармонии и культуры в обществе.
Высшим принципом управления является жень (гуманность), а практикующий этот принцип правитель является образцом для всего народа.
Для наведения порядка в обществе, пребывающем в состоянии хаоса, следует использовать «исправление имен»- поэтому этот принцип можно назвать еще «укреплением ли».
Правильно поняв определение «жэнь», становится легче уяснить другие категории конфуцианства, к которым относятся:
СЯО (сыновняя и дочерняя почтительность )- цивилизованное отношение к свои родителям.
ДИ- братская любовь, цивилизованное отношение к окружающим, ровесникам.
ЧЖУН (преданность)- цивилизованное отношение к вышестоящим: правителям, императорам, хозяевам или даже к собственной стране.
ЛИ (ритуал, обряды, церемонии)- поведенческие нормы, посредством которых люди цивилизованно выражают свои чувства.
И (долг-справедливость)- практика выражения цивилизованных чувств в правильное время и в правильном месте.
ЦЗЮНЬ ЦЗЫ («совершенный муж», или совершенная личность)- тип личности, воплощающий в себе совершенство воспитания чувств.
Прототип нормального
совершенного устройства Конфуций видел
в добрых семейных отношениях, когда
старшие любят младших и
При династии Хань во II в до н.э. подобный подход к культуре был высоко оценен государственной властью, конфуцианство получило статус государственной идеологии, а Конфуций - титул, приравнивавший его к «совершенно мудрым» правителям древности.
Превращение конфуцианства в официальную идеологию явилось
поворотным пунктом, как в истории этого учения, так и в истории
Китая. Конфуцианство воспитывало и образовывало. Конфуцианцы не только держали в своих руках управление государством, но и
заботились о том, чтобы конфуцианские нормы и ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились в символ «истинно китайского».
Это и привело к тому, что каждый китаец по рождению и воспитанию должен был, прежде всего, быть конфуцианцем, то есть с первых шагов жизни китаец в быту, обращении с людьми, в исполнении важнейших семейных и общественных обрядов и ритуалов действовал так, как это было соответствовало конфуцианскими традициями.
Даже если он со временем становится даосом или буддистом, или даже христианином,- всё равно, пусть не в убеждениях, но в поведении, обычаях, манере мышления, речи и во многом другом, часто подсознательно, он оставался конфуцианцем.
Воспитание начиналось с малолетства, с семьи, с приученных к
культу предков, к соблюдению церемониала. Система образования
в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков
конфуцианства.
Конфуцианство стало не просто религией, а также и политикой,
и административной системой, и верховным регулятором экономических и социальных процессов – словом, основой всего китайского образа жизни, принципом организации китайского общества.
В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало
умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию,
поведение, мышление, речь, восприятие, на их быт и уклад жизни. В
этом смысле конфуцианство не уступает ни одной из великих решений
мира, а кое в чём и превосходит их. Конфуцианство заметно окрасило
в свои тона всю национальную культуру Китая, национальный характер
населения.
1 . Сравнительная характеристика традиций современного Китая с категориями конфуцианства.
Можно провести линии сравнения характеристики, устоев, традиций современного Китай с главными категориями Конфуцианства:
СЯО- (сыновняя и дочерняя почтительность )- цивилизованное отношение к свои родителям. В Китае семья по-прежнему мыслится как основа общества и гарантия счастья и спокойствия для ее членов. О старших принято заботиться в семье, а не сдавать их в «дом престарелых». В Китае на сегодняшний день не существуют дома престарелых.
ДИ- братская любовь, цивилизованное отношение к окружающим, ровесникам. Каждый китаец честен и искренен по отношению к своим же. Они всегда помнят, что живут в обществе и, соответственно, являются частью государства. Всемирно известно, что за коррупцию, обман и преследование только своих интересов в Китае следует очень жестокие наказания, часто смертная казнь.
ЧЖУН- (преданность)- цивилизованное отношение к вышестоящим: правителям, императорам, хозяевам или даже к собственной стране. Государство для каждого китайца – приоритетная ценность и долгом каждого гражданина является служение правителю, независимо от того, нравится он или нет. Даже тогда, когда китайцы чем-то недовольны в государстве, они всегда будут стоять на стороне Китая, будут его в какой-то мере бояться, но видеть в нем единственного защитника.