Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 12:50, контрольная работа
Культурному общению разных племен активно содействовало изобретение шумерийцами письменности, сперва пиктографии (основой которой служило картинное письмо), а затем и клинописи. Записи делались на глиняных плитках или табличках острыми палочками и обжигались на огне. Самые первые шумерские клинописные таблички относятся к середине 4 тыс. до н.э. Это древнейшие письменные памятники. Впоследствии принцип картинной письменности стал заменяться принципом передачи звуковой стороны слова. Появились сотни знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих гласным буквам.
1. Культура Двуречья……………………………………………………..3
2. Итоги культурного развития России в конце XVIII века…………...6
Список литературы……………………………………………………….9
Содержание:
1. Культура Двуречья…………………………………
2. Итоги культурного развития России в конце XVIII века…………...6
Список литературы……………………………………………………
1. Культура Двуречья
В целом раннюю культуру Двуречья обозначают
как Шумеро-Аккадскую. Двойное название
связано с тем, что шумеры и жители Аккадского
царства говорили на разных языках и имели
разную письменность.
Культурному общению разных племен активно
содействовало изобретение шумерийцами
письменности, сперва пиктографии (основой
которой служило картинное письмо), а затем
и клинописи. Записи делались на глиняных
плитках или табличках острыми палочками
и обжигались на огне. Самые первые шумерские
клинописные таблички относятся к середине
4 тыс. до н.э. Это древнейшие письменные
памятники. Впоследствии принцип картинной
письменности стал заменяться принципом
передачи звуковой стороны слова. Появились
сотни знаков, обозначающих слоги, и несколько
алфавитных знаков, соответствующих гласным
буквам.
Письменность была великим достижением
шумеро-аккадской культуры. Она была заимствована
и развита вавилонянами и широко распространилась
по всей Передней Азии: клинописью пользовались
в Сирии, древней Персии и других государствах.
В середине 2 тыс. до н.э. клинопись стала
международной системой письменности:
ее знали и использовали даже египетские
фараоны. В середине 1 тыс. до н.э. клинопись
становится алфавитным письмом.
Шумеры создали первую в человеческой истории поэму - "Золотой век"; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры авторы древнейших медицинских книг - сборников рецептов. Они разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях.
Раннешумерские божества 4-3 тыс. до н.э.
выступали как податели жизненных благ
и изобилия - за это их почитали простые
смертные, строили им храмы и приносили
жертвы. Самыми могущественными из всех
богов были Ан - бог неба и отец других
богов, Энлиль - бог ветра, воздуха и всего
пространства от земли до неба (он изобрел
мотыгу и подарил ее человечеству) и Энки
- бог океана и пресных подземных вод. Другими
важными божествами были бог Луны - Нанна,
бог Солнца - Уту, богиня плодородия - Инанна
и др. Укрепление государственности в
Двуречье отразилось на религиозном представлении
древних жителей Месопотамии в целом.
Божества, которые раньше олицетворяли
только космические и природные силы,
стали восприниматься прежде всего как
большие "небесные начальники" и
уже потом - как природная стихия и "податели
благ".
В второй половине 4-го тыс. до н. э. в плодородных
равнинах Южного Двуречья возникли первые
города-государства, которые к 3-му тыс.
до н. э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата.
Главными из них стали города - Ур, Урук
Аккад и др. Самым молодым из этих городов
был Вавилон. В них выросли первые памятники
монументального зодчества, расцвели,
связанные с ним, виды искусства - скульптура,
рельеф, мозаика, различного рода декоративные
ремесла.
На протяжении многих веков постепенно сложились разнообразные виды и формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные инструменты. В металле и камне были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах стел были запечатлены их деяния и победы.
Наследницей Шумеро-Аккадской цивилизации
была Вавилония, Центром ее был город Вавилон
(Ворота Бога), цари которого во 2 тыс. до
н.э. смогли объединить под своим главенством
все области Шумера и Аккада.
Важным новшеством в религиозной жизни
Месопотамии 2 тыс. до н.э. стало постепенное
выдвижение среди всех шумеро-вавилонских
богов городского бога Вавилона - Мардука.
Он повсеместно стал считаться как царь
богов.
Внимание к звездам и планетам способствовало
быстрому развитию астрономии и математики.
Была создана шестидесятеречная система,
которая существует по сей день в исчислении
времени. Вавилонские астрономы высчитали
законы обращения Солнца, Луны, повторяемость
затмений.
Религиозные верования обитателей Двуречья
отразились в их монументальном искусстве.
Классической формой храмов Вавилонии
была высокая ступенчатая башня - зиккурат,
опоясанная выступающими террасами и
создающая впечатление нескольких башен,
которые уменьшались в объеме уступ за
уступом. Таких уступов-террас могло быть
от четырех до семи. Зиккураты были раскрашены,
террасы - озеленены. Самым известным в
истории зиккуратом считается храм бога
Мардука в Вавилоне - знаменитая Вавилонская
башня, о строительстве которой говорится
в Библии. Озелененные террасы Вавилонской
башни известны как седьмое чудо света
- "висячие сады Семирамиды".
Архитектурных памятников вавилонского искусства до нас дошло не много, что объясняется отсутствием прочного строительного материала, но стиль зданий -прямоугольная форма и массивные стены- и использованные архитектурные элементы - купола, арки, сводчатые потолки - явились теми архитектурными формами, которые стали основой строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы.
Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в 8 в. до н.э. В развалинах дворца в Ниневии обнаружили библиотеку, которая насчитывала десятки тысяч клинописных текстов. Эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской, а также древнешумерской литературы. Собиратель этой библиотеки ассирийский царь Ашшурбанипал вошел в историю как образованный и начитанный человек. Однако ,эти черты были присущи не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами.
Ассирийское искусство исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победу завоевателей. Характерно изображение грандиозных и высокомерных быков с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Особенностью ассирийского искусства является изображение царской жестокости: сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания с провинившихся кожи. Это было фактами ассирийской обыденной жизни и эти сцены переданы без чувства жалости и сострадания. Жестокость нравов общества была связана с его невысокой религиозностью. В Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, также как в рельефах и росписях - светские сюжеты. Характерными были великолепно исполненные изображения животных, в основном, льва, верблюда, коня.
Древнейшими обитателями Двуречья была создана высокая культура, которая оказала исключительно сильное влияние на дальнейшее развитие всего человечества, став достоянием многих стран и народов. На территории Месопотамии возникли и получили оформление многие черты материальной и духовной культуры, надолго определившей весь последующий ход всемирной истории. Здесь появились первые города-государства, возникли письменность и литература, зародилась наука. Цивилизация Древнего Двуречья оказала огромное влияние на античную, а через нее - и на средневесковую культуру Европы, на Средний Восток, в конечном итоге - на мировую культуру Нового и Новейшего времени.
2. Итоги культурного развития России в конце XVIII века
XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.
В стране с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжение века.
Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург – ровесница века, задуманная .как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. В небывалых ранее масштабах использовался опыт иностранных специалистов, были мобилизованы материальные и людские ресурсы всей страны.
Известным московским архитектором, украсившим облик Москвы по праву считается Баженов В.И. (1737-1799 г.). Начальные познания в зодчестве он получил в архитектурной школе Д.В.Ухтомского и в гимназии Московского университета. По возвращении в Петербург (1765 г.) В.И. Баженова избрали академиком Петербургской Академии художеств, а в 1799г. он стал ее вице-президентом. К первым работам В.И. Баженова относятся строительство здания петербургского Арсенала (ныне не существует) и до сих пор не разгаданный проект Смольного института ( не осуществлен). С 1767 г. все внимание широко образованного зодчего поглотило ответственное поручение – проектирование и строительство колоссального сооружения – Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории Московского Кремля.
В XVIII веке в России происходил небывалый размах развития ваяния появления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой еще не знала Россия. Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н.Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Школу Н.Жилле ,заложившую основы классического ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII-века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф.Гордеев, М.Козловский, И.Прокофьев, Ф.Щедрин, Ф.Шубин, И.Марос и другие.
Вступая на позиции искусства нового времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в художественном отношении европейскими странами, русская живопись по-своему отражает общие закономерности этой стадии развития. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века получает значительное распространение в других городах и усадьбах. Традиционное ответвление живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества.
Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. Вместе с тем. как уже давно установили исследователи, искусство в целом и живопись в частности, на протяжении всего XVIII века связаны единой направленностью и имеют ярко выраженный национальный характер. В этот период в России творили величайшие мастера своего дела – представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит И.Н.Никитин (ок. 1680 – 1742) . И.Н.Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой.
Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портрета. Потребности эпохи получили отражение в преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров.
Список литературы: