Культура Древнего Египта.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 21:29, лекция

Краткое описание

В течение многовекового развития египетского государства значение и характер различных культов менялись. Смешивались верования древнейших охотников, скотоводов, земледельцев, на них наслаивались отзвуки борьбы и политического роста или упадка разных центров страны. В то же время для египетской религии характерно длительное существование первобытных представлении, и многие древнейшие культы сохранили свое значение на протяжении всей истории древнего Египта.

Вложенные файлы: 1 файл

культура древнего египта.docx

— 57.90 Кб (Скачать файл)

Широко распространен  был жанр поучений, которые использовали и как школьный материал. Очень  часто они составлялись от имени  известного вельможи или мудреца. Наставления  эти преподают не только правила  хорошего тона или личного поведения, но объясняют выгоды и преимущеетва положения писцов-чиновников. Часто даются советы начинающим чиновничью карьеру — советы, вытекающие из служебной практики и житейского опыта старых сановников.

Иногда поучения составлялись от имени царя. Таковы поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерика-Ра и поучение Амепемхета I. В первом отец сообщает наследнику свои мысли о царской власти. Он дает советы, касающиеся внешней политики и управления государством. Второе написано по поводу дворцового заговора против царя и пронизано разочарованием и горечью. Появление подобных произведений было результатом исторических событий конца Древнего — начала Среднего царства и изменения миропонимания людей. Ощущением тщеты традиционного мировосприятия проникнута «Песнь арфиста», исполнявшаяся на пирах. Автор песни призывает наслаждаться жизнью н не думать о смерти, о своем заупокойном культе, так как древние гробницы пусты и развалились и никто ещё не приходил с того света, чтобы поведать об их владельцах, судьба которых остается неизвестной. С этим произведением перекликается и «Беседа разочарованного со своей душой». Разочаровавшийся в жизни человек желает смерти, но душа его отговаривает — в духе «Песни арфиста». Однако в конце «Беседы» автор заставляет «душу» согласиться с желанием человека умереть.

О крупном восстании, имевшем  кратковременный успех, рассказывают два текста: «Речения Ипувера» и «Пророчество Неферти», о которых шла речь в лекции 6. Авторами обоих произведений являются представители знати, естественные противники восставших.

Социальные противоречия неспокойной поры Среднего царства  проявились в «Повести о красноречивом  поселянине», в которой наибольший интерес представляют обличительные  речи в защиту правды, произносимые несправедливо обиженным героем повести.

Художественная историческая литература, получившая особый расцвет  в эпоху Нового царства, представлена царскими летописями и «автобиографиями»  вельмож, написанными часто ярким, образным языком.

Древнему Египту уже было знакомо драматическое искусство: оно было представлено драматизированными заупокойными или храмовыми обрядами или религиозными драмами с мифологическими  сюжетами. Иногда такие «спектакли»  не ограничивались культовым назначением, но имели острую пропагандистскую или  политическую направленность.

Среди богатой поэтической  литературы — гимны богам и  царям, хвалебные песни, со времени  Нового царства — любовная лирика. Ритм стиха строился на ударных слогах, количество же неударных, видимо, не имело  значения.

Излюбленные литературные приемы — параллелизм членов (каждый стих состоит из двух параллельных фраз) и аллитерация, свойственная и прозаическим произведениям. Литературные произведения различных жанров часто вкладывались в уста повествователей, вводились  в «рамке», составлявшей пролог и  заключение. Египтяне очень любили изощренную игру слов, но при оценке этого приема надо помнить об особом значении слова для египтян. По преданию, Атум-Ра создавал людей из своих слез, однако в этом заключалась не только игра слов («слезы» и «люди» звучат по-египетски сходно), но проявление веры в то, что слово и предмет находятся в тесной взаимосвязи.

Наука.

Древние египтяне внесли существенный вклад в астрономию, создав солнечный  календарь — столь совершенный, что мы с некоторыми изменениями  пользуемся им и сейчас. Год делили на три сезона по четыре месяца. Тридцатидневный  месяц делился на декады. В году было 36 декад, посвященных особым божествам  — созвездиям. В конце года добавлялось  пять дней. Такой календарь возник из сельскохозяйственных нужд, к нему привела необходимость вычислять  периоды разлива Нила. Разлив Нила совпадал с появлением на рассвете, после долгого перерыва, яркой  звезды Сириус. Это было замечено египетскими  наблюдателями, однако египтяне не привели  в соответствие календарный и  астрономический год, так как  не ввели високосных лет. Поэтому  каждые четыре года утренний восход Сириуса  расходился с новым годом на один день. Через 120 лет ошибка в году вырастала  до месяца. Хотя и существовали проекты  устранить это неудобство, они  не были осуществлены.

Другой большой вклад  в астрономию — это деление  суток на 24 часа. Уже во время Нового царства были известны водяные и  солнечные часы. Египтяне создавали  карты неба, группируя звезды в  созвездия. Велись наблюдения и за планетами.

Египетская математика возникла из потребностей делопроизводства и  хозяйственной жизни. Египтяне пользовались десятеричной непозиционной системой счета, в которой употребляли  специальные знаки для обозначения  чисел 1, 10, 100 и т.д. Оперировали простыми дробями только с числителем 1. Со Среднего царства засвидетельствованы  задачники, в которых приводились  также решения. Большинство задач  возникло из практических потребностей. Египетские математики умели вычислить  длину окружности, объем усеченной  пирамиды, некоторые ученые полагают, что они умели вычислять поверхность  шара. Способ, которым египтяне вычисляли  площадь круга, приводил к такому результату, как если бы число л равнялось 3,16, хотя понятия числа л не существовало. Для расчетов, связанных с дробями, пользовались специальными таблицами. Знали египтяне и арифметическую прогрессию. Для обозначения неизвестного пользовались словом «куча».

Уже в Древнем царстве (не без связи с практикой мумификации) накопилось много знаний в области  анатомии и медицины — достаточно для появления врачей различных  специализаций: глазных, зубных, хирургов и т.д. Позже засвидетельствованы  практические руководства для врачей, в которых, правда, часто наука  переплетается с магией. Но не это  определяет достижения египетской медицины: древние лечебники показывают, что  египетские медики прекрасно знали  анатомию, возможно, открыли кровообращение, знали кое-что о роли мозга (паралич  ног ставили в связь с повреждением головы). Существовало и руководство  для ветеринаров. Как мумификация, так особенно и рецепты показывают значительные познания в области  химии.

Из общественных наук наиболее важными были достижения в области  исторических знаний: сохранились записи последовательности царствований и  главнейших событий. Существовали специальные  словники, а также пособия, по которым  египетские писцы учились аккадскому языку.

В Египте были созданы специальные  учебные заведения, так называемые «дома жизни», по мнению некоторых  ученых — нечто вроде скрипториума, где составлялись священные книги и, по-видимому, велись изыскания в области медицины.


Информация о работе Культура Древнего Египта.