Крепостной театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 22:27, реферат

Краткое описание

Во второй половине XVIII века получают развитие не только театры Петербурга и Москвы, но и провинциальные и крепостные театры. Провинциальные театры были в таких крупных городах, как Харьков, Казань, Саратов, Нижний Новгород, но существовали они и в маленьких городках, как, например, в Богородицке и даже на далекой окраине страны — в Иркутске. Эти театры ставили в основном пьесы отечественных авторов, отдавая предпочтение комедийному жанру. Провинциальный театр способствовал широкой профессионализации актерского искусства. Из среды провинциальных актеров вышло много одаренных мастеров сцены, в том числе великий М. С. Щепкин.

Содержание

История крепостного театра;
Характеристика театральных деятелей - Щепкина, Семенову, Жемчугова;
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

История крепостного театра.docx

— 73.75 Кб (Скачать файл)

Создание оригинального репертуара связано с именем Франтишки Уршули Радзивилл, жены Михаила Рыбоньки. Она вышла из семьи краковского князя Вишневецкого, получила блестящее образование и обладала примерными литературными способностями.

 
При жизни Франтишки Уршули Радзивилла на несвижской придворной сцене преимущественно ставились её собственные пьесы на польском языке или переложенные комедии и трагедии французских драматургов. Использовались сюжеты из арабских сказок “Тысяча и одна ночь”, славянских легенд. 
Героини комедий и трагедий, написанных княжной Радзивилл – преимущественно жертвы мужской фальши, двуличия. Это нежные, прекрасные создания, терпящие от вероломства любимых. Сюжеты произведений Уршуля черпала из личных переживаний: она очень ревновала своего мужа, часто уезжавшего из Несвижа. Пьесы писались ему как назидания перед дальней дорогой. Героини “Остроумной любви” (1746 г.), “Судьи, лишённого разума” (1748 г.), “Любовь рождается со взгляда” (1750 г.), “Бесчестья в занепаде” (1751 г.), самоотверженно и покорно любящие своих мужей, должны были убедить князя, что семейная верность всегда вознаграждается судьбой, а измена карается жестоко.

 
Тематика последних сочинений Франтишки Уршули уже иная. Назидание в них адресуется не мужу, а детям. 
Пьесы Ф.У.Радзивлии ставились в замке, в пригороде Несвижа Альбе и в “зеленом” театре под названием “Консоляция”. В 1747 году в замке началось устройство специального театрального зала, который оформляли местные художники – Гесский, Миколаевский и художник из-под Львова Скшицкий.

 
Вначале придворный театр Радзивиллов был преимущественно любительским. Но во второй половине XVIII века в Несвижском театре все чаще появлялись иностранцы - профессионалы и артисты из крепостных крестьян, получившие надлежащее образование. Для этого приглашались известные мастера: капельмейстеры, хормейстеры, балетмейстеры. В архивах встречаются фамилии капельмейстеров Альбертини, балетмейстеров Дюпре, Лойко и других. Порой учеников из крепостных отправляли за границу.Так, Ян Ценилович совершенствовался в игре на скрипке в Риме. Способный крепостной скрипач Матей из Корелич также получил музыкальную подготовку за рубежом. 
В конце 40-х-начале 50-х XVIII века театральная жизнь в Несвиже была довольно интенсивной. Так в 1757 году было поставлено 26 спектаклей, в 1761-22. Чаще всего в Несвиже шла пьеса о легендарном Парисе под названием “Любовь – заинтересованный судья”. Она повторялась около 20 раз.

 
В 1777 году, после продолжительного спада, когда король Станислав Радзивилл, сын Франтишки Уршули и Рыбоньки, вернулся из эмиграции и стал снова жить в Несвиже, в жизни придворного театра начался новый подъем. Расширился состав капеллы, возродились балет, оперная труппа. Для крепостных певцов, танцоров и музыкантов была создана новая школа. В ее бальном классе работал бывший крепостной Антон Лойка.

 
В 70-80-е годы XVIII века несвижский балет насчитывал более 30 человек и по своему количеству приближался к крупнейшим танцевальным коллективам Западной Европы и России. Кроме того, в 1783 году в Несвиж была приглашена из Дубны драматическая труппа под руководством известного антрепренера Л. Перожинского. В состав этой труппы входил крупнейший представитель классической актерской школы К. Овсинский, прославившийся в роли Гамлета. Среди актрис выделялась М. Перожинская, которая с успехом выполняла роли бойких крестьянок и субреток. В труппу входила также драматическая актриса и певица М. Лозаннская, начавшая свою сценическую деятельность в Несвиже, а потом ставшая звездой труппы Национального театра в Варшаве.

 
Несвижский придворный крепостной театр просуществовал около 70 лет-до 1809 года. Пример города предрешил появление придворных театров в Слуцке, Слониме, Ружанах. 
Широкое распространение в окрестностях Несвижа получило искусство народной драмы – так называемая батлейка. Она бытовала здесь до 30-х годов XX века. 
В 1926 году в деревне Леоновичи на Несвижчине вместе с хором, который в будущем получил звание народного и стал известен во всей республике, был организован театр, просуществовавший до 1936 года и сыгравший заметную роль в распространении белорусской культуры.  

 

Новая страница в истории театрального искусства Несвижчины была вписана после Великой Отечественной войны. Прекрасный коллектив подобрался в студии драматического творчества районного Дома культуры в 60-е годы. На несвижской сцене были поставлены многие пьесы Островского, “Ревизор”, “Женитьба” Гоголя, “В степях Украины” А. Корнейчука и другие. Талантливыми актёрами зарекомендовали себя В. Садовский, В. Горобец, А. Мельникова, К. Крысик. 
В последние годы при Несвижском Доме культуры работает драматический кружок, который систематически знакомит зрителей с классикой, произведениями советских и зарубежных авторов. С успехом здесь прошли спектакли: “Не было ни гроша, да вдруг алтын” и “Не всё коту масленица” А. Островского, “Трыбунал” А. Макаёнка, “Прымакi” Я. Купалы и десятки других.

 
Несколько уроженцев Несвижсого района стали актерами - профессионалами. К ним в первую очередь следует отнести актрису Белорусского государственного академического театра имени Я. Купалы Т.Г. Гузиновскую, актёра Государственного тетра музыкальной комедии БССР А.С. Костецкого, молодого и способного режиссёра Н.А. Сенкевич.

 


Информация о работе Крепостной театр