Кризис социальных связей и проблема одиночества в условиях мегаполиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:45, реферат

Краткое описание

Тема данного реферата «Кризис социальных связей и проблема одиночества в условиях мегаполиса». Для раскрытия данной темы было необходимо решить следующие задачи:
Определить уровень влияния мегаполиса на социальные связи населения.
Понять природу одиночества, основные причины формирования проблемы;
Определить причинно-следственные отношения искусственного интеллекта и проблемы одиночества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3
1. Влияние большого города на социальные связи населения……..…..4
2. Проблема одиночества и ее причины в условиях мегаполиса…..…10
3. Виртуальная коммуникация как средство избавления от одиночества…………………………………………………………….…....12
Заключение………………………………………………………….….……15
Список литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

сборка.docx

— 50.50 Кб (Скачать файл)

     Проблеме  одиночества в большом городе сопутствуют и такие немаловажные и довольно распространенные в современном  обществе эмоции как беспокойство, агрессия, озлобленность. Они свойственны именно жителям мегаполисов. Если сравнивать потоки информации, то столичный житель получает ее в десятки раз больше, нежели человек из провинциального городка. Житель мегаполиса вряд ли может представить себе жизнь без телефона, компьютера, бесконечных пробок, ежедневных деловых и прочих встреч и т.д. Можно перечислить десятки и даже сотни факторов (как естественных, так и искусственно созданных), негативно влияющих на психоэмоциональное состояние человека.

     В современный период понятие «индивидуализация» приобретает повсеместный характер. Проживание в мегаполисах диктует  свои правила. Данный феномен – прямое следствие исчезновения значимости коллективной идентификации и дифференциации индивидов в обществе изобилия, когда люди вынуждены распоряжаться возможностями предоставленной автономии и своим существованием.4 Этот термин особенно помогает в раскрытии сущности одиночества, поскольку индивидуализация – это «признание приоритета интереса индивида над коллективным или институциональным интересом, а также признание блага индивида, его свободы и развития его личности в качестве высшей цели, по отношению к которой социальные институты и группы являются средством или условием ее достижения»5

     На  место традиционных связей и социальных форм (социальный класс, малая семья) встают вторичные инстанции и институты, которые налагают свой отпечаток на биографию одиночки и вопреки индивидуальному решению, реализуемому как форма сознания, делают его игрушкой моды, обстоятельств, конъюнктур и рынков. Индивидуализация – это не выбор, это судьба. Согласно современным представлениям, индивид выступает в качестве последнего, неделимого элемента общества. Но это оказывается предпосылкой необычайного многообразия общественных связей и структур, в которые включен или с которыми связан индивид, поскольку он выполняет в каждой из этих общественных структур различную социальную роль.6  Появление индивидуализации в том виде, в каком она проявляется в настоящее время, имеет крайне противоречивые формы. Она связана с типовыми общественными условиями – социальными, экономическими, правовыми и политическими, которые были созданы лишь в очень немногих странах и только на современном этапе развития. Сюда относятся общее экономическое процветание и связанная с этим занятость, расширение социальных гарантий, институционализация профсоюзного представительства интересов, расширение сектора услуг и открывающиеся в связи с этим возможности передвижения, сокращение рабочего времени и т.д. Индивидуализация на фоне набирающих силу процессов глобализации имеет значение не только для западного общества, но и получила резонанс по всему миру в тех или иных формах. С подобными явлениями столкнулось и современное российское общество. Миллионы людей, долгие годы находившиеся под отечественной опекой государства, в новых условиях оказались не приспособленными к жизни, лишившись значимых социальных ориентиров.7

     Проблема  идентичности человека в условиях мегаполиса представляет собой комплексный  феномен, теоретическое и практическое изучение которого всё в большей  мере диктуется потребностями и  вызовами современного трансформирующегося  общества. На мой взгляд, эта проблема особенно остро встаёт перед одной из наименее социально защищённых категорий населения мегаполисов – людьми пожилого возраста, которые зачастую оказываются совершенно неприспособленными к финальной стадии жизни, когда с выходом на пенсию фактически остаются изолированными из социальной структуры общества, не справляются с непрерывно ускоряющимися темпами научно-технического прогресса, растущими информационными потоками и, как следствие, ощущают себя лишними, выброшенными на обочину жизни. Между тем, поздний зрелый период для человека имеет особое значение, поскольку позволяет переоценить и понять своё прошлое, соединяя предшествующие этапы и значимые моменты в единое смысловое целое. Без осознания целостности собственного бытия, той или иной степени повседневной востребованности в личном и профессиональном плане человек, обречён на разочарование, отвращение, обиду, зависть и страх, пронизывающие его последние годы и подводящие под ними черту. Напротив, активная вовлечённость в различного рода социальные отношения и процессы, стимулируемая и поддерживаемая государством, способна оказывать благотворное влияние на пожилого человека, продливая его жизнь и наполняя её новым значимым содержанием.8 Ведь о подлинном уровне развития любого общества куда более красноречиво, чем любые цифры, говорит зримое благополучие или неблагополучие именно пожилых граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Проблема одиночества и ее причины в условиях мегаполиса

 

     Проблема  одиночества является одной из актуальных проблем в социальной и духовной жизни современного российского  общества, однако о природе одиночества, его сущности и причинах возникновения  известно мало, поскольку в России проблема одиночества долгие годы не изучалась. В советское время  считалось, что оно присуще только западному миру, тогда как в  нашей стране одиночество социалистическому  обществу не свойственно. В действительности оказалось, что проблема одиночества  существует реально. В настоящее  время все большее количество людей испытывает это чувство  в силу влияния кризиса современной  российской культуры. Люди, страдающие одиночеством со временем в определенной степени утрачивают позитивные человеческие качества и духовные ценности. Ситуативное  одиночество у них может переходить в хроническое состояние, которое  приводит к психическим расстройствам, к деградации личности и, следовательно, деградации общества. Все вышеперечисленное  обуславливает необходимость изучения проблемы одиночества в современной  российской действительности.

     Одиночество – одна из самых сложных и трудноразрешимых социальных проблем человечества на современном этапе его развития. Оно является неотъемлемой частью человеческого  существования. Одиночество в человеческой жизни присутствует всегда, но в  разных формах и в разной степени  проявления. Возможно, поэтому данный феномен не всегда понимается во всей своей многогранности и многоаспектности. В современную эпоху, когда человечество переживает глубокий кризис, анализ проблемы одиночества в социальной философии  приобретает исключительно актуальное значение.

     С точки зрения О.С. Алейниковой, распространение социального одиночества связано с кризисными моментами в развитии общества на всех этапах становления его истории. Кризис культуры в значительной мере влияет на духовное состояние личности и общества. Понятие "кризис культуры" раскрывает ситуацию, возникающую в результате резких изменений в социально-культурной сфере, связанных с ослаблением и разрушением прежних духовных структур и институтов, ценностных систем, с утратой людьми чувства стабильности и уверенности, нарастанием настроений растерянности и страха. Человек в данной ситуации испытывает все большие затруднения в адекватном восприятии окружающей его природной, общественной и культурной реальности. Все это создает атмосферу отчужденности, которая проявляется в бессилии личности перед внешними, объективными обстоятельствами жизни, в ощущении обособленности, исключенности человека из общественных связей, в утрате личностью своего "я".

     Кризис  культуры, как правило, возникает  в переходные периоды, когда происходит смена формаций или когда наблюдается  процесс подавления одной цивилизационной  системы, слабой в военном и техническом  отношении, другой, более сильной  по этим параметрам. Также культурный кризис проявляется и на рубеже веков, когда культура находится в состоянии "пограничности" или "переходности".9

     В состоянии "переходности" находится  и современное российское общество. В результате разрушения тоталитарной системы оно испытывает глубокий кризис, который охватывает все основные сферы бытия: культурную, политическую, экономическую, нравственную, духовную. В этом случае можно констатировать кризис российской культуры.

     Социальное одиночество выражается в глубоком переживании человеком разрыва связей и отношений с другими людьми, с обществом. Особенности социального одиночества во многом зависят от причин, их породивших, и, в свою очередь, влияют на них, усиливая или ослабляя их действие. Причинами одиночества выступают в той или иной мере явления, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни и которые прямо или косвенно вызывают потерю чувства человеческой общности. Одной из распространенных причин является психосоциальное неблагополучие общества, то есть неспособность общества удовлетворить духовные и материальные потребности людей, дефицит социального общения.

     Все сказанное позволяет сделать  вывод о том, что социальный кризис современного российского общества, несомненно, влияет на проявление социального одиночества. Духовный кризис, выражающийся в противоречиях ценностных ориентаций, падении нравственности, потере смысла жизни, и сопровождающийся неблагоприятной экономической и политической ситуацией, на наш взгляд, приводит к тому, что российское общество оказывается неспособным обеспечить духовные и материальные запросы своих граждан. Это порождает атмосферу социальной неполноценности, раздраженности, страха, беспомощности, разобщенности и обособленности, следствием которой является одиночество и разрыв социальных связей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Виртуальная коммуникация  как средство избавления от одиночества

     В начале XXI века человечество бесповоротно шагнуло на путь построения постиндустриального  общества. Человеческая деятельность уже немыслима без высоких технологий и искусственного интеллекта. Тезис о том, что высшая точка развития рационального мышления – это человеческий разум, в современных условиях подлежит переосмыслению. Человеческий интеллект нередко пасует перед машинным.

     Мегаполис характеризуется высокой плотностью и разнообразием информационных потоков и индивидуального, группового взаимодействия. Мегаполисы – результат развития городского пространства, символ прогресса, где присутствует аномально высокий уровень экономической активности, большие потоки информации и массовая мобильность населения, высокая медиация коммуникации.10 Благодаря технике человек приобрел определенную свободу, независимость от природы, но на место жестокой зависимости от окружающего мира незаметно для себя человек поставил еще более жесткую зависимость от техники. Мы вынуждены сегодня приспосабливаться с функционированием технических устройств, с экологическими последствиями, сегодня техника заменяет рабочую силу, отсюда безработица, за жилищный комфорт мы расплачиваемся нашей разобщенностью, наша личная мобильность за счет транспорта покупается ценой шумовой нагрузки, загубленной природы, развитие медицины, которая существенно увеличила продолжительность жизни, поставило нас перед проблемой демографических вопросов. Сегодня наука, которая сделала возможность вмешательства в наследственную природу человека, создает угрозу человеческой индивидуальности. Техника, компьютеры, прагматически ориентируя наш рассудок, приводят в конечном итоге к утрате образного мышления, результат всего – это духовный дискомфорт, деградация духовных ценностей человека, утрата идеологичности между людьми, раннее психологическое старение, проблема одиночества. Сегодня очевидно, что техногенная цивилизация испытывает жесточайший кризис и на этом пути у общества просто нет перспектив.

     Функции обработки результатов, проведения аналитической деятельности, прогнозирования  и моделирования уже немыслимы  без машин. У искусственного интеллекта масса преимуществ, главное из которых  – скорость. Машина убыстряет любые  процессы, избавляет от автоматизма, машина не знает, что такое «не  хочу». Операции, на которые человек  тратил дни, месяцы, машина производит в течение считанных минут. Развитие высоких технологий избавляет человека от необходимости совершения массы нужных, но трудоемких операций, дает ему больше свободного времени (в том числе для творчества и общения). Не следует также забывать, что машина избавляет от «человеческого фактора» в проведении большинства операций. Положительные стороны развития искусственного разума неоспоримы. Но в этом признании превосходства искусственного интеллекта над несовершенным человеческим разумом скрывается серьезная опасность – человек зачастую перекладывает на машину процессы, связанные с размышлением, устраняясь от самого процесса. Не стоит недооценивать опасность, что человек может «разучиться» думать, всецело полагаясь на машину. Уже сегодня мы можем наблюдать первые признаки тотальной мыслительной атрофии: начиная от «обожествления» компьютерного прогнозирования любого процесса и заканчивая автоматическими технологиями тестирования для определения уровня интеллекта конкретного человека. Творческое начало в человеке все менее востребовано в условиях постиндустриального общества, до большой степени человек рассматривается как некая «общественно-полезная социальная функция», а не как личность. Не_стоит забывать, что практически любой механический процесс интеллект искусственный способен осуществлять гораздо лучше и быстрее, нежели человеческий. А это может привести к полному вытеснению человека машиной. Люди стремятся к совершенствованию технологий искусственного интеллекта, в идеале, к полной замене человека машиной, но исключительно для производственных и обслуживающих целей. Цели эти понятны, и на первый взгляд, ни к каким отрицательным последствиям привести не могут. Однако не стоит забывать, что часть людей, замененных машиной, не сможет себя реализовать в силу различных аспектов человеческого характера: темперамент, склонность к рациональному или абстрактному мышлению, особенности восприятия каждого человека (кинестетическая, аудиальная или визуальная) и другие. Это может привести к разобщению, отделению, изоляции, полному выпадению из общества. А это, в свою очередь, – прямая дорога к одиночеству. Совершенствование искусственного интеллекта и его все более серьезное проникновение в нашу жизнь обостряет еще одну проблему: проблему возможности диалога человека и машины. Возможен ли вообще диалог между живым и искусственным разумом? Не приведет ли это к замещению общения между человеком и человеком? Можем ли мы вообще говорить о способности человека контактировать с машиной на уровне интеллекта? Даже если это будет машина с энциклопедическими знаниями, то в ней никогда не будет творческого, живого начала.Уже сегодня мы видим ростки будущего общества искусственного интеллекта. Сеть Интернет стала не только и не столько средством информативным, сколько средством общения. Огромную популярность набирают сайты знакомств.Но является ли это общением? И если является, то это общение человека с человеком посредством машины или же общение человека с машиной? Развитие и совершенствование технологий виртуальной коммуникации – это процесс прогрессивный и, безусловно, нужный. Благодаря ему стираются границы и огромные расстояния: в начале XXI века мы можем в считанные секунды получить информацию с другого конца земного шара, можем общаться в режиме он-лайн вне зависимости от географических и временных факторов. Одиночество в не меньшей степени, нежели прочие побудительные факторы, является толчком к развитию искусственного интеллекта. Стремление избавиться от одиночества, стремление к коммуникации и невозможность ее достижения в межличностном повседневном взаимодействии приводит к созданию и воплощению самых невероятных, зачастую внешне совершенно бесполезных, идей и концепций: говорящие роботы_, механические животные, «тамагочи»- образные забавы. Но вместе с тем, опосредованное общение, проходящее через компьютер, убивает диалог. Фактически это диалог между человеком и машиной. Все это приводит к углублению одиночества. Подлинная коммуникация – это не только обмен информацией. Речь и язык осуществляют массу функций, без которых мы не могли бы говорить о подлинном акте общения. Машина лишена творческого начала, но она также лишена эмоций. Можно создать смеющегося робота, но он никогда не сможет заменить человека. В живом разговоре мы получаем больше информации не из уст собеседника, а из его мимики, жестов, взглядов, поз, расстояния, на котором он находится от нас в процессе разговора. Всего этого человек лишен при виртуальной коммуникации. Таким образом, в парной антиномии коммуникация-декоммуникация следует ввести промежуточное понятие – псевдокоммуникация. Именно с подобном псевдообщением мы имеем дело, когда речь идет об общении человека с машиной и человека с человеком посредством машины. Второй вид коммуникации в какой-то степени является лишь разновидностью первого, поскольку и тот, и другой вид диалога – это на самом деле диалог человека с самим собой, а в этом случае он является временным бегством от одиночества, но никак не выходом. Таким образом, виртуальное общение есть псевдокоммуникация потому, что создает видимость общения, не являясь на самом деле таковым. Следует заметить, что мы говорим о виртуальной псевдокоммуникации именно с позиций проблемы одиночества. В состоянии оторванности от других виртуальное общение воспринимается как способ избавления от одиночества, таковым на самом деле не являясь. В то же время, если рассматривать виртуальную коммуникацию (шире – искусственный интеллект) как инструмент (средство), но не как единственный способ общения (самоцель) – только в этом случае мы можем говорить о позитивном начале. Тогда машина является посредником для подлинного акта коммуникации (например, виртуальное общение, перешедшее в общение межличностное, реальное). Развитие искусственных интеллектуальных технологий не столько заменяет общение, сколько создает иллюзию общения. Стремление к избавлению от одиночества посредством искусственно-интеллектуальной коммуникации не может заменить межличностное общение. Таким образом, подобное общение – это псевдозаменитель реального диалога, который ввергает личность в еще большее одиночество.

Информация о работе Кризис социальных связей и проблема одиночества в условиях мегаполиса