Культура Древнего Китая: научные открытия, изобретения, религия, культовое искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2012 в 21:44, реферат

Краткое описание

В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Научные открытия и изобретения Древнего Китая…………………………4
Бумага…………………………………………………………………………5
Книгопечатание……………………………………………………………....5
Порох………………………………………………………………………….6
Компас………………………………………………………………………..7
Пятна на Солнце……………………………………………………………..7
Религия………………………………………………………………………..8
Культовое искусство Древнего Китая………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованных источников…………………

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.docx

— 53.30 Кб (Скачать файл)

Важным принципом конфуцианства  является также учение об исправлении  имен (чжэн мин), согласно которому каждое имя (государь, отец, сын и т. д.) должно соответствовать своей сущности, то есть социальное положение человека должно определять характер его поведения.

Одной из важных основ социального  порядка, по Конфуцию, было строгое  повиновение старшим, являющееся нормой для младших, подчиненных, подданных  как в рамках государства в  целом, так и в рамках семьи. Конфуций напоминал, что государство –  это большая семья, а семья - малое  государство. 
 
Вторая религия в Китае – даосизм. Основоположником даосизма является Лао-цзы. Одна из основополагающих священных книг даосизма – «Дао де цзин», однако наряду с ней каноническими являются и другие тексты, число которых велико. В основе «Дао да цзин» фундаментальные для всей классической китайской мысли категории Дао и Де.

Дао в какой-то мере близок символу бога Неба, но ему придан более абстрактный вид. Дао –  своего рода закон бытия, космоса, универсальное  единство мира, некий божественный Абсолют. Великого Дао никто не создал, но все происходит из него, чтобы  затем, совершив кругооборот, снова  в него вернуться. Дао не только первопричина всего сущего, но и его конечная цель, завершение бытия. Его невозможно воспринять чувствами и выразить словами. Дао – это не только Абсолют, но и «путь», по которому следует все в этом мире, в том числе и великое Небо. Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек – микрокосм, – также как и универсум – макрокосм – вечен. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком – Дао.

Дао неразрывно связано с  Де. Именно через Де и проявляется  в каждом индивиде Дао. Но эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, как стремление избегать всякого усилия. Де подразумевает  «недеяние» (у вэй) – отрицание  целенаправленной деятельности, идущей в разрез с естественным порядком. 
 
Таким образом, даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир, стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Нравственный идеал даосизма – это отшельник, который с помощью религиозной медитации, сексуальной гигиены, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао. В даосизме реальной признавалась только одна психофизическая целостность живого существа, сам дух понимался вполне натуралистически: как утонченная материально-энергетическая субстанция (ци). После смерти тела это «ци» рассеивалось в природе. Таким образом, слиться с природой, жить в соответствии с ее ритмами, достигнуть цели жизни, которая в даосизме осмысливалась как возвращение к вечному, возвращение к своим корням является согласно даосизму основным смыслом существования каждого человека.

 

3       Культовое искусство Древнего Китая

 
Древнейшие памятники искусства  Китая восходят к 3 тысячелетию до н.э. - времени существования первобытно-общинного  строя. Древнейшие племена, заселившие плодородные долины больших рек  Китая в эпоху неолита (V—III тыс. до н.э.), создавали поселения из небольших, углубленных в землю глинобитных  хижин. Они возделывали поля, разводили  домашних животных, знали многие ремесла.

В настоящее время на территории Китая открыто большое количество неолитических стоянок. Обнаруженная на этих стоянках керамика того времени  принадлежит к нескольким культурам, древнейшая из которых — культура Яншао, получившая свое название по месту  первых раскопок, произведенных в 20-х  гг. XX в. в провинции Хэнань. Сосуды Яншао делались из бледно-желтой или  красновато-бурой обожженной глины, вначале вручную, затем — с  помощью гончарного круга. Те, что  делались на гончарном круге, отличались необычайной правильностью форм. Керамику обжигали при температуре  около полутора тысяч градусов по Цельсию, а затем лощили кабаньим зубом, благодаря чему она становилась  гладкой и блестящей. Верхнюю  часть сосудов покрывали сложными геометрическими узорами — треугольниками, спиралями, ромбами и кругами, а  также изображениями птиц и зверей. Особенно были популярны рыбы, стилизованные  под геометрическую роспись. Орнамент имел магическое значение и, по-видимому, был связан с представлениями  древних китайцев.  
 
Следующий период истории Китая получил название Шан-Инь (XVI—XI вв. до н.э.) по имени племени, заселившего долину реки Хуанхэ во II тыс. до н.э. Именно тогда образовалось первое китайское государство, во главе которого стоял правитель — ван, бывший одновременно и верховным жрецом. В то время во всех сферах жизни обитателей Китая произошли значительные перемены: были изобретены шелкопрядение, бронзолитейное дело, иероглифическое письмо, зародились основы градостроительства. Когда в Китае образовалось государство, возникло представление о Небе как могущественном верховном божестве Вселенной. Древние китайцы полагали, что их страна находится в центре Земли, последняя же является квадратной и плоской. Небо над Китаем имеет форму окружности. Поэтому они и называли свою страну Чжунго (Срединное царство) или Тянься (Поднебесная). В разные времена года Небу и Земле приносили обильные жертвоприношения. С этой целью за чертой города возводили специальные алтари: круглые — для Неба, квадратные — для Земли.

До наших дней дошло  множество изделий художественных ремесел, которые предназначались  для ритуальных церемоний в честь  духов предков и божеств, управляющих  силами природы. Мастерством исполнения отличаются ритуальные бронзовые сосуды, использовавшиеся для жертвоприношений. В этих тяжелых монолитных изделиях соединились все сложившиеся  к тому времени представления  о мире. Внешние поверхности сосудов  покрыты рельефом. Главное место  в нем отводилось изображениям птиц и драконов, воплощавших стихию неба и воды, цикад, предвещавших хороший  урожай, быков и баранов, суливших людям сытость и благоденствие. Весьма частый мотив украшения бронзовых  сосудов — изображение зооморфной маски демона (так называемого  Тао Тие). Высокий, стройный, расширяющийся  вверху и внизу кубок («гу») предназначался для жертвенного вина. Обычно на поверхности этих сосудов изображали тонкий спиралевидный «узор грома»  («лэй-вэнь»), на фоне которого и выполнялись основные изображения. Объемные звериные морды как будто вырастают из бронзы. Сами сосуды часто имели форму зверей и птиц (ритуальный бронзовый сосуд), ибо они должны были охранять человека и защищать посевы от злых сил. Поверхность таких сосудов сплошь заполняли выступы и гравировка.

Подземные захоронения знати  в эпоху Шан-Инь представляли собой две расположенные друг над другом глубокие подземные камеры крестообразной или прямоугольной  формы. Их площадь достигала иногда четырехсот квадратных метров, стены  и потолок были расписаны красными, черными и белыми красками или  инкрустированы кусочками камня, металла  и т.п. Входы в погребения охраняли каменные фигуры фантастических зверей. Чтобы души предков ни в чем  не нуждались, в могилы помещали различные  ремесленные изделия — оружие, бронзовые сосуды, резные камни, драгоценности, а также магические предметы (бронзовая  фигура на пьедестале). Все предметы, которые клали в захоронения, а также украшавшие статуи и бронзовую  утварь узоры имели магический смысл  и были связаны единой символикой.

В XI в. до н.э. государство  Шан-Инь было завоевано племенем Чжоу. Победители, основавшие династию Чжоу (XI—III вв. до н.э.), быстро переняли многие технические и культурные достижения побежденных. Стала активно  развиваться торговля между отдаленными  районами Китая, чему способствовало строительство  каналов. Были открыты месторождения  железа, что позволило перейти  к железным орудиям труда и  улучшить технику земледелия. В обращение  вошли одинаковые по форме круглые  монеты, заменившие деньги, изготовлявшиеся  в форме заступа (суживающейся лопаты), меча или раковины. Значительно расширился круг ремесел, вошедших в обиход.

В периоды Чжоу и Чжаньго  появилось множество предметов  декоративно-прикладного искусства, служивших ритуальным целям: бронзовые  зеркала, колокола, разнообразные предметы из священного камня нефрита. Полупрозрачный, всегда холодный нефрит символизировал чистоту и всегда считался охранителем  от злых духов. Обнаруженная в погребениях  расписная лаковая утварь — столики, подносы, шкатулки, музыкальные инструменты, богато украшенные орнаментами, — также  служила ритуальным целям. Производство лака, как и шелкоткачество тогда  было известно только в Китае. Окрашенный в разные цвета натуральный сок  лакового дерева многократно наносили на поверхность изделия, что придавало  ему блеск, прочность и предохраняло от влаги.  
В III в. до н.э. после долгих войн и междоусобиц мелкие царства объединились в единую, могущественную империю, во главе которой встала династия Цинь (221—207 гг. до н.э.), а затем Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.). Для защиты северных границ империи от вторжений кочевых племен из остатков оборонительных укреплений отдельных царств было создано самое мощное крепостное сооружение времени — Великая китайская стена. С неменьшим размахом сооружали и гробницу императора Цинь Ши-Хуанди. Ее возводили (в пятидесяти километрах от Сяньяна) в течение десяти лет после восшествия императора на престол. В строительстве участвовало более семисот тысяч человек. Гробница была окружена двумя рядами высоких стен, в плане образовывавших квадрат (символ Земли). В центре располагался высокий конусообразный могильный холм. Круглый в плане, он символизировал Небо. Стены подземной усыпальницы облицованы отшлифованными мраморными плитами и нефритом, пол устлан огромными полированными камнями с нарисованной на них картой девяти областей Китайской империи. На полу стояли скульптурные изображения пяти священных гор, а потолок имел вид небосвода с сияющими светилами. После того как саркофаг с телом императора Цинь Ши-Хуанди перенесли в подземный дворец, вокруг него расположили огромное количество драгоценных предметов, сопровождавших его при жизни: сосуды, ювелирные изделия, музыкальные инструменты. Эпоха Хань в истории Китая отмечена новым расцветом культуры и искусства, развитием науки. Зарождается историческая наука. Ее основоположник Сыма Цянь создал пятитомный трактат, где подробно изложил историю Китая с древнейших времен. Китайские ученые приложили немало усилий, чтобы переписать древние сочинения с ветхих бамбуковых пластинок, служивших книгами, на шелковые свитки. Важнейшим открытием стало изобретение в I в. н.э. бумаги. Знатных людей хоронили в просторных гробницах, стены которых были выложены керамическими или каменными плитами, а потолки поддерживали каменные колонны, которые завершались, как правило, парой драконов. Снаружи к погребальному холму вела Аллея Духов — охранителей могил, обрамленная статуями зверей. В погребениях обнаружены предметы, дающие представление о повседневной жизни Ханьской эпохи — керамические раскрашенные модели домов, глиняные расписные кувшины, бронзовые зеркала, раскрашенные фигурки танцовщиц, музыкантов, домашних животных. По обычаю, в погребения клали различные ритуальные предметы (Би-диск). В древний период, завершившийся падением могущественной Ханьской империи (III в.), распавшейся на три царства, зародились традиции китайского искусства, которые во многом определили его дальнейшие пути развития.

 

Заключение

 

Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных  противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая  капиталистическими государствами.

Культура Китая оказала  большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи  и Японии. Позднее на большое число  ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят  о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.

 

Список использованных источников

1.       Фицджеральд, Ч.П. «История Китая» / Ч.П. Фицджеральд // Москва. – Центрполиграф. – 2004. - 460 стр.

2.       Коростовец, И.Я. «Китайцы и их цивилизация», 1896 // в кн. «Жизнь и нравы старого Китая». – Смоленск. – Русич. – 2003. - 496 стр.

3.       Макгован, Дж. «Китайцы у себя дома», 1900 // в кн. «Жизнь и нравы старого Китая». – Смоленск. – Русич. – 2003. - 496 стр.

4.       Носовский, Г.В, Фоменко, А.Т. «Пегая орда. История «древнего» Китая» / Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко // Москва. – Астрель. – 2009 - 352 стр.  
5.       История Древнего Востока: Учебник для вузов. 3-е издание. – Москва. - Высшая школа. - 1999 год. - 443 стр.

6.       Лалетин, Д. А, Пархоменко, И. Т, Радугин, А. А. Хрестоматия по культурологии: Учеб. пособие / Д. А. Лалетин, И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин // Москва. – Центр. - 1998. - 592 стр.

7.       Малявин, В. В. Китайская цивилизация / В. В. Малявин // Москва. – Астрель. - 2000 год. - 627 стр.

8.       Мировая история: Школьная энциклопедия / Москва. - Олма-Пресс Образование. - 2003 год. - 320 стр.

 


Информация о работе Культура Древнего Китая: научные открытия, изобретения, религия, культовое искусство