Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 16:36, контрольная работа
В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.
Название «ханьцы», или «ханьжень» (так называют себя китайцы) происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности — Хань (202 г. до н.э.). А к названию ее предшественницы — Цинь восходят европейские названия Китая со времен античности: лат.— sinae, фр.— chine, англ.— china.
КИТАЙСКИЙ РЕНЕССАНС
Во
второй половине VIII в. в культурной жизни
Танской империи возникло движение, получившее
название китайского ренессанса. Оно вызвало
к жизни свою философию и эстетику, художественную
литературу и искусство, свою науку и публицистику.
Его крупнейшими представителями были
выдающиеся поэты, писатели, публицисты,
философы, историки, общественные и государственные
деятели. Развивалось это движение под
лозунгом обращения к «древнему просвещению»,
т. е. к культуре древнего царства Чжоу
и династии Хань.
ТРИ ВЕЛИКИХ ПОЭТА
Поэзия первой возвестила о новых веяниях в интеллектуальной жизни Китая. Новую эру в китайской поэзии открыли три великих поэта — Ли Бо, Ван Вэй и Ду Фу.
Ли Бо (701—762) — первый поэт китайского возрождения, жил в горах с даосскими отшельниками. В его лирике звучала тоска по ушедшим временам, он пел об изменчивости человеческой дружбы и противопоставлял ей верность животных своему хозяину. Ли Бо писал лирические стихи о природе, своей стране, радостях и горестях жизни. Они проникнуты жизнелюбием, стремлением к радости и воле.
Совсем иным — и человеком, и поэтом — был Ван Вэй (699-759). Чиновник высокого ранга, он писал прекрасные стихи о природе, полные глубоких человеческих переживаний. Кроме того, Ван Вэй был и превосходным живописцем, мастером пейзажа.
Главная
тема поэзии третьего великого поэта китайского
ренессанса Ду Фу (712—770) — человеческие
страдания и переживания. Через человека
своей страны и своей эпохи Ду Фу начинает
видеть человека как такового. Он становится
поэтом-гуманистом в истинном значении
этого слова.
ХАНЬ ЮЙ – ПЕРВЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ КИТАЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Первым выдающимся ученым и мыслителем нового времени был Хань Юй (768—824). Его имя стоит первым в списке «восьми великих людей времен Тан и Сун», т. е. VII—XIII вв. истории Китая.
Хань Юй считал, что «человеческое в человеке» — это «любовь ко всем». Это свойство присуще человеку в силу его общественной природы. Хань Юй был ярым противником даосизма и буддизма. Оспаривая концепцию нирваны как высшей и конечной цели эволюции человека и общества, Хань Юй противопоставляет этой неведомой и абстрактной цели буддизма цель совершенно конкретную и вполне понятную людям: создание правильно управляемого государства, жители которого неустанно стремятся к совершенствованию своей личности. Для Хань Юя даосизм с его отрицанием всякой деятельности, общества, государства и цивилизации был неприемлем.
Эпоха
Тан — один из блестящих периодов расцвета
китайского искусства.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы – будь то цветок, дерево, животное — позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности – каллиграфическим надписям — придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.
Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток – это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы». Китайский портрет ханьской эпохи сочетал в себе реалистическую достоверность (так, фигуры воинов из гробницы Цинь Ши-хуанди явно передают индивидуальные черты их прототипов) и символичность, иногда граничащую с карикатурностью.
В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа: сосна — это символ долголетия, бамбук — стойкости и счастья, аист — одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей — вытянутый свиток — помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.
Все
жанры древнекитайского искусства несли
в себе глубокий нравственный смысл и
идею совершенствования человека, настраивали
на особое восприятие: восхищение природой,
ее красотой и работой мастера. Наверное,
поэтому красота китайских пейзажей с
их особой выразительностью и особой символикой
вызывает восхищение у европейцев, позволяет
открывать им иное видение мира, иную эстетику.
СКУЛЬПТУРА
Китайская
скульптура была тесно связана с религиозными
культами. Найдено множество статуэток
Танской эпохи, которые клали в могилы
умершим. В многочисленных пещерных храмах
сохранились памятники ранней буддийской
скульптуры. Найдены изображения Будды,
высеченные в скалах. В отличие от индийского
Будды, отрешенного от всего земного, в
китайском Будде при всей его одухотворенности
гораздо сильнее чувствуется земное, человеческое
начало.
КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ
В пещерах сохранилась настенная живопись на сюжеты буддийских проповедей. Китайские фрески поражают легкостью, прозрачностью лимонных, изумрудных, сиреневых и розовых оттенков.
Китайские
художники охотно рисовали пейзажи на
шелке. В некоторых картинах поражает
одна особенность: например, на фоне величественных
гор фигурки людей чрезвычайно малы. Эта
несоразмерность вытекала из даосистского
мировоззрения художников. Согласно философии
даосизма, человек незначителен по сравнению
с первопричиной мира — дао, воплощенной
в величественных явлениях природы. Определенное
своеобразие придавали китайской живописи
на шелке текстовые пояснения к картинам.
Эти иероглифические тексты были обычно
очень краткими, выразительными и содержали
образные формулы старинной китайской
мудрости. Их выполняли тушью очень тонкими
кисточками, специально предназначенными
для каллиграфических надписей. Рисунок
и текст в китайской живописи на шелке
всегда были настолько связаны по смыслу,
что воспринимались зрителем как единое
целое.
ИЗОБРЕТЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ
В Китае начался новый подъем в сфере экономики, управления, культуры. Этому способствовало появление печатной книги. Искусство книгопечатания в Китае выросло из ремесла изготовления каменных печатей с надписью по окружности. Печати обычно вырезали из полудрагоценного камня — нефрита. В процессе изготовления нефритовых печатей камнерезчики овладели искусством изображения на камне зеркального отображения букв и иероглифических знаков. Это оказалось главным при изготовлении печатающих матриц. Путь к книгопечатанию был открыт. Бумага для этой цели была изобретена в Китае еще в 105 г. н. э.
В правление династии Хань во II в. н. э. на камень были переведены все сочинения Конфуция. Однако прошло, по крайней мере, еще два столетия, пока было освоено размножение текста с каменных или медных матриц путем изготовления их глиняных или гипсовых копий. В IX в. в буддийских монастырях осваивалось печатание надписей, вырезанных на досках (ксилография). Уже были изготовлены такие матрицы с зеркальным отображением текста.
Самая древняя в мире печатная книга — «Сутра Праджна», сборник буддийских сказаний. Ее создал в 868 г. н. э. китайский печатник Ван Цзе. Эта книга почти 900 лет была замурована в тайнике пещеры Дуньхуан в северо-западном Китае и найдена в 1907 г.
В X в. таким же способом с деревянных матриц типографским способом было отпечатано собрание сочинений Конфуция. Однако это издание долго еще сопоставляли с каменными текстами Конфуция, которым по традиции все же отдавалось предпочтение, хотя они были дороги и громоздки.
Следующим
шагом в книгопечатании стало изобретение
набора подвижных глиняных литер, которые
можно было переставлять. Большие затруднения
пришлось преодолеть в связи с развитием
иероглифической письменности. Наборщик
должен был оперировать тысячами иероглифических
знаков, что значительно затрудняло изготовление
типографских матриц. Но упорные китайцы
все же пошли на изготовление тысяч отдельных
переставляемых иероглифов. Это произошло
в XI в. — за 400 лет до изобретения Гутенберга
в Европе. Работа наборщика с таким огромным
количеством знаков была адским трудом.
С 1400 г. регулярное книгопечатание по китайским
рецептам началось в Корее. Книги распространялись
по всем крупным городам Китая, расширялся
круг читающих, появились частные собрания
книг и библиотеки.
ПЕКИН – СТОЛИЦА КИТАЯ
В
1421 г. минский император Чжу Ди (1403-1424) перенес
столицу Китая из Интяна в Пекин, который
еще при монголах был правительственной
резиденцией. Во время правления династии
Мин Пекин был значительно расширен. Его
строгая планировка сохранилась и доныне,
улицы были ориентированы по компасу —
с севера на юг и с востока на запад — и
пересекались взаимно перпендикулярно.
В центре находился «Запретный город»,
обнесенный красной стеной, — резиденция
императора. Другой достопримечательностью
Пекина был мраморный зал для жертвоприношений
в «Храме Неба». Здесь император как Сын
Неба приносил жертву, дабы способствовать
зимнему повороту солнца на весну и лето.
Считалось, что без такой жертвы поворот
солнца на лето может затянуться.
ГРОБНИЦЫ ИМПЕРАТОРОВ
Самые крупные памятники этой поры — императорские гробницы минской династии близ Пекина. В них как бы воскресают древние традиции монументальной скульптуры Ханьской эпохи. К гробницам 13 императоров династии Мин ведет дорога, по краям которой стоят каменные изваяния животных и людей. Сановники и воины словно пришли сюда, чтобы отдать последний долг своему повелителю.
О
времени правления династии Мин с ее благоволением
к трудам Конфуция молва уже тогда говорила,
что Китаем правят философы. Известные
ученые-конфуцианцы, знатоки древних книг,
формулировали основные принципы политики
минского двора. Но не только философствующими
властями и чиновниками славился Китай
при династии Мин. Широкое развитие получили
художественные ремесла и искусство.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ
К
художественным промыслам Китая того
времени следует отнести резьбу по камню
(преимущественно по нефриту), живопись
по шелку, изготовление лакированной мебели
и других изделий. Ремесленники работали
с серебром и золотом, полудрагоценными
цветными камнями. Эти материалы также
широко использовались ремесленниками
в Индии, Персии и многих других странах,
но поделки из нефрита, живопись по шелку
и лакировка были китайской спецификой.
К этому следует добавить тончайший полупрозрачный
китайский фарфор. Изделия из фарфора
изготавливали во многих странах Востока,
но такого мастерства, как китайцы, в этом
искусстве не достиг никто.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая капиталистическими государствами.
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.
До начала XIX в. китайцы не имели возможности сравнить свою культуру ни с одной культурой других стран, так как они мало знали о внешнем мире. Европейцев называли «заморскими чертями» и ставили на одну доску с морскими разбойниками. Китайцы жили довольно обособленно и не зависели от окружающего мира ни в духовном, ни в материальном отношении. Они производили в своей огромной империи все необходимое для жизни, учение Конфуция считали непреложной истиной.