Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 16:03, реферат
Великий греческий историк и путешественник Геродот (см. ГЕРОДОТ), посетивший Египет в 5 в. до н. э., справедливо назвал страну, поразившую его своими чудесами и обычаями, «даром Нила». В течение всей своей истории экономическое и культурное процветание древнего Египта основывалось на сельском хозяйстве с тщательно налаженной системой ирригации. Веками, до 20 века включительно, земля обрабатывалась мотыгами и плугами, в которые впрягались буйволы; поля поливались вручную или при помощи шадуфа (журавля), позднее, в эпоху Птолемеев, появился архимедов винт (см. АРХИМЕДОВ ВИНТ), поднимавший воду на разные уровни.
Культура Древнего Египта
Великий греческий историк
и путешественник Геродот (см. ГЕРОДОТ), посетивший Египет в 5 в. до
н. э., справедливо назвал страну, поразившую
его своими чудесами и обычаями, «даром
Нила». В течение всей своей истории экономическое
и культурное процветание древнего Египта
основывалось на сельском хозяйстве с
тщательно налаженной системой ирригации.
Веками, до 20 века включительно, земля
обрабатывалась мотыгами и плугами, в
которые впрягались буйволы; поля поливались
вручную или при помощи шадуфа (журавля),
позднее, в эпоху Птолемеев, появился архимедов
винт (см. АРХИМЕДОВ ВИНТ), поднимавший воду на разные
уровни. Размер урожая в основном определялся
разливами Нила, так как слишком маленький
разлив или, наоборот, сильное наводнение
могли стать причиной нехватки хлеба и
даже голода. Сами египтяне называли свою
страну «Черной землей», плодоносная илистая
почва которой контрастировала с цветом
«Красной земли» — бесплодной пустыни,
охватывавшей долину Нила с запада и востока.
Климат и географическое положение
нильской долины глубоко влияли на развитие
египетской архитектуры; храмы и гробницы
возводились из разных сортов камня, которыми
была богата страна, в то время как жилые
постройки строились из недолговечного
кирпича-сырца и дерева, острый недостаток
в котором Египет восполнял за счет Финикии(см. ФИНИКИЯ) (и войной и торговлей). Именно
храмы и гробницы, в отличие от практически
полностью исчезнувших городов, являются
основными археологическими источниками,
позволяющими реконструировать жизнь
и, по возможности, мышление древних египтян.
Географическая изолированность
Египта обусловила самобытность его культуры
и особенности мировоззрения его народа,
относившегося к чужеземцам с подозрением.
Нубийцы, ливийцы, азиаты и кочевники западной
и восточной пустынь традиционно считались
врагами и в символическом смысле являлись
олицетворением хаоса, угрожавшего гармонии
египетского государства. Царствование
фараонов в течение 3 тыс. лет над Египтом
было одним из главнейших принципов древнеегипетской
религии, так как именно фараон-египтянин
считался гарантом порядка и гармонии
в стране (принципа маат); и он же был ответственным
за благосостояние государства и за правильное
отправление культов многочисленных богов.
Отождествляемый при жизни с богом Гором (см. ГОР (бог)), после смерти фараон становился
Осирисом (см. ОСИРИС).
Практика мумификации тел умерших
существовала на протяжении всей древнеегипетской
истории и была одной из главных особенностей
египетской культуры. Сохранение тела
являлось необходимым требованием воскресения
в загробном мире и обретения вечной жизни.
Готовая мумия обертывалась льняными
бинтами, между которыми помещались многочисленные
амулеты, предназначенные оберегать умершего
от враждебных демонов преисподней. Украшенную
портретной маской мумию укладывали в
деревянный расписной гроб (или несколько
гробов), а затем в массивный каменный
саркофаг. Пышность погребения и количество
погребальной утвари варьировалось в
зависимости от социального и имущественного
положения покойного.
Культура эпохи Древнего царства
Развитие каменного зодчества
привело к возведению гигантских погребений
— пирамид, строившихся в течение всего
периода Древнего царства; преследуя религиозные
цели, они одновременно демонстрировали
могущество правящего фараона. Первая
монументальная ступенчатая каменная
пирамида в Саккара с большим комплексом
построек вокруг принадлежит фараону
III династии Джосеру (см. ДЖОСЕР). Архитектором этого грандиозного
комплекса считается приближенный Джосера
зодчий Имхотеп (см. ИМХОТЕП). Однако самые великие и известные
всему миру еще в древности как чудо света
пирамиды находятся вблизи от Каира, в
Гизе. Подле каждой из пирамид располагался
верхний, заупокойный храм, соединявшийся
длинным каменным проходом с нижним, у
границы разлива Нила. Рядом с долинным
храмом при пирамиде Хафра возвышается
Большой Сфинкс, почти полностью вырубленный
из скалы. Предположительно лицо Большого
Сфинкса является портретом самого Хафра.
Для самих древних египтян Большой Сфинкс
был воплощением бога Хорэмахета («Хора
в горизонте»), по-гречески Хармахиса.
Около царских пирамид появлялись большие
некрополи, состоявшие из каменных гробниц-мастаб (см. МАСТАБА) в
Изображения (как скульптурные,
так и рельефные), служили религиозным
целям, так как они воплощали в себе то,
что хотел видеть и иметь владелец гробницы
после смерти. Статуи владельца гробницы
воплощали его Ка (см. КА (в Древнем Египте)) — «двойника» умершего. Замечательные
и, без сомнения, портретные скульптуры
Хемиуна, Каапера, Каи, Анххафа, Рахотепа
и Нофрет должны были служить вместилищем
Ка умершего.
В эту же эпоху сложился художественный
канон в египетском изобразительном искусстве,
резко отличающий его от искусства других
стран. Подземные помещения гробницы,
вырубленные в скале, предназначались
для погребения и вещей, необходимых для
продолжения загробной жизни. Среди гробниц-мастаб
выделяются мастабы вельмож Ти, Птаххотепа,
Мерерука.
В эпоху Древнего царства господствующее
положение в египетском пантеоне занимал
бог Ра (см. РА (в мифологии)), культовый центр которого
располагался в Гелиополе (см. ГЕЛИОПОЛЬ). Солярная идеология отразилась
и в титулатуре фараонов, когда при V-й
династии в нее был включен (и с тех пор
постоянно) эпитет «сын Ра». В Абусире
сохранились руины солнечного храма, построенного
Ниусерра. Главным элементом святилища
был огромный обелиск (бен-бен (см.БЕН-БЕН)), символизирующий лучи солнца.
Шесть из девяти фараонов V династии возвели
подобные солнечные храмы, каждый из которых
имел свое название. Развитие религиозной
мысли древних египтян нашло отражение
в «Текстах пирамид», выгравированных
на стенах погребальных камер в пирамидах
царей V и VI династий. В целом «Тексты пирамид»
состоят из архаических текстов, заклинаний,
заговоров и изречений, целью которых
было обеспечение благополучной загробной
жизни фараона в кругу богов на небе. Хотя
от эпохи Древнего царства дошло крайне
мало литературных памятников, тем не
менее, несомненную ценность имеют такие
автобиографические надписи в гробницах
вельмож, как, например, «Поучение Птаххотепа»
(V дин.), надпись Уни (VI дин.), надпись номарха
Хархуфа (VI дин.).
Культура эпохи Среднего царства
После падения Древнего царства
и первого переходного периода египетская
культура вновь переживает расцвет в эпоху
Среднего царства (XI-XII династии). Во внутриполитическом
отношении эпоха Среднего царства характеризуется
усилением позиций местных князей — номархов (см. НОМАРХ), при дворе которых развиваются
местные художественные школы. В среднем
Египте (Бени-Хасане, Меире, Асьюте, Эль-Кабе,
Эль-Берше) сохранились богато декорированные
росписями и рельефами гробницы номархов,
отказавшихся от прежней формы погребения
— мастаб. В погребальном ритуале также
происходят значительные изменения, так,
теперь каждый умерший отождествлялся
с богом Осирисом, тогда как во времена
Древнего царства это относилось только
к фараону, на стенках саркофагов появляются
так называемые «Тексты саркофагов» —
заклинания, отражающие представления
египтян о загробном мире.
При фараонах XII династии, значительно
укрепивших свой авторитет и власть, египетская
скульптура переживает бурный расцвет.
Лучшими примерами могут служить менее
идеализированные, чем в эпоху Древнего
царства портретные скульптуры Сенусерта
III (см. СЕНУСЕРТ III) и Аменемхета III (см. АМЕНЕМХЕТ III). От крупных построек фараонов
Среднего царства сохранилось немного;
однако такие постройки, как поминальный
храм Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри в Фивах,
часовня Сенусерта I в Карнаке (см. КАРНАК (Египет)) (Фивы), руины пирамид (правда,
более скромных, чем в Древнее царство)
и мощных крепостей на границе с Нубией,
позволяют представить масштабы монументального
зодчества. Очень ценным сведением является
сообщение Геродота о Лабиринте (вероятно,
это был заупокойный храм), построенном
Аменемхетом III близ Иттауи — резиденции
фараонов XII династии.
Однако наиболее выдающиеся
памятники Среднего царства — это литературные
произведения, записанные на папирусах.
Почти вся художественная литература
древнего Египта анонимна, лишь поучения
сохранили имена их авторов, хотя достоверность
авторства в каждом случае различна. Литература
Среднего царства резко отличается от
предыдущей и последующей. Смуты и восстания,
происходившие в конце Древнего царства,
отразились в настроениях скепсиса, сомнения
и пессимизма, которыми проникнуты художественные
произведения Среднего царства. Это относится
как к традиционным поучениям, так и к
новым жанрам — сказкам («Сказка о красноречивом
поселянине»), рассказам о путешествиях
(«Повесть Синухе»), «речениям» и «пророчествам».
Недоверием и настороженностью проникнуты
«Поучение Гераклеопольского царя своему
наследнику Мерикара», «Поучение царя
Аменемхета», о произволе и анархии в Египте
повествуют авторы «Пророчества Неферти»
и «Речений Ипувера». Ценными свидетельствами
научных познаний древних египтян являются
математические («Папирус Ринда», «Московский
математический папирус») и медицинские
папирусы (самые знаменитые из которых
— «Папирус Эберса» и «Папирус Смита»).
Одновременно с рациональными медицинскими
рецептами применялась магия, предназначенная
оградить человека и его тело от влияния
злых демонов и духов.
Как в медицине и математике,
так и в астрономии египтяне обладали
глубокими познаниями, без которых их
строительное искусство не было бы на
столь высоком уровне развития. Египетский
год делился на три сезона по четыре месяца
— Ахет («половодие»), Перет («выхождение»)
и Шему («засуха»); каждый месяц был разделен
на 3 периода по 10 дней, что в сумме давало
360 дней в году. К этой цифре добавлялись
пять дней, посвященных богам Осирису,
Хору, Сетху, Исиде и Нефтиде. Начало года
совпадало с появлением на небе звезды
Сотис (Сириуса) 18 или 19 июля и разливом
Нила. Наблюдение за небом, звездами и
планетами осуществлялось жрецами-астрономами
из «домов жизни», учреждений при храмах,
где жрецы получали и хранили знания. Практические
астрономические наблюдения тесно переплетались
с религиозными представлениями, связанными
с почитанием многочисленных астральных
богов.
Культура эпохи Нового царства
Вслед за упадком Среднего царства,
вызванного социальными потрясениями
и смутами в стране, Египет вступил в длительную
полосу второго переходного периода, во
время которого Египет подвергся (в 17 в.
до н. э.) нашествию гиксосов (см. ГИКСОСЫ). Изгнание гиксосов фараоном
Яхмосом I (1570—1546 до н. э.) создало условия
для нового подъема древнеегипетской
культуры эпохи Нового царства (16—11 вв.
до н. э.). Это была эпоха наивысшего экономического,
государственного и культурного расцвета
древнего Египта. Успешные военные походы
фараонов XVIII-XIX династий обогатили страну,
что дало возможность развернуть крупное
строительство храмов в честь богов и
собственных побед. Богу Амону (см. АМОН), ставшему из локального божества
фиванской области государственным богом-покровителем
фараонов и созданной ими державы, был
посвящен грандиозный храмовый комплекс
в Карнаке(см. КАРНАК (Египет)). В Карнаке же были построены
храмы богини Мут (см. МУТ) и бога Хонсу (см. ХОНСУ), составлявших вместе с Амоном-Ра
фиванскую триаду божеств. Храм расширялся,
перестраивался и украшался в течение
нескольких столетий.
В период Нового царства складывается
новый тип храмового сооружения, существовавшего
до конца древнеегипетской истории: священная
аллея процессий, уставленная с обеих
сторон сфинксами, вела к пилонам — привратным
башням храма; перед пилонами возвышалась
пара обелисков, огромные статуи фараона
и деревянные мачты с пестрыми флагами.
Помещения храма, расположенные по продольной
оси, чередовались в следующем порядке:
вход в храм открывался в залитый солнцем
большой внутренний двор, за которым следовал
слабоосвещенный колонный зал — гипостиль,
далее располагались внутренние комнаты
(или залы), завершавшиеся погруженным
в темноту святилищем божества — это была
самая важная часть храма.
Одним из типичных храмов, построенных
по этому плану, является храм Амона в
Луксоре (см. ЛУКСОР), возведенный Аменхотепом III (см. АМЕНХОТЕП III) и завершенный Рамсесом II (см. РАМСЕС II). Наивысший подъем египетской
культуры совпал с царствованием Аменхотепа
III — это же было время наибольшего внешнеполитического
и экономического могущества древнего
Египта. Храмы щедро украшались скульптурами
и золотом, в Мальгатте, на западном берегу
Нила, для фараона был возведен великолепный
дворец и выкопано большое искусственное
озеро. Заупокойный храм Аменхотепа III,
от которого сохранились лишь два сфинкса
(в Петербурге) и колоссы Мемнона (см.МЕМНОН), намного превосходил по величине
все заупокойные храмы предшествующих
и последующих фараонов Нового царства.
Малая пластика и художественное
ремесло, отличавшиеся очень высоким мастерством
исполнения, следовали традициям большого
искусства. Таковы статуэтки жреца Аменхотепа
и жрицы Раннаи из ГМИИ им. А. С. Пушкина,
резные косметические ложечки в форме
обнаженных девушек, фигурные сосуды для
притираний, бытовые принадлежности египетской
знати (мебель, украшения). На всех материальных
предметах этого времени лежит печать
декоративности, характерной как для малой
пластики, так и для рельефов и росписей
в гробницах и храмах. При Аменхотепе IV
(Эхнатоне (см. ЭХНАТОН)) вслед за религиозной реформой
фараона, тяготевшей к монотеизму, происходит
перелом не только в социальной сфере,
но и в изобразительном искусстве. Меняется
подход к изображениям самого фараона
и его подданных, ставших более реалистичными
и индивидуальными.
Блестящим примером искусства
данного периода могут служить портреты
царицы Нефертити (см. НЕФЕРТИТИ), Эхнатона, их дочерей и царедворцев.
Почитание единого солнечного бога Атона (см. АТОН) в образе диска с множеством
рук-лучей обусловило изменение конструкции
храмов, посвященных этому богу. Служба
совершалась под открытым небом, так как
алтарь Атона размещался в просторном
дворе храма. Выдающимся литературным
памятником эпохи стал «Гимн Атону», восхвалявший
живительную силу единственного бога
— Атона. Со смертью Эхнатона Египет постепенно,
но весьма скоро вернулся к почитанию
прежних богов, а культ Атона и память
фараона-еретика были официально преданы
проклятию и забвению. Однако нововведения
в искусстве и интеллектуальное наследие
эпохи не исчезли бесследно, оказав влияние
на творчество последующих десятилетий.
Сокровища из гробницы Тутанхамона(см. ТУТАНХАМОН), при котором произошел официальный
возврат к прежним богам, несут отчетливые
черты искусства предыдущего времени.
С воцарением второго фараона
XIX династии, Рамсеса II (см. РАМСЕС II), начинается новый этап в развитии
древнеегипетской культуры. Фивам по-прежнему
стали уделять основное внимание, украшая
столичный город монументальными постройками.
На западном берегу Нила — напротив города
— Рамсес II, следуя традиции предшествующих
фараонов, возвел величественный заупокойный
храм Рамессеум. В центральном святилище
Амона-Ра — в Карнаке и Луксоре — были
проведены масштабные работы, в результате
которых храмы приобрели множество гигантских
статуй фараона и новые грандиозные дополнения.
В целом в течение всего своего правления
Рамсес II возвел большое количество храмов
и часовен в самом Египте и подвластной
ему Нубии.
Характерный акцент на самопрославлении
и монументализме, в той или иной степени
присущих постройкам Рамсеса II, хорошо
представлен скальными нубийскими храмами
в Абу-Симбеле (см. АБУ-СИМБЕЛ). Фасад большого храма в Абу-Симбеле
формируют четыре исполинских сидящих
колосса Рамсеса II, утверждающих идею
беспредельной мощи и богоравности фараона.
На стенах этого храма (тот же текст был
высечен в Карнаке, Луксоре и Рамессеуме)
высечена знаменитая «Поэма Пентаура»,
воспевающая подвиги и отвагу фараона
в битве с хеттами (см. ХЕТТЫ) у Кадеша. Наследники Рамсеса
II, в первую очередь Мернептах (см. МЕРНЕПТАХ) и Рамсес III, ориентируясь на
его модель правления, продолжали политику
возведения величественных храмов и прославления
своей власти, однако во время XX династии
египетское государство и культура постепенно
вступили в полосу глубокого внутреннего
кризиса. Картина ослабевшего и утратившего
былое политическое влияние Египта нашла
отражение в художественном произведении
10 в. до н. э. «Путешествие Унамона в Библ».
Повесть ведется от лица посланца фиванского
правителя, Унамона, отправившегося в
Ливан за кедром для священной барки Амона.
На чужбине Унамон с трудом добивается
аудиенции правителя Библа (см. БИБЛ (город)) и получает все-таки просимые
им кедровые бревна, хотя не без оскорбительного
замечания, что Египет не может более требовать
древесину бесплатно, так как его власть
не распространяется на Ливан.