Культура Двуречья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:14, курсовая работа

Краткое описание

До нас дошло большое число памятников шумерской литературы, главным образом в копиях, переписанных уже после падения III династии Ура и хранившихся в храмовой библиотеке в городе Ниппуре. К сожалению, отчасти вследствие трудности шумерского литературного языка, отчасти вследствие плохого состояния текстов эти произведения только в самое недавнее время удалось прочесть.

Содержание

1. Развитие знаний народов Месопотамии……………………………………………1
2.Пантеон Богов…………………………………………………………...……………10
3.Основные черты искусства Месопотамии……………………………..…………14
4.Тест………………………………………………………………….………………….16
5. Литература……………………………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

образец титульного листа - КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.БАКАЛАВРИАТ - копия.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Жрецы Междуречья разработали  сложную схему устройства мира. Согласно их представлениям, Ану создал ануннаков (подземных духов), злаки, скот. Боги ели, пили, но не могли насытиться. Тогда  Эа посоветовал Энлилю создать людей, которые приносили бы богам жертвы. Но сначала люди были дикими, поэтому богам пришлось повелеть, чтобы люди стали настоящими людьми. Ану, Энлиль и

11

Эа создали людей  и животных, затем Энлиль основал  пять городов, поселив в одном  из них царя, которому наследовали остальные девять царей. При последнем из них Энлиль разгневался на людей и устроил потоп. Мотив потопа очень схож с библейским преданием.

В непосредственной связи  с культом Таммуза и его  оплакиванием находится вавилонская  заклинательная легенда о хождении Иштар в царство мертвых. Таммуз и Иштар постоянно соединены вместе – богиня вечерней звезды и плодородия и бог весенней растительности. Таммуз называется возлюбленным юности Иштар, а также ее супругом. Когда Издубар упрекает Иштар за ее гибельные любовные интриги, то он высказывает ей: "Ты причина того, что Таммуз, супруг твоей юности, ежегодно оплакивается". Месяц Таммуз носит также название "месяца странствий Иштар". По легенде она нисходит в подземный мир для того, чтобы воскресить любимого ею Таммуза.

Содержание самого хождения Иштар заключается в следующем: дочь Сина Иштар нисходит в подземный  мир для того, чтобы получить там  воду жизни, посредством которой  она могла бы воскресить умершего Таммуза. С угрозами требует она, чтобы ее впустили. Она проходит через семь дверей, оставляя у каждой часть одежды, и наконец, нагая достигает царства богини Аллату, где, согласно первобытному закону этого царства, и она должна быть удержана безвозвратно. Аллату приходит в ужас от ее появления. Может быть, требование Иштар возбуждает ее гнев, а может быть, сама будучи богиней плодородия, Аллату ужасается того вреда, который может произойти от отсутствия Иштар на земле, где, пока она остается в аду, прекращается всякое размножение и рост. В большом смущении от этого боги собираются на совет. Созданный богом Эа слуга богов, имя которого "Свет его светит", посылается к Аллату. Посредством хитрости добывает он воду жизни, и Аллату в слепой ярости свирепствует напрасно: она должна освободить обоих богов, Таммуза и Иштар.

 

Подобно другим древним  народам, шумеры, аккадцы и ассирийцы  шумно выражали свою скорбь по умершим. Как только человек умирал, члены  его семьи начинали раздирать  на себе одежду царапать лицо и грудь, посыпать голову прахом. Покойников обмывали, обливали пахучими маслами, попроще одевали и хоронили. Умершего снабжали всем: пищей, одеждой, украшениями, утварью. Могилы строились из кирпича. Они представляли собой обширные подземные камеры, в которые были проложены трубы. По ним заботливые потомки возливали воду, поскольку считалось, что умершие постоянно мучаются жаждой.

 

Культовая практика месопотамской  религии сводилась главным образом  к обслуживанию идола и храма. Жрецы регулярно приносили жертвы богу и воспевали его в гимнах. В храме Урука богов кормили два раза в день. Подавали два блюда: "основное" и "второе".

Изображения божества играли в культе и в частном богослужении центральную роль, что подтверждается широким распространением дешевых  копий изображений. При этом божество определялось не столько по деталям лица, сколько по одежде и прочим атрибутам. Если изображение выносили из святилища, с ним удалялся и бог, выражая свой гнев против города или страны. Изготовление идола было важнейшим моментом в его существовании. Изображения богов создавались в специальных

12

мастерских, после этого  они освящались. Безжизненная материя  превращалась в "сосуд божественного  присутствия". Только в мифологическом плане считалось, что боги обитают  в космологических пространствах.

 

Для месопотамской религии  характерно также наличие предметов поклонения – символов, в которых распознавалось присутствие конкретного бога. При определенных обстоятельствах они заменяли традиционное изображение бога или сопутствовали ему. Так, например, священным знаком Шамаша являлось изображение солнечного диска, знаком Иштар – восьмиконечная звезда, а символом Мардука было копье. Особое положение в религиозной атрибутике занимали мифические животные, такие как мушхушшу (лев-змея-орел) и кусар-икку (коза-рыба), которые сопровождали и охраняли богов.

В религии древнего Междуречья было широко распространено колдовство и различные виды гаданий. Из библиотеки ассирийского царя Ашшурбанипала до нас дошли целые сборники заклинаний маклу и шаклу ("сожжения"). Женщины-колдуньи изготовляли фигурки своих врагов из глины, смолы, меда, теста, дерева и т. д. и прокалывали их, ломали или жгли.

 

Наряду с добрыми  богами, которых можно разжалобить  мольбами и умилостивить жертвами, существовали злые духи, которых не задобрить никакими средствами. "Не мужчины они и не женщины, они не имеют жен и не производят детей". Они не внемлют молитвам и поражают всех, кто им встретится. Единственный способ защиты от них – колдовство. К ним, в частности, относились злые богини: Лилит и Лабарту. Если человек оскорбил таких богов своим поведением, то они могли наказать его, отдав на растерзание беспощадным демонам.

По различным предметам  предсказывали будущее. Например, по полету птиц, по колебанию пламени свечи, по печени овцы, по различным отклонениям у новорожденных животных. Перебегающая дорогу гиена приносит несчастье, рыжие тараканы – счастье, черные – неудачу.

Первоначально общество Шумера не знало жречества как  особого сословия. Верхи жречества, заведовавшие хозяйством храмов и выполнявшие  основные обряды культа, являлись представителями знати, а технические исполнители культа, низший храмовый персонал, чаще всего выходили из народа. Большое значение приобрели храмовые писцы, которые хранили и развивали письменность.

Жрец должен был обладать высоким ростом, представительной внешностью и здоровыми зубами (для четкого произнесения священных формул). Позднее появились разные категории жрецов.

Божества женского рода обслуживались жрицами. Это были "святые девы" – затворницы, посвятившие себя божеству и "священные блудницы", отдававшие доход от проституции храму.

Список самых значимых шумерских богов:                                                                13

 

 Ан (небо) - самое главное божество небесной тверди и звёздного неба.

 

 Анзу (птица под облаками) - божественная птица с головой льва, отвечающая за судьбы людей. Покровительствовала городам Лагашу и Уруку.

 

 Анту (избранница) - верная жена Ана.

 

 Ануннаки (ростки Верховного) - состав всего божественного пантеона шумеров.

 

 Аруру (плодородие) - прародительница богов и людей.

 

 Асарлухи (дарующий силы и жизнь) - покровитель древнего Вавилона и бог медицины.

 

 Ашшур - покровитель города Ашшура. Его жена - Ашшурит.

 

 Бау, Ба-Ба - жена воинственного бога Нингирсу, дочь Ана и хозяйка города Лагаш.

 

 Белит Царпаниту - жена бога Мардука.

 

 Гатумдуг (женщина, родившая человека) - божество, покровительствующее матерям.

 

 Гильгамеш (предок, совершивший подвиг) - обожествлённый правитель города Урука, герой шумерского и вавилонского эпосов, управлял по велению богов Подземным миром.

 

 Гирра (светоносный) - бог огня и молний.

Гула (величественная) - жена бога Асарлухи, покровительствовала врачеванию.

 

 Думузи (верный сын Абзу) - муж богини Инаны, покровитель весны и жертвоприношений.

 

 Игиги (держащий небо на плечах) - бог, покровительствующий небесам.

 

 Инана (хозяйка небесной тверди) - богиня любви и воинской доблести.

 

 Иштаран (ведущий разговоры) - покровитель судей и дипломатов.

 

 Ишкур (менять погоду) - божество дождя, ветра, гроз, бурь и ураганов.

 

 Иштар (доблесть) - двуполое божество любви и воинской доблести.

 

 Ишхара (создавать) - божество созидания и любви.

 

 Мардук (светоносный телёнок) - верховный бог Вавилона.

 

 Набу (ключ) - сын Мардука, бог мудрости и грамотности.

 

 Намму (разруха) - богиня Хаоса, мать Энки.

 

 Нару (вода) - покровитель рек, озёр и морей.

 

 Нергал (владыка) - хозяин Подземного мира.

 

 Ниназу (хозяйка жизни) - божество, убивающее и воскрешающее природу.

 

 Нингирсу (госпожа) - покровительница воинов и земледельцев.

 

 Нингишзида (пустота) - божество, провожающее людей в последний путь.

 

 Уту (солнце) - бог Солнца и правосудия.

 

 Хумбаба, Хувава (смерть) - злобный демон Смерти.

 

 Энмешарра (господин Ме) - старейшее божество, обитающее в Подземном мире.

 

 Эрешкигаль (хозяйка земли) - жена Нергала и богиня Подземного мира.

Эрра (тьма) - демон, насылающий на людей болезни, разрушения и смерть.

14

3.Основные  черты искусства Месопотамии

Архитектура Месопотамии  из-за постоянных войн была архитектурой крепостей. Укрепленные ворота с  тяжёлым порталом, колоннами укрепленные  рамы и бронзовые двери – Вавилонское изобретение. Оттуда же прибыли и бронзовые львы, стоящие с двух сторон от дверей. В Месопотамии созданы и другие архитектурные формы. Это башни, купола, архитектурная арка и своды. Сперва появился свод, называемый “неправильным”, когда каждый слой настилов немного просовывается через нижний, пока вверху не закроется дыра, позже появился и “правильный свод”, когда камни накладывались на сам свод. В Месопотамии дома построены из глины или обожжённых кирпичей, т.к. камни тяжело было достать.

В отличие от Египта здесь не развился в такой мере заупокойный культ и не строилось ничего подобного каменным громадам пирамид или погребальным сооружениям египетской знати. Но, располагая огромными средствами, архитекторы Шумера и Аккада воздвигали грандиозные ступенчатые храмы-башни -зиккураты.

 Каждый большой город Вавилонского государства имел свой зиккурат. Правители Вавилона строили зиккураты не себе, а верующим, которые приходили сюда с дарами богу. Зиккураты постоянно восстанавливали и украшали. Не один из зиккуратов не мог сравниться с Вавилонской башней, увековечившей могущество края. На её строительство использовано 85 млн. обожженных на солнце кирпичей. Вавилонская башня – это семь уменьшающихся башен, стоящих одна на другой, с каменными лестницами, а на самой маленькой, возвышающейся высоко над краем, стояло святилище, предназначенное богу Мардуку.

Сравнительно небольшой  промежуток времени от 605 до 538 г. до н.э. во время правленья Навуходоносора II, Вавилон был богатейшим, сильнейшим городом мира с множеством храмов и дворцов. Гиганские ворота богини Иштар были покрыты синими, глазурными плитами, декорированы образами драконов и быков. Прекрасные висячие сады - одно из семи чудес света. Они висели высоко на зикурате, чтобы напоминать королеве Семирамиде, жене Навуходоносора, её родину в горах. Учёные, исследуя археологические находки Вавилонии, установили, что множество вещей, явлений и проишествий в истории человечества создано впервые именно здесь. Это моральное право, книги законов, школы, эпическая литература (Эпос о Гильгамеше), календарь земледелия, книга рецептов лечения.

Шумерские ваятели создавали  статуи богов и представителей знати, а также рельефы, например, «Стела коршунов». Однако если ещё в период культуры Джемдет-Наср шумерские художники сумели достичь известных успехов в передаче образа человека, то в период существования ранних городов-государств господствует грубая схематизация — человек изображается либо неестественно приземистым, либо в неестественно вытянутых пропорциях, с преувеличенным размером глаз, носа и т. д. Также и в камнерезном искусстве изображение подчиняется геометрическим схемам. Ваятели времён династии Аккада далеко превзошли ранних шумерских ваятелей, сумев, в частности, отобразить живые

15

существа в движении. Рельефы времени Саргона и особенно времени его внука Нарамсина поражают своим художественным мастерством. Одним из наиболее замечательных художественных памятников является стела Нарамсина, посвящённая победе над горными племенами. В рельефе отображён драматизм боя в условиях гористой местности, где происходило это сражение.

На большой высоте стояло и прикладное искусство Аккада. Особенно обращают на себя внимание художественно  выполненные изображения сюжетов  из мифов и эпоса, вырезанные на цилиндрических печатях из цветного камня. Очевидно, художники этого периода не потеряли связи с народным искусством Двуречья.

Народы Двуречья создали  ряд инструментов — свирель, флейту, бубен, арфу и т. п. По свидетельству  дошедших до нас памятников, эти  инструменты использовались в храмовом культе. На них играли особые жрецы, выступавшие и в качестве певцов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

4.Тест

Из  перечисленных ниже богов выделите тех, которым поклонялись жители Междуречья:

  1. Ра,  Шамаш,  Осирис
  2. Ирра, Венера,  Адад
  3. Гермес, Иштар, Син
  4. Вильга, Атон, Маат

 

Ответ: жители Междуречья поклонялись богам: Шамаш, Ирра,  Иштар, Син

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

Литература

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%F0  Материал из Википедии — свободной энциклопедии

2. В.В Емельянов Древний  Шумер

3. А. Лео Оппенхейм Древняя  Месопотамия 

4. Авдиев В.И. История Древнего Востока.

 

Информация о работе Культура Двуречья