Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:04, контрольная работа
Цели данной контрольной работы состоят в раскрытии культуры новоевропейского типа и разума в эпоху Нового времени, а также рассмотрение концепции культура В.С. Соловьева.
Чтобы достичь эти цели, нужно решить следующие задачи:
Рассмотреть культуру новоевропейского типа;
Показать разум в эпоху Нового времени;
Изучить концепцию культуры В.С. Соловьева.
Введение ………………………………………………………….. 3
Культура новоевропейского типа ………………………………. 4
Разум в эпоху Нового времени …………………………………. 6
Культура нового времени …………………………………….. 7
Культура Нового времени, как механическое
взаимодействие тел ………………………………………………… 9
«Естественный порядок» культуры Нового времени ……… 11
Концепция культуры В.С. Соловьева ………………………….. 15
Заключение ……………………………………………………… 19
Список использованной литературы ………………………….. 20
Содержание
Введение ………………………………………………………
взаимодействие тел ………………………………………………… 9
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы ………………………….. 20
Введение
Стремление к гармонии, органическому синтезу между
религией, философией и опытной наукой
имеет огромное значение не только для
судеб любой национальной культуры, но
и для человеческой цивилизации в целом.
В первом случае оно способствует сглаживанию
искусственного и гибельного противостояния
между духовенством и творческой интеллигенцией,
между «физиками» и «лириками», в конечно
счете между «элитой» и «народом», разлад
между которыми чреват революцией и гибелью
культурных ценностей; во втором случае
– позволяет нейтрализовать разрушительные
последствия «чистой» науки, современной
технократии, часто лишенных духовных
тормозов и уже сейчас ведущих человечество
к гибели. Стоит только вообразить, что
было бы с нами, если бы научные гении типа
Эйнштейна и Сахарова были бы одновременно
и бездушными политиками- нигилистами
типа Гитлера или Сталина!
С этой точки зрения философия всеединства
и в наше время представляется весьма
актуальной.
Цели данной контрольной работы состоят в раскрытии культуры новоевропейского типа и разума в эпоху Нового времени, а также рассмотрение концепции культура В.С. Соловьева.
Чтобы достичь эти цели, нужно решить следующие задачи:
1. Культура новоевропейского типа
Эпоха просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии».
Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая, политические и социальные устои. Приписывая все свойства человеческой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды, философия этой эпохи подталкивала к размышлениям о таких условиях существования, которые способствовали бы торжеству добродетели и вселенского счастья. Никогда ранее европейская культура не рождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальные общества, пути их построения и установления.
Ориентиром для создания
утопий XVIII века служило «естественное»
или «природное» состояние
Предложенный мыслителями
XVIII века идеал общественного устройства
использовался для
Зримым воплощением «лучших миров» для людей эпохи Просвещения были сады и парки. В них конструировался мир, альтернативный существующему, отвечающий представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы человека, людей между собой, свободе и самодостаточности человеческой личности. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели – создания совершенной среды для совершенного человека.
«Внушив любовь к полям, внушаем добродетель». Парки эпохи Просвещения не были тождественны естественной природе. Но одной из главных задач было сохранение «впечатление естественности», ощущение «дикорастущей природы». В композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы.
Искусство XVIII века стремится отойти от «возвышенного», аллергически надуманного к «простому», непосредственному, соизмеримому с человеком, его повседневной жизнью.
Одной из важнейших характеристик
этой эпохи является процесс вытеснения
религиозных начал искусства
светскими. Светское зодчество в
XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы.
Реалистической ясности и трезвости в определенном смысле противостояла тяга ко всему необычному, фантастическому, связана в первую очередь с кризисом ортодоксальной религии. Широчайшее распространение получило масонство. Для эпохи Просвещения характерна тяга к авантюрам, приключениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное «культурное» пространство.
В эпоху Просвещения
в Европе устраиваются первые публичные
выставки – салоны, представлявшие
собой новый вид связи
Музыка эпохи просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Во Франции и Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки – опера. В Германии, Австрии развивались наиболее «серьезные» формы музыкальных произведений – оратория, месса и концерт.
2. Разум в эпоху Нового времени
В названии эпохи – "Новое время" – отразилось чувство обновления, сознание того, что произошло открытие нового периода в истории, который наступал по мере утверждения в жизни новых, взамен шатких уже старых, оснований коллективной веры. Впервые после распространения Нового завета европейское человечество осознало себя живущим в обстоятельствах новой культуры и приветствовало «новое» как лучшее. Сущность же новизны заключалась в гуманизме новой культуры.
Слово «гуманизм» родственно
древнему латинскому слову homo (человек).
В наше время понятие «гуманизм»
имеет разнообразные
2.1. Культура нового времени
С точки зрения историков,
Новое время — это понятие,
имеющее строгие
С точки зрения культурологов, Новое время как понятие не столь жестко конкретизировано и не связано с определенными историческими событиями. Оно начинается как минимум двумя десятилетиями ранее «исторического» Нового времени, в 1620-х гг. (а по некоторым данным — уже в конце XVI в.), и завершается на рубеже XIX-XX столетий либо продолжается до сих пор.
Понятие «Новое время», как явствует из его «внутренней формы», подспудно ориентировано на другое понятие, по аналогии с которым оно было создано.
Как известно, культура — явление живое и динамическое, проходящее определенные этапы в своем развитии. Поэтому культурологи, как правило, оперируют такими понятиями, как «культурно-историческая эпоха» («культурная эпоха») и «этап культурно-исторической эпохи». Так, в начале XVII в. завершается эпоха Возрождения (этап позднего Возрождения) и начинается эпоха барокко и классицизма, продолжающаяся вплоть до конца этого столетия.
С точки зрения истории философии, культуры, искусства, науки и техники, XVII столетие является одним из наиболее сложных и важных периодов. Его совершенно особое положение определяется, прежде всего, характером и масштабом изменений в сферах социальной и духовной жизни европейского человека. С одной стороны, это уже не средневековое общество, но, с другой стороны, еще и не современное — таков переходный, пограничный характер этого века.
В культуре Нового времени мир мыслится ее носителями как пространство, в котором события происходят сами по себе, по собственной причине. И нет такой внешней воли, которая могла бы в этот порядок вмешаться. С этой точки зрения не так уж важно, как это пространство возникло, существует ли оно изначально, как говорят, «от века», или создано некогда Богом, который снабдил его всеми необходимыми свойствами, а затем «умыл руки». Не «как произошел наблюдаемый мир?», а «каков он?» – вот тот практический вопрос, который эпоха Нового времени считает важнейшим. Пространство, сохраняющее свой неизменный и правильный порядок «само по себе», без Божественного вмешательства, называют «естественным», т.е. «природно-данным». Это определение относится в данном случае и к сфере человеческих взаимодействий: порядок отношений, складывающихся между людьми, тоже должен быть правильным, соответствующим естественной природе человека и общества. Но он может быть и неправильным, если люди по неведению или по злому умыслу игнорируют те принципы взаимоотношений, которые изначально, по природе вещей, положены человеку. Вот почему, согласно представлениям эпохи, открытие или осознание людьми этих принципов («естественных социальных законов», «законов естественной морали») и следование им – верный путь к установлению наилучшего и счастливейшего человеческого общежития.
2.2. Культура Нового времени, как механическое взаимодействие тел
В общем виде основные
принципы организации пространства
культуры Нового времени можно увидеть
на примере механического
Результаты этих взаимодействий зависят от исходных качеств взаимодействующих индивидов, их общественного взаиморасположения и законов общества, в котором это взаимодействие происходит. Так, конфликт крестьянина и вельможи имел все шансы закончиться для последнего иначе, чем конфликт этого вельможи с придворным, имеющим более высокое положение при дворе. Конечно, мастера придворных интриг выигрывали у равных себе по положению за счет собственной энергии, изобретательности и знания «нравов», т.е. неписаных законов жизни придворного общества. Но все же несправедливость общественных порядков, царивших в странах Европы, и ставивших большинство людей в изначально невыгодное положение, в котором даже незаурядные личные достоинства мало, что могли изменить, со временем становилась все более очевидной для любого, кто смотрел на вещи непредвзято.
Проблема несправедливости общественного устройства осмысливалась так: считалось, что люди, в силу присущей их природе «свободе воли», по незнанию, злому умыслу или унаследованным предрассудкам, на протяжении истории были склонны устанавливать законы общества, противоречащие естественной природе человека. Эти законы порождали несправедливость, рабство, страдания. Эпоха Нового времени полагала своей важнейшей задачей формулирование таких законов общественного устройства, которые вели бы к созданию социального пространства, соответствующего естественному порядку вещей во Вселенной.
Очевидными считаются
2.3. «Естественный
порядок» культуры Нового
Культура Нового времени,
готовая сознательно принять разумный
«естественный порядок» вещей, имела,
однако, далеко не однозначное представление
о нем. В XVI-XVIII веках в европейских странах
преобладающим было представление об
«абсолютной монархии» как о наиболее
естественной форме государственного
устройства. В этом случае внимание общества
сосредотачивалось на фигуре монарха,
от которого ожидали твердого и справедливого
волеизъявления, и на фигурах государственных
сановников, вельмож, придворных, т. е.
тех, чья воля служила исполнению воли
государя.