Крито-минойская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 12:34, доклад

Краткое описание

Еще до прихода эллинов особого расцвета достиг Крит. Около XXII века до нашей эры там возникли храмово-дворцовые комплексы Кносс и Фест. В них выделялся культовый и политический центр – Акрополь; вокруг находились мастерские ремесленников, многочисленных кузнецов и гончаров, размещались кладовые для зерна, вина, масла; остров пересекали совершенные дороги, укрепленные стенами и башнями, каменные водопроводы и каналы. На Крите в то время находились лучшие верфи, на которых строились весельные и парусные суда. Именно на Крите ранее всего сложилась письменность – иероглифика. Самые ранние ее памятники выявлены английским археологом Артуром Эвансом и датируются XXI веком до нашей эры.

Вложенные файлы: 1 файл

1 в-9в.docx

— 20.96 Кб (Скачать файл)

Крито-минойская культура

Еще до прихода эллинов  особого расцвета достиг Крит. Около XXII века до нашей эры там возникли храмово-дворцовые комплексы Кносс и Фест. В них выделялся культовый и политический центр – Акрополь; вокруг находились мастерские ремесленников, многочисленных кузнецов и гончаров, размещались кладовые для зерна, вина, масла; остров пересекали совершенные дороги, укрепленные стенами и башнями, каменные водопроводы и каналы. На Крите в то время находились лучшие верфи, на которых строились весельные и парусные суда. Именно на Крите ранее всего сложилась письменность – иероглифика. Самые ранние ее памятники выявлены английским археологом Артуром Эвансом и датируются XXI веком до нашей эры.

В 20-х годах прошлого века на Крите начались раскопки под рукаводством Артура Эванса. Перед глазами изумленных археологов возникли руины колоссального дворца площадью 120х120 м с запутанными ходами, сотнями помещений и фресковыми росписями на стенах. В настоящее время обнаружены сотни печатей с непонятными знаками, ваз с витиеватыми орнаментами или рисунками на морские темы, статуэток из слоновой кости, фресок со сценами далекой и уже неизвестной нам жизни. Мы не знаем, кому поклонялись критяне, как протекала жизнь в их городах-дворцах и как звали правителей острова Крит (по традиции их называют Миносами).

Критская иероглифика  относится к нерасшифрованным типам  письменности. В XVIII веке до нашей эры  на ее основе сложилось линейное письмо А, переходное от иероглифики к силлабографическому, то есть слоговому письму. Пока уверенной дешифровки этого письма не существует. Выделяют около 80 слоговых знаков и примерно столько же рисунчатых знаков-идеограмм. Критское линейное письмо А фиксирует негреческий язык. Наиболее известным памятником этого письма является так называемый «Фестский диск». Это глиняная табличка круглой формы, диаметром 15 см, с надписью в виде спирали на лицевой и оборотной сторонах. При всей проблематичности ее прочтения можно утверждать, что это первая в истории человечества надпись слева направо. Датируется она XVII веком до нашей эры.

В XVII столетии до нашей эры  Кносс и Фест были разрушены землетрясением. Затем в течение столетия пришлось заново отстраивать все храмы и дворцы. В это время был возведен в Кноссе новый дворец, названный Артуром Эвансом, его первооткрывателем, «Минойским», по имени полумифического царя Миноса. Дворец занимал площадь 16 тысяч квадратных метров, состоял из 1500 помещений в 2–3 этажа; во дворце имелись ванные комнаты, уборные, весьма отлаженная канализация; стены дворца были украшены фресковыми росписями, а полы – мозаикой. По-видимому, на это время приходится утверждение царской власти и первой, так называемой минойской династии. Цари обладали законодательными, судебными и жреческими прерогативами. Критским царям подчинялись не только поселения Крита, но и все острова Греческого архипелага и даже протополисы материковой Греции. Об этой зависимости свидетельствует легендарное предание об обязанности Афин ежегодно отправлять на Крит семь самых красивых юношей и девушек, предназначавшихся для жертвоприношения. Критские цари располагали военным флотом, что и обеспечивало им господство в Восточном Средиземноморье, обозначавшееся как талассократия.

В правление минойской  династии был построен Лабиринт –  особое святилище, посвященное тотемному  божеству критян – быку. Согласно легендарному преданию, Лабиринт был построен Дедалом  и предназначался для чудовища Минотавра, поедавшего людей. Афинский герой Тесей, воспользовавшись, по совету Дедала, клубком  ниток, прошел Лабиринт, убил Минотавра  и благополучно возвратился назад. Царь Крита Минос, узнав об этом, повелел заточить в Лабиринте  его создателя Дедала. И тогда  Дедал изобрел летательный аппарат  и совершил первый в истории полет  – с острова Крит на Сицилию. В  реальности Лабиринт являлся особым сакральным местом, где совершались  таинства посвящения царей и жрецов, сопровождавшиеся человеческими и  животными жертвоприношениями, ритуальными  поединками с быками. В правление  минойской династии появились счетные  записи и договоры на глиняных табличках  в виде пальмовых листьев, возникли первые архивы, например, Кносский, который содержал более 2 тысяч табличек, или Пилосский – более 1 тысячи табличек. Тогда же появился первый денежный эквивалент – медные слитки в виде свернутой бычьей шкуры, весом 29 кг, который позднее был назван талантом.

Крито-минойская культура культура погибла в середине II тысячелетия до нашей эры, после сильнейшего извержения вулкана на острове Санторин и нашествия греков-ахейцев с материка. Под натиском греков-дорийцев погибли в XII столетии до нашей эры и очаги микенской культуры.

 

 

 

Древняя Греция: история  и мифология. Неолитическая цивилизация, крито-минойская культура, происхождение греков.

Греки, подобно индийцам, иранцам, славянам, германо-скандинавам, кельтам, италикам и другим народам принадлежат к индоевропейской языковой семье. Но, как мы уже видели на других примерах. Историческая судьба каждой из этих культур своеобразна. Для нас, как для жителей Европы. Значение греческого наследия особенно велико.

Греция располагается  на юге Балканского полуострова. При первом взгляде на карту страны бросается в глаза изрезанность ее береговой линии многочисленными  заливами и бухтами. Словно бы самой  природой грекам предназначено было стать морским народом.

Еще до приходов предков  греков на полуостров, в регионе  процветало мореплавание. На острове  Крит существовала могущественная Крито-минойская (или просто минойская) цивилизация. Минойцы не были индоевропейцами, их культура была вариантом ближневосточной, хотя и своеобразным. Письменность Крита до сих пор на расшифрована, и наши знания о мифологии основаны на археологических раскопках прежде всего великолепного дворца в Кноссе. Этот дворец состоял из сотен помещений, расположенных на разных уровнях и освещаемыми цветовыми колодцами. Не удивительна, поэтому последующая греческая легенда о Лабиринте и Минотавре. Данная легенда питалась также и тем фактом, что в критской религии особую роль играли ритуалы, связанные с быком, нашедшие отражение на великолепных росписях, выполненных в свободной артистической манере.

 

 

Важное значение в распространении мифологических идей имела Крито-минойская культура. Она играла роль связующего моста между народами Азии и Европы. К сожалению, исконно критское, линейное письмо "А" до сих пор не расшифровано, так что единственным источником наших знаний минойской мифологии служит искусство. Но и оно дает изрядную пищу для размышлений.

 

Удивительно, но уже здесь  мы сталкиваемся с триадой, которая, согласно концепции, представленной в  данной работе, позже широко распространилась среди индоевропейских народов. Минойцы поклонялись Богине-матери, священному топору – лабирису с двумя лезвиями и “посвятительным рогам”, которые часто изображались, например, над входом в храм (Taylour, 1983). Образ Богини-матери, пожалуй, не нуждается в особых разъяснениях, но допустимо предположить, что и остальные два символа принадлежат самостоятельным божествам. Топор в более поздние времена являлся непременным атрибутом бога грома. Между прочим, двулезвийная секира очень напоминает молот Тора – скандинавского громовержца. Посвятительные же рога порождают в уме образ человека-быка. Здесь уместно привести сюжет, чрезвычайно популярный в критском искусстве – так называемые “игры с быком” или “bull leaping”. Обычно показаны юноши, перепрыгивающие через скачущего быка, но есть и более сложные сюжеты. Вот как В. Тэйлор описывает два интересных памятника (ил. 1.): “На двух золотых чашах показаны сцены цикла, опасного спорта, который мог иметь религиозное значение. На первой чаше показано как бык приманивается при помощи коровы. Пока его внимание отвлечено, бык схвачен врасплох спортсменом и его нога связывается. На второй чаше бык изображен плененным и борющимся в сети. Но дальше он кажется высвободившимся обрушивающим свою ярость на двух атлетов, один из которых подвергается смертельной опасности” (Taylor, 1983, 122). Хотя эти чаши относятся к более позднему, микенскому периоду и найдены недалеко от Спарты, они, безусловно, показывают сюжет, заимствованный в критской культуре. “Игры с быком” являлись мифологемой, породившей греческую легенду о Минотавре.

В минойском искусстве  появляется еще один образ, хотя и  не являющийся самостоятельным персонажем. Это некое волкоподобное существо. Мы видим процессию этих животных, совершающих приношение богине. Искусство Кносса демонстрирует волка, ведущего быка... куда? На память приходит сюжет терзания. И действительно, сцены убийства быка или “Минотавра” часто изображались в Кноссе. На вопрос о том, какое божество являлось хозяином волка, ответ будет дан ниже.

Минойская цивилизация оказала  сильнейшее влияние на европейские  народы, вплоть до Британских островов (Уэссекская культура), что признается многими учеными. Об интегральной роли богини-матери писал, например, Э. Джеймс: “Поклонение Матери-богини было интегральным элементом мегалитической культуры” (James, 1959, 45). “То, что существовала единственная Великая Богиня, которая была также Матерью-Землей, Госпожой зверей, Подательницей плодородия, Владычицей подземного мира и Богиней войны, которая почиталась сперва на Крите и затем на материке в минойско-микенском культе, почти несомненно, вопреки утверждению Нильсона, что эти функции представлены множеством независимых божеств, каждое со своими атрибутами.” (Там же, р. 250). М. Гимбутас, в своей “The Civilization of the goddess”, говорит об аграрной неолитической цивилизации Европы, поклонявшейся Богине. Данная матриархальная цивилизация, в которой процветало мирное, творческое начало, была разрушена с приходом из Восточной Европы представителей культуры боевых топоров – воинов на колесницах. (Gimbutas, 1991). Подобные рассуждения идут в русле современного феминизма – грубые, злые мужчины обратили в рабство миролюбивых и интеллектуальных женщин. Каким было общество Великой Богини, мы не знаем. А. Голан, в своей работе “Миф и символ” (которая будет рассмотрена ниже), утверждал, что напротив, неолитическая религия была страшным явлением и Богиня внушала ужас (что отчасти подтверждается из аналогичных ближневосточных культов). Безусловным является лишь то, что индоевропейцы, придя в Центральную и Западную Европу (что примерно  совпало там с началом бронзового века) принесли собственные религиозные представления. Главным из них был приоритет мужского начала над женским, которое утратило свой космический масштаб, локализуясь отныне лишь как стихия земли. При этом индоевропейские представления подверглись изрядному влиянию предыдущих культур, особенно в сфере иконографии.

 

 


Информация о работе Крито-минойская культура