Культура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:27, контрольная работа

Краткое описание

Древняя страна Египет была расположена на северо-востоке Африканского континента. Название Египет происходит от древнегреческого названия страны «Айгоптус». Древние египтяне называли свою страну Кеми, что означает «черная», так как илистая почва долины реки Нила была черного цвета. Река Нил играла огромную роль в развитии страны, а климат и благоприятные условия содействовали раннему появлению человека в долине реки Нила.
В то время, когда другие народы находились еще на стадии доисторического развития, египтяне обладали высокоразвитым уровнем культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Культорология.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Древняя страна Египет была расположена на северо-востоке Африканского континента. Название Египет происходит от древнегреческого названия страны «Айгоптус». Древние египтяне называли свою страну Кеми, что означает «черная», так как илистая почва долины реки Нила была черного цвета. Река Нил играла огромную роль в развитии страны, а климат и благоприятные условия содействовали раннему появлению человека в долине реки Нила.  
В то время, когда другие народы находились еще на стадии доисторического развития, египтяне обладали высокоразвитым уровнем культуры.  
Искусство Древнего Египта возникло одно из первых. Оно существовало примерно с конца IV тыс.до н.э. до 322 г. до н.э.  
В истории Древнего Египта обычно выделяют несколько больших периодов. Первый из них именуется додинастическим (IV тыс. до н. э.), в течении которого зарождалась египетская цивилизация. Последующие периоды, охватывающие 30 династий фараонов, египетский жрец Манефон, написавший историю своей страны, предложил назвать Древним (III тыс. до н. э.), Средним (конец III – начало II тыс. до н.э.) и Новый (II тыс. до н.э.) царствами. Последний период древнеегипетской истории иногда называют Поздним временем ( I тыс. до н. э.). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА  
1.1Архитектура Раннего Царства I-II династии (3000 год до н.э.)  
Годы создания единого государства в истории Древнего Египта называют Ранним Царством. В те времена в долине реки Нил уже сложилось примитивное рабовладельческое общество. Государством правил фараон.  
В этот период строятся жилища, культовые сооружения и гробницы. Но до наших дней жилые строения, сделанные из дерева, тростника и глины, не дошли.  
Египтяне верили, что человек и после смерти продолжает существовать, поэтому стремились сохранить тело умершего и обеспечить его всеми нужными предметами для продолжения жизни. Веря в загробную жизнь, египтяне считали гробницы вечным домом человека, поэтому они по форме напоминали жилье.  
Первые гробницы были построены в виде холма из камня и гальки. Для того чтобы сохранить холм и придать ему правильную форму, его обмазывали илом и обкладывали кирпичом. По внешнему виду гробницы напоминали завалинку у дома. Арабы называли такую гробницу мастабой, что по- арабски означает «скамья».  
Гробницы фараонов Раннего Царства достигали огромных размеров. Гробница фараона I династии Гора-Аха имела площадь 561 кв.метр. Гробница царя династии Джета была еще больших размеров – 672,5 кв. метра. Гробница последнего фараона I династии Ка превосходила своими размерами предыдущие.  
  
1.2. Архитектура Древнего Царства III-IV династии (2900-2100 годы до н.э.)  
Объединение Египта, начатое фараонами I династии, было окончательно завершено при фараонах III династии. Фараоны располагали огромными земельными богатствами. Именно в это время большое распространение получило рабовладение, причем в рабство попадали не только чужеземцы, но и свои соплеменники. Власть фараона была колоссальной. Огромное значение в египетской религии приобрел культ умершего фараона. Сохранение тела покойного фараона служило его возвеличению, при его жизни сооружались гигантские усыпальницы – пирамиды. Все грандиозные гробницы – пирамиды были возведены в период Древнего Царства.  
Гробницы – пирамиды  
Солдаты! Сорок веков смотрят на вас  
с высоты этих пирамид.  
                                                                                         Наполеон I  
Во время археологических раскопок в местах захоронения членов семьи фараона Джосера был обнаружен оттиск печати, на котором археологи прочли имя и титул зодчего – Имхотеп, визирь, первый после царя хранитель печати, верховный жрец Гегиополя, начальник всех работ царя Верхнего и Нижнего Египта.  
Имхотепу было поручено соорудить гробницу фараона III династии Джосера. Первоначально предполагал придать гробнице форму мастабы. Из блоков известняка была врздвигнута большая мастаба. Ее высота равнялась 8,2 метра, а длина каждой стороны – 62,9 метра.  
Итак, гробница состояла из шести мастаб, поставленных одна на другую, и имела такие размеры: высоту 60 метров и основание – 109,2*121 метр. Сооружение зодчего Имхотепа явилось прообразом, первым шагом к созданию гробниц – пирамид.  
Но Имхотеп не ограничился одной усыпальницей Джосера. Им был построен целый ансамбль погребальных сооружений фараона.  
Центром этого ансамбля служила пирамида, с севера и юга были построены дворцы и поминальные храмы.  
Весь ансамбль окружили двойными стенами, которые были украшены рисунками и орнаментами. Толщина стен достигала 15 метров, а высота — около 10 метров. Ансамбль имел форму прямоугольника с размерами 545 метров в длину и 276 метров в ширину (рис. II.6).  
Гизе. Мемфисский некрополь  
Пирамида Хеопса — самая ранняя и самая грандиозная из пирамид Гизе. Ее высота равняется 146,59 метра, длина сторон основания — 233 метра (рис1).  
Во время ежегодных разливов Нила 100 тысяч феллахов, свободных от сельскохозяйственных работ, в течение трех месяцев непрерывно работали над сооружением пирамиды. Известен и зодчий этой пирамиды — Хемиун. По словам древнегреческого историка Геродота, строительство пирамиды длилось 20 лет.  
Вход в пирамиду находился на северной стороне; от входа длинный коридор вел к погребальной камере, которая имела размеры 5x5x10 метров. Погребальная камера была расположена в центре пирамиды и облицована гранитом. Внутри камеры стоял большой, строгий и простой по форме саркофаг, в котором покоилось тело Хеопса (рис 3).  
 
   
 
Рис. 1. Гизе. План мемфисского некрополя.  
1— пирамида Хеопса;  
2— пирамида Хефрена;  
3— пирамида Микерина;  
4— сфинкс  
Пирамида состояла из 2 300 000 блоков известняка, имеющих форму куба с гладко отшлифованными сторонами. Каждый блок весил от 2,5 до 15 тонн. Камни держались под собственной тяжестью; укладывали эти блоки без раствора. При этом они так тщательно пригнаны друг другу, что работа каменотесов вызывает восхищение.  
Пирамида была облицована камнем правильной  призматической формы, и все грани пирамиды имели идеально гладкую поверхность 

Рис. 2. Гизе. Мемфисский некрополь. Сфинкс 


 

         Рис. 3.                
       Пирамида фараона Хеопса. Разрез.  
        Три стадии строительства  
Пирамида Хефрена, второго преемника Хеопса, сооружалась в Гизе в непосредственной близости от пирамиды Хеопса. Ее высота143,3 метра, длина сторон основания 215,2 метра. Вход в пирамиду находился у ее основания. Погребальная камера была расположена ниже основания. Там стоял большой гранитный саркофаг без надписи. Недалеко в скале были вырублены помещения для погребальных лодок. В ансамбль пирамиды Хефрена входили два храма — верхний и нижний, объединенные проходом в единый комплекс. Вдоль прохода к верхнему храму, недалеко от пирамиды, возвышалась огромная статуя сфинкса — лежачего льва с головой человека (рис. 2).  
Статуя была высечена из выступавшей на равнине большой скалы, по форме напоминавшей фигуру лежащего льва. Недостающие части фигуры льва скульптор дополнил плитами и придал статуе образ человека, похожего на фараона Хефрена. На голову сфинкса был надет клав - головной платок, ниспадающий на плечи двумя концами, украшенными поперечными полосами. Высота сфинкса достигала 20 метров, длина - 57 метров.  
Третья пирамида называется пирамидой Микерина. Она была сложена из очень больших блоков. Снаружи эта пирамида облицована гранитными плитами. Вокруг нее располагались заупокойные храмы египетских фараонов.  
Храмы Египта  
Храмы относились к культовым сооружениям. Основной план храма состоял из следующих частей: святилище, наос и обширный двор .  
 Святилище — наиболее удаленная часть храма, предназначенная для пребывания божества. Вход в эту часть храма был запрещен. Вокруг святилища располагались служебные помещения. Оно почти всегда имело прямоугольную форму и было украшено только рельефами или надписями. Святилище иногда оставалось совершенно пустым, но обычно в нем находился какой-нибудь предмет или символ — ковчег, священная ладья или жертвенный стол. Встречались святилища, высеченные из цельного гранита.  
Перед святилищем располагался наос — зал для людей знати. В создании этого гипостильного (т.е. многоколонного) зала раскрывалось творчество и мастерство архитектора. Трудность заключалась в освещении зала. В стенах этого огромного помещения никогда не пробивали окон. Два центральных ряда колонн были выше остальных, и благодаря этому свет проникал между колоннами. Отдушины в стенах давали дополнительный свет. Но эти отверстия служили не столько для освещения, сколько для вентиляции.  
Ограждение между гипостильным залом и двором представляло собой стену с единственной дверью, через которую можно было видеть внутреннее помещение храма. Позднее такая стена стала заменяться колоннадой.  
   
 
Рис. 4. Храм бога Амона в Карнаке. План храма:  
1и2 — пилоны, сооруженные при Тутмосе I; 3 — обелиск в честь царицы Хатшеспут; 4 — пилон, сооруженный при Аменхотепе III; 5 — пилон, сооруженный при Рамзесе I; 6 - гипостильный зал  
   
Передний двор был окружен двойным или тройным рядом портиков (талерея, образуемая колоннами). Перед входом в храм стояла высокая массивная стена, разделенная дверью на два гигантских устоя-пилона. Передняя часть пилона была покрыта рельефными рисунками. В ночное время при мигающих огнях факелов создавалось впечатление, что изображения на стенах пилонов оживали. Пилоны поверху заканчивались карнизом.  
Перед пилонами устанавливали скульптуру и мачты с вымпелами. Они украшали фасад пилонов и располагались симметрично по сторонам от входа . Начиная с V династии эпохи Древнего царства по бокам входа стали устанавливать  
обелиски с именами основателей храма. В  эпоху Среднего царства высота обелисков увеличивается, достигая 20,5 Рис. 5. . Бог Амон       метра. В эпоху Нового царства высота обелисков   еще более увеличилась и достигла 37 метров Всю композицию  храма завершал двойной ряд скульптурных изображений овнов и сфинксов. Самая длинная такая аллея соединяет Крнакский и Луксорский храмы.  
Планы храмов были четкими и простыми. Одна из главнейших задач, которая стояла перед зодчими, — создать в храмах атмосферу присутствия сверхъестественных сил, божества. Этого эффекта архитекторы достигали простейшими приемами: движение верующих по аллее к храму проходило под суровыми взглядами овнов и сфинксов, затем через узкую и маленькую дверь в массивных стенах-пилонах они попадали в открытые дворы, которые чередовались с большими залами, где огромные колонны поддерживали потолок. По мере приближения к святилищу уровень пола повышался, потолок опускался ниже, темнота сгущалась, священный символ был окружен сумраком.  
Египетский храм никогда не являлся законченным сооружением. Дело в том, что с приходом каждого нового фараона к власти храм перестраивался, увеличивался. Фараоны перестраивали дворы и крытые залы, строили новые дворы, ставя перед ними новые пилоны. Каждая пристраиваемая часть храма носила имя нового фараона, но этим записям нельзя доверять, так как фараоны имели привычку уничтожать имена предыдущих фараонов и заменять их своими. При таком разрастании постройки от простого и четкого первоначального плана ничего не оставалось, план усложнялся и сооружение приобретало громадные размеры. Одним из таких храмов является Карнакский (рис. 4; 6), известный храм Ипет-Исут, храм бога Амона (рис. 5.), построенный в период Нового царства. Свое название он получил от расположенной рядом деревушки Карнак. Этот знаменитый комплекс храмов занимает площадь более трех гектаров.  
1.3. Архитектура Среднего Царства VII—XVII династии (2100-1555 годы до н.э.)  
С конца VII династии начинается распад Египта. Страна разделилась на множество областей (омонов), которые вновь объединились лишь при XI—XII династиях.  
В эпоху Среднего царства продолжалось строительство храмов, архитектурных комплексов, но архитектура и сами сооружения не отличались новыми идеями. Гробницы фараонов, как и прежде, имели форму пирамиды, но они стали намного меньше, нередко их сооружали из сырцового кирпича и лишь облицовывали камнем.  
Период правления XII династии в Египте характеризуется ирригационными работами. Восстанавливались старые дамбы и каналы. Большие работы велись в оазисе Фаюм, где занимались осушением болот, которые превращались в плодородные земли.  
Храмы при пирамидах с приходом новых правителей становились центрами, в которых проповедовали идеи фараона и возводили его в ранг божества, владыки Египта.  
Возведение этих храмов закончилось в начале 2000 года до н. э. созданием монументального сооружения при пирамиде фараона Аменемхета II в Ха-варе — знаменитого Лабиринта, состоящего из многочисленных залов и молелен, украшенных статуями и рельефами.  
Представление о гражданской архитектуре этого периода дают жилые дома городов, которые окружали пирамиды. Блеск и нищета царили в этих городах. Одним из таких городов был Кахун, разделенный стеной на две части — большую и малую (рис. 11.16). В большой части находились дворец и дома знати. Дома покрывались плоской деревянной кровлей либо кирпичным сырцовым сводом. В центре дома был зал с четырьмя колоннами на каменных базах. В меньшей части города в тростниковых хижинах ютилось беднейшее население.  
В XVII веке до н. э. Египет был покорен пришедшими из Азии гиксосами — властителями чужеземных нагорий. Своей столицей гиксосы сделали Аварис на самом востоке дельты Нила и приняли титул фараонов. Они стремились распространить свою власть над всем Египтом, но это им не удалось сделать.  
1.4.Архитектура Нового Царства XVIII—XX династии (1555—1090 годы до н.э.)  
Источником сведений о гражданской архитектуре Нового царства может служить новая столица правителя Аменхотепа IV (1400 год до н. э.) Эль-Амарна, развалины которой сохранились до наших дней. Дома простых горожан были бедными. Дом состоял из нескольких помещений, устроенных вокруг большой прямоугольной комнаты. Городские усадьбы сановников состояли из сада, дворов, служб и господского дома. Необходимыми помещениями в доме были продолговатый поперечный и прямоугольный залы, украшенные колоннами. Еще один зал находился посередине жилья; он возвышался над другими помещениями дома, и свет в него проникал через окна над потолком; позади зала находились личные покои хозяина, а вокруг - разные другие помещения.  
Загородный дом фараона Аменхотепа IV достигал огромных размеров. Парадные покои этого дворца были выстроены из камня. Вдоль дворцовой территории располагались громадный двор со скульптурами, изображающими царя, на возвышенности находилось крыльцо с колоннами, поперечное помещение тоже было украшено колоннами, а затем шел глубокий зал.  
В эпоху Нового царства поминальные храмы были отделены от гробниц.  
Прошли тысячелетия. И даже сегодня нас поражают архитектурные памятники Древнего Египта своей монументальностью, масштабностью, оригинальным решением конструктивных приемов, вызывают восхищение плоды труда сотен тысяч людей, создавших эти неповторимые произведения в камне 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Искусство Древнего Египта

 

Неизгладимый  след в истории мировой культуры оставило прекрасное и целостное  искусство Древнего Египта. Чтобы  лучше понять его своеобразие, надо помнить, что большая его часть  возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян. Они верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог и в загробной жизни наслаждаться всеми благами, ему давали с собой всевозможные богато украшенные предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг. На случай, если тело умершего по какой - либо причине подвергнется разрушению, создавалось ещё портретное изваяние, замещавшее для вернувшейся с того света души её земную оболочку.  
 
Более всего заботились о том, чтобы обеспечить вечную жизнь властителю страны - фараону. Уже при его жизни, на протяжении десятилетий, тысячи его подданных вырубали из скал, перетаскивали и водружали на место огромные каменные блоки для царской гробницы. Если вспомнить, как низок был уровень техники в те времена, нетрудно представить, каких затрат труда и скольких человеческих жизней стоило это строительство. Затем появились большие т.н. ступенчатые пирамиды; старейшая из них находится в Саккара и была сооружена четыре с половиной тысячелетия назад. Шедеврами древнеегипетского строительного искусства были пирамиды. Они потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Особенно сильное впечатление они должны были производить сразу после завершения, когда их тщательно отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца.  
 
Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы. Впрочем, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид пришлось отказаться. Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы в них искусно маскировали. Благодаря невероятному стечению обстоятельств была открыта в 1922 г. одна такая гробница, где захоронен умерший молодым фараон Тутанхамон.  
 
Из пирамид и мастаба крупных вельмож на берегах Нила складывались целые "города мёртвых". Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались храмы в честь богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, т.н. пилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов - статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой. Колонны повторяли формы распространённых тогда в Египте растений - папируса, лотоса, пальмы. Как густой лес стоят они в огромных храмах Луксора и Кариака, которые были основаны примерно в 16-14 веках до нашей эры. В наше время стал особенно знаменит высеченный в скале храм в Абу-Симбеле. Строительство Ассусианской плотины грозило ему затоплением. Для спасения храма была проделана гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.  
 
Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.  
 
Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плеч - спереди. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян. По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Полагают, что изображены не столько действительные, сколько желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться.  
 
Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.  
 
Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди других произведений тогда были созданы замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити, которая повлияла на идеал красоты даже наших дней.  
 
Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.  
 
Две большие пирамиды Хеопса и Хефрена - причисленны к семи чудесам света. Заинтересованность Египтом началась во времена Ренесанса. Изучение памятников Египта началось только в 19 веке, после того когда, посетившие его участники, наполеоновской экспедиции выпустили собрание "Описание Египта" (1798-1801), а ЖАН ФРАНСУА ШАМПОЛЬЁН в 1822г. огласил работу, помогшую читать иероглифы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ

 

1)Пирамиды Хеопса 

2)Большой сфинкс в Гизе 

3)Пирамида Джосера 

4)Алесандрийский маяк

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

Бадак А.Н. История Древнего мира. М.: Харвест, 1998. 

 
Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). М.: ИВЦ “Маркетинг”, 2000. 

 
Культурология для технических вузов. // Под ред. М.В. Буланова-Топоркова.–  Ростов – на - Дону: “Феникс”, 2001

 Кравченко А.И. Культурология.  М.: Трикста, 2003. 




Информация о работе Культура Древнего Египта