Культура Белоруссии в начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 21:10, реферат

Краткое описание

Культура Белоруссии в начале XX века развивалась под воздействием дальнейшего развития капитализма, революционного и национально-освободительного движений, получивших в это время довольно широкий размах

Вложенные файлы: 1 файл

КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ В НАЧАЛЕ XX В.docx

— 28.65 Кб (Скачать файл)

Общество минских врачей активно пропагандировало среди  населения медицинские знания, занималось организацией врачебного дела в Минской  губернии. В 1910 — 1914 годах издавало ежемесячный журнал «Минские врачебные  известия».

Различные белорусские научные  общества действовали также в  это время в Вильно, Санкт-Петербурге, Витебске и Могилеве.

В 1912 году в Минске возникло Общество любителей природоведения, этнографии и археологии. Инициатором  его создания была интеллигенция  Минска. Общество объединяло более 80 человек, которые занимались изучением Минской  губернии. Оно провело ряд исследовании рек на Полесье.

В 1907 году в Вильно было создано  Общество друзей науки. В него входили  представители разных политических течений и имущественного положения. Главную роль в нем играли представители  буржуазно-помещичьих кругов. Путем  пожертвований и передачи частных  библиотек при Обществе была создана  обширная библиотека. В 1914 году она  насчитывала 50 тысяч томов по истории, экономике, культуре Белоруссии и Литвы  на русском и иностранных языках. В библиотеке имелся отдел рукописей, в котором содержались письма Т.Костюшко, С.Сераковского, А.Киркора, В.Сырокомли (Л Кондратовича) и других известных общественных и культурных деятелей Польши, Литвы и Белоруссии.

Общество проводило собрания, на которых читались и обсуждались  рефераты по истории, этнографии, экономике  и культуре Литвы и Белоруссии. В 1907 —1910 годах Общество издало 4 ежегодника, в которых были помещены научные  труды членов общества и отчеты о  его деятельности.

Передовая учащаяся молодежь не удовлетворялась теми знаниями, которые давала ей школа. Среди учащихся старших классов школ Минска и  других городов распространялась запрещенная  литература, создавались подпольные библиотеки и кружки самообразования. В них молодежь изучала труды  Ч.Дарвина, К.Маркса, Ф.Энгельса, А.Бебеля, П.Лаврова и других.

Жизнь настоятельно требовала  открытия в Белоруссии научных государственных  учреждений. Но царское правительство  средств на их создание не выделяло. Только перед началом первой мировой  воины были открыты исследовательские  сельскохозяйственные станции —  Минская болотная (1913 год) и Беняконьская сельскохозяйственная на минеральных  почвах (1910 год).

Из-за отсутствия высших учебных  заведений и научно-исследовательских  учреждений многие талантливые ученые, уроженцы Белоруссии, вынуждены были жить и работать за пределами своей  Родины. Это палеантолог В.Ковалевский, санскритолог К.Касович, физик и  химик Э.Врублевский, академик-филолог  Е.Карский, про фес сор-историк  М Довнар-Запольский и другие. Так  высокоэрудированный ученый Бронислав  Эпимах-Шипило, который знал более 20 языков, в том числе санскрит, работал преподавателем в римско-католической духовной академии в Санкт-Петербурге. Его большая заслуга — помощь в сплочении и воспитании сознательной белорусской молодежи, обучающейся  в вузах столицы. Ученый был одним  из основателей и первого белорусского издательского общества «Заглянет  солнце и в наше оконцев.

Белорусская национальная наука  в начале XX века была преимущественно  гуманитарной. Наибольших успехов она  достигла в области этнографии, философии, фольклористики. В начале XX века исследованием  языка, мировоззрения, фольклора, вероисповеданий, этнических границ, семейного и общественного  быта, народного искусства, одежды, жилища, орудии труда белорусов занимались Е Романов, М.Никифоровский, И.Сербов В., Добровольский, Л.Богданович, Е.Карский, М.Довнар-Запольский и другие. Ими  были собраны и опубликованы уникальные по богатству и научной ценности материалы, которые вопреки официальным  установкам доказывали существование  самостоятельного белорусского этноса.

Наибольший вклад в  исследование истории формирования белорусского языка внес уроженец Гродненщины  Ефим Федорович Карский (1860 — 1931 гг.). Имя этого выдающегося ученого-филолога, основателя белорусского языкознания, этнографа, палеографа и фольклориста сегодня известно во всех славянских странах. На протяжении 48 лет научной  деятельности он написал более 700 работ  по славистике, белорусознанию, русистике. Первым и единственным среди белорусов  в дооктябрьский период Карский  был удостоен звания члена-корреспондента (в 1901 году) и академика (в 1916 году) Российской академии наук. Его фундаментальный  трехтомный труд «Белорусы» (1903 —1922 гг.) является уникальной энциклопедией  белорусознания. На основе анализа  собранного фактического материала  Карский доказал, что белорусский  народ существует как самостоятельная  единица, имеет, как и другие народы, свою историю, культуру, богатый язык, бытовые традиции и неиссякаемый источник устно поэтического народного  творчества. Он фундаментально обосновал  самостоятельность белорусского языка  в семье других славянских языков. определил территориальные границы  его распространения и составил соответствующую карту. Кроме научного, труды Карского имеют и большое  общественное значение, прежде всего, в плане формирования национального  самосознания белорусов. Наследие ученого  и в наше время не утратило своей  научной ценности.

Большой вклад в развитие белорусской исторической науки  в это время внесли М.К.Любавскии (1860 — 1936 гг.), М.В.Довнар-Запольский (1867 — 1934 гг.), В.И.Пичета (1878 — 1947 гг.) и другие ученые. Работа М К. Любавскогок «Очерк истории Литовско-русского государства  до Люблинской унии включительно» (1915 год) не утратила значения и в настоящее  время.

После первой русской революции  появилась и первая обобщающая работа по истории Белоруссии В.Ю.Ластовского. опубликованная сначала на страницах  газеты «Наша нива», а затем изданная в 1910 году в Вильно отдельной книгой. В ней были сформулированы основные положения новой концепции истории  Белоруссии, которых придерживалась народническая интеллигенция в  конце XIX — начале XX века.

В конце XIX—начале XX веков  оживилась выставочная деятельность. В 1899 году в Витебске экспонировались  произведения выдающегося русского художника И.Е.Репина, который в  это время жил в имении Здравнево  около Витебска, Ю.М.Пэна и других художников. Большую роль в художественной жизни Белоруссии сыграла передвижная  выставка, открытая в 1899 году. На ней  экспонировались картины И.Е.Репина, Н.А.Касаткина, А.Е.Архипова и других художников. Активную выставочную деятельность развернуло Общество любителей искусств в период нарастания революционного кризиса и революции 1905 —1907 годов. На выставках экспонировались преимущественно  произведения реалистического искусства  — живописи, графики и скульптуры.

В Белоруссии в начале XX века работала сравнительно небольшая группа живописцев, графиков и скульпторов. После окончания Академии искусств в Витебске поселился Ю.М. Пэн (1856 — 1937 гг.). Он здесь создал много пейзажей и портретов, произведений на темы из жизни ремесленников и мелких торговцев. Художник стремился правдиво показать жизнь простого народа. рассказать о его радостях и невзгодах, о  любви к труду. Большую известность  приобрели его произведения «Часовщик - «В тюрьме», «После забастовки». Пэн  хорошо был известен и как педагог. В его мастерской получили художественное образование несколько юношей, которые  в будущем стали профессиональными  художниками.

Из произведений живописи того времени обращает на себя внимание своим демократическим направлением «Рабочий вопрос» И.Трутнева, «Погром» Я.Кругера и другие.

Благотворное влияние  на развитие белорусской живописи оказал художник, уроженец Белоруссии В.К.Бялыницкий-Бирюля. Он написал много лирических пейзажей русской и белорусской природы. Несколько картин из жизни белорусского народа написал И.Е.Репин, который  жил здесь е конце XIX века.

В области пейзажа активно  работали художники — уроженцы Белоруссии Ф.Рушчиц, Г.Вейсенгоф, С.Жуковскии. К.Стабровскии  и другие. На их творчество наложила отпечаток учеба у передовых  русских художников. Рушчиц учился у И.Шишкина и А.Куинджи. К.Стабровскяй  — у И.Е Репина, С Жуковский  — у И.Левитана. Их творчеству характерны также прогрессивные достижения французских импрессионистов, широко использовавших в живописи свет и  воздух, и польских художников, работы которых отличались высокой культурой  цветового решения, подчеркнутой декоративностью  и лаконизмом композиционного построения.

Автором многочисленных эмоционально выразительных пейзажей был профессор  живописи Фердинанд Рушчиц (1870 -1936 гг.}. уроженец Ошмянского уезда Виленской  губернии. Большим художественным мастерством  отличаются его картины с. Земля», и Эмигранты», «Старая мельница», в которых звучат и социальные мотивы. Живописное наследие Рушчица  очень большое. Много его этюдов и картин сохраняется в музеях Белоруссии, в Вильно, Львове, Варшаве. Кракове

Из произведений Г.Вейсенгофа наиболее известными являются «Снеге», и «Белорусское кладбище». С.Жуковского — «Неман», «Осенний вечер» и другие.

В книжной графике в  это время успешно работали С  Богуш-Сестрацевич, К Кастровицкии, А.Каменский. В историческом жанре  работал Я. Дроздович. Он создал графическую  серию «Древнее строительство в  Белоруссии», портреты полоцких князей

В Витебске родился и провел первые годы своей творческой жизни  Марк Шагая (1887 — 1985 гг.), эмигрировавший позже во Францию и получивший там мировую известность Б  Витебске он написал такие свои картины, как «Я и деревня» (1911 год), «Над Витебском» (1914 год), «Именины» (1915 год) и другие.

Медленнее живописи и графики  развивалась скульптура. В скульптуре в это время выступало несколько  мастеров, среди них известные  художники Я. Дроздович и К.Кастровицкий. Кроме того, в деревне работали несколько резчиков по дереву и мастеров керамической скульптуры (А.Захаревич, В Костюшко и другие).

Известным успехом пользовалась монументальная скульптура. Б 1908 году около деревни Лесная был установлен памятник по случаю 200-летия победы русских войск над шведами. Памятники, посвященные войне 1812 года, были возведены  в Витебске и Кобрине.

В декоративно-прикладном искусстве  наблюдался спад. Пользовалось спросом  только художественное стекло. В Белоруссии в начале XX века работало более 30 крупных  предприятий по производству стекла. Высокохудожественной продукцией славились  стеклозаводы «Неман А», «Неман Б», «Борисов», «Новка» и другие.

В начале XX века произошли  некоторые качественные изменения  и в области архитектуры. Основными  строительными материалами по-прежнему являлись кирпич и дерево. Но шире стали  использоваться чугун, железо, железобетон, особенно в строительстве многоэтажных зданий. По-прежнему в архитектуре  господствовала эклектика — использование  деталей и форм архитектуры различных  стилей и эпох. Сооружения перегружались  декоративными деталями и орнаментами, органично не связанными с самим  зданием. В таком «стиле» строились  особняки буржуазии, доходные дома, здания контор и учреждении. Примером такого «стиля» могут служить дом  на углу улиц Кирова и Володарского в Минске, крестьянского поземельного банка в Витебске и другие.

Прогрессивное направление  в архитектуре базировалось на традициях  классицизма. В этом отношении характерно здание на углу Ленинского проспекта  и улицы Урицкого в Минске (архитектор Г.Гай). В цепом архитектура Белоруссии в этот период не отличалась высокими художественными ценностями.

В начале XX века в городах  Белоруссии получило распространение  кино. В Минске в 1912 году работали уже  три кинотеатра— «Модерн», «Эдан» и «Гигант». В них демонстрировались  неозвученные кинокартины.

Таким образом, несмотря на неблагоприятные  условия, культура Белоруссии в 1900 — 1917 годах сделала значительный шаг  вперед в своем развитии и приобрела  национальную выразительность.


Информация о работе Культура Белоруссии в начале XX века